Итак, мы отправляемся в плавание к неизвестному острову сокровищ. Дорога трудная, нам необходимо преодолеть различные препятствия. Поэтому мы должны быть внимательными, сообразительными, смелыми. Займите места в своих каютах (сядьте правильно). А сейчас вообразите, что вы на борту фрегата в открытом море. Я вам в этом помогу. (Видеозапись с изображением и шумом моря).
Объявление темы и целей урока .
Впереди показался неизвестный остров. А вот что это за остров, его название, мы узнаем прочитав стихотворение-загадку:
Я часть речи интересная, Широко в миру известная. Опишу любой предмет – В этомравных со мной нет. Речь со мною выразительна, И точна, и удивительна. Чтоб красиво говорить, Мною нужно дорожить.
- Догадались, о какой части речи говориться в стихотворении? (Имя прилагательное).
Запишите в тетрадь тему урока. (Обобщение по теме «Имя прилагательное».)
Сегодня на уроке мы должны обобщить знания, полученные при изучении темы «Имя прилагательное».
Повторение теоретических сведений об имени прилагательном.
Итак, мы приплыли к острову «Прилагательное». Но чтобы ступить на этот остров, нам нужно повторить:
Что такое имя прилагательное?
На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
Каким членом предложения является?
Какая часть речи помогает определить род, число, падеж имени прилагательного?
Да, на таком корабле и с таким экипажем можно плыть хоть к самому горизонту.
Внимание! На нас надвигается шторм! Чтобы выдержать его, нужно выполнить следующее задание. Выберите подходящие по смыслу имена прилагательные для описания непогоды на море. Согласуйте имена прилагательные с именами существительными. Определите род прилагательных, выделите окончание.
Шторм мы выдержали. Высаживаемся на берег. Перед нами крепость, разрушенная временем. Её охраняет стража. Здесь нас ждут испытания, преодолев которые, мы сможем получить сундук с сокровищами.
Собери семь ключей и получи клад. Задание: какое окончание имен прилагательных нужно вставить?
Вспомним правило, что нужно сделать, чтобы правильно написать окончание прилагательного:
Определить, к какому существительному относится прилагательное.
От этого существительного поставить вопрос к прилагательному
По вопросу определить, какое окончание следует писать.
Из-за сильн… дождя образовались большие лужи.
Плачет капризн… дитя.
Девочка рисует син… карандашом.
Я ехал на син… машине.
Под зелен… елкой лежали подарки.
С ранн… утра светило ярк… солнце.
Сделайте вывод:
От чего зависти написание окончания имени прилагательного?
Синтаксическая роль имени прилагательного.
Под парусами вьются на ветру яркие флажки. В каждом из них задание для бригад экипажа. Готовим сообща, один рапортует.
Бригадам (парам) раздаются флажки с заданием: Сделайте грамматический разбор предложения. (Один ученик работает у доски).
Свежий легкий ветерок подул с моря.
Сделайте вывод:
Каким членом предложения обычно является имя прилагательное?
Если правильно сложить флажки, можно узнать, что увидел вдалеке капитан судна. (Учащиеся складывают из флажков слово «ЗЕМЛЯ»)
Роль прилагательного в речи.
Путешествие наше завершается. Впечатлений много. Вы знаете, что на корабле ежедневно ведется судовой журнал. Укрась сегодняшнюю запись дежурного, добавив имена прилагательные в предложения.
Сегодня …………………… день.
Какое…………………. небо, какое ………………………… море.
Впереди…………………………. Остров. На берегу …………………….. песок и ……………………. Трава.
Мы садимся в шлюпку и плывем к …………………………….. крепости.
Много прилагательных прозвучало сегодня на уроке.
Сделайте вывод:
Для чего нам нужны имена прилагательные? (прилагательные делают нашу речь ярче, образнее, выразительнее)
Верно, ребята, без прилагательных наша речь была бы скучна, невыразительна, бедна.
Итого урока.
Вот и завершилось наше путешествие. Мы вернулись домой с богатыми сокровищами – вашими знаниями.
Вам понравилось путешествие?
Какой из этапов работы показался наиболее сложным? А какой интересным?