- воспитанию активного отношения к приобретаемым умениям на уроке;
метапредметные: создать условия для самостоятельного осмысления учащимися знаний о местоимениях;
– содействовать формированию универсальных учебных действий (УУД):
регулятивных – пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме;
познавательных – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания.
Личностные УУД – создать ситуацию рефлексии для осознания необходимости применять полученные знания в повседневной жизни;
- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы фронтальная и работа в парах.
Методы обучения на уроке:
- наглядные: иллюстрация, демонстрация, наблюдение и др.;
- словесные: объяснение, беседа, иструктаж, лекция и др.;
- работа сучебником: чтение.
А также использовано: дидактический материал и оборудование
В.П.Канакина В.Г.Горецкий. Русский язык. 4 класс;
Информационные методы :
- слайд – презентация.
- компьютерная поддержка урока осуществляется с помощью программы Power Point,которая позволяет осуществлять наглядную демонстрацию материала. Слайд – презентация. Во время урока используются ИКТ, проблемное обучение, а также здоровьесберегающая - физкультминутка.
Методы психологии:
- развитие мыслительных операций: анализ, синтез, классификация
Структура урока
Соответствие урока требованиям ФГОС:
Ориентация на новые образовательные результаты
Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
предметные:
совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи;
закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;
совершенствовать навык правописания местоимений с предлогами;
метапредметные:
принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя;
учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу; ориентация в нравственном содержании.
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
- определяет цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- производит самоконтроль, самооценку.
Познавательные:
- делать выводы о результате совместной работы класса и учителя;
- умение работать с текстом;
- умение выделять существенное.
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- построение речевых высказываний.
Личностные:
- умение оценить ответы одноклассников и оценить их.
На уроке ведётся как фронтальная, парная, групповая, так и индивидуальная работа – чтобы каждый ученик работал индивидуально, что способствует большому накоплению оценок.
Для увеличения учебной инициативы детей и усиления воздействия на их интеллект минутка чистописания и словарно-орфографическая работа проводится по системе Г.А.Бакулиной, что также способствует расширению кругозора учащихся и готовит их к выполнению олимпиадных заданий.
В ходе создания урока использовались следующие программные средства:
Microsoft Word – набор и редактирование текста,
Microsoft Power Point – создание и компоновка презентации.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Вид контроля: фронтальный, самоконтроль.
Ход урока
I. Организационный момент
Цель: осуществить межличностный контакт; создать комфортную психологическую атмосферу урока, настроить детей на веру в себя, свои знания и умения.
1. Психологический настрой к уроку
- Самое удивительное явление в мире это человеческая доброта. Подарим улыбки друг другу. Передайте своё хорошее настроение. Подарим улыбки гостям.
- Сегодня у нас необычный урок,
На нём подведём мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе – вы и я!
Начинается наш урок, день у нас солнечный, весенний, красивый.
И мы хотим узнать как ваши дела?
Как живешь - вот так
Как идешь, как бежишь, ночью спишь, как берешь, как даешь, как молчишь, а сидишь.
Работаем под девизом «Хочу все знать»!
II. Самоопределение к деятельности.
- А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
(Учитель читает стихотворение)
- Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него, как не крутись,
В речи нам не обойтись!
- Ребята, вы догадались о чём идёт речь?
Дети: - Это местоимения!
- Верно, это наши друзья местоимения.
Тема урока:
III. Актуализация знаний.
- Сегодня, мы отправимся в гости к местоимениям. Туда приглашают только тех, кто хорошо знаком с этой частью речи. Вы уверены в своих силах? Тогда вперёд!
Задачи на уроке:
Ответы детей:- Я повторю, что такое местоимение …
- Я повторю, что местоимение имеет лицо и число…
- Я повторю, что местоимение может заменить имя существительное…
- А я повторю, как пишется местоимение с предлогами…
Ответы детей:- Мне пригодится знание местоимений для того, чтобы я был грамотным, когда вырасту.
- Мне пригодится знание местоимений, чтобы моя речь была интересной, разной.
- Какие вы у меня молодцы, ребята. Действительно, местоимения нам в жизни пригодятся.
- Теперь давайте посмотрим, что у вас лежит на парте.
- Чтобы оценить свой успех на уроке у вас у каждого лежит «Оценочный лист».
- Открываем тетради, запишите число и классная работа.
(Дети записывают число и классная работа в свои тетрадочки)
- Ну, а теперь местоимения открывают свои врата и приглашают к себе в гости, где приготовили для вас много заданий и сюрпризов.
- Я предлагаю вам выписать только местоимения к себе в тетрадь. Красиво и аккуратно!
- Следим за своей посадкой.
(Дети самостоятельно выписывают местоимения к себе в тетрадь.)
- А теперь поменяйтесь тетрадочками и проверьте своего соседа, правильно ли он справился с заданием.
Сосчитайте количество правильно выписанных местоимений, все выписаны местоимения правильно – 5 баллов (по количеству правильно записанных местоимений), поставьте на полях количество баллов заработанные соседом по парте. Тетрадь верните соседу и количество заработанных баллов выставьте в оценочный лист под номером один.
- Ребята, назовите мне части речи, которые вам встретились?
Дети: - Предлоги: В, НА, ПОД.
Д.- Союзы: А, НО.
Д.- НОС, что? НОС – это существительное.
