ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ "ВИД ГЛАГОЛА"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ "ВИД ГЛАГОЛА"
план-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Вид глагола". Урок по образовательной программе "Школа 2100" с использованием электронных образовательных ресурсов. На уроке звучит музыка "Времена года. Апрель". Учащиеся работают с интерактивной доской, с учебником, с рабочей тетрадью.На уроке учитель проводит физминутку. Учитель использует разнообразные формы работы с классом: индивидуальная работа, парная работа, групповая работа, работа у доски, словарная работа.Учитель использует проблемно-диалогический подход в обучении учащихся. Урок прошел на хорошем методическом уровне. Учащиеся активно работали на уроке, были заинтересованы уроком. ПО окончании урока учителем был дан самоанализ урока.
Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ "ВИД ГЛАГОЛА"»
Ход урока.
Орг. момент.
Цель: создать работоспособную атмосферу на уроке, дать психологический настрой на изучение темы.
- Здравствуйте, ребята, садитесь
-Урок я хочу начать с тёплых и добрых слов: повернитесь друг к другу и соедините свои ладони.
-Добрый день! - тебе сказали.
-Добрый день!- ответил ты.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
-Откройте свои тетради и запишите число и классная работа
1. Актуализация знаний
-А эпиграфом к нашему уроку будут слова Н.Заболоцкого: « Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать. (слайд № 1)
- Какое чудо могут творить слова? Какие слова указывают на это?
-А что вы знаете о глаголе?
-На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает?
-Как пишется не с глаголами?
2. Введение в тему
-Продолжаем новые открытия в стране Глаголии.
-Внимание на экран.
-Ребята, кто из вас знает , кто написал эту картину и как она называется? (Слайд № 2)
-Перед вами картина Левитана « Весна - талая вода».(музыка)
-Какое явление природы показал художник в своей картине?(весеннее половодье)
-А музыка, которая сейчас звучит- это произведение П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»
-Вот какие звуки подобрал композитор к месяцу апрель.
- А сейчас вашему вниманию предлагается текст, который поможет нам лучше представить весеннее половодье .
3.Языковая разминка.
(Слайд № 3) Чтение зарисовки «Апрель», запись с комментированием орфограмм.
Март - настоящий водолей. Заиграли талой в..дой овра…ки.
М…росит на сне… первый весе…ий дождик. Широко разл…лись лужи и развод…я в низинах.4 Трогают…ся вешние воды.
-Встретились вам незнакомые слова ? (вешние воды, трогаются, низины)
-К какому стилю можно отнести данный текст. (худ. стиль)
-Определите тип речи.(описание)
-Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы. (включить музыку)
( дети записывают текст и объясняют написание пропущенных орфограмм).
-Кто желает выйти к доске и объяснить пропущенные орфограммы в словах.
-Ребята, а какое задание в тексте мы не выполнили?(синт.разб 4 пр)
-Кто желает поработать над этим разбором?
-Найдите глаголы, которые соответствуют следующим схемам? (слайд 4)
- разлились, трогаются
4.Постановка учебной проблемы и ее формулирование.
-Какой из этих глаголов обозначает законченность действия? Какие глагол обозначает незаконченность действия?
( разлились, трогаются).
-У нас получились разные мнения? Каких знаний вам не хватает, чтобы ответить на мои вопросы?
(я не до конца понимаю, что такое законченность и незаконченность действия;а как определять глаголы, которые обозначают законченность и незаконченность действия)
- так значит над чем сегодня мы будем работать на уроке?(будем учиться определять глаголы, которые обозначают законченность и незаконченность действия)
-Правильно. А законченное и незаконченное действие глагола обозначает вид. Значит тема урока какая?
-Вид глагола. Запишем в тетради.
-- Давайте прослушаем диалог двух друзей Олега и Артура, а потом вернемся к нашему разговору.
5.Поиск решения проблемы (процесс открытия нового знания). Прослушивание диалога.
Встретились два друга Олег и Артур:
А.- Привет! Давно тебя не видел. Чем ты вчера занимался?
О.- Я вчера учил грамматические правила, выполнял упражнения, решал задачи, писал бабушке письмо.
А.- Почему же ты начатые дела не закончил до конца?
