- Сегодня замечательный и необычный день, так как у нас в классе много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.
Послушайте одну историю:
У Мудреца, однажды, ученик спросил
(он перед этим бабочку словил):
– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?
Жив мотылек в руках моих, иль нет?
Ладони в этот миг легонько сжал...
Плененный мотылек затрепетал.
Блеснули искорки у мудреца в глазах:
– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!
-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.
- Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.
-Ребята, ваши ответы будут поощряться смайликами.
2. Проверка домашнего задания
Упражнение
-Что такое антонимы?
3.Повторение пройденного материала
–Выполнить небольшой тест. Вы должны закончить фразеологизмы. У вас на выбор будет два варианта ответа. Рядом с каждым ответом стоит буква. В тетради вы должны будете записать только букву правильного, на ваш взгляд, ответа. Если вы ответите на все вопросы правильно, в конце сможете прочитать слово. Какое это слово – пока секрет. Прочитают его только самые внимательные.
Тест
1.Бежать сломя... СЛАЙД 2 Е – руку У – голову
2.Ни свет.... СЛАЙД 3 Л – ни утро М – ни заря
3.Зарубить на... СЛАЙД 4 Н – носу П – лице
4.Быть не в своей ... СЛАЙД 5 И – тарелке Ы – чашке
5.Ломать ... СЛАЙД 6 Х –шею К – голову
6.В час по чайной... СЛАЙД 7 И – ложке Я – вилке
– У кого получилось слово? Какое?
– Если у вас получилось слово УМНИКИ, значит, тест выполнили верно. СЛАЙД 8
4.Чтение текста
Чтение текста «Надо ли знать природу?» учителем
- Какое предложение выражает основную мысль текста?
Словарная работа: Клевер, шмель, опылять. СЛАЙД 9
Составление предложения с новыми словами.
Составление кластера
Птицы,
животные
и растения
(Сова, мыши, шмели, корова, клевер)
5. Новая тема
А сейчас мы решим кроссворд. Вы должны догадаться, о каком предмете идет речь.
СЛАЙД 10
К
Л
А
С
С
П
А
Л
Ь
Т
О
Л
Е
С
С
О
Л
Д
А
Т
Б
Е
Р
Е
З
А
М
О
Р
К
О
В
Ь
1)Учебное помещение для занятий.
2)Верхняя женская или мужская одежда.
3)Место, где растет много деревьев.
4)Защитник Отечества.
5)Лиственное дерево с белым стволом.
6)Красна девица сидит в темнице, а коса на улице.
Тема нашего урока «Состав слова. Основа и окончание»
– Ребята, как вы считаете, какая часть в слове является основной: окончание или та, которая остается после выделения окончания?
(Конечно, та часть, в которой находится корень.)
– Если эта часть является основной, то как, по-вашему, она может называться?
Выслушиваются ответы детей.
(Эта часть называется основой слова.)
Например: книга, ручка.
– В русском языке обозначают основу слова таким значком: СЛАЙД 11
– Прочитайте правило на экране. СЛАЙД 12
Часть слова без окончания называется основой слова.
Правило читается несколькими учениками, затем хором.
(Правило на доске исчезает. Дети должны повторить правило.)
Основа может быть твердой и мягкой. После твердой основы пишутся буквы а,о,у,ы. После мягкой основы- ь,и,ё,е,ю,я. СЛАЙД14
Например: Природа, заря
– Давайте посмотрим, какие части слова могут входить в основу. СЛАЙД 15
Окончание- это изменяемая часть слова.
Каждое изменяемое слово имеет окончание, которое может быть и нулевым. СЛАЙД 16
Например: человек, старик, ноябрь.
– А теперь разберем слова по составу из таблицы
(Выполнение задания учениками у доски)
– Молодцы. А теперь подумайте, какая часть основы является главной?
(Это корень слова.)
– Без корня не может быть слова.
6.Работа по учебнику у доски
Упражнение 135
Списать, выделяя основу и окончание. Устно составить предложения.
7.Физминутка для глаз.
СЛАЙД 17
8.Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».
– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.
– А игра заключается в следующем: я буду читать вам слова из упражнения 136. Если окончание есть, то вы в клеточке ставите Х, если окончание нулевое- 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.
– Итак, начинаем: СЛАЙД 18
1)Луг
2)Луга
3)Лес,
4)Леса
5)Корова
6)Мыши
7)Старик
8)Жили
9)Октябрь
– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь карточками. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны. СЛАЙД 19
– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.(Раздаю смайлики)