Открытый урок в 4А классе на тему:
«Склонений – три. А спряжений?»
(4 класс, УМК Гармония)
Цели урока:
Знакомство с двумя спряжениями глагола;
Создание условий для работы над понятием «Спряжение глаголов»;
Углубить знания учащихся о глаголах;
Развивать мыслительную деятельность; умение работать в группе;
Способствовать развитию орфографической зоркости;
Создать организационные и содержательные условия для развития у детей критического мышления.
Задачи урока:
Развивать умение работать над понятием «Спряжение».
Воспитывать взаимоуважение, взаимоподдержку при работе в группах.
Учить прогнозировать ситуации, отвечать на вопросы.
Оборудование:
Учебник авторов М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко."Русский язык" и рабочая тетрадь к комплекту.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
Образовательные:
формирование умения определять спряжение глагола по его окончанию;
закрепление знаний о склонении имен существительных
Развивающие:
развитие речи детей, познавательного интереса, умения сравнивать и обобщать
Воспитательная: воспитание любви к родному языку
Оборудование:
компьютер, проектор, экран ;
учебник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть2;
тетрадь – задачник М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 4 класс, часть 2;
Ход урока
I НАЧАЛО (Слайд 1):
К нам пришло много гостей поприветствуйте их, поделитесь с ними своей улыбкой. Я пришла на урок с хорошим настроением, так как урок русского языка – мой любимыйурок, и я стараюсь привить эту любовь вам. - Ребята, с каким настроением вы пришли на урок? Если с хорошим - большой пальчик вверх, если с плохим - тогда пальчик- вниз. Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок! Ведь нам предстоит разобраться в трудных вопросах. Пожелаем друг другу успехов и удачи.
В путешествие, друзья,
Вновь вас приглашаю я.
И с собой прошу всех взять
Ручку, карандаш, тетрадь.
В пути вам нужно быть внимательными,
Наблюдательными и старательными.
Организационный момент.
Ребята, давайте приготовимся к работе:
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно возьму.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я берусь!
Каллиграфическая минутка:
Запишем число, классная работа (с орфограммой)
Минутка чистописания «ат ят ут ют».
II Прочтите про себя пословицу:
«Сначала думай, а потом говори». Объясните ее смысл. (Слайд 2)
Спишите пословицу в тетрадь красивым, каллиграфическим почерком, постарайтесь запомнить.
1.Чистописание. Один из учеников проговаривает пословицу еще раз и объясняет орфограммы.
- Прочтите пословицу еще раз. В этой пословице есть необыкновенная часть речи. Она необыкновенна тем, что обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, сопровождающих человека.
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет, иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,–
Все расскажет нам … (глагол!)
Мы продолжаем наше путешествие по стране «ГЛАГОЛИЯ»
Давайте вспомним: что мы знаем о глаголе? (устно)
Цель: вспомнить глагол, как часть речи. Учащиеся вспоминают глагол и постепенно (после каждого ответа) открывается строка таблицы.
Выделим пошагово – что знаем и что умеем. (Слайд 3)
Глагол - самостоятельная часть речи.
обозначает действие;
отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
в предложении чаще всего бывает сказуемым;
не с глаголами пишется отдельно;
перед глаголами никогда не пишется предлог;
изменяется по временам, числам, в прошедшем времени по числам, а в ед.ч.-по родам.
Ребята! Мы обобщили наши знания о глаголе. Но посмотрите. Одна из строчек пустая.
А вот какую же тайну будем открывать сегодня на уроке, вы узнаете, прочитав шифровку. (Слайд 4 и 5)
А теперь новое задание, я думаю, что вы справитесь с ним.- Прочтите данные на доске слова и напишите их в тетради, разделив на две группы. Подумайте, по какому принципу можно это сделать? (Слайд 6)
Слушать, сорока, сеять, вагон, кипеть, суббота, строить, мебель
-Проверяем, как это вы сделали? (Слайд 7)
-В каких словах встретились ошибкоопасные места, объясните.
- Что можете сказать о словах 1-ой группы? Расскажите всё, что вы знаете о существительных?
- Ребята, по какому признаку я разделила существительные на 3 группы?
- Посмотрите на их окончания. О чем они напоминают? (Слайд 8)
- Сколько типов склонения у имен существительных? Как их определить?
- Устно закончите предложение.
Просклонять – это … (…изменить имя существительное по падежам.)
- Итак, имена существительные …(.склоняются).
- А какие еще части речи, известные вам, склоняются? (Склоняются имена прилагательные, местоимения)
III. Осознание и осмысление новой учебной информации.
-Из-за трёх наборов окончаний, которые могут быть у имен существительных, учёные выделили три склонения. А сколько же спряжений у глагола? На этот вопрос мы сегодня и ответим во время путешествия. (Слайд 9)
- Можно ли просклонять глагол? (Глаголы не изменяются по падежам.)
- А как глаголы изменяются? (В наст. и буд. времени изменяются по лицам и числам, а в прош. вр. – по числам, в ед. ч.- по родам.)
Найти ответ на вопрос: Как называется изменение глагола по лицам и числам? в учебнике на странице 30.
IV. Первичное закрепление знаний
Глагол и местоимение дружат.
Сегодня глагол и местоимение пришли к нам вместе
Долго им пришлось идти,
Чтоб спряжение принести.
Научить они хотят,
Как глагол нам проспрягать.
Сегодня мы узнаем, что такое спряжение и будем учиться спрягать глаголы.
Работа над лексическим значением слова. (Слайд10)
Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».
Например: спрягать лошадь с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».
- А каково современное значение слова «спряжение»? (Спряжение это изменение глагола по лицам и числам и система его личных окончаний.)(Слайд 11)
Проспрягайте глагол «спасти». Скажите, пожалуйста, в настоящем или простом будущем времени будет спрягаться этот глагол и обоснуйте, почему? (в простом будущем, так как это глагол совершенного вида, у глаголов совершенного вида нет формы настоящего времени)
- Давайте проспрягаем этот глагол (слайд 12 по щелчку поочередно появляются местоимения и формы глагола)
- Выделите окончания, проанализируйте, как изменяются окончания при спряжении этого глагола.
А теперь в парах проспрягайте рядом глагол «лететь» (слайд – 13). Выделите окончания (для проверки – щелчок). Проанализируйте, как изменяются окончания. Сравните окончания этих глаголов. Что замечаете?
(в первом лице ед. числа окончания глаголов одинаковые, а в других формах отличаются)
- Выпишите ниже только окончания глаголов, кроме первого лица ед.ч., в два столбика. (слайд 14).
- Что вы заметили, когда спрягали данные глаголы? (у них получились разные окончания)
- Да, действительно, окончания разные. Это связано с особенностями спряжения глаголов, глаголы, в зависимости от окончания при спряжении делятся на две группы – глаголы I спряжения (щелчок) и глаголы II спряжения (щелчок).
- Откройте учебник на с. 32, изучите таблицу. Сделаем вывод, чем отличаются окончания глаголов 1 и 2 спряжения? (Слайд 15)
- Есть способ быстрее запомнить правило. Интересно, кто-нибудь догадается? Внимательно рассмотрите запись на экране.
- В букве «Е» одна палочка – напоминает римскую цифру 1, а у буквы «И» - две палочки, римская цифра 2. Так легко запомнить. (Слайд 16)
Именно по этому признаку у глаголов различают два спряжения.
К I спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –е, а во множественном числе 3 лица -у, –ю.
Ко II спряжению относятся глаголы, в окончаниях которых гласная –и, а во множественном числе 3 лица –.......