kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок русского языка "Главные члены предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Главные члены предложения" Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат, карта сказочной страны "Предложение". Цели урока: • отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо; • развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление; • прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу; Ход урока Актуализация знаний учащихся. I. Вступительное слово учителя. Ребята, на прошлом уроке мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране даны словосочетания и предложения). • Золотая осень. • Шуршащий ковер. • Под ногами пестреет шуршащий ковер. • Листья разноцветные. • Наступила золотая осень. • Разноцветные листья ложатся под ноги. Нужно распределить словосочетания в одну колонку, предложения – в другую. Записать в тетрадь Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово. Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? II. Изучение новой темы. Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в сапогах-скороходах в сказочное королевство Предложение. Наши сапоги-скороходы отправляются в путь (на экране появляется идущие сапоги, под негромкую музыку). Пока мы идем в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. В прекрасном царстве и русском государстве жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил мантию из существительного или местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. (на экране слайд Короля и Королевы в костюмах). Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство Предложение и первая остановка в нем "зал заседаний», в котором решаются важные государственные вопросы. 1. Работа с текстом, записанным на доске. Я н…чую в стар…й бесе…ке. Она заросла диким виноградом. (По) утрам со(л,лн)це б…ет скво(зь,сь) листву. Два воробья с удивлением загл…дывают в бесе…ку. Их привл…кают часы. Они тикают на столе. (К.Паустовский) - Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему? - Какова тема этого текста? - Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. - Найдите главные члены предложения и подчеркните их. Какими частями речи они выражены? - Что обозначает подлежащее? Чем оно выражено? - Что обозначает сказуемое? Чем выражено? III. Физкульминутка. Существительное встаем, а глагол садимся Бежать, осень, памятник, живут, смотрю, снежинки, печь!, лежать, стол, мыться, глагол, существительное, веселиться, хохотать, хохотушка, садитесь! IV. А теперь перейдем в зал игровой. Будем искать королеву и короля. Чтение текста Паустовского. Выделить грамматические основы. Текст на экране и распечатан. Задание выполняется устно. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю… Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства. (К. Паустовский). Вы должны правильно определить главные члены предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения. Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам? V. Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки) В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте учебники, найдите параграф 32, упражнение 157. Из данного текста выпишите только грамматические основы, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения. Ребята, наше путешествие продолжается. Мы находимся в зале, где любит прятаться король, это его личный кабинет. Давайте попробуем его отыскать. (подлежащее). 1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным. 1. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку. 2. Она вытащила из-под снега охапку хвороста. 3. Сырой туман висел над рекой. 2. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением. 1. Они вывели бычка на улицу. 2. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем. 3. Она босиком побежит по свежей траве. VI. Закрепление материала. Учитель: Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия королевства Предложение. Но вот беда! За время путешествия прошел дождь, и образовались лужи, вся дорога размылась, и чтобы построить дорогу, необходимо выстроить плитами - правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на плитках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, берут плитки, читают вопрос и отвечают на него. Плитка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный. Вопросы: 1. Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите. 2. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения? 3. Какими частями речи выражены главные члены предложения? 4. Определите главные члены предложения. В темном лесу хлопочут с утра до вечера белки. VII. Вывод. Учитель: Дорогу мы с вами выложили, теперь можно отправляться назад в страну "Переменка". Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, мы его продолжим на следующих уроках. Что на уроке вы сегодня узнали? Что особенно показалось интересным? Домашнее задание: Подведение итогов. Комментирование оценок. Активные учащиеся получают медали "Лучший знаток королевства Предложение".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5»

Открытый урок русского языка в 5-м классе по теме "Главные члены предложения"



Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал, плакат,   карта сказочной страны "Предложение".

Цели урока:

  • отработать алгоритм нахождения сказуемого и подлежащего в предложении, формирование навыков постановки вопросов к главным членам предложения, формирование умения графически обозначать главные члены в предложении, вырабатывать грамотное письмо;

  • развивать творчество учащихся по предмету, развивать мышление;

  • прививать любовь к русскому языку, воспитывать толерантное отношение друг к другу;

Ход урока

Актуализация знаний учащихся.

I.                   Вступительное слово учителя.

Ребята, на прошлом уроке мы изучали словосочетание. Внимательно посмотрите на экран (на экране  даны словосочетания и  предложения).

•         Золотая осень.

•         Шуршащий ковер.

•         Под ногами пестреет шуршащий ковер.

•         Листья разноцветные.

•         Наступила золотая осень.

