kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок русского языка "Состав слова. Однокоренные слова"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок - исследование Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, по вариантам, по рядам. Цель: обобщить знания учащихся о морфемном составе слова, об однокоренных словах. Задачи урока: Образовательные: • уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “; • составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу; • научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова; Развивающие: • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность; • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; • развивать умение работать с текстом; • развитие познавательных и исследовательских умений; • развивать сообразительность, мышление, память. Воспитательные: • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; • воспитывать потребность оценивать свою деятельность. • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка "Состав слова. Однокоренные слова" »

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»






Открытый урок

по русскому языку

«Состав слова. Однокоренные слова»


4 класс







Сабирова Светлана Антоновна

учитель начальных классов

Почётный работник ОО РФ

ВКК





















2013г.




Тема урока: «Состав слова. Однокоренные слова»

Тип урока: урок - исследование

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, по вариантам, по рядам.

Цель: обобщить знания учащихся о морфемном составе слова, об однокоренных словах.

Задачи урока:


Образовательные:

  • уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;

  • составить совместно с учащимися алгоритм разбора слов по составу;

  • научиться различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

Развивающие:

  • развивать умения планировать, контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность;

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • развивать умение работать с текстом;

  • развитие познавательных и исследовательских умений;

  • развивать сообразительность, мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  • воспитывать потребность оценивать свою деятельность.

  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование:

Компьютер, проектор, экран.

Листы с рабочими материалами для учащихся, индивидуальные карточки.

Методы обучения: словесно-наглядный проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

• рассказ учителя,

• проблемные вопросы,

• работа над новыми понятиями,

• творческие задания,

• практические упражнения.

Педагогические технологии:

  • технология укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

  • элементы технологии проблемного обучения

  • элементы игровой технологии,

  • здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).








Этапы урока

Содержание

Деятельность участников

  1. Организационный момент.



II.Целеполагание.

Чистописание.

Проблемный вопрос.

– Что я нарисовала на доске?

Ребята, посмотрите еще раз на карточки и обозначьте тему урока.


У: Тема нашего урока – состав слова. Однокоренные слова.

Учитель:

- К какому разделу курса русского языка относится тема сегодняшнего урока?

Учитель: Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке?

Учитель:- Сегодня мы будем продолжать более глубокое знакомство с темой. Для этого мы проделаем словарную, индивидуальную, дифференцированную, поисково- исследовательскую работу.


- О мудрый из мудрейших,

умудренный мудростью,

мудрейших мудрецов.


- Кто поступает мудро?

-Тот, кто отвлекается на уроке или тот, кто внимательно слушает учителя или тот, кто ничего не делает, думая о том, что потом сделает?


- Какие же знания понадобятся нам на уроке?








Раздел морфемика и словообразование.

У: Повторим все, что знаем о частях слова.

У: Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу.

У: Успешно справимся с любыми предложенными задания

У: Будем оценивать свои работы, используя различные средства оценивания.



Ответы детей









У: -Знание определений морфем, лексического значения слов.

  1. Фронтальный опрос – повторение учащихся.


















-Перед вами на парте лежат карточки. Отвечайте на вопросы, используя карточки.

- Это изменяемая часть слова, образует формы слова.

- В нём содержится общее значение всех однокоренных слов.

-Она стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

- Оно может быть нулевым.

-- Он стоит после корня и служит для образования новых слов.

- Молодцы!

- Что такое разбор слова по составу?







- А в какой последовательности нужно выполнять разбор слова по составу?





- Как называется раздел науки, изучающий состав слова?




окончание



корень

приставка

окончание

суффикс


У: - Это выделение всех морфем, из которых состоит слово или морфемный разбор.

Алгоритм

У: Начинать разбор по составу нужно с окончания, затем выделим основу, потом корень и только после этого приставку и суффикс.



- Словообразование.

  1. Словарная работа



VI. Исследовательская работа.

I этап.

«Что такое словообразовательное гнездо?



Задание: работа у доски, самопроверка





















Задание: по рядам,в парах




















II этап.

«Грамматические формы и однокоренные слова»


Задание:

по вариантам, взаимопроверка.








Физминутка.


III этап.

«Являются ли созвучные слова однокоренными»


Устная работа.




















IV этап.

«Чередование в корнях»

Задание: коллективная работа, самопроверка





















V этап.

«Безударная гласная и парная согласная в корне» Задание:

по вариантам, взаимопроверка









VI этап.

«Работа с текстом»

















VII.

Итог урока.











VII. Домашнее задание.



Рефлексия.

Резерв

Тест «Однокоренные слова»

- Так как наш урок носит поисково – исследовательский характер, мы проведём исследования по теме урока. Под нашим наблюдением будут однокоренные слова. Мы будем учиться находить и подбирать однокоренные слова, определять морфемный состав слова. Каждый этап исследования будем оценивать. Оценка ставится в оценочном листе.

