kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема: Настоящее время глагола.
Цель: учить различать глаголы по временам.
Задачи:
•    обучающие: формировать умение употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
•    развивающие: развивать умение обобщать знания, развивать орфографическую зоркость;
•    воспитательные: воспитывать любовь к родному языку

Оборудование: мульт. проектор, документ камера, экран, proclass, рисунок дерева и плодов, карточки со словами «ужинать», «позавтракать». 

 

                                              Ход урока 
I.    Орг.момент.
    -Итак, ребята. Начинаем урок русского языка, а начнём  мы с приветствия:(Слайд 2)  
                                  Кто в дружбу верит горячо,
                                  Кто рядом чувствует плечо,
                                  Тот никогда не пропадёт,
                                  Тот никого не подведёт. 
- Я надеюсь, вы не подведёте, друг друга, будете работать, дружно и слажено. 
       - Садитесь.
II. Чистописание. -Откройте тетради, запишите число и классная работа. (Слайд 3)  
- Ребята, я не случайно начала урок с приветствия о дружбе. Сегодня на минутке чистописания вы    
Познакомитесь с новым афоризмом: (Слайд 4) 
 
«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»
Пифагор 
- Как вы понимаете этот афоризм? (ответы детей)
- Какие орфограммы встретились в нём?
- Запишите в свои тетради.
III. Словарная работа. Работа в тетради №1 «Пишем грамотно» (Документ камера)
- Откройте тетради на странице 54, упражнение 4.
- Вы должны будете разгадать кроссворд.
(по одному ученику выходят к парте с документ камерой, читают вопрос и вписывают слово в клеточки)
 - Какие слова вы вписывали в клеточки кроссворда?  (словарные слова)
- Что вы знаете о словарных словах? ( их нельзя проверить, нужно запомнить)
IV.    Целевая установка.
  - Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:
         Что без меня предметы?
         Лишь названья.
         А я приду – всё в действие придёт.
         Летит ракета, люди строят зданья,
         Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
 - О какой части речи пойдёт разговор на уроке? (Глагол)
- Сегодня мы закрепим с вами всё, что знаем о глаголе, а также познакомимся ещё с одним признаком глагола. 
V. Повторение. (PROclass)
Я предлагаю вам небольшой тест, а заодно поиграем в игру «Молчанка»: подумайте и выберите правильное утверждение. (Слайд 5)
 
- Что ещё известно о глаголе?
VI. Физкультминутка.
- Я называю глагол в прошедшем времени – вы наклоняетесь назад, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны вперёд. Играю, бегаю, буду смеяться, рисовал, прыгаю, читала, сижу, буду спать, сидела, скучала, знал. 
VII. Работа по теме урока.
1. Работа над стихотворением.
– Как я уже сказала, глагол имеет ещё один грамматический признак, но какой вы должны догадаться сами. Послушайте внимательно стихотворение: 
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера,- кричит, - ушёл».
«Завтра,- скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- О чём это стихотворение?  (Глаголы изменяются по временам)
- Правильно, ребята, и сегодня на уроке вы узнаете, как глаголы изменяются по временам.
- Какое действие обозначают глаголы каждого времени, и на какие вопросы отвечают. (Слайд 6)
 
2. Сравнивание предложений.
- Для начала сравните предложения.(Слайд 7) 
Я читаю правило.
Я читал правило.
Я буду читать правило.
- Какой грамматический признак отражён в предложениях? 
- В этих предложениях отражён новый грамматический признак – время.
- Давайте определим, сколько времён у глагола.
- Из этих предложений выпишите в тетрадь глагол, называющий действие, которое происходит сейчас.
- Выпишите глагол, называющий действие, которое уже было.
- Выпишите глагол, называющий действие, которое произойдёт в будущем.
- Это можно представить так. (Слайд 8)
 
