Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Задачи урока:
• 1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.
• 2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.
• 3.Поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.
прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок в 5 классе "Имя прилагательное" »
"Имя прилагательное" 5 класс
2012
Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока: обобщение знаний учащихся об имени прилагательном
Задачи урока:
1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.
2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.
3.Поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Задачи этапа - психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности. Учитель сообщает тему урока и его задачи.
II.Разминка.
Задача - включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.
Назвать 4-е лишнее:
светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький,
белый, белизна, бел, белый-пребелый
Вывод: Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА? Это не прилагательные.
"Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?
"Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).
III.Словарный диктант.
(Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию).
Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, прибрежный камыш.
Цель этапа - выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.
"Какие правила позволили нам вспомнить диктант?
IV.Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.
Цель - определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.
"Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?
"Почему нет?
"Зачем же они нужны в речи?
"В каком стиле употребляются?
"Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)
"Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.
"Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)
"Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?
"Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далёкой,
Что кинул он в краю родном?
1ученик - синтаксический разбор у доски
2 ученик - морфологический разбор прилагательного у доски.
Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок".
Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Март". (Пейзажи настроения).
Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись" приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.
"Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.
Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.
(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске, которая открывается на V этапе работы.)
"По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.
Заключительное слово учителя. Подведение итогов урока.
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.