kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Односоставные предложения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Односоставные предложения

                       / Закрепление двусоставных и односоставных предложений /

                        Урок-практикум

Цель урока: 1) показать синонимию двусоставных и односоставных предложений, их  

                           роль в тексте;

                       2) формировать у учащихся умения и навыки сотрудничества, развивать мышление,

                           умение  сравнивать, обобщать;

                       3) пробудить интерес к личности и творчеству И.Левитана

Вид урока:  урок-практикум

Наглядность: интерактивная доска, карточки, схема , постер, маркеры, картинки

Ход урока

I.Организационный момент. Психологический настрой.

   Класс разделён на  три группы.

1.Расшифровать слово, чтобы определить, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:

- Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

- Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

- Оно – зеркало жизни.

- Существует очень много его видов.

- По-казахски это ?нер.

- По-английски это art.

 

- Итак, это слово искусство. А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?

                                                                                     

                                                 

 

искусство

живопись                                                                                                                          

                                                                                                                                         музыка

 

скульптура                                                                                                                                                 

                                                                                                                                          кино

 

архитектура                                                                                                                                

                                                                                                                                         театр

                              

                                                                   литература

 

   литература - ?дебиет - literature

   музыка – ?н, ?уен -music

   кино - кино - cinema

   театр – театр - theatre

   живопись – маймен сурет салу - draw

   скульптура – м?сін - sculpture

   архитектура- с?улет ?неріarchitecture

2.Мы закончили работу над разделом «Искусство и жизнь». Эпиграфом к нему было афористическое  высказывание А.И.Новикова «Искусство – зеркало жизни».

   Запишите число, классная работа, предложение в тетради и произведите синтаксический разбор.

   Искусство – зеркало жизни.

   (Это предложение повествовательное, невосклицательное, неполное, распространённое,  

   грамматическая  основа- искусство-зеркало, двусоставное; подлежащее выражено   

   существительным, сказуемое выражено существительным, дополнение выражено

   существительным).

   Изучив этот раздел, мы узнали, какие предложения относятся к двусоставным и односоставным.

 - Какие предложения называются двусоставными?

 - Какие предложения называются односоставными?

 - Перечислить типы односоставных предложений.

II.Лингвистическая разминка.

   Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Прочитайте выразительно и назовите типы  

   односоставных  предложений.

III.Повторение теоретического материала.

  1. Я прочитаю вам слова М.В.Ломоносова об одном из видов односоставных предложений.

  - Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности  служит…

    Определите, о каком?

2. К нам пришло прошение от лингвиста А.М.Пешковского рассмотреть следующий вопрос.

  (Читается письмо, заранее положенное на одну из парт)

- Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно

  представляется как неизвестное, неопределённое.

  Какой вопрос просит рассмотреть А.М.Пешковский?

3. Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях:

  «Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений».

4. Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность,

  способность  выразить кратко мысль автора.

  Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

IV.Сегодня мы, обобщая грамматическую тему «Двусоставные и односоставные предложения»,

  поговорим об одном из видов искусства – живописи.

1. Назовите известных вам художников.

 (А.Кастеев, И.И.Шишкин, И.И.Левитан и др.)

- О каком художнике мы вели речь, изучая этот раздел?

- О Левитане.

- А какие репродукции картин Левитана помещены в учебнике?

 («Март» стр.118, «Золотая осень» стр.147, «Осенний день. Сокольники» стр.113

2. Напишите предложения, определите их вид.

    «Поэт русской природы». Так называли художника Исаака Ильича Левитана его современники. А.П.Чехов считал его лучшим русским пейзажистом.

- Кто такой пейзажист?

- Художник, который пишет пейзажи. Пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, и описание природы в литературном произведении.

3.Сообщение о Левитане И.И.

  (Заранее подготовленный ученик рассказывает о Левитане).

4.Работа с учебником.

- Что же ещё оЛевитане написано в учебнике? Восстановите текст.

   Упр.5 стр.114

-Что вам известно о картине «Осенний день.Сокольники»? Перескажите текст.

   Упр.1 стр.113

V. Работа с постером.

1.Аллея в осеннем парке.НП

2.Оттуда тянуло холодом.   БП

3.Город и людей как будто подменили.

        НЛП

4.На деньги ума не купишь.ОЛП

5.Надеюсь найти вас в парке Сокольники.  ОЛП

6.Осенний парк. Сокольники.   НП

VI.Рефлексия.

 - Чему научились на уроке?

 - Какие задания вызвали трудности?

 - Что нужно доработать?

VII.Домашнее задание.

  Составить рассказ-описание по картине «Осенний день.Сокольники».

VIII.Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок "Односоставные предложения" »

Тема урока: Односоставные предложения

/ Закрепление двусоставных и односоставных предложений /

Урок-практикум

Цель урока: 1) показать синонимию двусоставных и односоставных предложений, их

роль в тексте;

2) формировать у учащихся умения и навыки сотрудничества, развивать мышление,

умение сравнивать, обобщать;

3) пробудить интерес к личности и творчеству И.Левитана

Вид урока: урок-практикум

Наглядность: интерактивная доска, карточки, схема , постер, маркеры, картинки

Ход урока

I.Организационный момент. Психологический настрой.

Класс разделён на три группы.

1.Расшифровать слово, чтобы определить, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:

- Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.

- Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.

- Оно – зеркало жизни.

- Существует очень много его видов.

- По-казахски это өнер.

- По-английски это art.



и


с


к


у


с


с


т


в


о


- Итак, это слово искусство. А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?


живопись

искусство

музыка


скульптура

кино


архитектура

театр

литература

литература - әдебиет - literature

музыка – ән, әуен -music

кино - кино - cinema

театр – театр - theatre

живопись – маймен сурет салу - draw

скульптура – мүсін - sculpture

архитектура- сәулет өнеріarchitecture

2.Мы закончили работу над разделом «Искусство и жизнь». Эпиграфом к нему было афористическое высказывание А.И.Новикова «Искусство – зеркало жизни».

Запишите число, классная работа, предложение в тетради и произведите синтаксический разбор.

Искусство – зеркало жизни.

(Это предложение повествовательное, невосклицательное, неполное, распространённое,

грамматическая основа- искусство-зеркало, двусоставное; подлежащее выражено

существительным, сказуемое выражено существительным, дополнение выражено

существительным).

Изучив этот раздел, мы узнали, какие предложения относятся к двусоставным и односоставным.

- Какие предложения называются двусоставными?

- Какие предложения называются односоставными?

- Перечислить типы односоставных предложений.

II.Лингвистическая разминка.

Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Прочитайте выразительно и назовите типы

односоставных предложений.

Карточка №1

Учись у них – у дуба, у берёзы.

Кругом зима. Жестокая пора!

Карточка №2

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,-

Я ничего не пойму.

Карточка №3

Шёпот, робкое дыхание,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!..

(запись в тетради)

(Ответы:1)определённо-личное,назывное,назывное;2)двусоставное,назывное,безличное, двусоставное; 3) назывные)

III.Повторение теоретического материала.

1. Я прочитаю вам слова М.В.Ломоносова об одном из видов односоставных предложений.

- Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…

Определите, о каком?

(Ответ: Это высказывание об определённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 1 или 2 лица. Подлежащее в таких предложениях не обязательно.)

2. К нам пришло прошение от лингвиста А.М.Пешковского рассмотреть следующий вопрос.

(Читается письмо, заранее положенное на одну из парт)

- Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно

представляется как неизвестное, неопределённое.

Какой вопрос просит рассмотреть А.М.Пешковский?

(Ответ: А.М.Пешковский просит рассмотреть вопрос о неопределённо-личных предложениях – односоставные предложения со сказуемым-глаголом в форме 3 лица множественного числа в

настоящем и будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени. В

таких предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят.Они мыслятся

неопределённо).

3. Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях:

«Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений».

(Ответ: Это односоставное предложение со сказуемым, при котором нет и не может быть

подлежащего. Безличные предложения могут сообщать о состоянии природы, состоянии человека, о действии стихийных сил.

4. Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность,

способность выразить кратко мысль автора.

Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?

(Ответ: С помощью назывных предложений – односоставные предложения, которые имеют один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет

существует в настоящем.

IV.Сегодня мы, обобщая грамматическую тему «Двусоставные и односоставные предложения»,

поговорим об одном из видов искусства – живописи.

