Открытый урок по русскому языку.
5-6 классы.
Тема: Имя прилагательное как часть речи.
Цель: Повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические признаки.
Задачи
Обучающая: пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание у детей чувства дружбы и взаимопонимания; чувства патриотизма к Якутии, дружбы с Россией.
Форма урока: урок – открытие; проектно-исследовательская деятельность на уроке русского языка.
Ход урока
I. Организационный момент. 5 минут 9:35-9:40
Слово учителя:
- Здравствуйте! Садитесь. Сегодня мы повторим тему «имя прилагательное» (слайд 1). Урок будет необычным, так как мы будем говорить про нашу родину. Как вы знаете 15го сентября прошел день города посвященный к юбилею. Сколько же ему исполнилось? (дети: -380!) Да.
380 лет тому назад наши предки жили в Якутии одни. Основным занятием якутов были животноводство и охота. Якутия – часть Сибири, а Сибирь – часть России. Россия, расширяя свои владения, присоединила к себе Якутию. Вот как это было (слайд 3). Однажды русский путешественник Семен Дежнев, приплыв по реке Лене, впервые ступил на нашу якутскую землю. Женился на якутской девушке Абакаяде. У них родился сын якутско-русской крови (слайд 4). С тех пор история северных народов, населяющих наш край, связана общей судьбой с Россией. И мы живем с русским народом в согласии уже 380 лет. Для нас это очень важная дата.
II. Закрепление. 5 минут (слайд 5) 9:40-9:45
Давайте прочтем стихотворение:
( Ребята читают вслух. После того находят прилагательные )
Домик Ойунского и Мамонт в музее.
Золото что всех металлов ценнее.
Непостижимые Ленские столбы.
Непонятно загадочные и белые столпы,
К которым привязаны могут быть кони,
А кони дикие и гуляют на воле.
Алмазы и камни разных цветов
И аэродрома сердоликовый покров.
И Лена-река широкая и пресная
И счастье, пришла весна долгожданная!
Ленские столпы –какие? Непостижимые
Столпы –какие? Загадочные и белые
Кони -какие? дикие
Лена-река –какая? Широкая и пресная
Весна –какая? долгожданная
III. 10 минут (слайд 6)9:45-9:55
По количеству употреблений в речи имена прилагательные занимают 3-е место. Приведем пример: алмазный, красивый, русский, якутский, холодный, большой, белый, зеленый, зимний, широкий, просторный, и т.д.
Давайте составим с ними простые предложения на тему «Наша Якутия». Можете сами придумать прилагательные (выполняется в тетрадях).
VI. Физкультминутка. 2 минуты 9:55-9:57
1.Массаж рук.
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
2.Встаем. Игра «Найди лишнего».
Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным.
- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков: веселый, глупый, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, мальчики, девочки, играют, радостные.
V. 3 минуты (слайд 7)9:57-10:00
А сейчас проверим кто у нас самый быстрый! За три минуты запишите как можно больше прилагательных к существительному Сардаана (цветок) (выполняется в тетрадях).
VI. 15 минут10:00-10:15
Теперь вашему вниманию предлагается игра.
Условия: один ученик становится лицом к классу, я выведу картинку (имя существительное) на слайде. Класс видит эту картинку, называет как можно больше прилагательных, (только прилагательные! Можете описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки) по которым вышедший ученик должен догадаться, какое существительное записано у него за спиной.
Раз уж мы с вами говорим сегодня о вхождении Якутии в состав России, пусть и существительные будут на тему природы и богатства Якутии.
Лис. (Слайд 8)Дети называют прилагательные: оранжевый, пушистый, хитрый и т.д
Подснежники. (Слайд 9)
Береза. (Слайд 10)
Карась. (Слайд 11)
Алмаз. (Слайд 12)
Лошадь. (Слайд 13)еще голубика, корова, малина, пирожки
Игра хорошо расширяет словарный запас учеников.
VII. Подведение итогов урока. 5 минут10:15-10:20
Путь, пройденный за почти четыре столетия северными народами, события, которые произошли в их судьбе, традиционная дружба якутского и русского народов неопровержимо свидетельствует о том, что вхождение Якутии в состав России было событием исторически значимым.
Таким образом, наш урок связан с Якутией.
-Так для чего нужны имена прилагательные?
(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
-Наш урок закончен. Что вам больше всего запомнилось на уроке?
- Запишите 4 любых прилагательных.
- Добавим их в текст.
Сегодня день рождения Тани!
Мама с дочкой испекли … пирог.
На стол они поставили … цветы.
Скоро придут … гости.
- Почему получилось смешно?
(Прилагательные и существительные не подходят друг другу по смыслу.)
Вот на этой веселой ноте мы и закончим наш урок.
Задание:
Найдите прилагательные, выпишите. На какой вопрос они отвечают?
1
Ночью темень, ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Лисий след ведет к норе,
След собачий- к конуре.
2
Белкин след ведет к дуплу,
Мышкин – к дырочке в полу.
Жаль, что в речке, на воде,
Нет следов твоих нигде.
Только темень, только тишь,
Рыбка, рыбка, где ты спишь?