Организационный момент | Когда мы улыбаемся, Мы реже ошибаемся. И чаще награждаемся Подарками судьбы. Пусть этими подарками для вас станут хорошие оценки на уроке. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А я надеюсь на вашу активную работу на уроке Открыли тетради, записали число, классная работа | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
| Личностные: мобилизация внимания Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками Регулятивные: саморегуляция |
1)Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность, создание условий для возникновения внутренней готовности включения в деятельность. | - Посмотрите фрагмент мультфильма (Слайд 2) -Из какой сказки данный эпизод? Кто догадался? -Подумайте, как бы вы оформили это предложение, и затем запишите его в тетрадь. -Прочитайте, как вы оформили данное предложение на письме. -Почему ваши мнения разошлись? -А чтобы вы хотели узнать сегодня на уроке? -А знаете ли вы, как эти предложения называются? -А хотели бы вы узнать? -А схемы таких предложений вы умеете составлять? -А хотели бы научиться? - Давайте разбираться. |
Отвечают на вопрос учителя Записывают предложение в тетрадь Отвечают на вопросы учителя. - Не знаем, как правильно оформить данное предложение на письме - Как правильно оформлять такие предложения на письме - Нет - Да - Нет -Да | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
2) Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Цель этапа: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. | - Прочитайте данное предложение. ---Что в этом предложении интересного, необычного? -Кто произносит первую часть предложения? -Прочитайте вторую часть предложения -Чьи это слова? -А как вы догадались? -А кто передаёт нам слова рыбки? -А как говорящий произносит эти слова? Он их изменяет или передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения? -Так кто же догадался, как называются предложения, в которых речь передаётся прямо, дословно, без изменений? - Какова же тема нашего урока? Сформулируйте её. -Запишите тему урока в свою тетрадь -Исходя из темы урока, сформулируйте его цель. Что нам нужно узнать? Чему мы должны будем научиться? -Ребята, так что же такое прямая речь, как вы поняли? - Давайте сверим своё открытие с учебником и посмотрим, какое определение прямой речи даёт нам учебник -Правильно мы с вами сделали вывод о том, что такое прямая речь? -В предложениях с прямой речью различают слова автора и собственно прямую речь. Давайте посмотрим, как же оформлено предложение с прямой речью у Пушкина. ( Слайд 3) -Где стоят слова автора? -А прямая речь? -Как оформлена прямая речь? -А как вы думаете, почему прямая речь заключена в кавычки? -Пишется прямая речь с какой буквы? -А после слов автора ставится - Можем ли мы теперь исправить ошибки и правильно оформить знаками препинания наши предложения? - Исправьте ошибки, которые вы допустили в оформлении предложения с прямой речью. - А почему перед словом старче стоит запятая? Кто мне объяснит? | Читают предложение -Предложение состоит из двух частей. - Автор Читают - Рыбки - Автор подсказывает нам, кому принадлежат эти слова - Автор, говорящий -Он их передаёт дословно, прямо, точь-в-точь, без изменения - Это предложения с прямой речью - Предложения с прямой речью Записывают тему урока в тетрадь -Выяснить, что такое прямая речь, научиться ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, научиться составлять схемы предложений с прямой речью. - Это дословная передача чужой речи от лица говорящего Работа с учебником (читают теорию) - Да - В начале предложения - После слов автора - Заключена в кавычки - Обозначены границы прямой речи, и эти слова переданы как есть, без изменения - С заглавной, большой - Двоеточие - Можем Работают с предложением - Обращение, выделяется запятой на письме | Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Регулятивные: целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и неизвестно Коммуникативные: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи Принятие и сохранение учебной задачи (Р1) |
3) Этап первичного закрепления Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала; проведение коррекции. Физминутка | -Давайте обобщим, что же мы узнали с вами о предложениях с прямой речью. - Теперь давайте составим схему к данному предложению. Слова автора в схеме обозначаются буквой А, а прямая речь - буквой П. Кто желает составить схему к данному предложению? -Всё ли правильно мы сделали, давайте посмотрим. (Слайд 3) - Что вы заметили? - А как ставятся знаки препинания в предложении, где прямая речь предшествует словам автора? (Слайд 4) - Самостоятельно составьте схему к данному предложению. Проверьте, правильно ли вы выполнили задание. (Слайд 4) - Давайте рассмотрим схемы, которые принято использовать для записи предложений с прямой речью. Что вы заметили? ( Слайд 5) - Мы с вами славно потрудились, а теперь отдохнём(Слайд 6) - Отдохнули? Теперь потренируемся. Объяснительный диктант. Записать предложения, объяснить постановку знаков препинания, составить схемы предложений. Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет». Воевода говорит: «Петушок опять кричит». Князь им вымолвил тогда: « Добрый путь вам, господа». Отвечает золотая рыбка: «Не печалься, ступай себе с богом!» -Обратите внимание, что в словах автора всегда есть слова-говорения. Назовите мне эти глаголы-говорения -Бывает так, что некоторые люди используют в речи один глагол. Это обедняет речь. Чтобы у нас с вами этого не произошло, давайте продолжим этот ряд своими словами Устно Давайте поиграем в игру «Живые слова» - Приготовьте карточки из конверта. Вы должны будете составить схему данного предложения, держа карточки в руках. Участвуют все члены команды. 