•         Разноцветные листья ложатся под ноги.

Нужно распределить словосочетания в одну колонку, предложения – в другую. Записать в тетрадь

 Как вы определили, что это словосочетания? Определите в данных словосочетаниях главное и зависимое слово.

Что записано во второй колонке? Как вы определили, что это предложения? Запишите предложения в тетрадь, обозначьте грамматическую основу. Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

II.                Изучение новой темы.

Учитель: Сегодня, ребята, мы отправимся в путешествие в сапогах-скороходах в сказочное королевство Предложение. Наши сапоги-скороходы отправляются в путь (на экране появляется идущие сапоги, под негромкую музыку). Пока мы идем в сказочное королевство, я расскажу вам сказку. В прекрасном царстве и русском государстве жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга и очень редко они расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы Кто? Что? А Королева была ужасной болтушкой и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что делают? Каков? И одевались они тоже по-разному. Король любил мантию из существительного или местоимения, Королева чаще всего бывала в платье из глагола. (на экране слайд Короля и Королевы в костюмах). Вот мы с вами и прилетели в сказочное королевство Предложение и первая остановка в нем "зал заседаний», в котором решаются важные государственные вопросы.

1. Работа с текстом, записанным на доске.

Я н…чую в стар…й бесе…ке. Она заросла диким виноградом. (По) утрам со(л,лн)це б…ет скво(зь,сь) листву. Два воробья с удивлением загл…дывают в бесе…ку. Их привл…кают часы. Они тикают на столе. (К.Паустовский)

- Можно ли назвать эти предложения текстом? Почему?

- Какова тема этого текста?

- Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

- Найдите главные члены предложения и подчеркните их. Какими частями речи они выражены?

- Что обозначает подлежащее? Чем оно выражено?

- Что обозначает сказуемое? Чем выражено?

III.           Физкульминутка.

Существительное встаем, а глагол садимся

Бежать, осень, памятник, живут, смотрю, снежинки, печь!, лежать, стол, мыться, глагол, существительное, веселиться, хохотать, хохотушка, садитесь!

IV.             А теперь перейдем в зал игровойБудем искать королеву и короля. Чтение текста Паустовского.

Выделить грамматические основы. Текст на экране и распечатан. Задание выполняется устно.

Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю… Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства. (К. Паустовский).

Вы должны правильно определить  главные  члены предложения, графически их обозначить и указать, какой частью речи выражены главные члены предложения. Ребята, какие наряды вы помогли сшить храбрым портняжкам?

 

V.                 Наше путешествие продолжается, мы добрались до королевского Дома книги. (Учитель на карте показывает остановки) В этом доме огромное количество книг и учебников, есть и тот по которому мы занимаемся. Заглянем в Дом книги, найдем на книжной полке учебник русского языка для 5 класса. Откройте учебники, найдите  параграф 32, упражнение 157. Из данного текста выпишите только грамматические основы, определите, какими частями речи выражены главные члены предложения.

Ребята, наше путешествие продолжается. Мы находимся в зале, где любит прятаться король, это его личный кабинет. Давайте попробуем его отыскать. (подлежащее).

1. Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным.

  1. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.

  2. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.

  3. Сырой туман висел над рекой.

  1. Найдите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.

  1. Они вывели бычка на улицу.

  2. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.

  3. Она босиком побежит по свежей траве. 

VI.              Закрепление материала.

Учитель: Ребята, пришло время возвращаться из сказочного путешествия королевства Предложение. Но вот беда! За время путешествия прошел дождь, и образовались лужи, вся дорога размылась, и чтобы построить дорогу, необходимо выстроить плитами - правильными ответами на вопросы, которые скрываются на заплатках. Вопросы заранее записываются на плитках, которые крепятся магнитом к доске Ученики поочередно выходят к доске, берут плитки, читают вопрос и отвечают на него. Плитка прикрепляется на место в том случае, если ответ дан правильный.

Вопросы:

  1. Может ли существовать предложение без главных членов предложения? Ответ докажите.

  2. На какие вопросы отвечают чаще всего главные члены предложения?

  3. Какими частями речи выражены главные члены предложения?

  4. Определите главные члены предложения. В темном лесу хлопочут с утра до вечера белки.

VII. Вывод.

Учитель: Дорогу мы с вами выложили, теперь можно отправляться назад в страну "Переменка". Урок наш закончился, но не закончилось путешествие в сказочное королевство Предложение, мы его продолжим на следующих уроках.

Что на уроке вы сегодня узнали? Что особенно показалось интересным?

Домашнее задание:

Подведение итогов.

