Тема: «Синтаксис. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания».
Автор: преподаватель русского языка и литературы Рутц Светлана Александровна.
Продолжительность урока: 1 час 20минут
Тема занятия: «Синтаксис. Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания.
Цель занятия: обеспечить в ходе урока усвоение теоретических знаний по теме; формировать умение находить словосочетание
Задачи:
Обучающая: помочь овладеть знаниями о словосочетании, его строении и значении
Воспитательная: воспитание коллективизма;
Развивающая: развивать навык лингвистического анализа.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся должны понимать: виды подчинительной связи, смысловые отношения между словами в словосочетании
Учащиеся должны иметь ценностные установки: готовность к взаимопомощи
Учащиеся должны уметь: выделять словосочетания из предложений
Межпредметная связь: русская литература
Ход урока
1.Организационный момент. 1-2 минуты
Начать сегодняшний урок мне бы хотелось с совета или пожелания, который даёт казахский поэт,философ, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы.
«Крепко запоминай то, что ново для тебя, тогда появится стремление к поискам, любовь к науке, память хорошо усвоит и запечатлеет в себе то, что ты видел и слышал».
Кто автор этих строк? (Портрет Абая, флипчарт №1)
2.Сообщение темы, цели урока. (Флипчарт №2) 3-4 минуты
Сегодня на уроке мы начинаем повторение нового раздела языкознания. Какой это раздел вы сможете узнать, выполнив задание: определите звук по характеристике, обозначьте буквой, составьте из букв слово.
Согласный, глухой, мягкий, щелевой, переднеязычный, парный [з] – [с]
Согласный, звонкий, твёрдый, сонорный, смычно-проходной, носовой –[н]
Согласный, глухой, твёрдый, смычный, передне-язычный, парный [д] - [т]
Согласный, глухой, твёрдый, смычный, задне-язычный, парный [г]- [к]
Гласный, нелабиализованный, верхний ряд, передний подъём -[и]
Итак, мы начинаем повторение раздела « Синтаксис», который изучает строение словосочетаний и предложений. Тема урока «Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетания».
3.Подготовка к усвоению новых знаний. (Флипчарт №3) 5-7 минут
Распределить определения по столбикам таблицы: словосочетание, сочинение, подчинение, простые и сложные словосочетания, согласование, управление, примыкание, словосочетания именные, наречные, глагольные; словосочетания определительные, объектные, обстоятельственные.
4.Усвоение нового материала. 30 минут
4.1Типы синтаксической связи. Словосочетание. (Флипчарт №4)
Перепишите предложение, вставив пропущенные буквы и знаки препинания. (Флипчарт №4)
Если вы удачно выб…р…те труд и влож…те в него всю свою душу то счастье само вас отыщ…т.
-
Объясните постановку знаков препинания и орфограммы.
-
Выпишите из предложения все словосочетания.
Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет.
Удачно выберете
Выберете труд
Вложите душу
Вложите в него
Всю душу
Свою душу
Само счастье
Отыщет вас
Записать предложение с комментированием, словосочетания выписать самостоятельно, сделать самопроверку.
Почему не являются словосочетаниями сочетания слов:
-
Вы выберете
-
Выберете и вложите
-
Счастье отыщет
-
В него
К словосочетаниям не относятся:
-
Грамматическая основа предложения
-
Однородные члены предложения
-
Сочетания знаменательного и служебного слова
Как связаны слова «выберете и вложите»? (при помощи сочинительного союза и ) Есть ли в этом сочетании главное и зависимое слово? Значит эти слова не зависимы друг от друга, равноправны, и такой тип связи называется сочинением.
Сочинение – это соединение равноправных, независимых частей, которые соединяются при помощи соединительных союзов или интонации (слов, сложносочинённых предложений) Различаются два типа синтаксической связи: сочинение и подчинение.
Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных частей (слов, сложноподчинённых предложений). В предложении используется два вида связи – сочинение и подчинение, в словосочетании только подчинение.
Каковы отличительные признаки словосочетания?
4.2 Классификация словосочетаний.. (Флипчарт №5)
Составьте определение словосочетания, восстановите схему. Задание выполняется устно, коллективно на интерактивной доске. Слова для составления определения на доске: подчинительной связи, связанных по смыслу, на основе и грамматически, соединение, знаменательных слов, двух или более
4.3 Согласование, управление, примыкание. (Флипчарт №6)
Найти в тексте слова для составления определения, прочитать текст, определить автора и название произведения. Прочитайте полученное определение, найдите в тексте примеры словосочетаний с данным видом связи.
Задания выполняется в группах, у каждой группы свой текст и определение.
Теперь она ходила по саду и осторожно срезала ножницами цветы форма к обеденному столу. Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах главного слова, а наполовину в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой,определяет форму розовые кусты еще давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, род, число, падеж, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерногозависимого обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.
Согласование - это такой вид подчинительной связи, при котором…
Все смотрели с удивлением на сына орла и видели, что он ничем не лучше их, только зависимое словоглаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И разговаривали с ним, в том косвенном а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их какого, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, требуетглавное сказали ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи вдвое старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких падеже , как он, нет больше; и если все чтут их – он не хочет делать этого. О!. тогда уж совсем рассердились они.