УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ
Тема: Лексикология. Повторение и закрепление изученного материала.
Цели занятия:
учебная:
повторение и закрепление основных тем раздела «Лексикология», освоение традиции употребления лексики (синонимов, паронимов и т.д.) в речи, систематизация знаний учащихся по теме
развивающая:
Развитие культуры речи и обогащение словарного запаса учащихся;
Развитие логического и образного мышления.
воспитательная:
Воспитание бережного отношения к языку, эстетического отношения к слову.
Тип урока:
комплексный
Оборудование:
Раздаточный материал: тесты
Презентация к уроку по теме.
Презентации учащихся по теме.
Компьютер и мультимедийный проектор, экран.
Методы обучения:
-теоретические
-теоретико-практические
-методы контроля
-методы проверки домашнего задания
-инновационные методы.
На мысли, дышащие силой,
Как жемчуг, нижутся слова.
М.Ю. Лермонтов.
Ход урока.
1. Сообщение темы урока, цели.
( слайд №1).
Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!
(С.Я. Маршак.)
Именно этими словами С.Я. Маршака мне хочется начать наш урок.
Запись даты, темы.
- Запишите последнее предложение. Объясните все орфограммы и пунктограммы. Найдите в предложении слово, употребленное в переносном значении. Что достигается благодаря использованию в тексте этого слова?
- Какие разделы науки о языке вам известны?
Что изучает лексика?
Сегодня на уроке мы с вами обобщим и повторим изученный материал по теме «Лексикология».
2. Проверка домашнего задания.
- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева с точки зрения языковых средств.
Презентация электронного пособия к анализу лирического произведения (составленная ученицей).
3. Закрепление.
1) Терминологический диктант.
- Слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. Они, как правило, имеют в литературном языке соотносительное по значению слово.
- Слова, разные по написанию, но одинаково произносящиеся.
- Наука о словарях.
- Новые слова, появляющиеся в русском языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни.
- Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
- Слова, вышедшие из употребления и замененные новыми.
- Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.
(слайд №2)
Диалектизмы, омофоны, лексикография, неологизмы, перифраза, архаизмы, паронимы.
2) Упражнения на повторение и закрепление.
- Какое лингвистическое понятие иллюстрирует слова деловой – деловитый, одеть – надеть, целый – цельный?
- В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить эффективный?
(слайд №3)
- Конечно, валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.
- Белая пена моря создавала чрезвычайно эффектную картину.
- Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.
- Эффектный вид был у этой машины.
Запишите предложение в исправленном виде.
Какой словарь поможет вам при затруднении в правильном выборе слова?
3) К следующим толкованиям слов подберите в приведенном ниже списке соответствующие термины.
- Складная икона с тремя створками.
- Редкий. Единственный в своем роде, неповторимый.
3) Сейчас мы проведем тест по теме «Лексика»
Предлагается 1 вариант тестирования. Учащиеся работают в группах.
Тестирование по теме «Лексика».
(слайд № 4)
Правильные ответы
(оценки выставляют сами ученики)
4. Презентации учащихся по темам:
- Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.
- Лексика русского языка с точки зрения ее употребления.
- Употребление устаревшей лексики и неологизмов.
5.Подведение итогов.
Итак, русский язык неизмеримо богат. Язык постоянно обновляется. Приходят новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие. Какую роль играет лексика? Какова вообще роль слова? ( Обращение к эпиграфу)
Ответы учащихся.
Я надеюсь, что вы будете стремиться постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень общей культуры, любить родной язык, который всех нас объединяет. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветенье полей… в нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык бессмертны. Ко всем нам обращается Иван Бунин в стихотворении «Слово»:
(слайд №5)
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
6. Комментирование оценок.
6. Домашнее задание.
Произвести лексический разбор текста упр.29.