1. Назовите известных вам художников.

(А.Кастеев, И.И.Шишкин, И.И.Левитан и др.)

- О каком художнике мы вели речь, изучая этот раздел?

- О Левитане.

- А какие репродукции картин Левитана помещены в учебнике?

(«Март» стр.118, «Золотая осень» стр.147, «Осенний день. Сокольники» стр.113

2. Напишите предложения, определите их вид.

«Поэт русской природы». Так называли художника Исаака Ильича Левитана его современники. А.П.Чехов считал его лучшим русским пейзажистом.

(Ответ: односоставное назывное, двусоставное, двусоставное)

- Кто такой пейзажист?

- Художник, который пишет пейзажи. Пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, и описание природы в литературном произведении.

3.Сообщение о Левитане И.И.

(Заранее подготовленный ученик рассказывает о Левитане).

Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Юношеские годы Левитана прошли в тяжёлой

нужде и лишениях. Рано оставшись без матери и отца, он испытал всю горечь бедности и унижений. Необыкновенное дарование художника было замечено во время обучения в училище живописи, куда он поступил в 1873 году. Он был любимым учеником Саврасова. Тот видел, с каким упорством юноша добивался того, чтобы русская природа «жила», дышала, пела на его полотнах.

Однажды Саврасов сказал Левитану, с восторгом глядя на его пейзаж: «Ты обладаешь даром не только понимать, но и слышать русскую задушенную природу. Это редчайший дар. Ты будешь великим художником. Я горжусь тем, что учу тебя!».

В 1880 году в жизни Левитана произошло знаменательное событие. Одна из его первых картин

«Осенний день. Сокольники» была приобретена Третьяковым. В ней он умело выразил через

пейзаж состояние человеческой души.

4.Работа с учебником.

- Что же ещё оЛевитане написано в учебнике? Восстановите текст.

Упр.5 стр.114

-Что вам известно о картине «Осенний день.Сокольники»? Перескажите текст.

Упр.1 стр.113

V. Работа с постером.


1.Аллея в осеннем парке.

НП

2.Оттуда тянуло холодом.

БП

3.Город и людей как будто подменили.

НЛП

4.На деньги ума не купишь.

ОЛП

5.Надеюсь найти вас в парке Сокольники.

ОЛП

6.Осенний парк. Сокольники.

НП

VI.Рефлексия.

- Чему научились на уроке?

- Какие задания вызвали трудности?

- Что нужно доработать?

VII.Домашнее задание.

Составить рассказ-описание по картине «Осенний день.Сокольники».

VIII.Подведение итогов


Не все проведённые виды работы можно реализовать на одном уроке. Поэтому некоторые

задания можно практиковать на других уроках , в частности на уроке-зачёте. Важно выбрать

такую тему, чтобы она давала ученикам возможность использовать в речи нужные конструкции.

По технологии развития критического мышления через чтение и письмо, работа которого направлена на раскрытие творческого потенциала учащихся, даётся на дом творческое задание- составление рассказа-описания по картине, используя односоставные предложения.













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
открытый урок "Односоставные предложения"

Автор: Хасенова Рая Алмасовна

Дата: 27.06.2014

Номер свидетельства: 108833

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(293) "Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)"
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_odnosostavnye_predlozheniia_s_glavnym_chlenom_skazuemym_opredelenn"
    ["file_id"] => string(6) "569704"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1610310577"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "« Простые предложения» открытый урок"
    ["seo_title"] => string(40) "prostyie_priedlozhieniia_otkrytyi_urok_1"
    ["file_id"] => string(6) "438012"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510246558"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "обобщение урока по теме "Односоставные предложения". "
    ["seo_title"] => string(61) "obobshchieniie-uroka-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "148082"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419577664"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Обобщение и закрепление знаний по теме «Односоставные предложения"
    ["seo_title"] => string(79) "obobshchieniie-i-zakrieplieniie-znanii-po-tiemie-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "287111"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454430859"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Учебное занятие по русскому языку "Односоставные предложения" "
    ["seo_title"] => string(70) "uchiebnoie-zaniatiie-po-russkomu-iazyku-odnosostavnyie-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108244"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403624803"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства