Тема: Склонение личных местоимений
Класс: 4 («Планета знаний»)
Учитель: Школьникова В.А.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-диалог.
Цели:
Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;
Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;
Воспитательная: привитие интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: тетради, таблица «Личные местоимения», запись на доске, карточки для самостоятельной работы, фишки красного, жёлтого и зелёного цветов.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.
Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология проблемно-диалогического обучения.
Содержание урока:
Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Самоопределение к деятельности. | Создание ситуации успеха 1 мин | Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте, Всё ль в порядке: Книги, ручки и тетрадки? Слайд 1. | Самопроверка Записывают число, классная работа |
Чистописание | Формирование каллиграфии 5 мин | Произносите не вдруг вы Это слово - эту букву! О себе рассказ начнёте, Вот ее и назовёте! (Я) Слайд 2. - Что за буква? Какие звуки обозначает? Когда? - Что за слово? На что указывает? Слайд 3. | Я – местоимение Письмо в тетради |
Актуализация знаний | Мотивация 2-3 мин | Про какие местоимения мы говорили на прошлом уроке? Назовите личные местоимения ед. ч, мн. ч. - Вместо какого имени употребляются личные местоимения - Давайте, сравним две эти части речи. Слайд 4 Имя сущест-вительное | Местоимение | 1.Часть речи | 1.Часть речи | 2.Обозначает предмет | 2.Указывает на предмет | 3.Отвечает на вопросы кто?, что? | 3.Отвечает на вопросы кто?, что? | 4.Изменяется по числам | 4.Изменяется по числам | 5.Имеет род. | 5.Имеет род только в 3 лице, ед. числе. |
| Про личные местоимения 2 ученика записывают на доске Я, ты, он, она, оно Мы, вы, они Имени существительного Находят сходство и различие |
Постановка учебной задачи и решение проблемы. | Создание проблемной ситуации 4 мин | Пока мы вспоминали местоимения нам принесли письмо. Девочка летом жила в деревне и написала подруге письмо. Но так торопилась, что некоторые местоимения не написала. Попробуйте восстановить письмо. Слайд 5. Летом (кто?) … жила в деревне. Там (у кого?) … было много подруг. (Кому?) … жилось очень хорошо. Подруги (кого?) … любили. Только один раз (с кем?) … поссорилась Лена Огонькова. Получилось восстановить текст? Почему? Допишите местоимения . Жила (кто?) я. Было (у кого?) у меня. Жилось (кому?) мне. Любили (кого?) меня. Поссорились (с кем?) со мной. Слайд 6 -Что мы сейчас с вами делали? - Запишите падежи на полях. Какого падежа не хватает? - Добавьте недостающий падеж. А как называется изменение по падежам? Сформулируйте тему и цели урока. Слайд 7 | Работа в группах Не получилось. Не хватает знаний. Мы этого ещё не изучали Изменяли местоимения по вопросам, по падежам. Предложного. Склонение. Тема: Склонение личных местоимений. Цель: изменять местоимения по падежам |
«Открытие» нового знания | Исследование 6-7 мин | Стихотворение Я талантлив от рождения! Не дурак и не простак! И мое местоимение Все вокруг склоняют так, Перво-наперво решительно Скажет вам семья моя, Что, конечно, Именительный – Это Я и только Я! Мать склонилась умилительно, А за ней и вся родня. И не зря. Падеж Родительный Для кого? А для Меня; Все заботятся старательно И заслуженно вполне И дают подарки. Дательный – Это значит – только Мне! Не смотрите подозрительно, У меня родня – броня! И запомните: Винительный Не касается Меня! Жизнь легка и упоительна За родительской спиной!.. Нет, друзья, падеж Творительный Сотворен совсем не Мной! Ждете, видимо, Предложного? Новых данных обо Мне? Не просите невозможного, Хватит с вас и так вполне. (М. Раскатов.) Слайд 8. Что изменяется у местоимения? | Вставляют местоимения Отвечают хором Вывод: изменяется вся основа |
Физминутка | 1 мин | Я иду и ты идёшь – 1,2,3. Я пою и ты поёшь -1, 2,3. Мы идём и мы поём – 1, 2, 3. Очень дружно мы живём- 2, 3. Слайд 9 | Шагают Хлопают Прыгают Шагают Хлопают |
Применение нового знания и первичное закрепление | Применение открытого знания в практической деятельности. 7-8 мин | Работа в рабочей тетради на стр. 11, № 8 | Работа в тетради на печатной основе |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Применение нового способа действия, рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. 4-5 мин | Написать местоимение в нужном падеже Я – Д.п. Ты – Т.п. У (ОН) Р.п. НАД (ОНА) Т.п. К (ОН) Д.п. ЗА (ТЫ) Т.п. О (ОНА) П.п. Ты – Р.п. Выставление оценок Слайд 10 | Работа по карточкам Самопроверка, самооценка Мне Тобой У него Над ней К нему За тобой О ней Тебя Критерии оценивания: «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3 ошибки |
Включение в систему знаний и повторение | Применение нового знания 3 мин | На доске устно (фронтальная работа) Местоимения, данные в скобках, употребите в нужной форме. 1) Приплыла к (он) рыбка, спросила: «Чего (ты) надобно старче?» 2) Воротился старик ко старухе, Рассказал (она) великое чудо. 3) Не посмел я взять с (она) выкуп, Так пустил (она) в синее море. 4) Не сумел ты взять выкупа с рыбки, Хоть бы взял ты с (она) корыто. 5) На (он) прикрикнула старуха, На конюшню служить (он) послала. Слайд 11 Что заметили, изменяя местоимения по падежам? | к нему тебе ей с неё её с неё на него его Вывод: у местоимений 3 лица с предлогом появляется впереди н- |
Домашнее задание | 1 мин | Р.т. стр. 11, составить 5-6 предложений с местоимениями. Слайд 12 | |
Рефлексия | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. 2 мин | -С какой конкретной задачей столкнулись? - Решили ли учебную задачу? Как вы думаете, осталось ли что-то, что нужно выяснить на следующих уроках? Понравился вам урок? Слайд 13 Возьмите карточки настроений, определите свое настроение в конце урока. - Поднимите зелёные фишки, кто доволен своей работой на уроке. - Жёлтые фишки, кто не совсем доволен и мог бы работать лучше. - Красные фишки, кто не доволен. Молодцы. Спасибо за урок! Слайд 14 | Определять падеж местоимений Оценка своего настроения |
Приложение.
1. Восстановите письмо. Допишите местоимения.
Летом (кто?) … жила в деревне. Там (у кого?) … было много подруг. (Кому?) … жилось очень хорошо. Подруги (кого?) … любили. Только один раз (с кем?) … поссорилась Лена Огонькова.
Допишите к глаголам местоимения. Определите падеж.
Жила (кто?) …
Было (у кого?) …
Жилось (кому?) …
Любили (кого?) …
Поссорились (с кем?) …
2. Напишите местоимения в нужном падеже.
Я – Д.п.
Ты – Т.п.
У (ОН) Р.п.
НАД (ОНА) Т.п.
К (ОН) Д.п.
ЗА (ТЫ) Т.п.
О (ОНА) П.п.
Ты – Р.п.
Оцените себя:
«5» - нет ошибок
«4» - 1-2 ошибки
«3» - 3 ошибки