II.Целеполагание. Чистописание. | Проблемный вопрос. – Что я нарисовала на доске? Ребята, посмотрите еще раз на карточки и обозначьте тему урока. У: Тема нашего урока – состав слова. Однокоренные слова. Учитель: - К какому разделу курса русского языка относится тема сегодняшнего урока? Учитель: Какие задачи поставим перед собой и будем решать на уроке? Учитель:- Сегодня мы будем продолжать более глубокое знакомство с темой. Для этого мы проделаем словарную, индивидуальную, дифференцированную, поисково- исследовательскую работу. - О мудрый из мудрейших, умудренный мудростью, мудрейших мудрецов. - Кто поступает мудро? -Тот, кто отвлекается на уроке или тот, кто внимательно слушает учителя или тот, кто ничего не делает, думая о том, что потом сделает? - Какие же знания понадобятся нам на уроке? |
Раздел морфемика и словообразование. У: Повторим все, что знаем о частях слова. У: Повторим, в какой последовательности будем выполнять разбор слова по составу. У: Успешно справимся с любыми предложенными задания У: Будем оценивать свои работы, используя различные средства оценивания.
Ответы детей
У: -Знание определений морфем, лексического значения слов. |
VI. Исследовательская работа. I этап. «Что такое словообразовательное гнездо?
Задание: работа у доски, самопроверка Задание: по рядам,в парах II этап. «Грамматические формы и однокоренные слова» Задание: по вариантам, взаимопроверка. Физминутка. III этап. «Являются ли созвучные слова однокоренными» Устная работа. IV этап. «Чередование в корнях» Задание: коллективная работа, самопроверка
V этап. «Безударная гласная и парная согласная в корне» Задание: по вариантам, взаимопроверка
VI этап. «Работа с текстом»
VII. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Рефлексия. Резерв Тест «Однокоренные слова» | - Так как наш урок носит поисково – исследовательский характер, мы проведём исследования по теме урока. Под нашим наблюдением будут однокоренные слова. Мы будем учиться находить и подбирать однокоренные слова, определять морфемный состав слова. Каждый этап исследования будем оценивать. Оценка ставится в оценочном листе. 1. Прочитайте рифмовку. Выпишите однокоренные слова, сделайте морфемный разбор и допишите ещё по 2 слова. Белка, беленький, белить, … . Водяной, вода, водить, … Лист, лиса, лисёнок, … Лось, лоскут, лосёнок,… -Назовите признаки однокоренных слов. -Как же корням удаётся обзавестись большой роднёй? Им на помощь приходят суффиксы и приставки. Науку, которая изучает образование слов, называют словообразованием. Одно слово, как в сказке, может превратиться в другое, стоит приставить к нему приставку или суффикс. - Подберите однокоренные слова с корнем: 1 ряд: -школ-, 2 ряд- ход-, 3 ряд: -лес-. Iв. Выписать однокоренные слова IIв. Выписать слова одной грамматической формы и обосновать свой выбор. Лист, листочек, листопад, листья, листик, листовой, листьями, листать. -Составьте простое предложение. Слова – близнецы Александр Шибаев Норка Вылезла из норки И пошла К знакомой норке. В норку норкину Вошла, Норку в норке Не нашла. Лисички - Кто вы? - Мы ЛИСИЧКИ, Дружные сестрички. Ну, а вы-то кто же? - Мы ЛИСИЧКИ тоже. - Как, с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой. • Обозначьте корни в этих словах. Составьте 2 словосочетания. сон – сна, день - дня свет –свеча - освещение, рука – ручной друг – дружить - друзья спросить – спрашивать • Какое языковое явление вы наблюдали? • Какие звуки чередуются? Iв. Выпишите слова с безударной гласной; Подобрать проверочные слова. Выделить корень. IIв. Выпишите слова с парной согласной. Подобрать проверочные слова. Выделить корень. ры.ка, с.лёный. тра.ка. з.ма, ч.совой, гла.ки. -Как пишутся корни в однокоренных словах? - Итак, мы проделали большую исследовательскую работу. Теперь полученные знания нам необходимо применить при работе с текстом. Прочитайте текст. Восстановите текст . Выпишите однокоренные слова. А для калмыка-степняка милее и роднее нет на свете ничего, чем бесконечная степь. Неброскую степную красоту может понять только любящее сердце. Калмыцкая степь привольна и прекрасна. Неповторимо горят рассветы и закаты. По степным просторам пасутся сайгаки. Издали стадо сайгаков похоже на облачко, плавно движущееся по степи. - Какие слова называют однокоренными? Для чего необходимо умение находить однокоренные слова? Вывод: Составьте однокоренные слова с корнем – бег, - лес; Я узнал, что… Новым для меня стало… Я убедился, что… | У этих слов есть общая часть – корень. Это самая главная, самая важная часть слова. Ведь корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова, а многих. Корень является сердцевиной слова. От него « растут слова, как ветви на дереве. Получается целая большая семья слов. Эти слова называют однокоренными или родственными. У всех родственников есть общая часть, показывающая, от какого слова они образовались, какой общий смысл у этих слов В науке такие словесные «деревья» называют словообразовательными гнёздами. Чтобы найти корень, надо вычленять общую часть всех слов одного гнезда. Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов. Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. можно объяснить с помощью одного и того же слова. Подбирая родственные слова, надо искать слова с тем же корнем, но без приставок, суффиксов или с другими приставками, суффиксами. Благодаря тому, что слова живут семьями их легче понимать и правильно писать.
Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. В изменениях одного и того же слова различны только окончания, другие части в них одинаковы (окно, окна, окну, окном – это одно измененное слово, его грамматические формы, а не однокоренные и родственные слова).
Созвучные слова в русском языке не являются однокоренными. Вывод: В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
Ответы детей.
|