kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок на тему "Мировой язык современности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 10 КЛАССЕ

Тема: Лексикология. Повторение и закрепление изученного материала.

Цели занятия:

учебная:

повторение и закрепление основных тем раздела «Лексикология», освоение традиции употребления лексики (синонимов, паронимов и т.д.) в речи, систематизация знаний учащихся по теме

развивающая:

Развитие культуры речи и обогащение словарного запаса учащихся;

Развитие логического и образного мышления.

воспитательная:

Воспитание бережного отношения к языку, эстетического отношения к слову.

Тип урока:

комплексный

Оборудование:

Раздаточный материал: тесты

Презентация к уроку по теме.

Презентации учащихся по теме.

Компьютер и мультимедийный проектор, экран.

Методы обучения:

-теоретические

-теоретико-практические

-методы контроля

-методы проверки домашнего задания

-инновационные методы.

На мысли, дышащие силой,

Как жемчуг, нижутся слова.

           М.Ю. Лермонтов.

Ход урока.

1. Сообщение темы урока, цели.

( слайд №1).

Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Но этого мало. Он назвал всякое действие и состояние. Он определил словами свойства и качества всего, что его окружает.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. …Какое же это необъятное и неисчерпаемое море – человеческая речь!

                                                                                   (С.Я. Маршак.)

Именно этими словами С.Я. Маршака мне хочется начать наш урок.

Запись даты, темы.

- Запишите последнее предложение. Объясните все орфограммы и пунктограммы. Найдите  в предложении слово, употребленное в переносном значении. Что достигается благодаря использованию в тексте этого слова?

- Какие разделы науки о языке вам известны?

Что изучает лексика?

Сегодня на уроке мы с вами обобщим и повторим изученный материал по теме «Лексикология».

2. Проверка домашнего задания.

- Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева с точки зрения языковых средств.

 Презентация электронного пособия к анализу лирического произведения (составленная ученицей).

3. Закрепление.

1) Терминологический диктант.

  1. Слова, ограниченные в своем употреблении определенной территорией. Они, как правило, имеют в литературном языке соотносительное по значению слово.
  2. Слова, разные по написанию, но одинаково произносящиеся.
  3. Наука о словарях.
  4. Новые  слова, появляющиеся в русском языке, чтобы обозначить какое-то новое явление в жизни.
  5. Выражение, являющееся описательной передачей смысла другого выражения или слова.
  6. Слова, вышедшие из употребления и замененные новыми.
  7. Слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию.

(слайд №2)

Диалектизмы, омофоны, лексикография, неологизмы, перифраза, архаизмы, паронимы.

2) Упражнения на повторение и закрепление.

  1. Какое лингвистическое понятие иллюстрирует слова деловой – деловитый, одеть – надеть, целый – цельный?
  2. В каком предложении вместо слова эффектный нужно употребить эффективный?

(слайд №3)

  1. Конечно, валка леса более эффектное зрелище, чем его посадка.
  2. Белая пена моря создавала чрезвычайно эффектную картину.
  3. Против этой болезни еще не нашли эффектного лекарства.
  4. Эффектный вид был у этой машины.

Запишите предложение в исправленном виде.

Какой словарь поможет вам при затруднении в правильном выборе слова?

3) К следующим толкованиям слов подберите в приведенном ниже списке соответствующие термины.

  • Складная икона с тремя створками.
  • Редкий. Единственный в своем роде, неповторимый.
  •  

3) Сейчас мы проведем тест по теме «Лексика»

Предлагается 1 вариант тестирования. Учащиеся работают в группах.

Тестирование по теме «Лексика».

(слайд № 4)

Правильные ответы

(оценки выставляют сами ученики)

4. Презентации учащихся по темам:

- Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения.

- Лексика русского языка с точки зрения ее употребления.

- Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

5.Подведение итогов.

  Итак, русский язык неизмеримо богат. Язык постоянно обновляется. Приходят новые слова, исчезают или заменяются другими устаревшие. Какую роль играет лексика? Какова вообще роль слова? ( Обращение к эпиграфу)

Ответы учащихся.

Я надеюсь, что вы будете стремиться постоянно узнавать новое, расширять круг своих интересов, повышать уровень общей культуры, любить родной язык, который всех нас объединяет. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветенье полей… в нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык бессмертны. Ко всем нам обращается Иван Бунин в стихотворении «Слово»:

(слайд №5)

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

6. Комментирование оценок.

6. Домашнее задание.

Произвести лексический разбор текста упр.29.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок на тему "Мировой язык современности"

Автор: Дуйсенбекова Таубай Балжан, Парманкулов Канат

Дата: 25.12.2017

Номер свидетельства: 446502

Похожие файлы

object(ArrayObject)#868 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок на тему "Мировой язык современности""
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi_urok_na_tiemu_mirovoi_iazyk_sovriemiennosti_2"
    ["file_id"] => string(6) "446504"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514203673"
  }
}
object(ArrayObject)#890 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок на тему "Мировой язык современности""
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi_urok_na_tiemu_mirovoi_iazyk_sovriemiennosti_1"
    ["file_id"] => string(6) "446503"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514203611"
  }
}
object(ArrayObject)#868 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок на тему "Мировой язык современности""
    ["seo_title"] => string(54) "otkrytyi_urok_na_tiemu_mirovoi_iazyk_sovriemiennosti_3"
    ["file_id"] => string(6) "446505"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514203769"
  }
}
object(ArrayObject)#890 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Русский язык - национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе "
    ["seo_title"] => string(112) "russkii-iazyk-natsional-nyi-iazyk-russkogho-naroda-osnovnoie-sriedstvo-obshchieniia-v-natsional-nom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "220442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434633054"
  }
}
object(ArrayObject)#868 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Патриотическое воспитание подростков средствами краеведения на уроках английского языка "
    ["seo_title"] => string(100) "patriotichieskoie-vospitaniie-podrostkov-sriedstvami-kraieviedieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka"
    ["file_id"] => string(6) "218949"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1433955195"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства