Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика и графика". Цели и задачи урока – обобщить знания учащихся по фонетике, развивать интерес учащихся к данной теме, к русскому языку, воспитывать чувство коллективизма. Вид урока: игра – путешествие. Для урока нужно подготовить следующий материал: флипчарт, поезда красного и синего цвета на бумаге, жетоны за правильный ответ в виде солнца, солнце в облаказ, облако; 2 грамоты, медали за активное участие, маршрутный лист. Урок проходит в форме путешествия на экспрессе "Знаний". В ходе данного путешествия делаются "остановки" на станциях и выполняются задания на сообразительность, быстроту и правильность.Работают на интерактивной доске с флипчартом, а также делают задания на маршрутном листе. Работа с классом при правильной подаче учителем материала проходит интересно и активно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«открытый урок по теме "Фонетика" »
Дата: 04.12.14 г.
Предмет: русский язык
Тема: Повторение изученного по теме «Фонетика и графика».
Цели и задачи урока – обобщить знания учащихся по фонетике, развивать интерес учащихся к данной теме, к русскому языку, воспитывать чувство коллективизма.
Вид урока: игра – путешествие
Оборудование: «Экспресс знаний» (приложение1), презентация (приложение 2), маршрутные листы (приложение 3), фонетический чайнворд (приложение 4), медали для болельщиков (приложение 5), грамоты для участников (приложение 6), музыкальное оформление (приложение 7), жетоны, названия команд.
Ход урока.
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята, садитесь.
II. Актуализация знаний.
Оформление тетради. Запись числа и классной работы.
Фронтальный опрос
Как называется раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи?
На какие две группы делятся звуки речи?
Какие органы речи участвуют в образовании звуков?
В чем отличие в образовании гласных и согласных звуков?
Каких звуков больше: гласных или согласных?
III. Повторение изученного материала
Слово учителя.
-Ребята,сегоднямы отправимся в удивительную страну. Её нет на глобусе, она не обозначена на географических картах. Ни ученые, ни политики не могут сказать, где она находится. Страна эта крохотная. Одних жителей за певучесть и голосистость прозвали гласными, а других согласными, потому что во всем соглашались с гласными, но петь не умели. Вы, наверное, догадались, о какой стране идет речь? Итак, страна Фонетика приглашает вас в увлекательное путешествие. (слайд1)
- Наш «Экспресс знаний» (приложение1) отправляется через 5 минут. А мы в это время познакомимся с участниками путешествия. Сегодня возможность стать пассажирами «Экспресса» и продемонстрировать свои знания получили 2 команды. Класс разделился по группам до урока и выбрали своего спикера.
- Команды, займите свои места. (звучит музыка).
2. Представление своих команд.
- Команды представьтесь друг другу.
- Команды, пожелайте друг другу напутствия.
3. Объяснение правил игры.
- Хочу познакомить участников с правилами игры. Каждая команда занимает свои места в вагонах (за столами), и мы отправляемся в путь. На маршруте следования нашего «Экспресса» будут остановки. Вот здесь – то вам и нужно будет показать свои знания и ответить на вопросы, на обсуждение дается определенное время. Если ответа нет, то вопрос адресуют команде – сопернице. За каждый правильный ответ команда получит жетон (солнце, солнце в облаках, облако). У кого больше окажется жетонов-солнца, тот и победил.
- Предлагаю командам ознакомиться со схемой движения «Экспресса». (слайд 2) .(Называет станции). Ребята, перед вами лежат маршрутные листы. Здесь вы должны отвечать на вопросы, записывая ответ в пустые строки. (приложение 3).Начинаем путешествие. Желаем всем удачи!
Конкурс капитанов.
И наша первая остановка – «Теоретическая». (слайд 3). Конкурс капитанов. Прошу капитанов выбрать вопрос. (Каждый капитан отвечает на два вопроса. В случае ошибки вопрос переходит другой команде. Если ни одна команда не дала правильный ответ, то он не засчитывается.)
Что изучает фонетика? (слайд4);
В каких позициях гласные е, ё, ю, я обозначают два звука? (слайд 5).
Назовите согласные, которые не имеют пары по твердости, мягкости. (слайд 6).
Какие согласные звуки называются шипящими?(слайд 7)
Станция задач.
А) Решаются фонетические задачи. (слайды 8-12). Каждой команде по одной задаче. (Звук времени)
(Ответы команд)
Б) «Расшифруй-ка»
- Ребята, мы забыли про конверт. На нем написано: средняя школа, 5 классу, от звуков речи. Давайте прочитаем? “Дорогие пятиклассники, мы узнали, что вы на уроке изучаете гласные и согласные звуки. Между нами идет постоянное соревнование. Помогите нам и ответьте на вопрос, какие звуки в вашей речи важнее: гласные или согласные?” Слайд
- Попробую вам помочь. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню.
В лс рдлсь лчк, В лс н рсл.
В лесу родилась елочка, В лесу она росла.
Ио и ео оая Еёая ыа.
Зимой и летом стройная Зелёная была.
- В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова). - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).
Физминутка. Слайд
Станция «Всё наоборот».
- Задание для двух команд одно. (слайды 13-15) Оценивается быстрота и правильность ответов. Необходимо выполнить транскрипцию слов и прочить их наоборот. Должны получиться новые слова. Время пошло!
Станция «Занимательная».
- А сейчас, ребята, задания на сообразительность! Вам необходимо разгадать ребусы. Порядок ответа тот же. Болельщики готовятся, в случае неверного ответа вопрос переходит вам. (слайды 16-22).
- Молодцы, ребята!!! (слайд 23). Обе команды достойно прошли весь путь от начала и до конца. Наш «Экспресс знаний» прибыл по маршруту в школьный класс.
IV. Закрепление
Фонетический чайнворд.
- Нам с вами нужно разгадать фонетический чайнворд. (приложение 4). Слово чайнворд образовано от английских слов [чейн]- цепь и [ворд]- слово. Последняя буква каждого слова в замкнутой цепи чайнворда является и первой буквой следующего слова.
Название части слова, включающей в себя одну гласную.
Звук, состоящий из голоса.
Название дезинфицирующего средства, которым часто мажут ранки и синяки, состоит из трех звуков, последний из которых оглушается.
Слово, состоящее из пяти букв и пяти звуков, мамина девочка. В середине слова есть сочетание звуков, в котором никогда не пишется мягкий знак.
Принятый порядок расположения букв.
Односложное слово, в котором из трех согласных один – твердый звонкий непарный, а два – твердые глухие парные. Обозначает бронированный автомобиль на гусеничном ходу.
Односложное слово с удвоенной согласной в конце. Одно из значений – название учебной комнаты.
V. Итог урока
1. Объявление победителей.
2. Награждение.
3. Награждение в номинации «Самый активный».
VI. Домашнее задание
стр.133, упр.459.
VII. Рефлексия. Синквейн
1 существительное
2 прилагательных
3 глагола
1 предложение
1 слово
Слово учителя.
- Спасибо, за ваше активное участие. На этом наш урок подошел к концу.