О.- Я же все полностью выполнил.
А.- Если ты это завершил, то неправильно говоришь.
-Какое действие ,по словам Артура, они обозначают? (незаконченное)(почему ты начатые слова не закончил до конца))
- Образуйте от них глаголы, которые бы обозначали действие законченное.
- На какой вопрос они отвечают?(слайд 5)
несов. вид. соверш.вид.
что делал? что сделал?
учил - выучил
выполнял – выполнил
решал – решил
писал - написал
-Давайте прочитаем в учебнике новую информацию о глаголах, которые отвечают на вопросы: что делал и что сделал.
Работа с учебником. Чтение правила учебника на стр. 117.(работа с информацией, задать вопросы к предложениям).1 группа читает первые два абзаца, вторая группа -3,4 абзацы
-1 предл-е: какого вида бывают глаголы?
2 пред: к какому виду относятся глаголы, отвечающие на вопрос что делать?
3 предл: какое действие называют глаголы несовершенного вида
4.предл: к какому виду относятся глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
5 предл: какое действие называют глаголы совершенного вида
6 предл: вид- это постоянный или непостоянный морфологический признак глагола.
-Вернемся к нашим глаголам. Давайте закончим эту схему. Чего не хватает в схеме? Что мы сейчас можем определить? (сов и нес .в). А теперь вспомним глаголы?: трогаются и разлились. Какая стояла проблема? Вы не могли определить законченность и незаконченность действия этих глаголов. А теперь можете?
6. Развитие орфографических умений. Давайте, знания, которые мы получили, будем учиться применять.
Первичное закрепление .упр. 548 на стр 117.
-прочитать 1 задание к тексту.
-что надо сделать, чтобы определить вид глагола?(задать вопрос)
(дети записывают глаголы у доски и называют орфограммы (по цепочке)
8. Определение видовой пары.
на доске записаны слова в 2 столбика
бежать-прибежать
сгорать-сгореть писать-подписать
загадывать-загадать разрешать-разрешить
Прочитайте пары глаголов, определите вид глаголов. Выделите приставки и суффиксы глаголов. Понаблюдайте, какие суффиксы имеют глаголы сов. и нес. вида. Глаголы какой группы имеют одинаковое лексическое значение? А у каких глаголов разные лексические значения? Какую информацию нам дает учебник на стр.119. Ученик читает правило.
-Вернемся к нашим глаголам. Теперь вы сможете сказать, какие глаголы можно назвать видовой парой?
Почему?
-Какие глаголы у нас остались?(писать-подписать, разрешать -разрешить)
-почему?(не являются видовой парой)
-почему?(разное лекс. знач.)
-Вернемся к нашим глаголам на доске. Есть ли среди них видовые пары? если есть, соедините их стрелочкой.
3акрепление. упр.554.
-Прочитайте первое задание к тексту.
-прочитайте глаголы
- какие глаголы мы с вами прочитали?( глаголы сов. в.)
-что надо сделать с этими глаголами?
- с помощью чего мы будем образовывать глаголы несов. вида?
- с помощью суффиксов -ива, -ыва.
- самостоятельно выполните это задание, у глаголов выделяйте суффиксы –ыва, -ива.
-прочитайте, какие пары глаголов вы получили.
-как можно назвать каждую пару глаголов?(видовой парой)
-почему?(имеют одинаковое лексич. знач-е)
7.Итог урока:
-Назовите ключевые слова темы урока?(какие понятия чаще всего звучали на уроке). Вид, законченность действия видовая пара.
Рефлексия: В заключении , ребята, послушайте сказку о Глаголе:
Жил-был Глагол ,он очень не любил ленивых,
И сам трудился целый день:бегал, летал, скакал, мастерил, варил.
Там что-то выкопает, там что-то достроит,там склеит, там пришьет
И все волнуется: успею ли помочь, забегу ли вовремя, смогу ли все
трудности преодолеть?
- А вы как думаете? успеет, сможет, добежит.
-А глаголы какого вида ему в этом помогут? (глаголы сов.в.)
-И мы с вами , ребята, любим доводить начатое дело до конца. Поэтому закончим урок глаголами совершенного вида. Как прекрасен этот мир -