Открытый урок развития речи во 2 классе «А»
МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ, г.Орехово-Зуево
по теме «Дикие животные. Заяц»
Выполнила: Пушечкина Юлия Евгеньевна,
учитель начальных классов,
МОУ ОШ №5 для обучающихся с ОВЗ,
г.Орехово-Зуево
Тема: «Дикие животные. Заяц»
Цель: расширить представления детей о зайце.
Задачи.
1.Познавательные:
- уточнить знания детей о зайце, его строении, повадках, месте обитания.
- Коррекционно-развивающие:
- развивать память, внимание, мышление;
- корригировать аналитико-синтетическую деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого;
- корригировать вербальную память на основе упражнений учащихся в запоминании слов;
- корригировать слуховое восприятие на основе упражнений в узнавании и соотнесении;
- корригировать зрительное восприятие на основе упражнений на внимание).
- развивать наблюдательность при работе с наглядным материалом;
- обогащать словарный запас;
- развивать зрительный, осязательный и слуховой анализатор (активизировать познавательную деятельность и вводить новую информацию по различным каналам через комплексную систему работы различных анализаторов).
3.Воспитывающие:
- воспитывать организованность, интерес к предмету, любовь и бережное отношение к природе (животным), воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Оборудование:
- ИКТ, картинки с изображением домашних и диких животных;
- индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики и логопедических упражнений;
- натуральное пособие – шкурка зайца;
- видеофильм « Заяц – дикое животное»;
- фарфоровый заяц для определения частей тела;
- морковки для каждого ученика за старание на уроке;
- карточки для дифференцированной самостоятельной работы;
- индивидуальные конверты с изображением домашних животных, которые разрезаны на части;
Тип урока – изучения нового.
План урока.
- Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Индивидуальные логопедические упражнения.
- Повторение о домашних животных.
- Введение в тему.
- Изучение нового.
- Физкультминутка.
- Закрепление знаний.
- Физкультминутка.
- Индивидуальная самостоятельная работа на карточках.
- Домашнее задание.
- Подведение итога урока.
Ход урока.
1. Организационный момент. Артикуляционная гимнастика. Индивидуальные логопедические упражнения.
2. Повторение о домашних животных. Дидактическая игра «Собери картинку». «Назови детёнышей» Слайд №2
-Ребята, у вас на столе лежат разрезные картинки. Соберите их. Назовите животное и его детёнышей.
- Какое изображение лишнее? Докажите.
3 Введение в тему урока.
а) Загадки. Слайд №3
- Хитрая плутовка 2. На овчарку он похож.
Рыжая головка Что ни зуб – то острый нож!
Хвост пушистый, ах краса Он бежит, оскалив пасть,
А зовут ее … (лиса). На овцу готов напасть (волк).
- По полю скачет 4. Он всю зиму в шубе спал,
Уши прячет, Лапу бурую сосал,
Встанет столбом – А проспавшись, стал реветь.
Уши торчком (заяц). Это зверь лесной … (медведь).
- Назовите животных на картинках. Сколько их? (4)
- Какие это животные? Почему вы так считаете? (Животные живут в лесу, сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами себе устраивают жилье,
выводят потомство.)
- Каких ещё диких животных знаете?
б) Дидактическая игра «Что изменилось?» Упражнение на коррекцию зрительного восприятия, концентрации внимания. Слайд №4
- Попробуйте запомнить всех животных на доске. Закройте глаза. Открываем. Что изменилось?
- Какого животного нет на доске? (зайца).
- Заяц – словарное слово.
- Назовите ударную и безударную гласную.
в) Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы познакомимся с очень интересным животным,
узнаем строение зайца, как передвигается, чем питается,
чем покрыто тело и составим рассказ о зайце.
4.Изучение нового материала.
а) Вводная беседа по картинкам с выделением существенных признаков. Рассказ учителя о зайце с опорой на картинки (привлекая учеников к беседе по вопросам).
- Какие части тела вы видите? Слайд №5
б) Упражнение в образовании и употреблении притяжательных прилагательных (работа в группах) Составление словосочетаний по образцу.
Сказать правильно (заячья морда; заячьи лапы и т. д.)Слайд №6
в) Объяснение нового материала с опорой на знания детей.
- Где живёт заяц? Слайд №7
- Чем покрыто тело?
- Какая у него шерсть? (дети щупают шкурку зайца)
- Каким цветом шерсть летом? Слайд №7
- Каким цветом шерсть зимой? Слайд №8
- «Зимой – белый, летом - серый». Почему? (Заяц линяет. Белая шерсть зимой помогает зайцу слиться со снегом и быть незаметным на нем.)
- Какие лапы у зайца? Слайд №10
- Почему у зайца задние ноги длинные? Слайд №11, №12 (Он спасается от своих врагов бегством, при этом легко отталкивается задними ногами. Поэтому и в гору он взбирается легко, а с горы катится кубарем (перевертываясь, кувыркаясь при движении, стремительно, очень быстро). Даже есть такая поговорка: «В гору – бегом, а с горы – кувырком» (переворачиваясь через голову), т. к. передние лапы у зайца короткие.) К, сожалению, у зайчика есть враги, которых он боится — это лиса, рысь, куница, волки, собаки, ласки, горностаи, орлы, большие вороны, филины, ястребы. Он не умеет защищаться от врагов, поэтому ему приходится убегать. И это у него очень хорошо получается! Заяц быстро бегает и очень ловко прыгает.
«Угадай следы на снегу» Слайд №13
- Чем питается заяц? Слайд №14, №15 (Заяц питается корой деревьев, морковью, капустой, молодыми побегами деревьев, кустарников. Летом зверек кушает свежую траву и другие растения, например, ему нравятся одуванчики
и клевер. Иногда выкапывает грибы и находит мышиный горошек. Ну и, конечно, морковка и капуста, которые зайцу иногда удается найти на огороде человека. А когда начинается осень и зеленая трава пропадает, то заяц кушает веточки деревьев и кустарников. Зимой он обдирает кору с деревьев и также не забывает про ветки.
- Где живет заяц? Слайд №16
Летом у зайца рождаются детёныши. Слайд №17
б) Просмотр видеофильма «Заяц – дикое животное». Слайд №18
- Сейчас вы увидите, как заяц живет в природных условиях. Понаблюдайте, постарайтесь запомнить.
в) Обобщающая беседа после просмотра.
- Где обитает заяц?
- Когда у зайчихи появляются детеныши?
- Зачем заяц запутывает следы?
Вывод. Задание для класса: вставить пропущенные слова в предложения. Слайд №19
Заяц – дикое животное. Живет заяц в лесу. Питается корой деревьев, травой, морковью. Передние ноги короче задних ног. К зиме заяц меняет серую шерсть на белую.
5 Музыкальная физминутка.
6 Закрепление знаний
а) Работа по учебнику (стр. 69, № 2).
Упражнение в подборе слов – антонимов
Уши у зайца длинные, а хвост - ?.
Летом мех у зайца серый, а зимой - ?.
Задние лапы у зайца длинные, а передние - ?.
Голова у зайца маленькая, а туловище - ?.
Фронтальная проверка - чтение предложений по цепочке.
7. Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.
1. «На лугу вырос цветок»
И.п.- основная стойка.
На счет 1 вдох через нос. Поднять руки через стороны вверх.
На счет 2 выдох через рот со звуком (а- а- х ).Опустить руки вниз.
2. «Комарик»
И.п.- основная стойка.
На счет 1 вдох через нос.
На счет 2 выдох со звуком « з- з- з» через рот, зубы сжаты.
8. Дифференцированная самостоятельная работа на карточках.
1). Задание для сильных учеников: «Вставить вместо точек нужные слова. Слова для справок: белый, серый, зелёный, быстрый, чёрный, длинный, короткий, лес».
Заяц живет в …. У зайца … глаза, … уши, … хвост. … ноги спасают зайца от врагов.
Зимой зайцы …, а летом
2).Задание для средних учеников: «Подписать части тела зайца».
3). Задание для слабых учеников: «Раскрась картинку зайца».
Проверка индивидуальная.
9. Домашнее задание.
Выбрать любое дикое животное, нарисовать, выучить о нём загадку.
10.Подведение итога урока.
Выставление оценок по ходу урока.
- Вам понравился урок?
- Что нового узнали?
-Покажите и назовите части тела зайца. (На фарфоровом зайце)
Каждый ребёнок получает морковку.