Открытый урок по русскому языку в 4 классе
Тема: Настоящее время глагола.
Цель: учить различать глаголы по временам.
Задачи:
• обучающие: формировать умение употреблять глаголы в речи, способствовать совершенствованию грамматико-орфографических и речевых умений и навыков;
• развивающие: развивать умение обобщать знания, развивать орфографическую зоркость;
• воспитательные: воспитывать любовь к родному языку
Оборудование: мульт. проектор, документ камера, экран, proclass, рисунок дерева и плодов, карточки со словами «ужинать», «позавтракать».
Ход урока
I. Орг.момент.
-Итак, ребята. Начинаем урок русского языка, а начнём мы с приветствия:(Слайд 2)
Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не пропадёт,
Тот никого не подведёт.
- Я надеюсь, вы не подведёте, друг друга, будете работать, дружно и слажено.
- Садитесь.
II. Чистописание. -Откройте тетради, запишите число и классная работа. (Слайд 3)
- Ребята, я не случайно начала урок с приветствия о дружбе. Сегодня на минутке чистописания вы
Познакомитесь с новым афоризмом: (Слайд 4)
«Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»
Пифагор
- Как вы понимаете этот афоризм? (ответы детей)
- Какие орфограммы встретились в нём?
- Запишите в свои тетради.
III. Словарная работа. Работа в тетради №1 «Пишем грамотно» (Документ камера)
- Откройте тетради на странице 54, упражнение 4.
- Вы должны будете разгадать кроссворд.
(по одному ученику выходят к парте с документ камерой, читают вопрос и вписывают слово в клеточки)
- Какие слова вы вписывали в клеточки кроссворда? (словарные слова)
- Что вы знаете о словарных словах? ( их нельзя проверить, нужно запомнить)
IV. Целевая установка.
- Попробуйте догадаться, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? А поможет вам в этом стихотворение:
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт разговор на уроке? (Глагол)
- Сегодня мы закрепим с вами всё, что знаем о глаголе, а также познакомимся ещё с одним признаком глагола.
V. Повторение. (PROclass)
Я предлагаю вам небольшой тест, а заодно поиграем в игру «Молчанка»: подумайте и выберите правильное утверждение. (Слайд 5)
- Что ещё известно о глаголе?
VI. Физкультминутка.
- Я называю глагол в прошедшем времени – вы наклоняетесь назад, в настоящем времени – приседаете, в будущем времени – выполняете наклоны вперёд. Играю, бегаю, буду смеяться, рисовал, прыгаю, читала, сижу, буду спать, сидела, скучала, знал.
VII. Работа по теме урока.
1. Работа над стихотворением.
– Как я уже сказала, глагол имеет ещё один грамматический признак, но какой вы должны догадаться сами. Послушайте внимательно стихотворение:
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера,- кричит, - ушёл».
«Завтра,- скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- О чём это стихотворение? (Глаголы изменяются по временам)
- Правильно, ребята, и сегодня на уроке вы узнаете, как глаголы изменяются по временам.
- Какое действие обозначают глаголы каждого времени, и на какие вопросы отвечают. (Слайд 6)
2. Сравнивание предложений.
- Для начала сравните предложения.(Слайд 7)
Я читаю правило.
Я читал правило.
Я буду читать правило.
- Какой грамматический признак отражён в предложениях?
- В этих предложениях отражён новый грамматический признак – время.
- Давайте определим, сколько времён у глагола.
- Из этих предложений выпишите в тетрадь глагол, называющий действие, которое происходит сейчас.
- Выпишите глагол, называющий действие, которое уже было.
- Выпишите глагол, называющий действие, которое произойдёт в будущем.
- Это можно представить так. (Слайд 8)
3. Работа по учебнику стр. 115.
Чтение рубрики «Тайны нашего языка».
- В каком времени могут употребляться глаголы?
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?
4. Работа над упражнением 1 на стр. 115 устно.
- Прочитайте задание.
- Что необходимо выполнить? (выписать из стихотворения глаголы в форме настоящего времени)
- Прочитайте стихотворение.
- Первое предложение ещё раз читает и находит глагол в форме настоящего времени…
- Записывайте в строчку через запятую.
5. Определение времени глагола, изменение глаголов по временам.
- В какой форме стоит глагол ужинать, позавтракать?
(В неопределённой). Почему?
- На какой вопрос они отвечают? (Что делать? Что сделать?)
- А можно ли у этих глаголов определить время?
- Какой вывод можно сделать?
Вывод. (Глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? нельзя определить временя)
6. Работа с рубрикой «Давай подумаем» стр. 116.
- Обратите внимание на окончания глаголов.
- Что вы заметили?
- Значит, личное окончание глагола является показателем настоящего, будущего времени. А вот в форме прошедшего времени глаголы по лицам не изменяются, но образуется с помощью суффикса «Л», о котором вы узнаете на следующих уроках.
7. Чтение рубрики «Это важно знать».
VIII. Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения 2, с. 116.
IX. Итог урока.
- С каким новым признаком глагола познакомились на сегодняшнем уроке?
- Сколько времён у глагола? Назовите.
- Послушайте стихотворение:
Прошедшее время –
То, что прошло:
«Вчера мы писали»,
«Солнце ушло».
Настоящее время
Приходит теперь:
«Мы пишем имя»,
«Бегает зверь».
Будущее время
Ещё не прошло:
« После уроков
Пойдём мы в кино».
Х. Домашнее задание. С.117, упр. 4.
- Дома прочитаете текст и выпишите из этого текста глаголы в форме настоящего времени. Определите вид лицо глаголов, отметите личные окончания. Например. (Слайд 9)
ХI. Оценивание учащихся.
Наш урок подошёл к концу. За это время выросло удивительное дерево. Благодаря нему каждый из вас может показать пользу или бесполезность сегодняшнего урока.
• Если урок для вас прошёл плодотворно, и вы остались довольны, вы прикрепите к дереву красные яблоки.
• Если урок прошёл хорошо, но могло быть и лучше, то вы прикрепляете зелёные яблоки.
• А если уж совсем напрасно было потрачено время на уроке – жёлтые яблоки
- Урок окончен, спасибо за урок!