kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Путешествие в страну Глаголию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 4А классе на тему:

«Склонений – три. А спряжений?»

(4 класс, УМК Гармония)

Цели урока:

Знакомство с двумя спряжениями глагола;

Создание условий для работы над понятием «Спряжение глаголов»;

Углубить знания учащихся о глаголах;

Развивать мыслительную деятельность; умение работать в группе;

Способствовать развитию орфографической зоркости;

Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.

Задачи урока:

Развивать умение работать над понятием «Спряжение».

Воспитывать взаимоуважение, взаимоподдержку при работе в группах.

Учить прогнозировать ситуации, отвечать на вопросы.

Оборудование:

Учебник авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко."Русский язык" и рабочая тетрадь к комплекту.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

Образовательные:

формирование умения определять спряжение глагола по его окончанию;

закрепление знаний о склонении имен существительных

Развивающие:

развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать

Воспитательная: воспитание любви к родному языку

Оборудование:

компьютер, проектор, экран ;

учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть2;

тетрадь – задачник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 2;

Ход урока

I НАЧАЛО (Слайд 1):

К нам пришло много гостей поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой. Я пришла на урок с хорошим настроением, так как урок русского языка – мой любимыйурок, и я стараюсь привить эту любовь вам. - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим - большой пальчик вверх, если с плохим - тогда пальчик- вниз. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок! Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах. Пожелаем друг другу успехов и удачи.

В путешествие, друзья,

Вновь вас приглашаю я.

И с собой прошу всех взять

Ручку, карандаш, тетрадь.

В пути вам нужно быть внимательными,

Наблюдательными и старательными.

Организационный момент.

Ребята, давайте приготовимся к работе:

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно возьму.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я берусь!

Каллиграфическая минутка:

Запишем число, классная работа (с орфограммой)
Минутка чистописания «ат ят ут ют».

II Прочтите про себя пословицу:

«Сначала думай, а потом говори». Объясните ее смысл. (Слайд 2)

Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком, постарайтесь запомнить.

1.Чистописание. Один из учеников проговаривает пословицу еще раз и объясняет орфограммы.

- Прочтите пословицу еще раз. В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,–
Все расскажет нам … (глагол!)

Мы продолжаем наше путешествие по стране «ГЛАГОЛИЯ»

Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе? (устно)

Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.

Выделим пошагово – что знаем и что умеем. (Слайд 3)

Глагол - самостоятельная часть речи.

обозначает действие;

отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

в предложении чаще всего бывает сказуемым;

не с глаголами пишется отдельно;

перед глаголами никогда не пишется предлог;

изменяется по временам, числам, в прошедшем времени по числам, а в ед.ч.-по родам.

Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе. Но посмотрите. Одна из строчек пустая.
А вот какую же тайну будем открывать сегодня на уроке, вы узнаете, прочитав шифровку. (Слайд 4 и 5)

А теперь новое задание, я думаю, что вы справитесь с ним.- Прочтите данные на доске слова и напишите их в тетради, разделив на две группы. Подумайте, по какому принципу можно это сделать? (Слайд 6)

Слушать, сорока, сеять, вагон, кипеть, суббота, строить, мебель

-Проверяем, как это вы сделали? (Слайд 7)

-В каких словах встретились ошибкоопасные места, объясните.

- Что можете сказать о словах 1-ой группы? Расскажите всё, что вы знаете о существительных?

- Ребята, по какому признаку я разделила существительные на 3 группы?

- Посмотрите на их окончания. О чем они напоминают? (Слайд 8)

- Сколько типов склонения у имен существительных? Как их определить?

- Устно закончите предложение.

Просклонять – это … (…изменить имя существительное по падежам.)

- Итак, имена существительные …(.склоняются).

- А какие еще части речи, известные вам, склоняются? (Склоняются имена прилагательные, местоимения)

III. Осознание и осмысление новой учебной информации.

-Из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, учёные выделили три склонения. А сколько же спряжений у глагола? На этот вопрос мы сегодня и ответим во время путешествия. (Слайд 9)
- Можно ли просклонять глагол? (Глаголы не изменяются по падежам.)

- А как глаголы изменяются? (В наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам, а в прош. вр. – по числам, в ед. ч.- по родам.)

Найти ответ на вопрос: Как называется изменение глагола по лицам и числам? в учебнике на странице 30.

IV. Первичное закрепление знаний

Глагол и местоимение дружат.

Сегодня глагол и местоимение пришли к нам вместе

Долго им пришлось идти,

Чтоб спряжение принести.

Научить они хотят,

Как глагол нам проспрягать.

Сегодня мы узнаем, что такое спряжение и будем учиться спрягать глаголы.

Работа над лексическим значением слова. (Слайд10)

Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».

Например: спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

- А каково современное значение слова «спряжение»? (Спряжение это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.)(Слайд 11)

Проспрягайте глагол «спасти». Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)

- Давайте проспрягаем этот глагол (слайд 12 по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола)

- Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.

А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь» (слайд – 13). Выделите окончания (для проверки – щелчок). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете?

(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)

- Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика. (слайд 14).

- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)

- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).

- Откройте учебник на с. 32, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения? (Слайд 15)

- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.

- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить. (Слайд 16)

Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –.......

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого презентации
«слайды страна глаголия»

Снач а ла думай, потом г о в о ри.

Снач а ла думай, потом г о в о ри.

Разделите слова на две группы : Слушать, сорока,, сеять, вагон, кипеть, суббота, строить, мебель .

Разделите слова на две группы :

Слушать, сорока,, сеять, вагон, кипеть, суббота, строить, мебель .

Проверим: сорока вагон суббота мебель

Проверим:

  • сорока
  • вагон
  • суббота
  • мебель

  • слушать
  • строить
  • сеять
  • кипеть
мн. ед. Глагол Число  Время  Род  прош. ? будущ. наст. Ср. Ж. М. Лицо  2 3 1

мн.

ед.

Глагол

Число

Время

Род

прош.

?

будущ.

наст.

Ср.

Ж.

М.

Лицо

2

3

1

3 1 2 мн. ед. Число  Склонение  Имя существительное Им. Р. Падеж  Род  Д. В.  Тв. Ж. М. Ср . Пр.

3

1

2

мн.

ед.

Число

Склонение

Имя существительное

Им.

Р.

Падеж

Род

Д.

В.

Тв.

Ж.

М.

Ср .

Пр.

Прочти шифровку : ВОЛОГАЛГЕИНЕЖЯРПСАМЕТ

Прочти шифровку :

ВОЛОГАЛГЕИНЕЖЯРПСАМЕТ

Тема урока   Спряжение глагола

Тема урока Спряжение глагола

« Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно означало  «соединять вместе, объединиться».  Например, спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».  Толковый словарь живого великорусского языка.

« Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно означало «соединять вместе, объединиться». Например, спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

Толковый словарь живого великорусского языка.

Спряжение  – изменение глагола по лицам и числам Конь, запряженный в сани. Фрагмент русского лубка . XIX век

Спряжение изменение глагола по лицам и числам

Конь, запряженный в сани. Фрагмент русского лубка . XIX век

Проблема:

Проблема:

СПАСТИ

СПАСТИ

  • Я спасу
  • Ты спасешь
  • Он спасёт
  • Мы спасём
  • Вы спасёте
  • Они спасут
ЛЕТЕТЬ Я лечу Ты летишь Он летит Мы летим Вы летите Они летят

ЛЕТЕТЬ

Я лечу

Ты летишь

Он летит

Мы летим

Вы летите

Они летят

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ II  спряжение I  спряжение -У -ЕШЬ -ЕТ ЕМ ЕТЕ УТ -У -ИШЬ -ИТ

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

II спряжение

I спряжение

-ЕШЬ

-ЕТ

  • ЕМ
  • ЕТЕ
  • УТ

-ИШЬ

-ИТ

  • ИМ
  • ИТЕ
  • ЯТ
ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ ШЬ ШЬ Т Т М М ТЕ ТЕ -УТ (-ЮТ) -АТ (-ЯТ)

ТИПЫ СПРЯЖЕНИЯ

ШЬ

ШЬ

Т

Т

М

М

ТЕ

ТЕ

-УТ (-ЮТ)

-АТ (-ЯТ)

мн. ед. Глагол Число  Род  Время прош. Спряжение  будущ. наст. Ж. М. Ср. Лицо II I 2 1 3

мн.

ед.

Глагол

Число

Род

Время

прош.

Спряжение

будущ.

наст.

Ж.

М.

Ср.

Лицо

II

I

2

1

3

1 спряжение 2 спряжение читаешь кричит поёт ворчит качает пишет молчат говорим клюют грустите ругаются балуется верят

1 спряжение

2 спряжение

читаешь

кричит

поёт

ворчит

качает

пишет

молчат

говорим

клюют

грустите

ругаются

балуется

верят

II  спряжение I  спряжение спишешь   спешишь  прыгнет   кричат  играем    лепят  катают    гонит      включите

II спряжение

I спряжение

спишешь спешишь прыгнет кричат играем лепят катают гонит включите

I спряжение  II спряжение   единственное число 1-е л.  - у - ю   - у - ю 2-е л.  - ешь - ёшь  - ишь 3-е л.  - ет  - ёт   - ит  множественное число 1-е л.  - ем  - ём   - им 2-е л.  - ете - ёте   - ите 3-е л.  - ут   - ют   - ат - я т

I спряжение II спряжение

единственное число

1-е л. - у - ю - у - ю

2-е л. - ешь - ёшь - ишь

3-е л. - ет - ёт - ит

множественное число

1-е л. - ем - ём - им

2-е л. - ете - ёте - ите

3-е л. - ут - ют - ат - я т

Проверь:

Проверь:

  • 1) Глаголы:
  • склоняются
  • спрягаются
  • 2) У глаголов при спряжении изменяется:
  • окончание
  • основа
  • 3) Что называется спряжением?
  • изменение глагола по падежам
  • изменение глагола по лицам и числам
  • изменение глагола по родам и числам
  • 4) Какие окончания могут быть у глаголов I спряжения?
  • - им, -ат, -ишь
  • -ет, -ут, -ешь
  • 5) Какие окончания могут быть у глаголов II спряжения?
  • - им, -ат, -ишь
  • -ет, -ут, -ешь
Услышим скоро мы звонок.  Пора заканчивать урок.

Услышим скоро мы звонок.

Пора заканчивать урок.

ИТОГ УРОКА

ИТОГ УРОКА

  • Над какой проблемой работали на уроке?
  • Как отличить глаголы l и ll спряжения?
Заполнить карточку самооценки:  Узнал ли что то новое на уроке?  да нет  Смог ли закрепить свои знания о спряжении глагола? да нет  Все ли было тебе доступно и понятно на уроке?  да нет   Активно ли ты принимал участие в ходе урока?  да нет   Хотел бы ты ещё узнать больше о глаголе?  да нет   Хотел бы научиться чему-нибудь новому на другом уроке ? да нет

Заполнить карточку самооценки: Узнал ли что то новое на уроке?

да нет Смог ли закрепить свои знания о спряжении глагола?

да нет

Все ли было тебе доступно и понятно на уроке?

да нет Активно ли ты принимал участие в ходе урока?

да нет Хотел бы ты ещё узнать больше о глаголе?

да нет Хотел бы научиться чему-нибудь

новому на другом уроке ?

да нет

Спасибо за урок! Д/з - написать рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.

Спасибо за урок!

Д/з - написать рассказ о нашей школе, используя глаголы настоящего и будущего времени.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Путешествие в страну Глаголию"

Автор: Ткаченко Зоя Ивановна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289272

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Путешествие по стране Глаголии (Обобщающий урок по теме "Глагол")"
    ["seo_title"] => string(77) "putieshiestviie_po_stranie_glagholii_obobshchaiushchii_urok_po_tiemie_glaghol"
    ["file_id"] => string(6) "344893"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474448708"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Урок-путешествие по стране "Глаголия" "
    ["seo_title"] => string(42) "urok-putieshiestviie-po-stranie-glagholiia"
    ["file_id"] => string(6) "129346"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415693498"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок путешествие по стране Глаголии "
    ["seo_title"] => string(41) "urok-putieshiestviie-po-stranie-glagholii"
    ["file_id"] => string(6) "150538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420514936"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока на тему «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием", презентация к уроку. "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-na-tiemu-kak-opriedielit-spriazhieniie-ghlaghola-s-biezudarnym-lichnym-okonchaniiem-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "113847"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411070224"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока русского языка в 5 классе "Глагол как часть речи" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "155968"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421341211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства