6) Закрепление материала. - Итак, мы попали с вами в страну, в которой живут наши любимые звуки. Перед нами карта маршрута, по которому нам нужно с вами пройти. - Посмотрите, какой извилистый путь предстоит нам пройти. Жители страны приготовили для нас интересные задания. Я думаю, что вы справитесь со всеми трудностями. Сейчас мы будем разговаривать на особом языке - фонетическом. Первая остановка на станции “Гласная”. Задание: Запишите слова в тетрадь, обозначьте гласные звуки в словах. - Каких гласных звуков не хватает в данных словах? Каюта, земля. ( [э] [о] [ы] ) - Какая буква «обижается», что её не пишут в начале слова? 2) Станция “Согласная”. Задание: Определите, сколько встречается в предложениях указанный звук. [т] Документ подписан директором. (3: документ, подписан, директором) [к] Язык мой – друг мой. (2: язык, друг) Задание: Решите звуковые пропорции: г: к = д : ? в: ф = з: ? д : т = ж: ? 3) Станция “Алфавитная”. - Кто быстрее и без ошибок прочитает алфавит? - Чем отличается Ъ и Ь от остальных букв? Инсценировка сказки «Хвастун». Живет в стране Фонетика известный фокусник. Зовут его Мягким знаком. Стоит ему подойти к какому – нибудь слову, и оно делается совершенно неузнаваемым: глагол ЕЛ превратился в существительное ЕЛЬ, а консервная БАНКА стала теплой БАНЬКОЙ. Расхвастался Мягкий знак: « Я самый волшебный, поэтому должен стоять в алфавите первым». Но некоторые жители из страны Грамматики стали смеяться: «Мы и без тебя умеем показывать фокусы. Смотри: был ЛУК, а стал ЛЮК, был МАЛ – стал МЯЛ». Так хвастунишку поставили на место. -- Какую роль играет мягкий знак? - Какие ещё буквы могут смягчать предыдущий согласный? - Посмотрите на доску. Здесь записаны названия стран (разделов русского языка), по которым мы тоже будем путешествовать. Задание: Расположите их в алфавитном порядке. Фонетика. Морфология. Орфоэпия. Графика. Орфография. Пунктуация. Синтаксис. (Графика, морфология, орфография, орфоэпия, пунктуация, синтаксис, фонетика) Загадки- шутки. - Какое слово будет стоять в словаре раньше: зима или весна, зима или осень? 4) Станция “Орфографическая”. Задание: Узнайте по фонетической записи слова, восстановите их буквенный облик. Запишите в тетрадях, следуя орфографическим правилам русского языка. На доске: [ ш т о], [ р’ и б’ и н ы] , [м ч’ а ц а] , [з’ и л’ о н ы й’] , [ а б л а к а] , [й’ о л к а] , [ л’ о х к’ и й’ ] , [ т а в о] , [х а к’ э й’]. - Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных предметов! Какие предметы вы видите? - Что нужно сделать, чтобы правильно написать данные слова? Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг, парный сразу проверяй, слово смело изменяй: «зуб» на «зубы», «лед» на «льды» - будешь грамотным и ты. Задание: Подберите к ним проверочные слова и запишите полученные пары. 5) Станция “Орфоэпическая” - Что изучает орфоэпия? - Нужно ли знать орфоэпические правила? В стихотворении В. Масса и М. Червинского «Между прочим» есть такие строки о человеке, не желавшем придерживаться правил литературной речи. Говорил он, между прочим, «КрасивЕе», « Мы так хОчим», «ДОсуг», « шОфер», «прОцент», «зАем», «КвАртал», «пОртфель», «билитень». «ПОверх» плана выполняем, «Агент» «звОнит» каждый день. Задание: Исправьте речевые ошибки. - Иногда ударение меняет значение слова. 1. Мне слово чУдно изменить нетрудно: Поставим ударение на О – Исчезло чУдно, Родилось чуднО. 2. Скорей, сестра, на рыб взгляни, Попались на крючок они. В ведерко руку окунИ, Не бойся: это Окуни. 3. Пересохла глина, рассердилась Нина, Не мукА, а мУка – Поварам наука. Задание: Разберите по смыслу и поставьте ударения в одинаковых по написанию словах. Определите, какой частью речи они являются. Солнце село за село. Дорога на родину дорога. Замок закрыт на замок. Огородное пугало всех пугало. 6) Станция “Разбор” Мы приближаемся к концу нашего путешествия. Осталась последняя остановка. Мы на станции “Разбор”. - Замените словосочетания одним словом и произведите фонетический разбор данных слов. Заросли высокой травы. (бурьян – I вариант) То, без чего птица не улетит. (крылья – II вариант) |