kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по теме "Состав слова"по русскому языку 3 класс,внеклассное мероприятие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс.

Тема: Состав слова (обобщение).

Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.

Задачи:

Обучающие:

- повторить изученные признаки родственных слов;

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс,    корень, окончание, основа;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и  значимых  частях            слова;

Развивающие:

- развивать память и орфографическую зоркость;

- развивать умение разбирать слова по составу;

- развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.

Программа:.

Учебник:

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки,  презентация

Возможности дидактических игр для обучения младших школьников математики

Цель работы:

Раскрыть роль дидактической игры как средства усвоения учебного материала на уроках математики в начальной школе.

Задачи:

1.  Показать психологические особенности младшего школьного возраста   и    возможность    использования    игры    как    важнейшего дидактического средства;

2.  Раскрыть понятие и сущность дидактической игры и ее роль в усвоении учебного материала младшими школьниками;

3.    Описать   систему   дидактических   игр,   направленных   на усвоение курса математики в начальной школе;

4.   Показать результаты использования дидактических  игр на уроках математики.

Для реализации цели и задач применялись следующие методы: изучение научно-педагогической литературы, обобщение опыта учителей, обобщение собственного опыта, диагностика усвоения /контрольные работы/.

В основу работы легло предложение о том, что систематическое использование дидактических игр, в процессе обучения, повысить уровень знаний учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по теме "Состав слова"по русскому языку 3 класс,внеклассное мероприятие»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Маралдинская средняя общеобразовательная школа












Обобщение педагогического опыта

учителя начальных классов

Алдунгаровой Асель Кайратовны





с.Маралды











учителя начальных классов

Маралдинская СОШ

Алдунгаровой Асель Кайратовны













Урок – путешествие. Русский язык. 3 класс.


Тема: Состав слова (обобщение).


Цель: Обобщить знания учащихся о составе слова.


Задачи:

Обучающие:

- повторить изученные признаки родственных слов;

- проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

- совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

Развивающие:

- развивать память и орфографическую зоркость;

- развивать умение разбирать слова по составу;

- развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

- воспитывать любовь к природе;
- воспитывать активность и аккуратность у учащихся.


Программа:.


Учебник:

Оборудование: предметные картинки, цветные карточки, презентация






















I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость.



II. Проверка домашнего задания.

У. Ребята, вспомните, над какой темой мы работали на прошлом уроке? Какое задание вы получили на дом?

Давайте посмотрим, как вы справились с домашним заданием (упр.).

Как вы решили орфографические задачи? Какие буквы вставили? Как проверяли? Какие слова устроены не так, как другие?

- Какие части слов вы выделили?

- А теперь давайте ответим на вопросы, которые есть в этом упражнении.

- Какие звуки могут чередоваться? (к-ч, г-ж, ц-ч, х-ш) Приведите примеры слов. (снег – снежок, бег –бежать)

- Приведите примеры, где гласные звуки «убегают».(сыночек - сыночка)


III. Сообщение темы урока

-Ребята, на предыдущих уроках мы работали над составом слова. Что значит – разобрать слова по составу? (Находить части слов и выделять их) Вам понравилось разбирать слова по составу? Хотите продолжить эту работу? Так вот сегодня мы будем закреплять и обобщать знания о составе слов, учиться образовывать новые однокоренные слова. Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке.








IV. Минутка чистописания и словарная работа.



У.- А урок сегодня будет необычным, мы с вами отправимся в путешествие. А для того, чтобы узнать, куда - посмотрите на слайд и картинку на доске, попробуйте отгадать. Кто догадался? (в космос)

- Кто знает значение этого слова?


А теперь давайте откроем толковые словари и узнаем значение слова «космос», посмотрим правы мы или нет. (космос – «вселенная», «мир»)


-А кто помнит стихи или загадки про космос?

-А теперь сделайте фонетический анализ этого слова. (Дети выходят к доске и делают разбор) Какой первый звук? Какой буквой он обозначается? Вот сейчас мы вспомним, как пишутся заглавная и строчная буква к.

(Учитель показывает образец на доске, а дети пишут в тетради ) А теперь попробуйте отгадать ребус. (Слайд)


о ← с

море ’’

с




Д. космос.

У. Космос - слово словарное. (можно открыть орфографические словари и посмотреть как оно пишется).Учитель записывает слово на доске, вместе с учениками ставим ударение, находим безударную гласную, подчеркиваем ее.

-А теперь сравните, как слово слышится и как оно пишется. Есть различия? Какие?(слышитсяА, а пишется о) Постарайтесь запомнить и запишите это слово до конца строки в тетрадь правильно, красиво и аккуратно.


Космос

Попробуйте самостоятельно подобрать однокоренные слова к слову космос.

А теперь посмотрите на слайд, подумайте, какое слово лишнее. Почему? (Слайд)

Космос, космонавт, ракета, космический .

Д. Космический, т.к. это имя прилагательное, обозначает признак предмета, а остальные – существительные.

У.Какоееще слово может быть лишним?

Д. Ракета. Космос, космонавт, космический, – однокоренные.

У. Какое значение имеет слово «ракета»? (1-Летательный аппарат, 2-снаряд для фейерверков, 3-быстроходное судно на подводных крыльях) Как вы думаете, какое значение подходит в нашем случае? (летательный аппарат) Какое это слово? (Словарное, его написание тоже надо запомнить)


- Значение слова космос мы сегодня выяснили. А какое значение имеют остальные слова? (Космонавт- человек, совершающий полет в космос, космический – относящийся к космосу) Почему эти слова можно назвать однокоренными? (Они имеют общий корень и являются родственными, т.е. близкими по значению) Запишите слова. Выделите корень в этих словах. (Слайд)


- А теперь составьте предложения с этими словами. Три самых лучших и красивых предложения давайте запишем на доске и в тетради. (3 ученика работают у доски по очереди, остальные в тетради). Найдите орфограммы и объясните их. Составьте схемы этих предложений.


-Что такое «космос» мы выяснили, а теперь можно и в путь.


У. Далекие звезды над нами горят,

Зовут они в гости хороших ребят.

Собраться в дорогу нетрудно для нас –

И вот мы к полету готовы сейчас.


-Итак, в космос мы отправляемся на ракете, на той, что вы сделали сами на уроке труда. (Слайд )


V. Работа по учебнику.

У.Но, чтобы попасть в ракету, мы с вами должны выполнить упражнение

с. 122. Прочитайте слова (деревня, капуста, город, береза, лимон). Попробуйте подобрать по 3 однокоренных слова к каждому (можно больше) и разобрать их по составу. А три человека будут в это время работать по карточкам.



1.

Отметь, какие из данных слов являются родственными слову «вода».


водичка


водица


водяной


водитель


водоем



проводить


водянистый


водокачка


водопровод


заводной


















2.

Укажи части слов.






зернышко

загадка

повар

обед

побегут

осенний

умная

снежинка









3.


Запишите слова в 4 столбика соответственно схемам.

Прогулка, билет, выход, выскочка, выдумка, проезд, конец, забег, соринка, ягодка.






Заканчиваем работу. Сдаем карточки. Мы с остальными ребятами проверяем, какие слова придумали, какие части слова выделили.


- Вспомните, что такое основа. Какое значение она передает? (Смысл конкретного слова)

- Какое значение передается корнем слова? (Смысл всех родственных (однокоренных) слов). Чем отличается основа от корня?

С заданием мы справились хорошо, вот мы с вами уже и в ракете.


Обобщение по теме.


Внимание! Взлет!

И наша ракета мчится вперед.

Прощально мигнут и растают вдали

Огни золотые любимой Земли.


Мы с вами на старте. Как вы думаете, что мы сможем увидеть в космосе? (планеты, спутники, звезды…) Летим! Можно даже выйти в открытый космос. (Слайд)


Сейчас вы закроете глаза и попробуйте представить, как мы с вами летим. А я расскажу, что же нам встретится на пути. Вы будете слушать и в моем рассказе постарайтесь найти слово, которое употребляется в разных формах. Отправляемся в путь.


« Впереди небо, которое усыпано множеством звезд. Очень красиво! Нам на пути встречаются звезды голубого, желтого, красного цвета. Расстояния между звездами огромны. Мы летим. Чувства переполняют. Так и хочется об этих звездах сложить песню».


У.Сейчас я еще раз прочитаю текст, а вы на строке поставьте цифру 1 и запишите слова, которые вы нашли.


1.Звезд ,звед ы,, звездами, о звезд ах .


Выделите окончания, основы слов. Расскажите все, что знаете об окончании. Д. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении.

- Как называется значение основы? (лексическое) Как называется значение окончания? (грамматическое)


Давайте вместе проверим, что у вас получилось.(Слайд )


- А теперь сами придумайте слово, попробуйте изменить его. Как еще можно изменить? Запишите в тетрадь и выделите окончание. Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте.


У.Вот мы с вами прилетели на одну из планет. Эта планета очень необычная, фантастическая. А давайте мы сделаем подарок этой планете – посадим дерево. Но сначала вспомним, какие части есть у дерева.

Д. Корень, ствол, ветки, листья. (Слайд)

У. А какая часть самая главная?

Д. Корень.

У.А дерево мы посадим необычное – словообразовательное. На нем будут вырастать новые слова. У нашего будущего дерева корень -уч- .Что бы оно выросло, надо ответить на вопросы:

- Как с помощью этого корня называют вас? (ученики)

- Почему вас так называют? (т.к. учимся)

- Как называют того человека, который учит? (учитель)

- Над какой пословицей мы работали на прошлом уроке? (Ученье – свет, а неученье – тьма.)


Запишите эти слова на вторую строку. Выделите корень.

2. Ученики, учимся, учитель, ученье, неученье.

У. Какие это слова?

Д. Однокоренные.

У.Почему их так называют?

Д.У этих слов общий корень, они близкие (родственные) по значению.

У. Что такое корень?

Д. Корень – это общая часть однокоренных слов. (Слайд)

У.Вот какое красивое дерево выросло.

-Но у него осталось три пустых ветви. Вы сами придумайте еще три однокоренных слова и запишите их.

Хоть планета и необычная, но на ней очень красиво. Воздух чистый. Вода в реке – прозрачная. Небо голубое. Много цветов. Пора отдохнуть.


V. Физкультминутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши нежные цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают

Головой качаю (Слайд)


V.Обобщение (продолжение)

У. А цветы на планете тоже загадочные. Один из них очень похож на цветок, который растет в нашей местности. Какой?

Д. Ромашка.

У. На этой планете такой цветок называется приставочным.

Как вы думаете, почему?

Д. На лепестках – приставки. (Слайд)

У. Образуйте с помощью этих приставок и корня -уч- новые слова.

Запишите их на третьей строке (записывать будем по одному слову с каждой приставкой) и выделите приставки.


3.Разучивание, выучить, обучение, доучить, проучить, изучать, поучать, научивший, подучить.

У. Что такое приставка? Для чего она служит?


Д.Приставка – часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Слайд)

- Какие еще приставки вы знаете? Попробуйте составить с ними и с корнем –уч- новые слова. Со всеми ли приставками можно составить слова? Запишите, выделите приставку и корень.


- Найдите слова, обозначающие действие предмета. Как называются такие части речи? (глаголы) Какая это форма глагола? (Начальная, неопределенная) Давайте вспомним, как можно разобрать эти слова по составу. Какие одинаковые части слов вы увидели в глаголах. (корень –уч-, суффикс –ть) Но есть учебники, в которых этот суффикс выделяют как окончание. Это не является ошибкой. Но вам я предлагаю в дальнейшем выделять –ть – как суффикс.


У. Двигаемся дальше по планете. Перед нами «Суффиксное поле». Но на пути к нему сломался мостик через реку. На одном берегу остались слова, а на другом – суффиксы. Чтобы восстановить мостик, надо присоединить суффиксы к словам. Полученные слова запишите на четвертой строке.



гнездо ёнок

сова ышк

ветер к

береза ок

коза ик

мост очк (Слайд)




4. Гнездышко, совенок, ветерок, березка, козочка, мостик.


Вот и мостик! (Слайд)

У.Выделите суффиксы. Что такое суффикс? Для чего он служит?

Д. Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. (Слайд)

- Составьте сами новые слова с этими суффиксами. Запишите эти слова и выделите суффиксы.


У. Посмотрите пронумерованные строки. Назовите по порядку части слов, которые вы выделяли.

Д. Окончание, основу, корень, приставку, суффикс.

У. Как называется такой разбор?

Д. Разбор слова по составу.

У. Найдите памятку в учебнике и прочитайте. А теперь проверим, чему вы научились на этой планете.


VI. Самостоятельная работа.


У. Сделайте разбор слов по составу. (Слайд)


I группа II группа III группа


садиксадовый посадить


У.Проверка.

Какие это части речи?

Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол.

У. Сделайте разбор частей речи, используя памятку.

Сверьте свои работы с теми, что на доске. Поставьте себе оценку.


Сегодня мы с вами побывали в космосе. Прочитайте запись на доске.

Космос – это пространство за пределами нашей земли. Освоение космического пространства началось давно. Люди стали запускать в космос ракеты и спутники. Первыми в космосе побывали животные. А потом туда полетел человек.


Скажите, это текст? Почему вы так решили? Что такое текст? (Текст – это несколько предложений, в которых говорится об одном и том же и раскрывается общая мысль.) Сколько в тексте предложений? Найдите третье предложение. Запишите его в тетрадь. Какое оно по цели высказывания и по интонации? (Повествовательное, невосклицательное)Можно ли этот текст дополнить другими предложениями? Составьте 1-2 предложения. Устно вставьте их в текст. Стал текст лучше или хуже? Почему вы так считаете?


VII. Итог.


У. Нам уже пора домой. Но, прежде чем отправиться в путь, давайте узнаем, как называется эта планета. Для этого надо отгадать кроссворд. (Слайд)

1. Изменяемая часть слова.

2. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

3. Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

4. Общая часть однокоренных слов.


У. Планета, на которую мы прилетели, называется Планетой морфем.

Морфемы – это части слов, которые мы сегодня выделяли. А разбор слова посоставу называется морфемным разбором.

Возвращаться нам пора,

По местам мои друзья!

Из полета возвратились,

Мы на землю приземлились.

(Слайд)


Вам понравилось путешествие? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные карточки, которые соответствуют вашему настроению.


VIII. Оценка

(Оценивается самостоятельная работа в тетради и работа на уроке.)


IХ. Домашнее задание

Повторить правила о правописании безударных гласных в корне слов, парных согласных, удвоенных согласных, повторить порядок разбора слов по составу. Подготовиться к контрольной работе.


Х.Литература(Слайд)

1. Учебник «Русский язык» 3 класс Издательство: Алматыкiтап ,2010.

2. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание.

3. Перекатьева О.В. «В гостях у сказки.» – Ростов н/Д: «Феникс».































Открытое внеклассное мероприятие:



75-лет Павлодарской области





Ковалёвой Ларисы Яковлевны







с.Розовка










ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Маралдинская средняя общеобразовательная школа





Внеклассное мероприятие


75 лет Павлодарской области












75 лет Павлодарско







учитель начальных классов

Алдунгарова Асель Кайратовна















с.Маралды





История Павлодарской области

Павлодарская область образована в январе 1938 года. Областной центр — город Павлодар, расположен на берегу Иртыша, самой крупной реки Казахстана. Область находится на северо-востоке Республики Казахстан и граничит на севере — с Омской, северо-востоке — с Новосибирской, на востоке — с Алтайским краем Российской Федерации, на юге — с Восточно-Казахстанской и Карагандинской областями, на западе с Акмолинской и Северо-Казахстанской областями Республики Казахстан.

В ПавлодарскомПрииртышье есть все: ровные, неоглядные степи, уголок лесостепи с березовыми колками, сосновый ленточный бор, горы, великое множество озер. Почти на две равные половины разрезает область древний Иртыш. Уникальна и щедра его пойма.

Большую часть области занимает степная равнина, которую казахи издревле называли «Сарыарка» - «Золотая степь». Она и в самом деле хранит в себе огромные богатства. На территории области находится Баянаул – жемчужина ПавлодарскогоПрииртышья, одно из красивейших мест Республики Казахстан. Это уникальное творение природы среди безбрежной степи, заслуживает того, чтобы полюбоваться его красотами. Горы, сосновые леса, животный мир, озёра Жасыбай, Торайгыр, Сабандыколь производят неизгладимое впечатление. Здесь находиться крупнейшая зона отдыха и место паломничества тысяч туристов со всех концов Казахстана и России.

Климат Павлодарской области характеризуется холодной продолжительной зимой, жарким и коротким летом. Территория области — 127,5 тыс. кв.км. В административно-территориальную структуру области входят 3 города, 7 поселков, 10 сельских районов. Удельный вес городского населения — 64 %.

Географическое положение

Область расположена на северо-востоке Казахстана. Большая часть территории Павлодарской области находится в пределах юга Западносибирской равнины в среднем течении реки Иртыш, и в настоящее время занимает площадь 127,5 тыс. кв. км. С севера область граничит с Российской Федерацией (Омская область), с юга — с Карагандинской областью, с востока — с Восточно-Казахстанской, с запада — с Акмолинской и Северо-Казахстанской областями





Герб области

3 октября 2011 года — Депутаты областного маслихата утвердили на сессии первый в истории области логотип. Это стало итогом конкурса, который объявляло управлением культуры региона. Самым удачным образцом комиссия признала работу КасымханаЖапанова.


Герб Павлодарской области


В логотипе заложены идеи, направленные на отражение исторического пути становления региона его основных особенностей. В качестве главной достопримечательности отражена жемчужина края — Баянаул: изображены его горы на фоне восходящего солнца, символизирующего изобилие и богатство.

Наскальные рисунки, открытые археологами на территории Павлодарской области, являются свидетельством того факта, что Казахстан является колыбелью древнейших культур Евразии. В связи с этим на логотипе представлена визитная карточка древности региона — фрагмент «Олентинскихписаниц» — изображение архара, символизирующего насыщенную природу края. Надпись на логотипе «Павлодарская область» сделана в стиле тюркской руники, что подчёркивает духовные и культурные корни с тюркским миром.

Логотип содержит в себе элементы государственных символов Республики Казахстан. Цветовая гамма герба области основана на цветовой гамме государственных символов — преобладание голубого цвета в сочетании с золотом, что означает единство и процветание народов нашего независимого государства. Как символ приверженности обычаям и традициям прошлого в логотипе отражён казахский национальный орнамент. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею Герба Республики Казахстан, является шанырак — круговое навершие купола юрты. Шанырак — символ семейного благополучия, мира, спокойствия. Зенитное отверстие юрты — тундык — напоминает яркое солнце на фоне голубого, мирного неба. Купольные жерди — уык, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству герба нашей страны, напоминают лучи солнца — источник жизни и тепла.

Древнейшая история

В Прииртышье ещё в доисторические времена жили многочисленные племена. Следы стоянок древнего человека найдены в Баянаульском районе, на берегу Иртыша. Найдены каменные орудия, кремниевые наконечники стрел и копий. Проходили тысячелетия, менялись культуры различных племен, живших в Прииртышье. Здесь кочевали кимаки, усуни, канглы, кереи, найманы. Первые экспедиции на территорию современного Павлодарского Прииртышья начались сразу же после укрепления российской государственной власти в Сибири и учреждения Тобольской губернии.

Первоначально на месте Павлодара возник почтово-военный форпост Коряковский — он был построен на берегу Иртыша в 1720 году. Примерное месторасположение форпоста — район современной речной спасательной станции Павлодара. В 1838 году форпост был преобразован в одноимённую станицу, а в 1861 году — в город . Тогда же, в начале 19-го столетия наметился подъем сельского хозяйства, развитие отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья, горное дело. Со второй половины 19-го века ведётся разработка добычи угля в Экибастузе, добыча соли на озёрах Коряковское и Большой Калкаман.



Промышленность

Павлодарская область — крупный индустриальный центр Казахстана, представляет собой многоотраслевой промышленный комплекс, ориентированный на производство электрической энергии, глинозема, продукции нефтепереработки, машиностроения, пищевой промышленности и строительных материалов. Ведущей отраслью в регионе, обеспечивающей более 70 % объема производства обрабатывающей промышленности является металлургическая промышленность и обработка металлов.