3. Работа по учебнику стр. 115.
Чтение рубрики «Тайны нашего языка».
- В каком времени могут употребляться глаголы?
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?
4. Работа над упражнением 1 на стр. 115 устно.
- Прочитайте задание.
- Что необходимо выполнить? (выписать из стихотворения глаголы в форме настоящего времени)
- Прочитайте стихотворение. 
- Первое предложение ещё раз читает и находит глагол в форме настоящего времени…
- Записывайте в строчку через запятую. 
5. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.
- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?
(В неопределённой). Почему?
- На какой вопрос они отвечают? (Что делать? Что сделать?)
- А можно ли у этих глаголов определить время?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод. (Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? нельзя определить временя)
6. Работа с рубрикой «Давай подумаем» стр. 116. 
- Обратите внимание на окончания глаголов.
- Что вы заметили? 
- Значит, личное окончание глагола является показателем настоящего, будущего времени. А вот в форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются, но образуется с помощью суффикса «Л», о котором вы узнаете на следующих уроках.
7. Чтение рубрики «Это важно знать».
VIII. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 2, с. 116.
IX. Итог урока.
- С каким новым признаком глагола познакомились на сегодняшнем уроке?
- Сколько времён у глагола? Назовите.
- Послушайте стихотворение:
Прошедшее время – 
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Ещё не прошло:
« После уроков 
Пойдём мы в кино».
Х. Домашнее задание. С.117, упр. 4.
- Дома прочитаете текст и выпишите из этого текста глаголы в форме настоящего времени. Определите вид лицо глаголов, отметите личные окончания. Например. (Слайд  9)
ХI. Оценивание учащихся.
Наш урок подошёл к концу. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря нему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
•    Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву красные яблоки.
•    Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете зелёные яблоки.
•    А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке – жёлтые яблоки
- Урок окончен, спасибо за урок! 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол" »

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Тема: Настоящее время глагола.

Цель: учить различать глаголы по временам.

Задачи:

  • обучающие: формировать умение употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;

  • развивающие: развивать умение обобщать знания, развивать орфографическую зоркость;

  • воспитательные: воспитывать любовь к родному языку


Оборудование: мульт. проектор, документ камера, экран, proclass, рисунок дерева и плодов, карточки со словами «ужинать», «позавтракать».




Ход урока

  1. Орг.момент.

-Итак, ребята. Начинаем урок русского языка, а начнём мы с приветствия:(Слайд 2)

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не пропадёт,

Тот никого не подведёт.

- Я надеюсь, вы не подведёте, друг друга, будете работать, дружно и слажено.

- Садитесь.

II. Чистописание. -Откройте тетради, запишите число и классная работа. (Слайд 3)

- Ребята, я не случайно начала урок с приветствия о дружбе. Сегодня на минутке чистописания вы

Познакомитесь с новым афоризмом: (Слайд 4)

«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»

Пифагор

- Как вы понимаете этот афоризм? (ответы детей)

- Какие орфограммы встретились в нём?

- Запишите в свои тетради.

III. Словарная работа. Работа в тетради №1 «Пишем грамотно» (Документ камера)

- Откройте тетради на странице 54, упражнение 4.

- Вы должны будете разгадать кроссворд.

(по одному ученику выходят к парте с документ камерой, читают вопрос и вписывают слово в клеточки)

- Какие слова вы вписывали в клеточки кроссворда? (словарные слова)

- Что вы знаете о словарных словах? ( их нельзя проверить, нужно запомнить)

  1. Целевая установка.

  - Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:

Что без меня предметы?

         Лишь названья.

         А я приду – всё в действие придёт.

         Летит ракета, люди строят зданья,

         Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

 - О какой части речи пойдёт разговор на уроке? (Глагол)

- Сегодня мы закрепим с вами всё, что знаем о глаголе, а также познакомимся ещё с одним признаком глагола.

V. Повторение. (PROclass)

Я предлагаю вам небольшой тест, а заодно поиграем в игру «Молчанка»: подумайте и выберите правильное утверждение. (Слайд 5)

- Что ещё известно о глаголе?

VI. Физкультминутка.

- Я называю глагол в прошедшем времени – вы наклоняетесь назад, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны вперёд. Играю, бегаю, буду смеяться, рисовал, прыгаю, читала, сижу, буду спать, сидела, скучала, знал.

VII. Работа по теме урока.

1. Работа над стихотворением.

– Как я уже сказала, глагол имеет ещё один грамматический признак, но какой вы должны догадаться сами. Послушайте внимательно стихотворение: 

Этот хитренький глагол

Себе время изобрёл

«Ухожу», - кричит сегодня.

«А вчера,- кричит, - ушёл».

«Завтра,- скажет, - я уйду!»

Позавидуйте ему!

- О чём это стихотворение?  (Глаголы изменяются по временам)

- Правильно, ребята, и сегодня на уроке вы узнаете, как глаголы изменяются по временам.

- Какое действие обозначают глаголы каждого времени, и на какие вопросы отвечают. (Слайд 6)

2. Сравнивание предложений.

- Для начала сравните предложения.(Слайд 7)

Я читаю правило.

Я читал правило.

Я буду читать правило.

- Какой грамматический признак отражён в предложениях?

- В этих предложениях отражён новый грамматический признак – время.

- Давайте определим, сколько времён у глагола.

- Из этих предложений выпишите в тетрадь глагол, называющий действие, которое происходит сейчас.

- Выпишите глагол, называющий действие, которое уже было.

- Выпишите глагол, называющий действие, которое произойдёт в будущем.

- Это можно представить так. (Слайд 8)

3. Работа по учебнику стр. 115.

Чтение рубрики «Тайны нашего языка».

- В каком времени могут употребляться глаголы?

- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?

4. Работа над упражнением 1 на стр. 115 устно.

- Прочитайте задание.

- Что необходимо выполнить? (выписать из стихотворения глаголы в форме настоящего времени)

- Прочитайте стихотворение.

- Первое предложение ещё раз читает и находит глагол в форме настоящего времени…

- Записывайте в строчку через запятую.

5. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.

- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?

(В неопределённой). Почему?

- На какой вопрос они отвечают? (Что делать? Что сделать?)

- А можно ли у этих глаголов определить время?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод. (Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? нельзя определить временя)

6. Работа с рубрикой «Давай подумаем» стр. 116.

- Обратите внимание на окончания глаголов.

- Что вы заметили?

- Значит, личное окончание глагола является показателем настоящего, будущего времени. А вот в форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются, но образуется с помощью суффикса «Л», о котором вы узнаете на следующих уроках.

7. Чтение рубрики «Это важно знать».

VIII. Самостоятельная работа.

Выполнение упражнения 2, с. 116.

IX. Итог урока.

- С каким новым признаком глагола познакомились на сегодняшнем уроке?

- Сколько времён у глагола? Назовите.

- Послушайте стихотворение:

Прошедшее время –

То, что прошло:

«Вчера мы писали»,

«Солнце ушло».

Настоящее время

Приходит теперь:

«Мы пишем имя»,

«Бегает зверь».

Будущее время

Ещё не прошло:

« После уроков

Пойдём мы в кино».

Х. Домашнее задание. С.117, упр. 4.

- Дома прочитаете текст и выпишите из этого текста глаголы в форме настоящего времени. Определите вид лицо глаголов, отметите личные окончания. Например. (Слайд 9)

ХI. Оценивание учащихся.

Наш урок подошёл к концу. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря нему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.

  • Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву красные яблоки.

  • Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете зелёные яблоки.

  • А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке – жёлтые яблоки

- Урок окончен, спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Глагол"

Автор: Колесникова Татьяна Леонидовна

Дата: 04.10.2014

Номер свидетельства: 116378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_russkogo_iazyka_na_temu_glagol"
    ["file_id"] => string(6) "476564"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1535480140"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока русского языка по теме "Правописание частицы не с глаголами" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-pravopisaniie-chastitsy-nie-s-ghlagholami"
    ["file_id"] => string(6) "138008"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417457190"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока русского языка по теме "Глаголы в единственном и во множественном числе" 2 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_glagholy_v_iedinstviennom_i_vo_mnozhi"
    ["file_id"] => string(6) "407689"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491648028"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока русского языка на тему: "Настоящее и будущее время глагола" "
    ["seo_title"] => string(90) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-nastoiashchieie-i-budushchieie-vriemia-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "109614"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404822487"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Конспект урока русского языка на тему "Глагол""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-glaghol-2"
    ["file_id"] => string(6) "251296"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447227424"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства