Тема урока: Односоставные предложения
/ Закрепление двусоставных и односоставных предложений /
Урок-практикум
Цель урока: 1) показать синонимию двусоставных и односоставных предложений, их
роль в тексте;
2) формировать у учащихся умения и навыки сотрудничества, развивать мышление,
умение сравнивать, обобщать;
3) пробудить интерес к личности и творчеству И.Левитана
Вид урока: урок-практикум
Наглядность: интерактивная доска, карточки, схема , постер, маркеры, картинки
Ход урока
I.Организационный момент. Психологический настрой.
Класс разделён на три группы.
1.Расшифровать слово, чтобы определить, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:
- Это слово среднего рода, то, что оно означает, отражает жизнь по-своему.
- Вся его история – это история людей, их жизни и борьбы.
- Оно – зеркало жизни.
- Существует очень много его видов.
- По-казахски это ?нер.
- По-английски это art.
- Итак, это слово искусство. А какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите это слово?
искусство
живопись
музыка
скульптура
кино
архитектура
театр
литература
литература - ?дебиет - literature
музыка – ?н, ?уен -music
кино - кино - cinema
театр – театр - theatre
живопись – маймен сурет салу - draw
скульптура – м?сін - sculpture
архитектура- с?улет ?нері – architecture
2.Мы закончили работу над разделом «Искусство и жизнь». Эпиграфом к нему было афористическое высказывание А.И.Новикова «Искусство – зеркало жизни».
Запишите число, классная работа, предложение в тетради и произведите синтаксический разбор.
Искусство – зеркало жизни.
(Это предложение повествовательное, невосклицательное, неполное, распространённое,
грамматическая основа- искусство-зеркало, двусоставное; подлежащее выражено
существительным, сказуемое выражено существительным, дополнение выражено
существительным).
Изучив этот раздел, мы узнали, какие предложения относятся к двусоставным и односоставным.
- Какие предложения называются двусоставными?
- Какие предложения называются односоставными?
- Перечислить типы односоставных предложений.
II.Лингвистическая разминка.
Перед вами на карточках стихи А.А.Фета. Прочитайте выразительно и назовите типы
односоставных предложений.
III.Повторение теоретического материала.
1. Я прочитаю вам слова М.В.Ломоносова об одном из видов односоставных предложений.
- Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит…
Определите, о каком?
2. К нам пришло прошение от лингвиста А.М.Пешковского рассмотреть следующий вопрос.
(Читается письмо, заранее положенное на одну из парт)
- Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно устранено, намеренно
представляется как неизвестное, неопределённое.
Какой вопрос просит рассмотреть А.М.Пешковский?
3. Зачитывается высказывание Бабайцевой В.В. о безличных предложениях:
«Самая пёстрая и наиболее употребляемая группа односоставных предложений».
4. Ребята, вы знаете, что одним из признаков поэтического текста является лаконичность,
способность выразить кратко мысль автора.
Как вы думаете, с помощью каких односоставных предложений это особенно удаётся поэту?
IV.Сегодня мы, обобщая грамматическую тему «Двусоставные и односоставные предложения»,
поговорим об одном из видов искусства – живописи.
1. Назовите известных вам художников.
(А.Кастеев, И.И.Шишкин, И.И.Левитан и др.)
- О каком художнике мы вели речь, изучая этот раздел?
- О Левитане.
- А какие репродукции картин Левитана помещены в учебнике?
(«Март» стр.118, «Золотая осень» стр.147, «Осенний день. Сокольники» стр.113
2. Напишите предложения, определите их вид.
«Поэт русской природы». Так называли художника Исаака Ильича Левитана его современники. А.П.Чехов считал его лучшим русским пейзажистом.
- Кто такой пейзажист?
- Художник, который пишет пейзажи. Пейзаж – это рисунок, изображающий виды природы, и описание природы в литературном произведении.
3.Сообщение о Левитане И.И.
(Заранее подготовленный ученик рассказывает о Левитане).
4.Работа с учебником.
- Что же ещё оЛевитане написано в учебнике? Восстановите текст.
Упр.5 стр.114
-Что вам известно о картине «Осенний день.Сокольники»? Перескажите текст.
Упр.1 стр.113
V. Работа с постером.
1.Аллея в осеннем парке.НП
2.Оттуда тянуло холодом. БП
3.Город и людей как будто подменили.
НЛП
4.На деньги ума не купишь.ОЛП
5.Надеюсь найти вас в парке Сокольники. ОЛП
6.Осенний парк. Сокольники. НП
VI.Рефлексия.
- Чему научились на уроке?
- Какие задания вызвали трудности?
- Что нужно доработать?
VII.Домашнее задание.
Составить рассказ-описание по картине «Осенний день.Сокольники».
VIII.Подведение итогов