Экибастузская ТЭЦ

Сельское хозяйство

На территории Павлодарской области сельское хозяйство практически в равной степени представлено как растениеводством, так и животноводством. Растениеводство области — это выращивание зерновых, кормовых и овощных культур, в том числе картофеля, подсолнечника, рапса и льна. Приоритетными сельскохозяйственными культурами являются: яровая пшеница, озимая рожь, гречиха, просо, ячмень, овес, масличные, картофель, овощные и бахчевые, кормовые, многолетние бобовые травы, кукуруза и подсолнечник на силос, а также овощи закрытого грунта.

В области достаточно хорошо развиты отрасли животноводства, производства мясомолочной продукции, птицеводства, а также рыбоводство и лесное хозяйство. Область располагает рыбохозяйственным водным фондом и благоприятными условиями для интенсивного развития рыбоводства и рыболовства. Ежегодный улов рыбы в водоемах составляет 120 тонн, в водохранилищах канала им. К. Сатпаева — 90 тонн.

Достопримечательности

Павлодарская область имеет множество различных достопримечательностей. Свято оберегают павлодарцы памятники истории и культуры своего народа. Большая часть из них приходится на центр области — город Павлодар, который является одним из старейших и красивейших городов страны, расположенный на берегу Иртыша — самой крупной реки в Казахстане. Воспетый поэтами он восхищает своих гостей широкими проспектами и улицами, тенистыми парками и аллеями, цветниками и фонтанами, здесь чисто, светло и уютно в любое время года. Достопримечательности региона включают природные достопримечательности, исторические и архитектурные памятники, религиозные сооружения. Богата земля Павлодарского Прииртышья археологическими памятники (здесь расположено множество стоянок, могильников, поселений, курганов различных эпох), а также местами культурного отдыха.

Природные памятники

Государственный Национальный природный парк Баянаул

Баянаул — живописный уголок среди полупустынной степи. Склоны гор и долины поражают изобилием и непохожестью видов растений. Того, кто хоть раз побывал в Баянаульских горах, обязательно вновь потянет сюда, чтобы провести целительный отдых. Пройдя по туристским тропам и познакомившись со старожилами края, Вы расширите познания об этом чудесном и красивейшем уголке Казахстана. Название Баянаульского района часто связывают с именем прекрасной казахской Джульетты, судьба которой послужила истоком создания знаменитой лирической поэмы, сложенной на все времена. 21 тысяча квадратных километров территории названа по имени девушки. Имеется и другая версия названия: известный просветитель Чокан Валиханов слово Баянаул (Баян-Ола) трактовал как Благополучие, Счастливые горы-возвышенности. Микроклимат здесь таков, что в самые свирепые зимы оставляет возможность благополучно завершить зимовку скота.

Геологические объекты Павлодарской области

На территории области имеются геологические, геоморфологические и гидрологические объекты государственного природно-заповедного фонда, имеющие республиканское и международное значение. Они представляют собой особую экологическую, научную и культурную ценность, и отнесены к категории особо охраняемых природных территорий. К объектам республиканского значения относятся: грот Драверта, грот Кувшин, пещера Аулие, пещера Коныраулие, родник Аулиебулак, родник Телеубулак, ущелье Айманбулак, ущелье Каменных чудес, ущелье Рахай, ущелье Ушсала.

Государственный природный заказник — Қызылтау


Государственный природный заказник — Қызылтау — находится на юго-западе Баянаульского района, в Северо-восточной части Сарыарки. Общая площадь 60 000 га. Организован с целью охраны и воспроизводства редких видов животных и мест их обитания. Положение в системе природного районирования — степная ландшафтная зона умеренного пояса, южная подзона типчаково-ковыльных степей, страна Казахского плато и мелкосопочника, Баянаул-Каркаралинский округ, Баянаульский район.

Зоологический природный заказник — Ертісжағалауы

Государственный зоологический природный заказник «Ертісжағалауы» (пойма р. Иртыш) — простирается от 1 до 10-12 км на левобережье и от 4 до 6 км на правобережье. Постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2001 года № 877 «О государственных природных заказниках и государственных памятниках природы республиканского значения» был утвержден государственный природный заказник «Пойма р. Иртыш» (комплексный). Долина р. Иртыш на территории Павлодарской области в южной части Западно-Сибирской низменности. Разделяет низменность на правобережье Обь-Иртышское междуречье (Кулундинская степь) и левобережье Прииртышских степей. Площадь особо охраняемой природной территории и охранной, санитарно-защитной территории: площадь природного заказника «Пойма реки Иртыш» — 377133 га; площадь охранной зоны не имеется.

Пойма р. Иртыш представляет собой уникальное создание природы, со свойственным ей повышенным грунтовым и паводковым увлажнением. Пойма реки пересекает всю степную и южную половину лесной области западной Сибири на протяжении 3-х тыс. км. Современная долина р. Иртыш представлена поймой до 7-8 м высотой и комплексом трех верхне-четвертичных эрозионно-аккумулятивных надпойменных террас. Абсолютные отметки поймы возрастают до 87 м у западных границ Павлодарской области, до 112 м — у восточных. По степени развития и характеру форм рельефа поверхность поймы р. Иртыш относится к пересеченной и осложнена многочисленными протоколами, старицами, песчаными гривами, береговыми валами.

Павлодарская область уникальна наличием зон, которые могли бы стать международными курортами. Грязь и рапа с соленого озера Маралды оставшихся со времен, когда на территории региона плескалось море может вылечить многие серьезные недуги. Когда-то Павлодарская область славилась большим количеством санаториев и профилакториев. Некоторые озера Павлодарской области давно стали местами паломничества как местных жителей так и приезжих гостей. Особой популярностью пользуются озера Ямышевское, Маралды и Мойылды. Свойства, и состав грязи из глубин Маралды до конца не изучены. Спектр их действия довольно широк. Некогда простые наблюдения и домыслы местных жителей в условиях современности дополнились научными выкладками и выводами исследовательских работ. Целебная грязь соленого озера Маралды, каждый год привлекает тысячи поклонников. На дне упомянутого озера Маралды, грязь которого излечивает от ревматизма и болей в суставах, температура воды на 10-15 градусов выше, чем на поверхности. Запасы целебной грязи оцениваются в 100 тысяч кубических метров. Мало того, на дне озера есть еще и залежи голубой косметической глины.

Чалдайский ленточный бор

Чалдайский ленточный бор — одна из главных достопримечательностей ПавлодарскогоПрииртышья. Памятник природы, без всякого преувеличения, планетарного масштаба — на фотографиях из космоса они смотрятся весьма впечатляюще, протянувшись узкими и длинными (в сотни километров) бороздами в степном междуречье Оби и Иртыша. Всего их пять, но лишь два из них переваливают казахстанско-российскую границу и достигают Иртыша: один, помельче — совсем рядом с Семипалатинском, другой, помассивнее, так называемый Иртышский (куда мы и приехали) — в Павлодарской области. По одной из версий, ленточные боры выросли после того, как древний ледник, сползая с северо-востока, пропахал несколькими языками безлесную степь, принеся в себе и древесные семена, и подходящую песчаную почву. Чалдайский ленточный бор славится местной популяцией белки — телеуткой. Она здесь весьма многочисленна, обладает красивой голубоватой шкуркой, и в советское время на нее шла даже промысловая охота, а мех отправляли в Италию, где его активно внедряли в дамские наряды знаменитые тамошние портные.

Памятник природы Гусиный перелет

Памятник расположен в Павлодарской области, на правом берегу р. Иртыш, на северной окраине г. Павлодара, в 500 м к югу от железнодорожного моста. Историческая справка. Памятник открыт в 1928 г. московским палеонтологом Ю . А. Орловым, после чего здесь были произведены палеонтологические раскопки в 1929-30 гг., в ходе которых было обнаружено несколько тысяч костных останков древних (предковая форма современной африканской фауны) млекопитающих плиоцен-миоценового возраста.(25 — 2 млн лет) . При вскрытии археологами Палеонтологического института лишь небольшой части местонахождения были обнаружены остатки не менее 20 особей оленей, 40 жирафов, 130 носорогов, 200 гиппарионов и т. д. Памятник природы «Гусиный перелет» является самым крупным известным захоронением неогеновых животных т. н. эталонным памятником, известным во всем мире, по которому ведется сравнение всех ныне изученных захоронений вымерших животных этого времени. Сейчас ведутся активные работы по разработке паркового комплекса (музей под открытым небом) на месте памятника, с разработкой раскопочного комплекса, где всякий желающий может наблюдать процесс раскопок костей древних животных, а также скульптурной галереи, где в скульптуре будут воспроизведены основные виды животных того времени.

Культура и искусство

«Ертостик» — памятник из известняка на пересечении улиц Ленина и Торайгырова города Павлодара


ПавлодарскоеПрииртышье является регионом, обладающим значительным культурным потенциалом, с сотнями библиотек, двумя профессиональными театрами, десятками музеев разнообразной направленности; многочисленными памятниками архитектуры и истории.


Часовая башня здания центрального почтамта.

Часовая башня считается символом города Павлодара. По этим часам сверяет время весь город. Циферблат на здании Павлодарского областного филиала АО «Казпочта» появился в 1983 году.




Обелиск Славы у Вечного огня в парке Победы

На широкой аллее, выходящей из городского парка культуры и отдыха, в глубине зеленого массива высится шестнадцатиметровый обелиск, сделанный из нержавеющего металла. Этот памятник воинам-североказахстанцам, не вернувшимся с Великой Отечественной войны, воздвигнут благодарными потомками в день 25-летия Победы над фашистской Германией, 8 мая 1970 года.

Монумент представляет собой стеллу, вобравшую в себя множество серебристых нитей. На ее лицевой стороне — лавровый венок, а чуть ниже доска с надписью: «Воинам-петропавловцам, павшим в боях за Родину в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.»

Мемориал в память о боевых и трудовых подвигах павлодарцев в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг










Религиозные сооружения


Мечеть имени МашхурЖусупаКопеева.

Центральная мечеть имени МашхурЖусупаКопеева.

Мечеть расположена в центре Павлодара и архитектурно, если смотреть от основания лестницы, похожа на распахнутое сердце, открытое для мира и добра.




Благовещенский кафедральный собор


Собор построен в 1999 году. Павлодарские архитекторы за основу взяли один из соборов Московского Кремля. Колокола отлиты в Москве, на заводе им. Лихачева, всего их девять. Самый большой колокол весит-1024 кг. Ажурные своды и арки храма, высоко взметнувшиеся главы с золотыми крестами, изящные башни, колокольня — делают храм уникальным архитектурным ансамблем.

Стихотворение

Есть город – стоит над седым Иртышом,

Я с гордостью, радостью пою вам о нем.

Здесь память осталась, здесь дом мой стоит,

На шумные волны с печалью глядит.

В городе этом всегда меня ждут,

Там русский с казахом в дружбе живут.

То бывшая крепость, то Павлу был дар.

Сейчас же зовём его мы Павлодар.

На древний Иртыш он глядит с берегов,

Немного на свете таких городов.

Он в зелень лесную, как в бархат одет,

Как символ страны – голубой его цвет.

…Там прошла моя юность, и зрелость прошла,

Там остались друзья, там остались дела…

Я дарю тебе стих, ты прими его в дар,

Я всегда тебя помню родной Павлодар!











Викторина «Я знаю и люблю свою малую родину»

-Назови дату образования Павлодарской области.

-Когда был утверждён герб Павлодарской области?

-Что изображено на гербе нашего города Павлодар?

-Что в переводе с казахского означает «Сарыарка»?

-В каком районе обнаружены следы стоянок древнего человека в Павлодарской области?

-Какие природные памятники есть в Павлодарской области?

-По каким часам сверяет время весь город, на каком здании находятся эти часы?

- Когда и какой памятник воздвигнут благодарными потомками в день 25-летия Победы над фашистской Германией?

-Какие религиозные сооружения есть в Павлодаре?

-Сможешь ли ты прославить свой край и чем?





Материалы подготовлены к классному часу:


В рамках подготовки урока к 75-летию Павлодарской области.


При участии учащихся 3-4 класса

Руководитель проекта:

Алдунгарова Асель Кайратовна, учитель начальной школы

Маралдинская СОШ















ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Маралдинская средняя общеобразовательная школа





Выступление на школьном методическом объединении






учитель начальных классов,


Алдунгарова Асель Кайратовна










с.Маралды,2015 год




Не прием, не метод, а система является ключевым понятием в педагогике будущего”.
Л. Новикова

В подавляющем большинстве случаев воспитательную работу с классным коллективом общеобразовательного учреждения проводит классный руководитель.
Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. Педагог также принимает во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.
Одной из важнейших задач классного руководителя является системная работа с коллективом класса.



Педагог гуманизирует отношения между детьми в коллективе, способствует формированию нравственных смыслов и духовных ориентиров, организует социально ценные отношения и переживания воспитанников в классном сообществе, творческую, личностно и общественно значимую деятельность, систему самоуправления; создает ситуацию защищенности, эмоционального комфорта, благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности ребенка, способствует формированию навыков самовоспитания обучающихся. Его работа направлена на становление и проявление неповторимой индивидуальности, «лица» классного сообщества. В то же время классный руководитель заботится о позиции и месте класса в школьном коллективе, способствуя межвозрастному общению.
Для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, дифференциация, интеграция и координация педагогического труда в едином образовательном пространстве и социокультурной среде.

