Русский язык,4 класс
Тема урока « Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»
Цель: создать на уроке ситуацию, помогающую открыть, что такое спряжение;
-ввести понятие I и II спряжения глаголов, выделить и зафиксировать модель глаголов I и II спряжения;
-развивать мыслительную деятельность учащихся, логический подход к выполнению заданий, самостоятельность в “добывании знаний”;
-воспитывать положительную мотивацию к учению, интерес к предмету, чувства взаимного уважения.
Ход урока
І.Организация класса к началу урока
-Настроенье каково?(Во!)
-Может вы уже устали?(Мы с собой таких не брали!)
-Может ляжем отдохнем?(Нет,скорей урок начнем!)
-Ну,значит тогда сели поудобнее и начнем наш урок.
IІ. Основная часть урока
1.Проверка домашнего задания
(д.з было упр.№420 с.190:составить и записать тект-повествование по рисунку и опорным словам,подчеркнуть глаголы,указать их время ,лицо и число)
-Кто не выполнил домашнего задания?
-Кому что-то было непонятно при выполнении домашнего задания?
2.Минутка скорописи с логическим заданием.
3.Словарная работа
ТЕЛЕФОН – система связи для передачи речевой информации на расстояние при помощи электрических сигналов по проводам или по радио.
Происхождение слова. Вторая половина 19 века. Французское telephone
-запишите слово Телефон.
-Составьте и запишите со словом телефон предложение.
В каком литературном произведении упоминается это устройство?
3.Письмо по памяти:
У нас в квартире есть балкон,
И у Сережи есть балкон.
И вот с балкона на балкон
Мы протянули телефон.
4. Работа с фразеологизмом
-Когда так говорят?
Висеть на телефоне – долго и часто говорить по телефону.
5.Мобилизационный момент.
На уроке мы продолжим исследования объектов русского языка.
Поднимите руку, кто хочет быть исследователем.
Кто такие исследователи?
Продолжите: “Я желаю быть... ”
6. Актуализация опорных знаний о глаголе
(Составление ассоциативного куста)
(Глагол – это…;
обозначает ….;
отвечает ….;
имеет …..;
бывают ….(неопределенной формы);
изменяются …..;
в предложении является….
7.Сообщение темы и целей урока
(учащиеся разгадывают кроссворд.)
Задание: заменить глаголом в неопределенной форме.
-Напомните мне ,какие глаголы стоят в неопределенной форме?
Обращаться с просьбой
Прийти с опозданием
Относиться бережно к чему-либо
Нести охрану
Нести службу
Одержать победу
Сделать маленьким
Сделать большим
Принять решение
– Прочитайте, какое слово получилось в выделенном вертикальном столбце. (Спряжение.)
– Что это такое? (Пока не знаем.)
– Интересно узнать новое о спряжении?
– Сформулируйте тему нашего урока в виде вопроса.
8.Восприятие и осознание нового учебного материала.
(Фронтальная работа у доски):
ед.ч. .
1 л. Я пою
2 л. Ты поешь
3 л. Он поет
мн.ч. .
1 л. Мы поем
2 л. Вы поете
3 л. Они поют
ед.ч.
1 л. Я говорю
2 л. Ты говоришь
3 л. Он говорит
мн.ч.
1 л. Мы говорим
2 л. Вы говорите
3 л. Они говорят
– Что можно сказать про данные слова каждого столбика?
– Как изменяются глаголы в данном случае?
Это изменение называется спряжением.
– Сравним окончания этих глаголов последовательно. Что заметили?
Вывод: Глаголы в зависимости от окончаний можно разделить на 2 группы:
I спряжение II спряжение
По учебнику с. 194 прочитайте правило и назовите окончания I спряжения, II спряжения.
Обозначать спряжение глаголов нужно: І спр.,ІІ спр.
-Физкультминутка «Если весело живется делай так…»
-Построение модели (работа в группах):
– Построить модель, которая поможет быстрее овладеть спряжением
9.Закрепление нового материала
Работа с учебником
-Выполнение упражнения №428
Задание: Распределить глаголы настоящего и будущего времени по спряжениям.
(1 учащийся у доски, остальные самостоятельно. Затем проверка)
-Учащиеся, выполнившие упражнение, выполняют задания на карточках.
ІІI. Итог урока.
Метод «Микрофон»:
– Что такое спряжение?
– Какого спряжения бывают глаголы?
– Какие окончания имеют глаголы I спр.? II спр.?
Метод «Микрофон «Закончи предложение»»:
Я научился…
Было интересно…
Мне понравилось…
Было трудно…
Задание на дом: упражнение №431, выучить правила
-Закончен урок ,и выполнен план .
Спасибо ребята ,огромное Вам
За то,что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.
Карточка для самостоятельной работы
-Вставить пропущенные буквы (е или и), выделить окончания. Указать спряжение (над глаголами).
Замяука...т, погас...м, подтян…м, выдерж…те , помеша. те, обид...м, , помеша…т, посмотр…м.
Памятка