1 команда «Здравствуй барыня-сударыня!» - говорит старик своей старухе. 2 команда И ей зеркальце в ответ: «Ты прекрасна, спору нет». Пока команды готовятся, остальные работают со мной. Устно. Игра «3 лишений» Укажите лишнее предложение в ряду , объясните свой выбор. 1.За невестою своей королевич Елисей между тем по свету скачет. 2.Учитель спросил: «Вы читали сказки Пушкина?» 3.А.С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки!» | - Прямая речь состоит из слов автора и прямой речи, всегда пишется с большой буквы, заключена в кавычки, после слов автора ставиться двоеточие Один учащийся по желанию работает у доски, остальные на местах - Правильно составили схему к предложению - Вопросительный знак ставится внутри кавычек -Если прямая речь стоит перед словами автора, то между прямой речью и словами автора ставится тире, слова автора пишутся с маленькой буквы, а прямая речь заключается в кавычки Составляют схему, делают вывод. - Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка после них. Выполняют упражнения Один учащийся работает у доски (класс работает в тетрадях). Работа на доске коллективно проверяется и оценивается. -Говорит, вымолвил, отвечает -Сказала, произнесла, поинтересовалась, крикнула, проворчала, пошептала, объявила и т д Дети делятся на две команды. Ребята находят лишнее предложение и объясняют свой выбор. Проверяется правильность выполнения задания командами (Слайды 7,8) | Познавательные: поиск необходимой информации для выполнения учебных задач с использованием учебной литературы; структурирование знаний; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений |
4) Этап самостоятельной работы Цель этапа: поиск оптимального решения учебной задачи | - А теперь я вам предлагаю поработать самостоятельно. А работать вы будете в группах. | Самостоятельная работа в группах (по уровням сложности) ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1 группа: восстановите авторский текст, прочитайте предложения, объясните знаки препинания: Пуще прежнего старуха бранится Грусть-тоска меня съедает Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись рыбке. Князь печально отвечает. 2 группа: отредактируйте предложения, объясните знаки препинания: Балда мыслит Этого провести не шутка! Молвил он Как бы здесь на двор окошко нам проделать? 3 группа: Из двух предложений составьте одно с прямой речью, объясните знаки препинания. 1.Народ- то над ним насмеялся. Поделом тебе, старый невежа! 2. Что за диво! Всё так чисто и красиво. Старший молвил. (Тексты заданий напечатаны на карточках) | Коммуникативные: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности: формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выдвижение гипотез и их обоснование Личностные: оценивание усваиваемого содержания Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка |
5) Этап включения в систему знаний и повторения Цель этапа: закрепить полученные знания на практике; тренировать способность к самоконтролю и самооценке | - А теперь самостоятельная работа. Предлагаю поработать вам самостоятельно и проверить свои знания на практике. Тест по теме «Предложения с прямой речью» (задания напечатаны на карточках). ПРИЛОЖЕНИЕ 2 - Поменяйтесь тетрадями, проверьте задания по ключу (Слайд 9) Творческое задание Составить связный текст на тему « Скоро, скоро Новый год», используя предложения с прямой речью. Давайте закончим предложения, данные на слайде (слайд 10) Прямая речь - это слова…. В предложениях с прямой речью различают…. Прямая речь заключается ….. и всегда пишется ….. | Выполняют тест Работа в парах. Меняются тетрадями и проверяют работу друг друга, ставят оценку. Работают самостоятельно Учащиеся продолжают предложения | Познавательные: поиск разнообразных способов решения задач Коммуникативные: владение диалогической формой речи, формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений Личностные: развитие «Я концепции» Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, самооценка |
6)Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: зафиксировать новое содержание, оценить собственную деятельность. | - Какие цели мы ставили на уроке? Достигли их? - В чём испытывали трудности? - Что помогло нам их преодолеть? - Оцените свою деятельность на уроке. Кто уверен, что понял тему урока, поднимите зелёную карточку. -Вы считаете, что поняли тему, но есть ещё вопросы – жёлтую. -Красную, если не поняли тему, было трудно. - Молодцы! Спасибо за работу! Домашнее задание (слайд 11): (на выбор) Выучить параграф 30 на стр.143. Выписать из русских сказок 5 предложений с прямой речью и составить схемы к этим предложениям. Составить мини – сочинение «Однажды на прогулке», используя предложения с прямой речью. | Анализируют работу на уроке через самооценку, выбирают карточки соответствующего цвета На краю стола у каждого ученика лежат карточки трех цветов: желтые, зелёные, красные. Записывают домашнее задание | Регулятивные: контроль, оценка своих достижений, осознание трудностей. Личностные: учебно – познавательный мотив изучения русского языка. Ориентация на понимание причин успеха в учёбе, проявление интереса к новому учебному материалу, развитие способности к самооценке. |