Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.
Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.
Класс: 5
Предмет: русский язык
. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: открытие нового знания
Цели урока: -повторить изученное по теме «Фонетика»;
- сформировать способность определять гласные и согласные звуки ;
- развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной деятельности.
Формы организации на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
Самоопределение, смыслообразование (Л)
Целеполагание (П)
Планирование учебного сотрудничества (К)
II. Актуализация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося
Как называется самая маленькая единица языка?
-какая лингвистическая наука изучает изучает звуки речи?
-Подберите однокоренные слова к слову «фонетика» -
- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)
- Какова главная цель урока?
- Какова задача урока?
Подбирают слова и осуществляют самопроверку
Дают ответ
Выделяют признак
Составляют схему
Работают в группах по заданию
Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)
Формулируют тему урока
Формулируют цель
Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)
Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)
Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
III. Проблемное объяснение нового знания
Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что изучает фонетика, деление звуков на гласные и согласные, отличие буквы от звука.
- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.
- Какое слово получилось?
- Что изучает фонетика?
- Например
- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?
- Проведите самостоятельные наблюдения (задания п 51) сделайте вывод.
-
- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод
Предоставляет слово каждой группе
- Оцените свою работу?
-
- Какие трудности возникли?
- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?
Физминутка
Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.
Работа в группах по 4 человека
Анализ работ и вывод внутри группы
Слушают замечания каждой группы.
Делают выводы.
Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый голос проходит через рот; образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаем губам.
Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)
Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)
IV. Первичное закрепление
Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию
-Игра «Кто быстрее и больше?»
1) Подобрать односложные слова с гласными звуками.
2) Коллективная работа Упр.265
-Электронные упражнения для глаз.
Вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова.
Прол…вной… д…ревья… тр…вяной… б…гом скр…пя….
разм…гчать…. повт…рить… д…лина…. п…чтовый…
Выполняют задание в парах
Проверяют и оценивают работу в парах.
Оценивают свою работу.
Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)
Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)
Оценивание усваемого содержания (Л)
Контроль, коррекция, оценка (Р)
V.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Исследование какой темы вели на уроке?
- Какие понятия разобрали?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новые знания?
- Оцените свою работу на уроке.
- Выберите цвет кружочка, дающий оценку вашей работе на уроке.
- Дома
1. п.51 упр 267
2. Сочинить лингвистическую сказку на тему «Мое путешествие по стране Фонетика»
(задание на выбор учащихся)
Дают ответы на вопросы
Анализируют работу на уроке через самооценку
Записывают домашнее задание
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Приложение к уроку
- Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) I этап урока
«Покажи своё лицо»
- Проблемное объяснение нового знания III этап урока
Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.
Кроссворд
1)
л
е
к
с
и
к
о
л
о
г
и
я
2)
ф
о
н
е
т
и
к
а
3)
г
р
а
ф
и
к
а
4)
л
е
к
с
и
к
о
н
5)
о
р
ф
о
г
р
а
ф
и
я
6)
с
и
н
т
а
к
с
и
с
7)
л
е
к
с
и
к
о
г
р
а
ф
и
я
1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).
2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).
3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.
4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.
5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.
6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.
7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.
Стихотворение И.Токмаковой
Ложка – это ложка. А я придумал слово.
Ложкой суп едят. Смешное слово - плим.
Кошка – это кошка. Я повторяю снова -
У кошки семь котят. Плим, плим, плим…
Тряпка – это тряпка. Вот прыгает и скачет -
Тряпкой вытру стол. Плим, плим, плим…
Шапка – это шапка И ничего не значит -
Оделся и пошел. Плим, плим, плим…