Д. – Личные местоимения: Я, ОН, ТЫ, НАС, МНЕ, ВЫ.
- Вы замечательно справились с заданием, нашли все местоимения, им не удалось вас обхитрить.
- А кто мне скажет, что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Дети: - Повторили части речи.
Дети: - Смогли среди частей речи найти личные местоимения.
- Молодцы.
- Вот мы и в гостях у местоимений. А местоимения, как вы заметили народ весёлый, озорной.
- Давайте посмотрим, какое следующее задание они вам приготовили…
2. Словарный диктант.
- Вот и следующее задание подготовили для вас местоимение…
- Откройте орфографический словарик и выпишите словарные слова (по 2 слова), которые можно заменить местоимениями ОН, ОНО, ОНА?
1-й ряд местоимение – ОН (по 2 слов – любых)
2-й ряд местоимение – ОНО (по 2 слов – любых)
3- ряд местоимение – ОНА (по 2 слов – любых)
- Кто первый из ряда справился, идёт к доске и записывает свои 2 слова на доске.
(Дети самостоятельно выписывают слова из словаря. Первый, кто написал бежит к доске и выписывает свои найденные слова на неё.)
ОН ОНО ОНА
агроном богатство заря
восток животное посуда
- Проверьте, ребята грамотное написание слов и правильность выполнения задания.
(Ученик зачитывает свои слова и объясняет, почему он их выбрал.)
Дети: - Например: агроном – он, мой, существительное относится к мужскому роду, значит, его можно заменить местоимением ОН. И так проговаривают каждое слово… Богатство – оно, моё; относится к среднему роду, значит, могу заменить его местоимением ОНО и т.д…Заря – она, моя; существительное женского рода, значит, можно заменить местоимением ОНА и т.д…
- У кого из ряда есть другие слова?
- Проверьте, ребята, сами себя и оцените. Количество полученных баллов запишите в оценочный лист.
- Сосчитайте правильное количество подобранных слов к данному местоимению, за каждое слово вы получаете 1 балл. Максимальное количество баллов за это задание – 2 баллов.
- Что мы с вами повторили, выполнив это задание?
Дети: - Можно заменять имена существительные местоимениями, подходящими по роду.
- Правильно.
Работа в группе
3. Домики
- Посмотрите, ребята, местоимения выстроили для себя новый дом, а как заселиться в него не знают.
- Ваша задача сейчас будет поработать группой по 4 человека. Надо расселить правильно по своим квартирам местоимения.
- Что мы с вами повторили, выполняя это задание?
Дети: - Повторили, какое местоимение, к какому лицу и числу относится.
V. Физкультминутка
Скажите мне, а что вы знаете о местоимениях 3-го лица?
Дети: - Изменяются по числам.
Дети: - Когда появляется рядом с местоимением 3-го лица предлог, то надо начинать писать его с согласной «Н».
- Сейчас вы поработаете редакторами. Кто такой редактор?
Дети: - Человек, занимающийся исправлением ошибок в тексте, который собираются выпустить в печать.
- Вы правы.
- Где я могу посмотреть объяснение слова?
Дети: - В толковом словаре Ожегова.
-Да, действительно, Ожегов объясняет: «РЕДАКТОР – человек, который редактирует что-нибудь. Специалист по редактированию. А редактирование – это проверять и исправлять текст при подготовке к печати».
- Вот текст, который надо отредактировать.
VI. Работа по учебнику
Упражнение 130 стр.62
Упражнение 133 стр.63
Оценочный лист
- Подвиньте к себе оценочный лист. У нас с вами остался последний 6-й пункт нашей таблички (Оценка моего успеха на уроке). Прочитайте критерии оценивания этого пункта и оцените себя.
- А теперь сосчитайте общее количество баллов за урок. По критерию отметки за урок поставьте себе отметку за урок.
Проверка баллов у учащихся.
- Встаньте те, кто получил за урок от 17 до 25 баллов?
- Молодцы. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
- А теперь встаньте те, кто набрал за урок от 13 до 17 баллов?
- Хорошо. Вы тоже сегодня поработали хорошо. Садитесь.
- Встаньте те, ребята, кто набрал за весь урок от 10 и ниже баллов.
Дети поднимаются со своих мест.
- Тоже не плохо.
VI. Рефлексия:
- А теперь давайте проверим ваше настроение после урока.
- Поднимите, руку у кого всё получилось и он уходит с урока в хорошем настроении?
Дети поднимают руки…
- Поднимите руку те, у кого не всё получилось и он немного грустен от этого?
Дети поднимают руку.
- Я очень рада за вас всех. Вы сегодня все молодцы. Хорошо работали, ну, а если у кого-то что-то не вышло – не отчаивайтесь, мы обязательно доработаем все ваши недочёты.
VII. Итог урока.
- Нам предстоит выполнить еще много заданий. Но сегодня мы выполнили все, хорошо потрудились и теперь нас окружает множество прекрасных цветов, которые требуют к себе бережного отношения.
- А что помогло нам создать такую поляну? /знания, дружная работа/
- Какая задача стояла на уроке? /совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи /
- А где пригодятся вам эти знания?
- Чему еще предстоит нам научиться??
VIII. Домашнее задание.
- Я сегодня хочу задать вам необычное задание: найти и записать в тетрадь пословицы и поговорки (5 штук), в которых есть местоимения. Постараться объяснить их смысл.