1. Прочитайте рифмовку. Выпишите однокоренные слова, сделайте морфемный разбор и допишите ещё по 2 слова.

Белка, беленький, белить, … .

Водяной, вода, водить, …

Лист, лиса, лисёнок, …

Лось, лоскут, лосёнок,…

-Назовите признаки однокоренных слов.

-Как же корням удаётся обзавестись большой роднёй?

Им на помощь приходят суффиксы и приставки. Науку, которая изучает образование слов, называют словообразованием.

Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс.



- Подберите однокоренные слова с корнем:

1 ряд: -школ-, 2 ряд- ход-, 3 ряд: -лес-.

























Iв. Выписать однокоренные слова

IIв. Выписать слова одной грамматической формы и обосновать свой выбор.


Лист, листочек, листопад, листья, листик, листовой, листьями, листать.


-Составьте простое предложение.








Слова – близнецы

Александр Шибаев

Норка

Вылезла из норки

И пошла

К знакомой норке.

В норку норкину

Вошла,

Норку в норке

Не нашла.

Лисички

- Кто вы?

- Мы ЛИСИЧКИ,

Дружные сестрички.

Ну, а вы-то кто же?

- Мы ЛИСИЧКИ тоже.

- Как, с одной-то лапкой?

- Нет, ещё со шляпкой.



Обозначьте корни в этих словах.

Составьте 2 словосочетания.

сон – сна, день - дня

свет –свеча - освещение,

рука – ручной

друг – дружить - друзья

спросить – спрашивать


• Какое языковое явление вы наблюдали?

• Какие звуки чередуются?














Iв. Выпишите слова с безударной гласной; Подобрать проверочные слова. Выделить корень.


IIв. Выпишите слова с парной согласной. Подобрать проверочные слова. Выделить корень.

ры.ка, с.лёный. тра.ка. з.ма, ч.совой, гла.ки.


-Как пишутся корни в однокоренных словах?


- Итак, мы проделали большую исследовательскую работу. Теперь полученные знания нам необходимо применить при работе с текстом.

Прочитайте текст.

Восстановите текст . Выпишите однокоренные слова.

А для калмыка-степняка милее и роднее нет на свете ничего, чем бесконечная степь. Неброскую степную красоту может понять только любящее сердце.

Калмыцкая степь привольна и прекрасна. Неповторимо горят рассветы и закаты.

По степным просторам пасутся сайгаки. Издали стадо сайгаков похоже на облачко, плавно движущееся по степи.

- Какие слова называют однокоренными? Для чего необходимо умение находить однокоренные слова?

Вывод:








Составьте однокоренные слова с корнем – бег, - лес;



Я узнал, что…

Новым для меня стало…

Я убедился, что…





У этих слов есть общая часть – корень. Это самая главная, самая важная часть слова. Ведь корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. Корень является сердцевиной слова.

От него « растут слова, как ветви на дереве. Получается целая большая семья слов. Эти слова называют однокоренными или родственными.

У всех родственников есть общая часть, показывающая, от какого слова они образовались, какой общий смысл у этих слов

В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнёздами. Чтобы найти корень, надо вычленять общую часть всех слов одного гнезда. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов. Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. можно объяснить с помощью одного и того же слова.

Подбирая родственные слова, надо искать слова с тем же корнем, но без приставок, суффиксов

или с другими приставками, суффиксами. Благодаря тому, что слова живут семьями их легче понимать и правильно писать.





Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, его грамматические формы, а не однокоренные и родственные слова).




















Созвучные слова в русском языке не являются однокоренными.















Вывод:

В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.











Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.



























Ответы детей.






















































.



8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок русского языка "Состав слова. Однокоренные слова"

Автор: Сабирова Светлана Антоновна

Дата: 21.12.2014

Номер свидетельства: 146382

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Конспект открытого урока  по теме "Состав слова"по русскому языку 3 класс,внеклассное мероприятие"
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-tiemie-sostav-slova-po-russkomu-iazyku-3-klass-vnieklassnoie-mieropriiatiie"
    ["file_id"] => string(6) "284094"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453914999"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Конспект урока русского языка 3 класс по теме "Сложные слова" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-slozhnyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "171541"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423677255"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока русского языка "Упражнение в применении приобретенных знаний" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-uprazhnieniie-v-primienienii-priobrietiennykh-znanii"
    ["file_id"] => string(6) "206421"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430162723"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Слова которые отвечают на вопросы кто? что? "
    ["seo_title"] => string(48) "slova-kotoryie-otviechaiut-na-voprosy-kto-chto-1"
    ["file_id"] => string(6) "171208"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423652758"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Тематическое планирование по русскому языку 3 класс (для ЕИС) "
    ["seo_title"] => string(67) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-russkomu-iazyku-3-klass-dlia-ieis"
    ["file_id"] => string(6) "231286"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1442435054"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства