kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Состав слова и словообразование

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме:

«Состав слова и словообразование»

5 класс

Задачи урока:

Образовательные:

? ·уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;

? ·составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;

? ·научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающие:

? ·развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

? ·развивать умение работать с текстом;                        

? ·развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

? ·создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

? ·воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

? ·воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

? ·воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Уроки русского языка. 5 класс».

Листы с рабочими материалами для учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Состав слова и словообразование »

Открытый урок по теме:

«Состав слова и словообразование»

5 класс

Задачи урока:

Образовательные:

​ уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;

​ составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;

​ научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающие:

​ развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

​ развивать умение работать с текстом;

​ развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

​ создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

​ воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

​ воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

​ воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

Мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мифодия. Уроки русского языка. 5 класс».

Листы с рабочими материалами для учащихся.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Ребята, начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Береги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под своим щитом!

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

3. Слайд №1.

Тема урока, план урока, цели и задачи.

4. Слайд №2.

Словообразование. Морфемы.

Иллюстрация: виды морфем.

5. Слайд №3.

Основа слова и окончание.

Иллюстрация: спряжение глагола пишу и склонение существительного река.

6. Слайд №4.

Нулевое окончание.

Иллюстрация: склонение слова дом.

Неизменяемые слова.

7. Задание №1.

Записать слова, распределяя их в два столбика в зависимости от наличия окончания.

(имеет окончание – оканчивается на…)

Весело, правда, красива, аллея, вчера, читать, бесшумно, урок, никогда, написала.

Какой частью речи будут слова из 2 столбика?

8. Слайд №5.

Окончание слов на -ия .

Иллюстрация: склонение слова станция.

Тренажер №1. Выделить в словах основу и окончание.

9. Слайд №6.

Однокоренные слова.

Иллюстрация: однокоренные слова с корнем –мор-

10. Слайд №7.

Приставка и суффикс. Однокоренные слова имеют одинаковый корень, но отличаются приставками и суффиксами.

Тренажер №2. Распределить однокоренные слова и формы одного и того же слова по столбикам.

11. Задание №2.

В стихотворении найти слова с корнем –вод- . Можно ли эти слова считать однокоренными? (Устно)

Дождик льет – кругом вода,

Мокнут столб и провода,

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода.

От бегущих быстрых вод

Задрожал водопровод,

Протекает небосвод –

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

А. Яшин

12. Задание №3.

Прочитать стихотворения. Найти однокоренные слова, записать их в тетрадь, обозначить корень. В другой столбик записать формы одного и того же слова, обозначить в них окончания.

Вечер зимний в небе синем Проплясали по снегам

Звезды синие зажег. Снежные метели.

Ветки сыплют синий иней Снегири снеговикам

На подсиненный снежок. Песню просвистели.

За ветвями дом синеет, У заснеженной реки,

Крытый синей пеленой. В снежном переулке

Тени ходят по стене Звонко носятся снежки,

Сеткой синеватой. Режут снег снегурки.

В. Фетисов С. Погорельский

Обратите внимание: в стихотворении С. Погорельского много слов с корнем –снег- , это стилистический прием, который использует автор , чтобы создать яркий образ зимы.

Вывод: однокоренные слова имеют разное лексическое значение и общий корень. Формы одного и того же слова различаются окончаниями, но имеют одно и тоже лексическое значение.

13. Слайд №8.

Разбор слова по составу.

Тренажер №3. Разбор слов по составу.

14. Задание №4.

Прочитать текст, озаглавить его. Вставить пропущенные буквы, обозначить орфограммы. Найти в тексте прилагательные и разобрать их по составу. Выпишите однокоренные слова.

Под жарк..м июльским сол..цем я уплываю по руч..ю к неб..льшому ( ) л..сному ( ) озеру. Оно почти зар..сло тр..вой ( ). Лес д..леко ( ) отступил от в..ды ( ), и озеро кажется тихим и уютным прудом. Я останавливаю лодку и слушаю спокойную л..сную ( ) т..шину ( ).

15. Слайд №9.

Итоговое тестирование.

16. «Соберите» слово

Корень мой находится в цене, -

В очерке найди приставку мне.

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)

Выставление оценок.

17. Домашнее задание.

Написать мини-сказку о приключениях в стране Морфемии.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Состав слова и словообразование

Автор: Сапарбаева Жулдыз

Дата: 09.08.2015

Номер свидетельства: 224702

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Проверочная работа по русскому языку для 5 класса на тему "Состав слова. Словообразование" "
    ["seo_title"] => string(94) "provierochnaia-rabota-po-russkomu-iazyku-dlia-5-klassa-na-tiemu-sostav-slova-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "232211"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1442768863"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "«Состав слова. Словообразование. Формообразование» "
    ["seo_title"] => string(48) "sostav-slova-slovoobrazovaniie-formoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "190976"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427256706"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) ""Состав слова. Словообразование" урок-игра 5 класс "
    ["seo_title"] => string(49) "sostav-slova-slovoobrazovaniie-urok-ighra-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193677"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427681037"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Состав слова. Словообразование."
    ["seo_title"] => string(30) "sostav_slova_slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "391067"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486923919"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Тема: Морфемный состав слова "
    ["seo_title"] => string(29) "tiema-morfiemnyi-sostav-slova"
    ["file_id"] => string(6) "196441"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428057209"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства