Тренажер №1. Выделить в словах основу и окончание.
9. Слайд №6.
Однокоренные слова.
Иллюстрация: однокоренные слова с корнем –мор-
10. Слайд №7.
Приставка и суффикс. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но отличаются приставками и суффиксами.
Тренажер №2. Распределить однокоренные слова и формы одного и того же слова по столбикам.
11. Задание №2.
В стихотворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)
Дождик льет – кругом вода,
Мокнут столб и провода,
Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода.
От бегущих быстрых вод
Задрожал водопровод,
Протекает небосвод –
А по лужам у ворот
Дети водят хоровод.
А. Яшин
12. Задание №3.
Прочитать стихотворения. Найти однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в них окончания.
Вечер зимний в небе синем Проплясали по снегам
Звезды синие зажег. Снежные метели.
Ветки сыплют синий иней Снегири снеговикам
На подсиненный снежок. Песню просвистели.
За ветвями дом синеет, У заснеженной реки,
Крытый синей пеленой. В снежном переулке
Тени ходят по стене Звонко носятся снежки,
Сеткой синеватой. Режут снег снегурки.
В. Фетисов С. Погорельский
Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.
Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и тоже лексическое значение.
13. Слайд №8.
Разбор слова по составу.
Тренажер №3. Разбор слов по составу.
14. Задание №4.
Прочитать текст, озаглавить его. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти в тексте прилагательные и разобрать их по составу. Выпишите однокоренные слова.
Под жарк..м июльским сол..цем я уплываю по руч..ю к неб..льшому ( ) л..сному ( ) озеру. Оно почти зар..сло тр..вой ( ). Лес д..леко ( ) отступил от в..ды ( ), и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную л..сную ( ) т..шину ( ).
15. Слайд №9.
Итоговое тестирование.
16. «Соберите» слово
Корень мой находится в цене, -
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
Выставление оценок.
17. Домашнее задание.
Написать мини-сказку о приключениях в стране Морфемии.