Комментирование оценок.

Активные учащиеся получают медали "Лучший знаток королевства Предложение".



Просмотр содержимого презентации
«Главные члены предложения»

Подготовила учитель русского языка И литературы МБОУ «Атлашевская СОШ» Чебоксарского района ЧР Филиппова Антонина Вячеславовна

Подготовила учитель русского языка

И литературы

МБОУ «Атлашевская СОШ» Чебоксарского района ЧР

Филиппова Антонина Вячеславовна

Распределите в две колонки  словосочетания и предложения

Распределите в две колонки словосочетания и предложения

  • Золотая осень
  • Шуршащий ковер
  • Под ногами пестреет шуршащий ковер
  • Разноцветные листья
  • Наступила золотая осень
  • Разноцветные листья ложатся под ноги
Колонка: словосочетания

Колонка: словосочетания

  • Золотая осень
  • Шуршащий ковер
  • Листья разноцветные
Колонка: предложения

Колонка: предложения

  • Под ногами пестреет шуршащий ковер.
  • Наступила золотая осень.
  • Разноцветные листья ложатся под ноги.
Королевство «Предложение»

Королевство «Предложение»

Королева Сказуемое и Король Подлежащее КОРОЛЬ (Кто? Что?) КОРОЛЕВА (Что делают? Что делает? Каков?) Платье из глагола (прилагательного) Мантия из существительного

Королева Сказуемое и Король Подлежащее

КОРОЛЬ (Кто? Что?)

КОРОЛЕВА (Что делают? Что делает? Каков?)

Платье из глагола (прилагательного)

Мантия из существительного

Зал заседаний Я н…чую в стар…й беседке. Она заросла диким виноградом. (По) утрам со(л,лн)це б…ет скво(зь,сь) листву. Два воробья с удивлением загл…дывают в бесе…ку. Их привл…кают часы. Они тикают на столе.  (К. Паустовский)

Зал заседаний

  • Я н…чую в стар…й беседке. Она заросла диким виноградом. (По) утрам со(л,лн)це б…ет скво(зь,сь) листву. Два воробья с удивлением загл…дывают в бесе…ку. Их привл…кают часы. Они тикают на столе.

(К. Паустовский)

Физкультминутка   Если вы слышите СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ встаем, Если ГЛАГОЛ идем, Если ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ садимся….

Физкультминутка

Если вы слышите СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ встаем,

Если ГЛАГОЛ идем,

Если ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ садимся….

Зал игровой «Найди короля и королеву»

Зал игровой «Найди короля и королеву»

  • Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую землю. Часто осенью я пристально следил за падающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю…Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства.
  • (К.Паустовский)
Королевский дом Книги

Королевский дом Книги

  • Работа с учебником. Изучаем параграф.
Кабинет короля

Кабинет короля

  • Укажите предложения, в которых подлежащее выражено именем существительным
  • 1. Валентинка вспомнила сказку про Ивашечку.
  • 2. Она вытащила из-под снега охапку хвороста.
  • 3. Сырой туман висел над рекой.
Кабинет короля

Кабинет короля

  • Укажите предложения, в которых подлежащее выражено местоимением.
  • 1. Они вывели бычка на улицу.
  • 2. Синие лужи ослепительно сверкали под солнцем.
  • 3. Она босиком побежит по свежей траве.
Закрепление материала

Закрепление материала

Вывод

Вывод

  • 1. Что нового узнали?
  • 2. Что особенно показалось интересным?
Награждение победителей медалями «Лучший знаток королевства Предложение»
  • Награждение победителей медалями «Лучший знаток королевства Предложение»
СПАСИБО ЗА УРОК!!!!

СПАСИБО ЗА УРОК!!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок русского языка "Главные члены предложения"

Автор: Филиппова Антонина Вячеславовна

Дата: 26.03.2015

Номер свидетельства: 191858

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Конспект урока русского языка "Главные члены предложения" в 3 классе"
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "262565"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449382955"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) ""Конспект урока" Русский язык Главные члены предложения, второстепенные члены предложения"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "257760"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448381635"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Урок русского языка "Главные члены предложения.""
    ["seo_title"] => string(54) "urok_russkogho_iazyka_glavnyie_chlieny_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "367233"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1481188002"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "конспект урока русского языка "Главные члены предложения" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-glavnyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "117938"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412961162"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока русского языка "Главные члены предложения""
    ["seo_title"] => string(59) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_glavnye_chleny_predlozheniia"
    ["file_id"] => string(6) "491044"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544970587"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства