Дата: 23.02.16
Класс: 4
Предмет: русский язык
Учитель: Темыргалиева Нургуль Исатаевна
Тема урока: Домбровой кружок. Личные окончания глаголов настоящего, прошедшего, будущего времени.
Цель урока:1.Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся о личных окончаниях глагола настоящего, прошедшего, будущего времени;закрепить умения учащихся определять время, число и лицо глагола; познакомить учащихся с казахским народным инструментом-домбра.
2.Развивающая: Способствовать развитию навыка правильного написания личных окончаний глаголов настоящего времени;развивать умение работать в паре, в группе, формулировать выводы, доказывать свою точку зрения.
3.Воспитательная: Прививать любовь и уважение к народным музыкальным инструментам.
Оборудование: интерактивная доска, карточки, таблица "Изменение личных окончаний глаголов настоящего времени", постеры.
Ход урока:
І.Организационный момент
- Приветствие
Психологический настрой на урок.
Прозвенел звонок сейчас
Все вошли спокойно в класс
Встали все у парт красиво
Вижу: класс мой-хоть куда!
- Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня на урок? Я думаю, что кто-то пришел на урок веселый, а кто-то не очень.
Стратегия "Снежный комок". Давайте ребята, все встанем в круг и скажем друг другу свои пожелания.
- У меня на столе лежат разноцветные смайлики. Давайте возмем по одному смайлику. Ребята,это не простые смайлики, это смайлики, которые нас перенесут в три разные времени. Красные смайлики - гости из будущего, желтые - гости из настоящего, зеленые - гости из прошлого времени.
ІІ. Проверка домашнего задания
Что вам было задано на прошлом уроке? Давайте мы с вами вспомним что изучали на прошлом уроке, и заполним таблицу-ромашку.
- Что такое глагол?
- Что обозначает глагол?
- На какие вопросы отвечает глагол?
- Как изменяется глагол?
- Какие числа мы знаем?
- Назовите три рода.
ІІІ. Новая тема
Ребята, как нам известно времена бывают у глагола. И сегодня мы познакомимся с тремя временами глаголов. У каждого из вас есть постеры, на которых написаны на какие вопросы отвечает то или иное время.
Ученики заполняют постеры.
І группа. Прошедшее время - обозначает, что действие происходило до того, как о нем стали говорить. Изменение глагола ЛЕТЕТЬ по числам.
Единственное число Множественное число
(что делал?) (что делали?)
летел летели
Изменение глагола ЛЕТЕТЬ по родам.
Мужской род Женский род Средний род
(что делал?) (что делала?) (что делало?)
летел летела летело
Во множественном числе глаголы по родам не изменяются.
ІІ группа. Настоящее время - действие, которое происходит сейчас.Глаголы настоящего времени изменяются по лицам и числам. Глаголы имеют три лица: 1, 2, 3 и два числа: единственное и множественное.
Изменение глагола ЧИТАТЬ по лицам и числам.
Единственное число Множественное число
Я (что делаю?) читаю Мы (что делаем?) читаем
Ты (что делаешь?) читаешь Вы (что делаете?) читаете
Он (что делает?) читает Они (что делают?) читают
ІІІ группа.Будущее время - действие, которое произойдет в будущем. Глаголы будущего времени изменяются по числам и лицам. В русском языке существует две формы будущего времени. Будущее простое время и будущее сложное время. Глаголы в простом будущем времени отвечают на вопрос что сделать?. Глаголы в сложном будущем времени отвечают на вопрос что будет делать?
Изменение глагола СПЕТЬ по лицам и числам в простом будущем времени.
Единственное число Множественное число
Я (что сделаю?) спою Мы (что сделаем?) споём
Ты (что сделаешь?) споёшь Вы (что сделаете?) споёте
Он (что сделает?) споёт Они (что сделают?) споют
Изменение глагола ПЕТЬ по лицам и числам в сложном будущем времени.
Единственное число Множественное число
Я (что буду делать?) петь Мы (что будем делать?) петь
Ты (что будешь делать?) петь Вы (что будете делать?) петь
Он (что будет делать?) петь Они (что будут делать?) петь
В сложном будущем времени изменяется только окончание у глагола быть.
Оформление и защита постера. Презентатор каждой команды выходит и объясняет свое время у глагола.
Викторина "Самый внимательный читатель".
-Ребята, мы с вами сейчас ознакомились с вопросами глаголов того или иного времени, и сейчас мы с вами будем читать текст "Домбровой кружок". Наша задача заключается не просто прочитать текст, а прочитать текст по трем временам.
Словарная работа.
Кружок по домбре - домбра ?йірмесі
Руководитель кружка - ?йірме ж?ргізушісі
Музыкальные инструменты - музыкалы? аспаптар
Камыш - ?амыс
Кожа - тері
Кость - с?йек
Конский волос - атты? ?ылы
Своё звучание - ?зіндік ?ні
Приём исполнения - орындау м?нері
Двухструнный инструмент - ?ос ішекті аспап
На странице 133 у нас есть правила поведения школьника. Давайте мы с вами прочитаем эти золотые правила.
- Как вы думаете почему везде НЕ выделено жирным шрифтом? Что мы с вами узнали? Что НЕ с глаголами пишется раздельно. Молодцы.
І?. Рефлексия "Конверт с заданиями"
Каждой команде дается конверт с заданиями для письменного самостоятельного выполнения. Запишите предложения в настоящем, прошлом и будущем времени.
І группа.
Что делает? Что делала? Что будет делать?
Бабушка помогать внуку. (Бабушка помогает, помогала, будет помогать внуку.)
ІІ группа.
Что делает? Что делал? Что будет делать?
Кот помогать котятам. (Кот помогает, помогал, будет помогать котятам.)
ІІІ группа.
Что делают? Что делали? Что будут делать?
Родители помогать мне. (Родители помогают, помогали, будут помогать мне.)
Парад смайликов.
-Ребята если вам понравился урок то выбирите веселый смайлик,а если не понравился выбирите грустный смайлик.
?. Оценивание
?І. Домашнее задание. Страница 132 Упражнение 6. Читать текст "Домбровой кружок"