Тема: Русский язык — национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе.
Класс: 8
Цель: подвести учащихся к пониманию социальной сущности языка, к осознанию русского языка как языка русского народа, русской нации;
развивать логическое мышление, воображение, связную речь.
Задачи: воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения;
способствовать развитию интереса к родному языку.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений.
Сценарий урока:
N п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 Организационный момент
2. Постановка учебной задачи, целеполагание. Мотивация учебной деятельности.
(Слайд № 2)
Создает проблемную ситуацию.
- Темой нашего первого урока станет то, о чём писал С. Н. Сергеев-Ценский:
К нам пришёл он по наследью, Как стража драгоценной чаши,
Для нас дороже он всего, Должны мы дар веков сберечь
Мы заменять чужого медью И новым блеском жизни нашей
Не смеем золота его. Обогатить родную речь.
- О чём же писал С. Н. Сергеев-Ценский?
Восприятие, высказывание предположений.
3 Беседа
(Слайд № 3)
Слово учителя
- Задумывались ли вы, какое значение в жизни человека имеет язык?
Да, это самое удивительное и мудрое, что было создано человечеством. Люди говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача — дать людям возможность общаться, работать, делать открытия. Без языка жизнь человека невозможна.
- А знаете ли вы, какой язык называют родным?
Родным принято считать тот язык, на котором человек думает, разговаривает с родными, на котором мать поёт ребёнку колыбельные песни. Для нас — это русский язык, изучение которого вы продолжаете в новом учебном году.
- Прочитайте предложение. Как вы понимаете эти слова? Запишите его в тетрадь.
Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли.
- Какое значение он имеет в России — многонациональной стране?
- Какое место занимает в мире? Молодой он или старый?
На эти и многие другие вопросы мы будем искать ответы на первых уроках русского языка в 8 классе.
Анализируют предложение, записывают в тетрадь.
Отвечают на вопросы, приводят примеры.
4. Лингвистический практикум по теме урока
(Слайд № 4)
Организует работу с текстом
1. Поисково-грамматическая фронтальная работа с прозаическим текстом
Задание.
- Прочитайте высказывание К. Г. Паустовского о русском языке. Определите его тему и основную мысль. Выпишите глаголы, характеризующие значение русского языка, прилагательные, описывающие русский язык; определите, в каких формах они употреблены. Запишите последнее предложение, первого абзаца, подчеркните грамматическую основу, объясните постановку тире.
Этот язык украшал сказками и песнями тяжёлую долю простого русского человека. Он был гневным и праздничным, ласковым и разящим. Он гремел непоколебимым гневом в речах и книгах наших вольнодумцев; томительно звучал в стихах Пушкина; гудел, «как колокол на башне вечевой», у Лермонтова; рисовал огромные полотна русской жизни у Толстого, Герцена, Тургенева, Достоевского, Чехова; был громоподобен в устах Маяковского; прост и строг в раздумьях Горького; колдовскими напевами звенел в строфах Блока. Наш язык — наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость!
Богатство русского языка неизмеримы. Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения. Каждое слово неотделимо от понятия, которое оно передает.
Так и русский язык неотделим от духовной сущности русского народа и от его истории.
Выписывают глаголы, характеризующие значение русского языка, прилагательные, описывающие русский язык; определяют, в каких формах они употреблены. Записывают предложение, подчеркивают грамматическую основу, объясняют постановку тире.
5. Поисково-грамматическая групповая (парная) работа со стихотворным текстом
Организует работу в группах, корректирует, заслушивает и вместе с учащимися анализирует выполненную работу.
Задание.
- Прочитайте стихотворение Я. В. Смелякова «Русский язык» (в сокращении). Кто главный герой стихотворения? Почему поэт обращается к главному герою на ты? К чему приводит такой приём?
Представьте в устном рассказе картины жизни русского языка, последовательно возникающие в стихотворении. Какие исторические события и факты из жизни русского народа отражены в нём? Выпишите слова стихотворения, в которых заключена его основная идея; объясните постановку запятой.
Работа в парах.
Отвечают на вопросы.
Создают речевое высказывание.
Выступление от группы.
Выписывают слова, в которых заключена основная идея стихотворения, объясняют постановку запятой.
6. Изучение нового материала
Слово учителя
— Современные учёные-филологи считают, что в мире существует более пяти тысяч языков. Но точную цифру никто не знает, так как из самостоятельных языков хорошо изучено лишь около пятисот. Одни языки распространены в узком кругу говорящих (например, племенные языки Африки, Полинезии, «аульные» языки Дагестана). Другие языки представляют народность (например, дунганский язык в Киргизии) или нацию (например, польский, болгарский, украинский, белорусский). Некоторые языки используются несколькими нациями (например, французский язык во Франции, Бельгии и Швейцарии). Шесть языков функционируют как международные: английский, французский, испанский, китайский, арабский и русский.
Восприятие
7. Лингвистический словарь
(Слайд № 5)
Слово учителя
- Что такое национальный язык? Международный язык? Язык межнационального общения?
Национальный язык — язык одной нации.
Нация — общность людей с общим языком, территорией, экономической жизнью, культурой.
Международный язык — язык глобального использования, мировой язык, получивший широкое распространение в мире, рабочий язык международных организаций (например, ООН — Организации Объединённых Наций).
Язык межнационального общения — основной язык, который используют как общепонятный в многонациональных государствах (например, русский язык в России).
Отвечают на вопросы.
Сверяют свои ответы по эталону.
8. Закрепление изученного материала
(Слайд № 6)
Предлагает выполнить практическую работу
- Работа с учебником. Упражнение 1, стр. 3 учебника
Задание
- Прочитайте. Выпишите выделенные словосочетания — термины, называющие различные функции русского языка в современном мире. Перескажите (устно) содержание текста, опираясь на значение выписанных словосочетаний.
Русский язык — это язык великого русского народа. На нём русские люди общаются в быту, развивают свою культуру, науку и литературу; для русского человека он — родной язык.
Русский язык — средство межнационального общения народов многонациональной России.
Согласно Конституции Российской Федерации (1993 г.), русский язык является государственным языком Российской Федерации на всей её территории.
В странах ближнего зарубежья русский язык представляет собой основное средство межнационального общения. В Белоруссии и Киргизии русский язык — второй государственный язык, наряду с белорусским и киргизским.
Русский язык входит в число мировых языков. Он применяется в самых различных сферах международного общения, например, выступает в функции «языка науки» — средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации (радио- и телепередач, космической связи) и т. д.
Русский язык — один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. В мире насчитывают от 2500 до 5000 языков (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). И только шесть из них являются официальными языками ООН: английский, русский, испанский, китайский, французский, арабский.
- Работа с текстом.
Задание
- Какова основная мысль текста? Определите тип речи и стиль речи.
Назовите ключевые слова. Каковы средства связи предложений в тексте? Найдите предложение, которое с вашей точки зрения является тезисом. Докажите правильность этого тезиса.
Оформите этот тезис как предложение с прямой речью.
Почему К.Д. Ушинский считает, что язык народа никогда не увядает и вечно распускается?
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни. В языке одухотворяется весь народ и вся его родина. В нем претворяется в мысль, в картину, в звук небо отчизны, ее воздух, физические явления, ее климат, ее поля, горы и долины, ее бури и грозы. В светлых, прозрачных глубинах народного языка отражается не одна природа родной страны, но и вся история духовной жизни.
(К.Д. Ушинский)
Выписывают выделенные словосочетания — термины, называющие различные функции русского языка в современном мире. Пересказывают содержание текста, опираясь на значение выписанных словосочетаний.
Определяют тип речи и стиль речи. Указывают ключевые слова. Находят предложение, которое является тезисом, оформляют его как предложение с прямой речью.
Отвечают на вопрос.
9. Рефлексия
(Слайд № 7)
Организует рефлексию
Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:
- Тяжела ты, шапка Мономаха.
- Повторение – мать учения.
- Учась, узнаешь, как мало ты знаешь.
- Если за день ничему не научился – зря прожил день.
Выбирают крылатое выражение.
9. Домашнее задание
(дифференцированное)
(Слайд № 8)
I. Письменно ответить на один из вопросов:
1) «Почему именно через язык человек ощущает свою особую связь с родиной?»;
2) «Почему язык — это общественное явление?»
II. Мини-сочинение «Мой родной язык»
III. Синквейн «Русский язык»
Записывают домашнее задание.