kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме "Фонетика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: Фонетика. Гласные звуки.

Класс: 5

Предмет: русский язык

. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока:  -повторить изученное по теме «Фонетика»;

                      - сформировать способность определять гласные и согласные звуки ;

                      - развивать пунктуационные навыки, навыки самостоятельной работы, мотивацию к познавательной деятельности.

Формы организации на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Как называется самая маленькая единица языка?

-какая лингвистическая наука изучает изучает звуки речи?

-Подберите однокоренные слова к слову «фонетика» -

- Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске? Какой термин есть для определения смысла этих слов?)

- Какова главная цель урока?

- Какова задача урока?

Подбирают слова и осуществляют самопроверку

Дают ответ

Выделяют признак

Составляют схему

Работают в группах  по заданию

Рефлексия, вывод (девиз, эпиграф)

Формулируют тему урока

Формулируют цель

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что изучает фонетика, деление звуков на гласные и согласные, отличие буквы от звука.

- С чего же начать «открытие нового знания»? Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю разгадать кроссворд.

- Какое слово получилось?

- Что  изучает фонетика?

- Например

- Какие ещё термины связаны с темой урока? Дайте их толкование или ЛЗ?

- Проведите самостоятельные наблюдения (задания п 51) сделайте вывод.

-

- Верните работу своей группы и дополните её, если надо, сделайте вывод

Предоставляет слово каждой группе

- Оцените свою работу?

-

- Какие трудности возникли?

- Что нужно сделать, чтобы добиться успеха?

Физминутка

Дети в группе по 4 человека работают с кроссвордом.

Работа в группах по 4 человека

Анализ работ и вывод внутри группы

Слушают замечания каждой группы.

Делают выводы.

Гласные звуки состоят только из голоса, выдыхаемый голос проходит через рот; образование разных гласных звуков зависит от того, какую форму мы придаем губам.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

-Игра «Кто быстрее и больше?»

1)    Подобрать односложные слова с гласными звуками.

2)    Коллективная работа Упр.265

-Электронные упражнения для глаз.

Вставьте пропущенные орфограммы и подберите проверочные слова.

Прол…вной…           д…ревья…         тр…вяной…               б…гом             скр…пя….

разм…гчать….             повт…рить…          д…лина….              п…чтовый…        

Выполняют задание в парах

Проверяют и оценивают работу в парах.

Оценивают свою работу.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

- Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке.

- Выберите цвет кружочка, дающий оценку вашей работе на уроке.

- Дома

1. п.51 упр 267

2. Сочинить лингвистическую сказку на тему «Мое путешествие по стране Фонетика»

(задание на выбор учащихся)

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

Приложение к уроку

  1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)    I этап урока

         «Покажи своё лицо»

  1. Проблемное объяснение нового знания                                           III этап урока

Ведётся бортовой журнал. Учащиеся фиксируют самооценку по каждому записанному в нём заданию.

Кроссворд

1)

л

е

к

с

и

к

о

л

о

г

и

я

2)

ф

о

н

е

т

и

к

а

3)

г

р

а

ф

и

к

а


 

4)

л

е

к

с

и

к

о

н

5)

о

р

ф

о

г

р

а

ф

и

я


 

6)

с

и

н

т

а

к

с

и

с

7)

л

е

к

с

и

к

о

г

р

а

ф

и

я

1) Лексикология - раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка (лексику).

2) Фонетика - раздел науки о языке, изучающий звуковую сторону языка (звуки речи).

3) Графика - раздел науки о языке, изучающий буквы, соотношения между буквами и звуками.

4) Лексикон - запас слов какого-то одного человека.

5) Орфография - раздел науки о языке, в котором излагается система правил написания слов.

6) Синтаксис - раздел грамматики, изучающий словосочетания, предложения, текст.

7) Лексикография - раздел науки о языке, занимающийся вопросами составления словарей и их изучения.

Стихотворение И.Токмаковой

Ложка – это ложка.                                  А я придумал слово.

Ложкой суп едят.                                              Смешное слово - плим.

Кошка – это кошка.                                 Я повторяю снова -

У кошки семь котят.                                Плим, плим, плим…

Тряпка – это тряпка.                               Вот прыгает и скачет -

Тряпкой вытру стол.                               Плим, плим, плим…

Шапка – это шапка                                  И ничего не значит -

Оделся и пошел.                                      Плим, плим, плим…

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Фонетика"»





Предмет: русский язык

Класс: 5 класс

Тема урока: Гласные и согласные звуки.

Тип урока: урок закрепления.

Цель урока: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний УУД.

Задачи урока:

  • 1.Предметные:

-сделать звуки речи и в целом звучащее слово предметом целенаправленного наблюдения, показать смыслоразличительную роль звуков, способствовать развитию фонетического слуха учащихся;

-обобщить знания учащихся об особенностях гласных и согласных звуков, с характеристик, а также с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера;

-

2 Метапредметные

регулятивные:

  • по значкам-заголовкам, по заданиям (в словесной и графической форме) понимать, принимать и удерживать учебную задачу;

  • осознавать границы собственных знаний; на основе созданных в букваре ситуаций «открытого незнания» понимать перспективы дальнейшей учебной работы;

  • выполнять различные учебные действия, пользоваться при этом разными способами помощи, оценивать правильность выполнения действий другими, вносить необходимые коррективы; контролировать и оценивать свои действия;

познавательные:

  • разграничивать факты реальной действительности и слова как их названия;

  • осознавать звуки, соотношение звуков и букв, слова, речь (устную и письменную), речевое поведение как объекты специального наблюдения, выполнять применительно к ним операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, подводить факты языка под освоенные понятия;

  • воспринимать чтение, а также слушание учителя и одноклассников как способ получения информации; осваивать техническую сторону чтения как условие понимания читаемого;

коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей, в том числе чтение как способ общения с автором книги;

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя при этом принятые нормы речевого поведения, культуры речи; задавать вопросы, слушать собеседников, стремиться сделать свою речь понятной, стараться понять мысль другого;

Личностные:

  • способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.

  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;

Предполагаемые результаты:

Должны научиться

Анализировать звуковой состав слов.

Слушать описание картины и соотносить словесную информацию с изобразительной.

Осознавать познавательное значение умения читать.

Рассматривать картину, участвовать в беседе по ней.

Обобщать знания о звуках речи, строить деловые монологические высказывания на основе модели.

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная.

Оборудование: компьютерная презентация, учебник.


Этап урока

Содержание учебного материала


Деятельность обучающихся

УУД

Организационный момент. Психологический настрой

Слайд №1

Здравствуйте, ребята.

Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Много интересного будем изучать,

Значит, будут нам нужны

Книжка и тетрадь.

Хорошо известно вам, что должен ученик

При себе всегда иметь ручку и дневник.


1.Как правильно сидеть Слайд 2

2. Фонетическая разминка.

  • -Чтобы правильно читать, надо правильно дышать.


Эмоциональный настрой.








Вспоминают правила посадки на уроке



Надувают шарик. Произносят чистоговорку Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход




Л 1




К 2

Актуализация знаний и постановка проблемы



















Формулирование

темы урока


1.Форзац учебника русского языка:

  • Часто, открывая учебник, вы быстро перелистывали страничку, где расположился город под названием Фонетика. Давайте сегодня немного задержимся в нём и рассмотрим, как он устроен.

  • Я предлагаю вам послушать лингвистическую сказку «Мое путешествие по стране Фонетика»

  • Кто знает, где найти этот город?

  • А почему он так называется?

  • Глядя на условные обозначения, расскажите о жителях этого города.

  • Кто живёт в первом доме? (Гласные звуки.)

  • Как вы догадались?

  • Сколько в доме жильцов?

  • А перечислить их можете

  • Какие звуки живут во всех других домах? (Согласные.)

  • Кратко расскажите о жителях этих домов.

  • Познакомившись со жителями города Фонетика, покидаем его, но со звуками мы не прощаемся - без них нам в речи не обойтись

2.

  • Давайте определим тему урока

  • Как вы считаете, вы уже хорошо научились слышать и различать звуки речи?

  • Хотите проверить себя? (Да)





Проверка домашнего задания.


В домиках живут звуки. Звуки бывают гласные и согласные.



По подсказке значков даётся общая характеристика звуков.

Рассказывают о звуках речи с опорой на таблицу


Работают по по парам


Называют тему урока

Гласные и согласные звуки




Дают оценку своим знаниям(выбирают кружочки разного цвета)

К 2


П. – 8



Л-4




К – 2



Р-2


К – 1


Работа по теме урока

1.Задания для тренировочной работы

  • Послушайте и найдите слова, которые различаются одним звуком.

Работа в паре.

На улице был жаркий день.

Все прятались от солнца в тень.

Шумел от ветра спелый колос

Как будто поле пело в голос.

С. Лукьянова

Мы потолок белили,

А дрова пилили.

С. Лукьянова

  • Всего один звук способен изменить значение слова. Вот почему надо стараться говорить ясно и чётко.