В процессе своей деятельности классный руководитель в первую очередь взаимодействует с учителями-предметниками: совместная разработка общих педагогических требований и подходов к детям в учебно-воспитательном процессе на основе целей образовательного учреждения; Совместно с педагогом-психологом классный руководитель изучает индивидуальность обучающихся, процесс их адаптации. При поддержке педагога-психолога классный руководитель анализирует развитие коллектива класса, определяя познавательные, творческие способности и возможности воспитанников, помогая ребенку определиться в выборе будущей профессии; координирует выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой учебной и внеклассной деятельности как со своей стороны, так и со стороны других участников воспитательного процесса.



Классный руководитель должен тесно взаимодействовать с социальным педагогом, призванным быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся. При непосредственном участии социального педагога классный руководитель организует социально значимую деятельность обучающихся, мероприятия, направленные на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов.

Сотрудничая с библиотекарем, классный руководитель расширяет круг чтения обучающихся, способствует формированию у них культуры чтения, отношения к нравственным идеалам, этическим нормам поведения, осознания собственной индивидуальности через освоение классической и современной литературы.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.



Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, организацию помощи в обучении, физическом и духовном развитии обучающегося.




Система класса – как способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и содействующий развитию личности и коллектива. Воспитательная система класса – это достаточно сложное социально-педагогическое явление, состоящее из большого количества элементов.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся класса, в котором она создается. Поэтому главным для классного руководителя при переходе учащихся из начальной школы в 5-й класс увидеть и понять специфические черты классного сообщества, определить уровень развития ученического коллектива, сформированности в нем межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем избрать наиболее оптимальный путь, формы и способы построения воспитательной системы. Важно проанализировать, какими стали дети в процессе развития и воспитания. Какими жизненными и нравственными ценностями они овладели, добры ли они, внимательны ли к людям, насколько трудолюбивы, доброжелательны, инициативны, самостоятельны, милосердны, честны, отзывчивы.

С моей точки зрения, воспитанность – это интегрированный показатель результата воспитательной работы, отражающий сформированность отношения ученика к родному краю, обществу, учёбе, природе, к себе. Воспитанность предполагает культуру поведения, этикет, культуру общения.

В 5 класс учащиеся приходят, ещё не вполне осознавая то, что им можно делать, а что является нарушением сложившихся норм и законов общества В 6-ом классе необходимо делать упор на повышение уровня отношения к обществу, к классному коллективу, к труду, к людям. Изучать разнообразные темы по данным направлениям, в которых определяются понятия совести, доброты и гуманности, злобности и жестокости, национализма.

Чтобы заинтересовать детей, можно использовать урок-путешествие, урок-размышление, урок с элементами драматизации, урок-самопознание и т.д. Опираясь на личностный опыт учащихся, развивать представления о назначении норм морали, права и пр.

















ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Всё вышесказанное свидетельствует о том, что повышение уровня воспитанности –это комплексная и системная работа ряда лет. Только темп и объём развития постепенно меняются в зависимости от возраста учащихся.

Классный руководитель – это организатор и руководитель целостного педагогического процесса. Это педагог, который является “центром” организации, координации всех влияний, оказывающихся на отдельную личность, на коллектив учащихся; это – координатор совместных усилий учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, психолога, социолога. Деятельность классного руководителя в современной школе необходимо оценивать именно с такой позиции.

Завершить свою работу хочу словами В.А.Сухомлинского: “Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка”.


















ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


Маралдинская средняя общеобразовательная школа







Методическая тема:



«Возможности дидактических игр для обучения младших школьников математики».










с. Маралды.




СОДЕРЖАНИЕ


  1. Актуальность темы ……………………………………………………..33

  2. Возможности дидактических игр для обучения младших школьников математики ……………………………………………………………..34

1. Цель, задачи работы ………………………………………………..34

2. Игра – активная форма обучения …………………………………35

3. Применение игр в школе …………………………………………..36

4. Игра - это эффективный воспитательный инструмент …………..37

  1. Заключение ……………………………………………………………..39

  2. Список литературы

  3. Приложение ……………………………………………………………40



















Актуальность темы.


Переход на четырехлетнее обучение начальных классов поставил перед педагогами ряд сложных задач, для успешного решения требуется глубокое осмысление содержание учебных программ, знание психофизиологических особенностей учащихся средствами и методами обучения и их интенсивное обучение.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективна, требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Лучшему усвоению материала способствуют средства наглядности, опорные схемы, таблицы. Одно из эффективных средств развития интереса к учебному материалу - дидактическая игра. Однако проблема есть и требует изучения. Значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.С. Выгодский, Н.А. Менчинская, А.П. Аристова, Н.Ф. Талызина, Д.В.Эльконин.

Для учителей начальной школы, важное значение приобретает глубокое раскрытие возможностей дидактических игр для обучения младших школьников математики.














Возможности дидактических игр для обучения младших школьников математики


Цель работы:

Раскрыть роль дидактической игры как средства усвоения учебного материала на уроках математики в начальной школе.

Задачи:

1. Показать психологические особенности младшего школьного возраста и возможность использования игры как важнейшего дидактического средства;

2. Раскрыть понятие и сущность дидактической игры и ее роль в усвоении учебного материала младшими школьниками;

3. Описать систему дидактических игр, направленных на усвоение курса математики в начальной школе;

4. Показать результаты использования дидактических игр на уроках математики.

Для реализации цели и задач применялись следующие методы: изучение научно-педагогической литературы, обобщение опыта учителей, обобщение собственного опыта, диагностика усвоения /контрольные работы/.


В основу работы легло предложение о том, что систематическое использование дидактических игр, в процессе обучения, повысить уровень знаний учащихся.














I, Игра - активная форма обучения.

Прогрессивная педагогика во все времена ценила игровые формы целенаправленной жизни детей. Так К. Д. Ушинский писал: «если мы сравним интерес игры, а равно число и разнообразие следов, оставленных ею душе дитяти, с подобными же явлениями учения ... то, конечно, все преимущество останется на стороне игры». В работах Н.К. Крупской, А.С. Макаренко игра рассматривается как могучее средство воспитание воли, коллективизма, практических навыков. A.M. Горький считал: желание детей играть - «биологически законным» и утверждал, что игра - - основной путь познания мира. С. Т. Шацкий считал, что «игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества.

В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни. Ш.А. Амоношвили подчеркивает, что без педагогической игры на уроке не возможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Необходимость использования игр в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

1 Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения, она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде. Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.

2. Медленное включение детей в усвоение учебной деятельности.

3. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствует друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.




II. Применение игр в школе

А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы

общему развитию ребенка». С другой стороны, некоторые педагоги склонны не правомерно рассматривать дидактические игры как средство интеллектуального развития, средство развития познавательных психических процессов.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры -путешествия, игры - поручения, игры - предположения, игры - загадки, игры - - беседы.

Игры - путешествия призваны усилить впечатления, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры - поручения по содержанию проще, а по продолжительности -короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры - предположения / «что было бы ...» /Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры - загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры - беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственностьпереживаний,заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредотачивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен задаваться в определенном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра должна соответствовать возможностям усвоения интереса детей и свертывания игровых действий.

