Организационный момент, мотивация к учебной деятельности Цель: определить | Приветственное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. Меня зовут Очирова Нина Эрдниевна, сегодня мы с вами изучим новую тему. Давайте подумаем, на каких языках мы можем еще поприветствовать друг друга? (Калмыцкий - мендют, английский - good morning, фрацузский - бонжур, китайский - ни хао). Все это в переводе означает здравие, и я желаю вам всем здоровья, ребята. А теперь, прошу похлопайте те, - кто хорошо выспался? - кто сегодня позавтракал? - кто любит русский язык и литературу? Теперь, я вижу ваш настрой. Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь день и активно поработать на этом уроке. | Приветствие учащихся. | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Обобщение ранее изученного. Цель: обобщить ранее изученное, мотивировать к познанию нового Актуализация знаний 3. Постановка учебной цели. | Комментированное письмо. Я н…чую (в)старой бесе…ке. Она (за)росла диким в…ноградом. (По)утрам со…нце б…ет скво…ь л…ству. Вор…бьи с уд…влением заглядыва…т (в) бесе…ку. -Спишите, графически объясняя выбор орфограмм. - Ребята, докажите, что данная запись – это текст. Назовите признаки текста. - Выпишите словосочетание: 1 вариант именные, 2 вариант – глагольные - Чем предложение отличается от словосочетания? - Скажите, а без чего предложение не может существовать? (без грамматической основы) - Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Главный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что? - Правильно, это подлежащее. - Назовите грамматическую основу записанных вами предложений. Сформулируйте тему урока. Главные члены предложения. Подлежащее . Запишите число, классная работа и тему урока: «Главные члены предложения. Подлежащее» - Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить? Заполните табличку в опросном листе. ( будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения подлежащего) | Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы, формулируют тему урока. Запись учащимися числа, темы урока Формулируют цель урока | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала). Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний. Физ. минутка | Работа с теоретическим материалом. Исследование. (Стр.23-24) Игра «Ромашка» Какие члены предложения составляют его основу? Как называются остальные члены предложения? Что обозначает подлежащее? Какими частями речи может быть выражено подлежащее? В каком падеже стоит подлежащее? На какие вопросы отвечает сказуемое? Какими частями речи может быть выражено сказуемое? Создадим кластер с ключевым понятием – грамматическая основа ( Заготовки на листе) Работа с текстом в опросном листе. Почему у месяца нет платья (сербская народная сказка) Решил месяц сшить себе платье. Снял с него мерку портной и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье- то узко и коротко. - Видно, я ошибся, - говорит портной. И снова сел за работу. Комментарий -Сколько слов в первом предложении? -Сколько в нем членов предложения? - А во втором предложении? Почему количество слов и членов предложения не совпадает Подчеркните грамматическую основу в предложениях и укажите, какой частью речи выражается подлежащее? - Чем же чаще всего может выражаться подлежащее? Физкультминутка для глаз Закрыть глаза , прилечь на парту и подумать, чем закончилась эта история? | Отвечают на вопросы. Коллективная работа. Создают кластеры в парах, пишут его на доске, коллективно редактируют его выделяют грамматическую основы, обозначают способ выражения подлежащего. Выполняют физкультминутку для глаз | Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений). ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения). Коммуникативные (умение работать в парах) |
Закрепление изученного материала | Правило-помощник: подлежащее найти легче, если к нему поставить вопрос от сказуемого. На экран спроецировано предложение Проводим исследование в парах, а все наблюдения запишем в бортовой журнал Клён намочил дождь Главные члены предложения | | | Вопрос, на который он отвечает | | | Какой частью речи выражается | | | | | | | Проверка в парах. Проверка у доски Самостоятельная работа. Упражнение 356 (выполнение в соответствии с заданием) | Выписывают грамматические основы предложений. Работают в парах, проверяют друг друга. Выполняют самостоятельную работу (356) | Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Рефлексия деятельности. | Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Грамматическая основа – это…. Подлежащее – это …. Подлежащее может быть выражено…… - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. | Продолжают фразу. | УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |