Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языка в 6 классе на тему: «Местоимение»»
Открытый урок по русскому языка в 6 классе на тему: «Местоимение»
Учитель: Маслова Н.А.
Я о себе такого мнения: Огромна роль местоимения! Я делу отдаюсь сполна, Я заменяю имена.
Цели урока: Образовательные:
обобщение и систематизирование знаний по теме: «Местоимение»
контроль и оценка ЗУН по теме: «Местоимение как часть речи»
расширение кругозора учащихся при выполнении заданий
Развивающие:
активизация самостоятельной деятельности
развитие познавательной активности
Воспитательные:
воспитание коммуникативности
привитие культуры общения
воспитание интереса к предмету
Оборудование:
компьютер
мультимедийная приставка
экран
Форма проведения урока:урок-игра. Учащимся заранее даётся задание: разделиться на две команды, выбрать капитана команды и консультанта.
Ход урока
1. Организационный момент. Подготовка к уроку. Слово учителя. Дорогие ребята, урок у нас будет не совсем обычный. Урок – игра. Класс разделён на 2 команды. Команды придумывают названия. За каждый правильный ответ или выполненное задание команда получает жетон. Победитель определяется по большему количеству жетонов. Итак, отправляемся в удивительное путешествие в страну Местоимений. Сегодня вы ещё раз убедитесь, как удивительно интересен русский язык.
2. Повторение и обобщение. Выполнение заданий. (При выполнении заданий конкурса используется компьютерная презентация, в которой даются и задания, и ответы к ним). Учитель: Загадка (Слайд №1)
Предмет увижу, но не назову,
А только на него я укажу,
И будь уверен точно, без сомненья,
Что я то самое --МЕСТОИМЕНИЕ –Почему местоимение имеет такое название? (Местоимение так называется, потому что употребляется вместо имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.) –Чем отличается местоимение от этих частей речи? (Местоимение указывает на предмет, признак, количество, но не называет их.)
Конкурс 1 «Кто быстрее». (Слайд 2 «Разряды местоимений») Задание: За минуту записать все разряды местоимений. Учитель: –С каким первым разрядом мы с вами познакомились? Расскажите, что обозначает личное местоимение, приведите примеры. (Первый разряд – личные местоимения. Личное местоимение указывает на лицо: 1 - я, мы; 2 - ты, вы; 3 – он, она, оно) (Слайд №3) –Как изменяются личные местоимения, какими членами предложения они являются? Ответ подтвердить примерами. (Личные местоимения изменяются по числам и падежам, в 3 лице местоимение он изменяется и по родам. В предложении они являются дополнением и подлежащим).
Конкурс 2«Подумайте». (Слайд 4 «Подумайте». Личные местоимения) Задание: Прочитайте выразительно стихотворение. Найдите личные местоимения, укажите их падеж.
Ты Пустое вы сердечным ты Она, обмолвясь, заменила, И все счастливые мечты В душе влюблённой возбудила.
Пред ней задумчиво стою, Свести очей с неё нет силы; Я говорю ей: «Как вы милы!» И мыслю: «Как тебя люблю!» А.С.Пушкин
Ответ: Ты – И.п. Вы – И.п. Она – И.п.
Пред ней – Т.п. С неё – Р.п. Я, вы – И.п. Ей – Д.п. Тебя – В.п.
Проверка (Слайд №5)
Учитель: Как появились местоимения? Об этом нам расскажет Гулевская Настя в форме сказки. Сказка называется «Злая колдунья».
В далекие времена в одном царстве-государстве жили добрые и веселые люди. Они трудились не покладая рук, поэтому их государство славилось богатством и достатком. А неподалеку от этого царства среди мрачных скал в сырой пещере жила злая колдунья, которую раздражало веселье, трудолюбие и жизнерадостность. Она долго ломала голову над тем, как навредить своим счастливым соседям, чтобы они перестали работать, веселиться и радоваться жизни, и, наконец, придумала страшную месть. Схватила она свой волшебный посох, ударила им три раза о землю и прокричала: - Пусть эти счастливчики забудут свои имена; пусть дети забудут имена родителей, а родители имена детей; пусть они забудут названия всего, что их окружает! Злая колдунья отбросила посох и, со злорадством потирая руки, сказала: - Вот теперь они, не понимая друг друга. Обязательно рассорятся. Придет конец их счастью и радости! И в царстве наступил беспорядок… Люди стали мрачными, раздражительными, грустными. Еще ничего не понимая, они пытались объяснить случившееся, но у них ничего не получалось. Так продолжалось до тех пор, пока жители волшебного государства не догадались, что они забыли свои имена, имена своих детей, близких, названия всего этого, что их окружало. Как вернуть свои имена, как узнать названия предметов и вещей, они не знают. И от этого очень страдали. Но вот однажды в это царство случайно попал добрый мудрец с длинной седой бородой. Люди, удрученные бедой, бросились ему навстречу и, поведав о своем горе, попросили помочь вернуть им былую жизнь, полную радости и веселья. - Хорошо, я помогу вам вернуть имена, но это будет не сразу, - пообещал мудрец. – А пока я даю вам слова вместо названий и имен, которые отобрала злая колдунья. Эти слова будут только указывать на лица или предметы. Используя их, вы сможете разговаривать между собой, понимать друг друга. Например, каждый из вас о себе будет говорить я; если вас будет много, скажете мы, обращаясь к кому-либо, говорите – ты, а к нескольким людям – вы. Рассказывая о ком-то или о чем-то, говорите он, она, оно; если их много – они. А пока прощайте! Я иду к злой колдунье за вашими именами. ( Слайд №6) Мудрец долго искал пещеру лютой ведьмы и, наконец, добрался до ее жилища. Он попросил ведьму вернуть жителям царства их имена. Колдунья согласилась, но с условием, что он отгадает ее хитрые загадки. Она, конечно же, была уверена, что никто никогда не сможет разгадать их. Но он разгадал. - Давайте и мы, ребята попробуем отгадать их вместе с мудрецом!
(7 слайд) Загадки. (Отвечает 2 команда, получает жетон за правильные ответы)
1.Какие местоимения читаются слева направо и справа налево одинаково? (оно,тот)
2. Из кагого указательного местоимения, можно испечь пирог если прибавить 100?(те-сто)
3. Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам? (Я – Мы).
4. Сколько личных местоимений в слове семья (Семь-Я). 5.Какое личное местоимение, если к нему прибавить шипящую согласную и мягкий знак, превратиться в маленького грызуна? (мы-шь) 6. Первый слог – личное местоимение, второй - детская болезнь. Вместе получается слово, обозначающее предмет, который помогает судну удержаться на месте. (Якорь). Учитель: –Какой разряд имеет всего лишь одно местоимение? (Возвратное местоимениесебя) –Что вы знаете об этом местоимении? (Себя указывает на того, о ком говорят. Изменяется по падежам, но не имеет И.п.)
Конкурс 4 «Подумайте». (Слайд 8) Задание: Поставьте возвратное местоимение СЕБЯ в нужном падеже. 1.Вернулся Иван-царевич домой на коне златогривом, привёз отцу своему Жар-птицу, а (…) – невесту, Елену Прекрасную. СЕБЕ – Д.п. 2.Иван-царевич лёг спать, а лягушка прыгнула на крыльцо, сбросила с (…) лягушачью кожу и обернулась Василисой Премудрой, такой красавицей, что и в сказке не расскажешь. СЕБЯ – Р.п. 3. «Сколько ни держать при (…) , - думает царь, - а отдавать надобно: дело неминучее!» СЕБЕ – П.п. 4.- Не за перстнем ты здесь: отдал тебя отец морскому царю. Выйдет морской царь и возьмёт тебя с (…) в подземное царство. СОБОЮ – Т.п.
Проверка (Слайд №9)
Учитель: –Что вы знаете о притяжательных местоимениях? (Притяжательные местоимения указывают на принадлежность, отвечают на вопросы: чей? чья? чьё? чьи?) – Перечислите притяжательные местоимения. (Мой, твой, наш, ваш, её, его, их)
Конкурс 5 «Подумайте». (Слайд 10) Задание: Прочитайте стихотворение, найдите ошибки, замените неправильные формы притяжательных местоимений правильными.
Как-то раз во дворе из собачьей миски Пять чумазых поросят кушали сосиски. Папа к ним подошёл, крикнул возмущённо: «Так съедите вы у пса весь обед евонный!» Закричала хрюшка-мать: «Отойди от будки: Детям надо наполнять ихние желудки». Папа грустно пробурчал в пятачок широкий: «Слушать я уже устал ейные упрёки. Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут, И такая дребедень происходит каждый день». А.Хайт
(евонный – его, ихние – их, ейные – её)
Проверка (Слайд № 11)
Конкурс 6 «Отгадай загадки». Задание: Найти местоимения. Указать разряд. (Слайд 12) 1.Кто ходит ночь и ходит день, Не зная, что такое лень? (Часы) (Кто – вопросительное местоимение) 2.Что возвратить нельзя? (Время) (Что – вопросительное местоимение) 3.Кто без кисти и белил Крыши города белил? (Дед Мороз)(Кто – вопросительное местоимение) 4.Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли, Ели да хвалили? (Картошка )(Что – вопросительное местоимение, мы -личное)
Учитель: –Почему вопросительные местоимения так называются? Какие вопросительные местоимения вы ещё знаете? (Вопросительные местоимения – это вопросы существительного, прилагательного и числительного, употребляются только в вопросительных предложениях.) –С каким разрядом можно перепутать вопросительные местоимения? (Вопросительные местоимения можно перепутать с относительными.) –Чем отличаются относительные местоимения от вопросительных? (Относительные местоимения служат для связи простых предложений в составе сложных. Вопросительные местоимения указывают на вопрос, употребляются только в вопросительных предложениях.) (Слайд 13)(Игра между командами) Задание: Команды должны придумать по 2 предложения с вопросительными местоимениями, а команда соперников перестроить предложения так, чтобы вопросительное местоимение стало относительным. (Читают по очереди, начинают с предложения с вопросительным местоимением.) Например: Кто едет на велосипеде?(Кто – вопросительное местоимение.) Я знаю, кто едет на велосипеде.(Кто – относительное местоимение.)
Учитель: –Какие разряды местоимений образованы от вопросительных? (Неопределённые и отрицательные) –Приведите примеры неопределённых местоимений. С помощью чего они образуются? (Неопределённые местоимения образуются при помощи приставки не -, суффиксов –то, -либо, -нибудь и приставки кое-) –Приведите примеры отрицательных местоимений. С помощью чего они образуются? (Отрицательные местоимения образуются при помощи приставок не- и ни-) Конкурс 8«Подумайте». (Слайд 14) Задание: Прочитайте текст. Найдите отрицательные и неопределённые местоимения. Собрались как-то трое друзей и стали спорить, кто лучше сказку расскажет. Первый начал: - В некотором царстве, в некотором государстве жил Некто. Пошёл он однажды по некоей дороге, нашёл нечто, встретил некоего человека, дал ему некоторую часть от найденного. Что у него осталось? А второй и говорит: - Ну что за сказка? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошёл он по какой-то дороге, нашёл что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А у него что осталось? Третий посмеялся и сказал: - Ни в каком царстве, ни в каком государстве Никто не жил. Никто не шёл, никого не встретил, никомуничего не отдавал. Нечего и спрашивать, сколько у него осталось. Проверка (Слайд№15)(Некотором, некто, некоей, нечто, некоего, некоторую, каком-то, кто-то, что-то, какой-то, кого-то, ни в каком, никто, никого, никому, ничего, нечего)
(Слайд №16)
Учитель: ФИЗМИНУТКА(повторение слитного и раздельного написания):
Слитно – хлопаем; раздельно – приседаем; через дефис – руки вверх.
Некто, кое о чем, кое-чему, кое с кем, что-нибудь, некоторый, чьи-нибудь, кое из кого, не у кого, никому, кое-кому, несколько.Учитель –Назовите указательные местоимения. (Слайд 17) (Тот, этот, такой, таков, этот)
Задание: найдите в тексте указательные местоимения
Кто в марте сеять не начинает, тот о своем добре забывает. Кто весной не пролежит, тот весь год будет сыт. Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит. В этих гнездах птицы введут потомство. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Что посеешь, то и пожнешь. Спрашивать дорогу нужно у того, кто не торопится. Тем, кто дружен, не страшны тревоги. Каков привет, таков ответ.
Проверка (Слайд №18)
Конкурс 9 Задание: Определить значение фразеологизмов. (Слайд 19)
Во всю Ивановскую кричать (громко говорить) Сам не свой (Расстроен, потерял душевное равновесие.)
Сам с усами (Нисколько не хуже других.) Сам по себе (Самостоятельно, без помощи, отдельно.)
На всех парусах(быстро в определенном направлении)
На каждом шагу( часто ) Само собой (Невольно, непроизвольно, без каких-либо усилий)
Попасть в самое яблочко (меткость)
( Слайд №20)Учитель: Игра между командами (домашнее задание: подготовить вопросы команде сопернику)
Учитель: Ребята, вспомним все разряды местоимение( Слайд № 21) 3. Итог урока Учитель: – Игра окончена. (Слайд №22)Подсчитайте, пожалуйста, свои жетоны. Мы от всей души поздравляем команду победителей, настоящих ценителей и знатоков русского языка. ( награждение)
А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться сигнальными карточками.
Рефлексия: (Слайд № 23) 1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных карточек) Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет. 4. Домашнее задание: Подготовиться к контрольному словарному диктанту по разделу: «Местоимение».