Назовите звуки, которыми различаются слова:

мел - мель

мыл - мал

мал - мял

пол - пыль

  • Чем различаются такие слова:

белки – белки (в яйце)


Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

  • Назовите звук, который повторяется чаще других и помогает услышать то, что происходит. Потом дайте характеристику этого звука.

Тише, тише, тише, тише. Шелестят на крыше мыши...

С. Токмакова


И сейчас же щётки, щётки Затрещали, как трещотки...

К. Чуковский

Бывают в жизни чудеса:

Ужа ужалила оса.

Она ужалила в живот.

Ужу ужасно больно. Вот.

Р. Муха




Сравнивают слова.

Называют звук, которым различаются слова.

Дают характеристику.








Называют звуки. В слове мел последний звук [л]- согласный звонкий, твёрдый. В слове мель последний звук [л,] –согласный звонкий мягкий

Объясняют лексическое значение слов


Выполнение движений вслед за учителем.













Называют звук и дают ему характеристику


Л 2
































Р. 3



К 2






П. 5

Работа по закреплению

Итоговое обобщение сведений о звуках речи.

1.Предстоит выполнить задание учёного:

  • вспомнить главные правила речи

  • соблюдая их, рассказать всё, о чём сообщает эта схема.

Схема «Звуки речи»


2.Какая бывает речь?

  • Какой речью вы только что пользовались?

  • Что вы строили, когда сообщали сведения о звуках речи.


Физминутка для глаз


  • Послушайте текст и считайте количество предложений.

Сошлись три богатыря охранять русскую землю. Зорко всматриваются они вдаль. Не идут ли враги? Богатыри готовы побить вражью силу!

  • Сколько предложений? (4)

4.Составление схем. Опасные места.


5. Работа по вопросам.

  • Что же это за русские богатыри?

  • Как их зовут?

  • Где это можно узнать?

  • Об этих богатырях рассказывается в книгах.. мы познакомимся с богатырями, если прослушаем о них короткий рассказ .

  • Просмотр презентации(индивид.работа)



7

8.Фонетическая работа. (работа в парах)

  • Всмотритесь в картину и запишите значками звуков некоторые слова-названия.

Илья, шлем, щит, меч, тугой лук, белый конь




Говорить понятно, смотреть на собеседников



Устная и письменная

Устной

Предложения





Рассматривают картину




Слушают текст и считают предложения.


Работают у доски. Составляют схему каждого предложения. Называют опасные места в предложении.

Дети отвечают на вопросы:

- это защитники нашей земли

-высказывают свои предположения.

-можно прочитать в книге, спросить у учителя…






Читают хором.




Работают у доски и в тетрадях

К-3





К-3



П-4




Л-4




К – 2







Р-2







К – 1


Итог урока.

Рефлексия

  • Чему учились на уроке?

  • Что было для вас сегодня самым трудным?

  • Что было самым интересным?

  • Как работали сегодня на уроке?

  • Кто доволен собой, товарищем?

  • Кто чувствовал помощь друга?

Предлагаю вам оценить каждому свою деятельность:

зелёный - всё понятно;

жёлтый - не совсем понятно есть вопросы;

красный - не понятно;


Домашнее задание:

Сочинить лингвистическую сказку «Мое знакомство с гласными и согласными звуками»(по выбору учащихся)

Составить устный рассказ на тему «Согласные и гласные звуки»


Поводят итог урока







Дают эмоциональную оценку своей деятельности.


К – 2

П-4





П-1





.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по теме "Фонетика"

Автор: Мешкова Наталья Владиславовна

Дата: 05.11.2015

Номер свидетельства: 248551

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) "План- конспект открытого урока   по предмету русский язык для суворовцев 1 курса (5 класс)   по теме: «Обобщение по теме «Фонетика» "
    ["seo_title"] => string(138) "plan-konspiekt-otkrytogho-uroka-po-priedmietu-russkii-iazyk-dlia-suvorovtsiev-1-kursa-5-klass-po-tiemie-obobshchieniie-po-tiemie-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "158924"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421832037"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Конспект  урока. Русский язык "
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt-uroka-russkii-iazyk-1"
    ["file_id"] => string(6) "165264"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422791612"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект урока по русскому языку Фонетика и орфоэпия "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-fonietika-i-orfoepiia"
    ["file_id"] => string(6) "137131"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417273795"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока " Путешествие в страну Фонетика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-putieshiestviie-v-stranu-fonietika"
    ["file_id"] => string(6) "124654"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414760169"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока русского языка "Фонетика. Гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные" "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-fonietika-glasnyie-i-soghlasnyie-zvuki-udarnyie-i-biezudarnyie-ghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "131932"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416247597"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства