Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат, карта сказочной страны "Предложение". Цели урока: отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо; развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление; прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу; Ход урока Актуализация знаний учащихся. I. Вступительное слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране даны словосочетания и предложения). • Золотая осень. • Шуршащий ковер. • Под ногами пестреет шуршащий ковер. • Листья разноцветные. • Наступила золотая осень. • Разноцветные листья ложатся под ноги. Нужно распределить словосочетания в одну колонку, предложения – в другую. Записать в тетрадь Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово. Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? II. Изучение новой темы. Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в сапогах-скороходах в сказочное королевство Предложение. Наши сапоги-скороходы отправляются в путь (на экране появляется идущие сапоги, под негромкую музыку). Пока мы идем в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. В прекрасном царстве и русском государстве жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил мантию из существительного или местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. (на экране слайд Короля и Королевы в костюмах). Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство Предложение и первая остановка в нем "зал заседаний», в котором решаются важные государственные вопросы. 1. Работа с текстом, записанным на доске. Я н…чую в стар…й бесе…ке. Она заросла диким виноградом. (По) утрам со(л,лн)це б…ет скво(зь,сь) листву. Два воробья с удивлением загл…дывают в бесе…ку. Их привл…кают часы. Они тикают на столе. (К.Паустовский) - Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? - Какова тема этого текста? - Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. - Найдите главные члены предложения и подчеркните их. Какими частями речи они выражены? - Что обозначает подлежащее? Чем оно выражено? - Что обозначает сказуемое? Чем выражено? III. Физкульминутка. Существительное встаем, а глагол садимся Бежать, осень, памятник, живут, смотрю, снежинки, печь!, лежать, стол, мыться, глагол, существительное, веселиться, хохотать, хохотушка, садитесь! IV. А теперь перейдем в зал игровой. Будем искать королеву и короля. Чтение текста Паустовского. Выделить грамматические основы. Текст на экране и распечатан. Задание выполняется устно. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю… Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства. (К. Паустовский). Вы должны правильно определить главные члены предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения. Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам? V. Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки) В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте учебники, найдите параграф 32, упражнение 157. Из данного текста выпишите только грамматические основы, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения. Ребята, наше путешествие продолжается. Мы находимся в зале, где любит прятаться король, это его личный кабинет. Давайте попробуем его отыскать. (подлежащее). 1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку. Она вытащила из-под снега охапку хвороста. Сырой туман висел над рекой. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением. Они вывели бычка на улицу. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем. Она босиком побежит по свежей траве. VI. Закрепление материала. Учитель: Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия королевства Предложение. Но вот беда! За время путешествия прошел дождь, и образовались лужи, вся дорога размылась, и чтобы построить дорогу, необходимо выстроить плитами - правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на плитках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, берут плитки, читают вопрос и отвечают на него. Плитка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный. Вопросы: Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения? Какими частями речи выражены главные члены предложения? Определите главные члены предложения. В темном лесу хлопочут с утра до вечера белки. VII. Вывод. Учитель: Дорогу мы с вами выложили, теперь можно отправляться назад в страну "Переменка". Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, мы его продолжим на следующих уроках. Что на уроке вы сегодня узнали? Что особенно показалось интересным? Домашнее задание: Подведение итогов. Комментирование оценок. Активные учащиеся получают медали "Лучший знаток королевства Предложение". |