В своей практике работы я активно использую все виды дидактических игр и игровых приёмов. Кроме этого, для активизации деятельности учащихся, на протяжении всего занятия, использую сюжетные уроки, такие как урок-сказка, урок- путешествие, урок-конкурс, урок - расследование, урок - игра.

На протяжении последних лет, мною разработана и опробована в деятельности система развивающих игр из раздела математики по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» во втором классе (программа 1-4). Система развивающих игр, а также результаты её применения в моей практической деятельности на диаграммах, представлены в приложении к работе (приложения №№ 1, 2).


III. Игра - это эффективный воспитательный инструмент

Урок не мыслим без игры, без красочного оформления, особенно в первом классе. На уроке математики собираю игровой материал, пользуюсь таким оборудованием, как демонстрационная лесенка, магнитная доска, классные и индивидуальные наборные полотна, классный и индивидуальный счетный материал, сюжетные картины, динамический рисунок. На занятиях часто присутствуют герои детских книг и мультфильмов такие как: Красная шапочка, Чебурашка, Незнайка и другие. Все этапы урока стремлюсь объединить одной сюжетной игрой. Урок проходит в форме игры - путешествие в лес, к речке, поездка в город. Совершаются путешествия в мир сказок. В уроки включаю сюжеты знакомых детям сказок: русские народные / «Теремок», «Репка», «Гуси-лебеди», «Колобок» и т.д./ Так же использую сказки, где участниками приключений становятся сами ученики. Игры воспитывают в детях самостоятельность в принятии решений, умение сопереживать, терпимость к чужому мнению, настойчивость в преодолении трудностей, готовность к активной деятельности и т. д. В первом полугодии первого класса большинство игр было сюжетных красочно оформленных, с непосредственно участием детей. Во втором полугодии предлагаю больше игр и игровых моментов, связанных с развитием логического мышления, счета, творческого воображения, смекалки. Часто организую работу в форме соревнований / « кто быстрее добежит до финиша» и т.д./. Использование игр «Молчанка», «Цветик семицветик», «Десанты», «Альпинисты» требует готовности наглядных пособий. Игры повышают интерес у детей и они лучше запоминают материал. Включая в процесс обучения дидактические игры учитель должен помнить о цели и назначении игры, не забывать о том, что за игрой стоит урок). Систематическое использование дидактических игр на уроке математики побуждает детей к самостоятельному творчеству.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Переход на систему работы по развитию познавательных способностей младших школьников потребовал многих изменений в технологии и технике обучения и воспитания. Прежде всего, необходимо было чётко осознать самостоятельность задачи общего развития каждого ребёнка, его ума, воли, чувств, организовать его активную творческую деятельность по установлению связей, взаимозависимостей, заложенных в предлагаемом содержании обучения. Главное в системе работы по развитию познавательных способностей младших школьников: учебный процесс должен быть интенсивным и увлекательным, а стиль общения – мягким, доброжелательным. Учебный процесс не должен проходить серо, уныло. Необходимо надолго удержать в ребёнке чувство радостного удивления перед школой, сделать ребёнка в школе счастливым. Осознав проблемы, пробую в своей работе различные методические и дидактические приёмы, современные педагогические технологии, которые предусматривают познавательные дидактические игры и игровые моменты, доверительные беседы, учебные экскурсии, наблюдения, практические работы, работу со словарями и схемами, ввод интеграции, использование групповой работы. Степень готовности детей к обучению в школе, в основном, невысокая. Многие не умеют слушать, мобилизоваться на работу, удерживать в сознании учебные задания, отсутствуют навыки чтения, плохо развита моторика руки. Большинство детей визуалы и кинестетики с образным мышлением, с кратковременной памятью. Учитывая особенности классов, пытаюсь создать благоприятный психологический фон на уроках: развитие ума, воли, чувств ребёнка, а с их помощью и наблюдательности, мышления и практической деятельности происходит в тесном содружестве учителя и ученика, в учебной и внеклассной деятельности. Большую роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус. Результаты исследования позволяют сделать выводы, что направление в работе выбрано правильно. Школа призвана сформировать у подрастающего поколения теоретическое мышление, передать учащимся опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем.

Нельзя человека научить на всю жизнь, надо научить учиться всю жизнь.

Приложение №1

Система игр из раздела математики по теме «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток» во втором классе / программа 1 — 4 /.

Урок 1

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Цель: познакомить с общим приемом сложения однозначных чисел с переходом через десяток; закрепить знание по нумерации чисел в пределах 20.

Игра «Собери яблоки». Подготовительный этап.

Цель игры: повторить состав чисел первого десятка.

На магнитной доске изображение яблони с яблоками. На каждом из яблок с обратной стороны записан пример на состав чисел первого десятка, а с лицевой стороны число, являющееся ответом. Учитель описывает ситуацию о волшебных яблоках, которые можно сорвать, лишь угадав пример, записанный с обратной стороны плода, а число - ответ поможет в этом. Ученик, угадавший пример, срывает яблоко. Для того, чтобы угадать пример, ученики называют разные варианты состава чисел.


Урок 2

Тема: Случаи сложения 9 +2,8 + 3, 7 + 4,6 + 5.

Цель: пользуясь общим приемом, рассмотреть случаи сложения однозначных чисел, сумма которых равна 11; познакомить с составом числа 11 из однозначных слагаемых; начать заучивание таблицы сложения.

Игра. «Лесная школа».

Этап закрепления новых знаний.

Цель игры: закрепить случаи сложения однозначных чисел, сумма которых равна 11, состав числа 11.

Для проведения игры понадобится изображение учителя лесной школы Михаила Ивановича и учеников этой школы. Совы, Ежа, Белки, Зайца. Михаил Иванович на уроке математики закреплял со своими учениками сложениями однозначных чисел через десяток. Он дал им трудное задание. Ученики выполнили его. «Странно - сказал учитель, каждый из вас вписал в окошко разное число. Кто же прав? Почему?».


8+L1 -119+П =117+ П=11

СоваЕжБелкаЗаяц

42 3 5

/ Примеры рассматриваются поочередно./ Затем каждому из учеников раздать карточки с числами.

СоваЕжБелкаЗаяц

675 4

«Составьте примеры на сложение с ответом одиннадцать», использую свое число, - попросил Михаил Иванович. D + Q= И

Кто с кем может составить пример?

Какие еще примеры можно составить к этой схеме, кроме примеров, составленных зверями?

Ученики лесной школы получили задание: составить выражения, значения, которых равны одиннадцати.

Зверята исправно потрудились и, наконец, все записали примеры. СоваЕжБелкаЗаяц

7 + 5 = 116 + 5 = 115 + 5-119+2=11

8 + 3 = 117 + 4=118 + 3=118 + 4=11

9 + 2=1110+1 = 117 + 4=116 + 5 = 11

Все ли зверята правильно составили выражения? Зачеркните неверные примеры.


Урок З Тема: Случаи сложения 9+3, 8 + 4, 7 + 5,6 + 6.

Цель: рассмотреть случаи сложения однозначных чисел, сумма которых равна 12, состав чисел 12 из однозначных слагаемых, начать заучивание рассмотренной части таблицы сложения.

Игра. Заселение аквариума. Объяснение нового материала.

Цель игры: рассмотреть случаи сложения однозначных чисел, сумма которых равна 12.

На магнитной доске закрепляется изображение аквариума. Первоначально в аквариуме 9 рыбок одного цвета. Разыгрывается ситуация заселения еще трех рыбок другого цвета. Рыбок необходимо сосчитать. Учащиеся, выполняя задание, комментируют. « Удобнее сначала дополнить до 10, для этого надо к 9 поселить еще одну рыбку, получится 10, потом поселить оставшихся 2 рыбок. Всего рыбок стало 12». На доске записывается пример. Аналогичная работа проводится и с остальными случаями сложения. /

8 +4, 7 + 5, 6 + 6\


Урок 4

Тема: Случаи сложения 9 + 4,8 + 5,7 + 6,7 + 7.

Цель: рассмотреть случаи сложения однозначных чисел, сумма которых 13, и случай 7 + 7, состав числа 13 из однозначных слагаемых, начать заучивание рассмотренной части таблицы сложения.

Игра «Молчанка». Закрепление пройденного материала.

Цель игры: закрепить знание рассмотренных случаев таблицы сложения.

Для проведения этой игры понадобятся средства обратной связи -цветные полоски. У каждого из учащихся на парте цветные полоски трех цветов /полоска может быть двух сторонней/. На магнитной доске код : 11 –синяя полоска, 12 - красная полоска, 13 - зеленая полоска. Учитель показывает карточки с примерами на изученные случаи из таблицы сложения / или примеры, заранее записанные на доске/, а учащийся поднимает цветную полоску - ответ.


Урок 5

Тема: Случаи сложения 9 + 5, 8 + 6, 9 + 6, 8 + 7.

Игра «Глаз — фотограф». Закрепление нового материала.

Цель игры: начать заучивание новой части таблицы сложения.

На доске записаны изученные случаи таблицы сложения с ответами. Учитель говорит детям, что в этой игре он проверит, у кого глаз, как фотограф, сфотографирует таблицу сложения / ученик должен запомнить ее/. Через одну - три минуты ответы примеров стираются, учитель спрашивает по порядку учащихся, они воспроизводят таблицу сложения в разбивку.


Урок 6

Тема: Случаи сложения 9 + 7,8 + 8,9 + 8,9 + 9.

Цель: рассмотреть случаи сложения однозначных чисел, сумма которых равна 16,17, 18, атак же состав чисел 16, 17, 18 из однозначных слагаемых, начать заучивание новых случаев сложения.

Игра: «Почтальон». Закрепление изученного материала.

Цель игры: закрепить знание сложения однозначных чисел, сумма которых равна 15, 16,17, 18.

На карточках, в виде конвертов, записаны примеры на сложение однозначных чисел с переходом через десяток. На наборном полотне изображение домиков. На каждом из домиков написано число, являющееся ответом одного из примеров. Можно взять и такие примеры, ответов на которые нет среди номеров домиков и наоборот номер домика, для которого нет примеров на карточках. Учитель просит учащихся помочь почтальону разнести письма.

Чтобы узнать, в какой домик адресовано письмо, надо решить пример. Ученики проговаривают вслух примеры и ответы.

- Какие письма не нашли адресата? Почему?

- Какой домик не получил письмо?

- Напишите письма в этот домик.


Урок 7

Тема: Прием перестановки слагаемых при сложении однозначных чисел /с переходом через десяток.

Цель: научить детей применять знакомый им прием перестановки слагаемых / при сложении однозначных чисел с переходом через десяток /когда первое слагаемое меньше второго/.

Игра «Найди пару». Работа над новым материалом.

Цель игры: подвести учащихся к формулировке знакомого им

переместительного свойства сложения.

К доске вызываются 6 желающих учеников. Каждому из них выдается карточка с примером, /примеры на карточках подобраны в соответствии с переместительным свойством сложения. Например, 9 + 7, 8 + 8, 9+8, 9+9

Учитель дает задание ученикам образовать пару, так чтобы сумма чисел на карточках каждой пары была одинаковой. В итоге дети формулируют переместительное свойство сложения.


Урок 8

Тема: Сложение однозначных чисел с переходом через десяток.

Цель: закрепить знание табличных случаев сложения с переходом через десяток их состава чисел второго десятка из однозначных слагаемых.

Игра «Угадай-ка» Устный счет.

Цель игры: закрепить знание состава чисел второго десятка.

Учитель заранее готовит карточки, на одной стороне которых написан пример по изученной теме, а на другой число — ответ. Учащимся показывается карточка той стороной, где записан ответ. Они должны угадать пример, записанный на обратной стороне карточки. После того, как пример угадан, учитель переворачивает карточку. Угадавший ученик получает жетон.

Урок 9

Тема: Таблица сложения однозначных чисел в пределах двадцати.

Цель: систематизировать знание табличных случаев сложения однозначных

чисел с переходом через десяток.

Игра. «Заполни окошечки». Работа над новым материалом.

Цель игры: составление таблицы сложения однозначных чисел с переходом через десяток. На доске записаны столбики примеров:

9 + 2 = П8 + 3=П7+D = 116+D =П

9 + 3=П8+П=127+0=126 + D=D

9+ П =138+ 5 = П7 + D = D

9+П=14 8+П=147 + 7 = П

9+ П =15 8+D=D

9+П =П8+D-D

9+П =П.

9+ П = П

- Заполните окошечки

Как составлены примеры первого столбика? Как изменяется сумма в этом столбике?

Сравните первые слагаемые. Сравните вторые слагаемые. Расскажите, как составлены примеры 2,3,4 столбика. Как найти по этой таблице результат сложения 2 и 9?, 6 и 7?


Урок 10

Тема: Закрепление таблицы сложения однозначных чисел.

Цель: закреплять знание таблицы сложения однозначных чисел и состава чисел второго десятка.

Игра «Кто первый добежит до финиша». Контроль знаний.

Цель: проверить усвоение табличных случаев сложения. Каждый из учащихся получает карточку с заданием. Карточка в виде перфокарты, на которой записаны в столбик примеры на табличное сложение однозначных чисел в пределах двадцати. Перфокарты рассчитаны на несколько вариантов. Учитель отмечает, кто из детей раньше закончил работу - «добежал до финиша». После окончания вычислений всеми учащимися ребята меняются перфокартами и проверяют друг у друга по ключу, записанному на доске





13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Алдунгарова Асель Кайратовна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 284094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства