ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ "ВИД ГЛАГОЛА"
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ "ВИД ГЛАГОЛА"
план-конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему "Вид глагола". Урок по образовательной программе "Школа 2100" с использованием электронных образовательных ресурсов. На уроке звучит музыка "Времена года. Апрель". Учащиеся работают с интерактивной доской, с учебником, с рабочей тетрадью.На уроке учитель проводит физминутку. Учитель использует разнообразные формы работы с классом: индивидуальная работа, парная работа, групповая работа, работа у доски, словарная работа.Учитель использует проблемно-диалогический подход в обучении учащихся. Урок прошел на хорошем методическом уровне. Учащиеся активно работали на уроке, были заинтересованы уроком. ПО окончании урока учителем был дан самоанализ урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5 КЛАССЕ "ВИД ГЛАГОЛА"»
Ход урока.
Орг. момент.
Цель: создать работоспособную атмосферу на уроке, дать психологический настрой на изучение темы.
- Здравствуйте, ребята, садитесь
-Урок я хочу начать с тёплых и добрых слов: повернитесь друг к другу и соедините свои ладони.
-Добрый день! - тебе сказали.
-Добрый день!- ответил ты.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
-Откройте свои тетради и запишите число и классная работа
1. Актуализация знаний
-А эпиграфом к нашему уроку будут слова Н.Заболоцкого: « Слова должны обнимать и ласкать друг друга, образовывать живые гирлянды и хороводы, они должны петь, трубить и плакать. (слайд № 1)
- Какое чудо могут творить слова? Какие слова указывают на это?
-А что вы знаете о глаголе?
-На какие вопросы отвечает?
-Что обозначает?
-Как пишется не с глаголами?
2. Введение в тему
-Продолжаем новые открытия в стране Глаголии.
-Внимание на экран.
-Ребята, кто из вас знает , кто написал эту картину и как она называется? (Слайд № 2)
-Перед вами картина Левитана « Весна - талая вода».(музыка)
-Какое явление природы показал художник в своей картине?(весеннее половодье)
-А музыка, которая сейчас звучит- это произведение П.И.Чайковского «Времена года. Апрель»
-Вот какие звуки подобрал композитор к месяцу апрель.
- А сейчас вашему вниманию предлагается текст, который поможет нам лучше представить весеннее половодье .
3.Языковая разминка.
(Слайд № 3) Чтение зарисовки «Апрель», запись с комментированием орфограмм.
Март - настоящий водолей. Заиграли талой в..дой овра…ки.
М…росит на сне… первый весе…ий дождик. Широко разл…лись лужи и развод…я в низинах.4 Трогают…ся вешние воды.
-Встретились вам незнакомые слова ? (вешние воды, трогаются, низины)
-К какому стилю можно отнести данный текст. (худ. стиль)
-Определите тип речи.(описание)
-Запишите текст в тетрадь, вставляя пропущенные орфограммы. (включить музыку)
( дети записывают текст и объясняют написание пропущенных орфограмм).
-Кто желает выйти к доске и объяснить пропущенные орфограммы в словах.
-Ребята, а какое задание в тексте мы не выполнили?(синт.разб 4 пр)
-Кто желает поработать над этим разбором?
-Найдите глаголы, которые соответствуют следующим схемам? (слайд 4)
- разлились, трогаются
4.Постановка учебной проблемы и ее формулирование.
-Какой из этих глаголов обозначает законченность действия? Какие глагол обозначает незаконченность действия?
( разлились, трогаются).
-У нас получились разные мнения? Каких знаний вам не хватает, чтобы ответить на мои вопросы?
(я не до конца понимаю, что такое законченность и незаконченность действия;а как определять глаголы, которые обозначают законченность и незаконченность действия)
- так значит над чем сегодня мы будем работать на уроке?(будем учиться определять глаголы, которые обозначают законченность и незаконченность действия)
-Правильно. А законченное и незаконченное действие глагола обозначает вид. Значит тема урока какая?
-Вид глагола. Запишем в тетради.
-- Давайте прослушаем диалог двух друзей Олега и Артура, а потом вернемся к нашему разговору.
5.Поиск решения проблемы (процесс открытия нового знания). Прослушивание диалога.
Встретились два друга Олег и Артур:
А.- Привет! Давно тебя не видел. Чем ты вчера занимался?
О.- Я вчера учил грамматические правила, выполнял упражнения, решал задачи, писал бабушке письмо.
А.- Почему же ты начатые дела не закончил до конца?
О.- Я же все полностью выполнил.
А.- Если ты это завершил, то неправильно говоришь.
-Какое действие ,по словам Артура, они обозначают? (незаконченное)(почему ты начатые слова не закончил до конца))
- Образуйте от них глаголы, которые бы обозначали действие законченное.
- На какой вопрос они отвечают?(слайд 5)
несов. вид. соверш.вид.
что делал? что сделал?
учил - выучил
выполнял – выполнил
решал – решил
писал - написал
-Давайте прочитаем в учебнике новую информацию о глаголах, которые отвечают на вопросы: что делал и что сделал.
Работа с учебником. Чтение правила учебника на стр. 117.(работа с информацией, задать вопросы к предложениям).1 группа читает первые два абзаца, вторая группа -3,4 абзацы
-1 предл-е: какого вида бывают глаголы?
2 пред: к какому виду относятся глаголы, отвечающие на вопрос что делать?
3 предл: какое действие называют глаголы несовершенного вида
4.предл: к какому виду относятся глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
5 предл: какое действие называют глаголы совершенного вида
6 предл: вид- это постоянный или непостоянный морфологический признак глагола.
-Вернемся к нашим глаголам. Давайте закончим эту схему. Чего не хватает в схеме? Что мы сейчас можем определить? (сов и нес .в). А теперь вспомним глаголы?: трогаются и разлились. Какая стояла проблема? Вы не могли определить законченность и незаконченность действия этих глаголов. А теперь можете?
6. Развитие орфографических умений. Давайте, знания, которые мы получили, будем учиться применять.
Первичное закрепление .упр. 548 на стр 117.
-прочитать 1 задание к тексту.
-что надо сделать, чтобы определить вид глагола?(задать вопрос)
(дети записывают глаголы у доски и называют орфограммы (по цепочке)
8. Определение видовой пары.
на доске записаны слова в 2 столбика
бежать-прибежать
сгорать-сгореть писать-подписать
загадывать-загадать разрешать-разрешить
Прочитайте пары глаголов, определите вид глаголов. Выделите приставки и суффиксы глаголов. Понаблюдайте, какие суффиксы имеют глаголы сов. и нес. вида. Глаголы какой группы имеют одинаковое лексическое значение? А у каких глаголов разные лексические значения? Какую информацию нам дает учебник на стр.119. Ученик читает правило.
-Вернемся к нашим глаголам. Теперь вы сможете сказать, какие глаголы можно назвать видовой парой?
Почему?
-Какие глаголы у нас остались?(писать-подписать, разрешать -разрешить)
-почему?(не являются видовой парой)
-почему?(разное лекс. знач.)
-Вернемся к нашим глаголам на доске. Есть ли среди них видовые пары? если есть, соедините их стрелочкой.
3акрепление. упр.554.
-Прочитайте первое задание к тексту.
-прочитайте глаголы
- какие глаголы мы с вами прочитали?( глаголы сов. в.)
-что надо сделать с этими глаголами?
- с помощью чего мы будем образовывать глаголы несов. вида?
- с помощью суффиксов -ива, -ыва.
- самостоятельно выполните это задание, у глаголов выделяйте суффиксы –ыва, -ива.
-прочитайте, какие пары глаголов вы получили.
-как можно назвать каждую пару глаголов?(видовой парой)
-почему?(имеют одинаковое лексич. знач-е)
7.Итог урока:
-Назовите ключевые слова темы урока?(какие понятия чаще всего звучали на уроке). Вид, законченность действия видовая пара.
Рефлексия: В заключении , ребята, послушайте сказку о Глаголе:
Жил-был Глагол ,он очень не любил ленивых,
И сам трудился целый день:бегал, летал, скакал, мастерил, варил.
Там что-то выкопает, там что-то достроит,там склеит, там пришьет
И все волнуется: успею ли помочь, забегу ли вовремя, смогу ли все
трудности преодолеть?
- А вы как думаете? успеет, сможет, добежит.
-А глаголы какого вида ему в этом помогут? (глаголы сов.в.)
-И мы с вами , ребята, любим доводить начатое дело до конца. Поэтому закончим урок глаголами совершенного вида. Как прекрасен этот мир -