Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)
Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)
Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)»
Русский язык 8 класс
Тема. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)
Цели:
образовательные:
продолжить работу по формированию умения различать односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные); дать понятие о неполных предложениях и показать сферу их употребления; различать односоставные инеполные двусоставные предложения; определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;
развивающие:
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость;
развивать умение отбирать языковой материал в соответствии с поставленными задачами;
воспитательные:
воспитывать интерес к работе над словом через наблюдение над языковым материалом, при воспроизведении речевых ситуаций из жизни, при выполнении задания составить диалог; воспитывать патриотические чувства, самостоятельность, чувство собственного достоинства.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, тесты, слайды, проектор
Крепко верить - значит победить.
Народная мудрость
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1.Слово учителя
- Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку: «Крепко верить- значит победить». Как вы понимаете этот эпиграф?
Сегодня на уроке мы будем верить в свои силы в усвоении нового материала, а значит в наших силах победить.
Цель нашего урока- познакомиться с односоставными предложениями с главным членом сказуемым: определенно-личными, неопределенно- личными, безличными, а также с неполными предложениями.
На прошлом уроке мы с вами изучили односоставные предложения с главным членом подлежащим.
- Как называются эти предложения? (назывные)
2. Вы должны были дома составить синквейн об односоставных предложениях.
- Чтение синквейна.
3. Задание №1. Тест. Повторение пройденного.
1) Грамматическая основа предложения – это главные и второстепенные члены предложения. «Нет»
2) Сказуемое это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета. «Да»
3) Сказуемое по способу выражения может быть глагольным (простым и составным) и именным (составным). «Да»
4) Ко второстепенным членам относятся подлежащее, обстоятельство, определение. «Нет»
5) В предложении : Мой друг семи пядей во лбу. – фразеологизм является сказуемым. «Да»
6) Дополнение — второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением действия или признака, поясняет эти слова и отвечает на вопросы косвенных падежей . «Нет»
7) Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? «Да»
8) Приложение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? и поясняет или уточняет член предложения, к которому относится. «Да»
9) Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? «Нет»
10) Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах, неопределённой формой глагола, синтаксически неразложимыми словосочетаниями, сравнительными оборотами. «Да»
4. Задание №2. Тест.
1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 10
б). 2
в). 3
г). 4
2.Какое предложение не является односоставным?
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б).Вечереет.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!
4. Найдите назывное предложение.
а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
5. Укажите определённо-личное предложение.
а). Утренний сон сладок.
б). Не забуду этой встречи.
в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г). Я люблю Балтийское море.
Проверь себя.
• 1. г).
• 2. г).
• 3. б).
• 4. б).
• 5. б).
III. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Стадия вызова.
- Постановка проблемного вопроса урока: «В чём же главная особенность односоставных предложений?» (они понятны без второго главного члена)
2. Стадия осмысления.
- Исследовательская работа СЛАЙД №1
1) Не приходи сюда никогда! (ты-местоимение, 2 лицо, ед.число- опред.-личн.)
2) Взойди вон на эту безлесную гору. (2 лицо, опред.-личн.)
3) Душе там отрадно и тепло. (безличное)
4) Открыли мне ворота в дивный сад. (3 лицо, неопред.-личн.)
5) Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести. (1 лицо, опред.-личн.)
3. Работа с учебником.
П.32, стр.105
П.33, стр.108
П.35, стр.110-111
4. Физминутка.
Определить виды односоставных предложений с главным членом сказуемым.
Соединить руки в окружность- опред.-личное
Две руки поднять вверх- неопред.-личное
Наклонить голову вниз- безличное
1) Живи еще хоть четверть века. (опр.-личн.)
2) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. (неопр.-личн.)
3) В лесу еще светло. (безл.)
4) Люблю тебя, Петра творенье. (опр.-личн.)
5) Мне сегодня невесело. (безл.)
6) Стволы деревьев побелили. (неопр.-личн.)
5. Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной темой: «Неполные предложения»
1. Объяснение учителя. Общее понятие о неполных предложениях. СЛАЙД №4
Прочитайте предложения, сравните их строение и определите, в каком из них пропущены некоторые члены предложения.
1. Во дворе нашей школы растут чинары. За оградой — высокие тополя.
2. Перед грозой ветер трепал верхушки деревьев, срывал листья и уносил их вдаль. После ливня — ни грозы, ни ветра.
3. Каждый человек выбирает свою дорогу. Перед нами небывалые пути.
— По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных предложениях есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.
2. Правило-помощник. СЛАЙД №5
Общее понятие о неполных предложениях.
Я читаю интересную книгу. (Это полное предложение, в котором непрерывная цепочка связей между словами.)
Неполнота предложений не нарушает смысловой законченности данных предложений и не мешает целям общения, например:
Я очень люблю читать фантастику, а мой друг — очерки по истории государства (пропущено сказуемое и обстоятельство очень любит).
На месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире.
Неполные предложения часто встречаются во второй части сложных предложений, например:
Все получали письма, а я не получал. (во второй части пропущено дополнение писем).
В неполных предложениях цепочка связей разрушается:
— Какую книгу ты читаешь? (Полное)
— Интересную.( Ответ на вопрос является неполным предложением, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения).
6. Работа с учебником.
П.37, стр.116
V. Закрепление изученного.
1. Минутка смеха.
- Как ты думаешь, кто в нашем классе лучше всех знает немецкий язык? - По- моему, наша учительница.
-Фу! Кто это так ужасно, омерзительно воет?
- Это я, мам!
-Ну, пой, пой, мой соловушка!
(Найдите неполные предложения)
2. Задание (+, -). Тест.
Найдите примеры, в которых есть неполные предложения (+), полные (-)
1) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть. -
2 ) Литературу я люблю до самозабвенья. -
3 ) Даже в пустяках надо быть правдивым. -
4 ) Над могилою героя ночная звезда. +
5 ) Перед нами небывалые пути. +
6 ) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. +
7 ) В углу старый кожаный диван. +
8) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито +
9) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. -
10) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками — кучер Игнат. +
Ответ: (-)- 1, 2, 3, 9. (+)- 4, 5, 6, 7, 8, 10
3. Синтаксический разбор предложения.
По нивам, по лугам, уставленным стогами, брожу в прохладной полутьме, и песнь сама слагается в уме.
VI . Домашнее задание.
1.Составить синквейн об односоставном предложении с главным членом сказуемым или о неполном предложении.
- Какие бывают односоставные предложения с главным членом сказуемым?
- Как определить вид односоставного предложения с главным членом сказуемым?
- Какие предложения называются полными?
- А какие- неполными?
- Когда ставится тире в неполном предложении?
2. «Микрофон».
По цепочке продолжите предложение.
Сегодня на уроке я узнал(а), понял(а), научился(-ась)…
Самоанализ открытого урока русского языка по теме «Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)» (8 класс)
Дата проведения урока: 18.12.2020 Число обучающихся по списку: 25 Предмет: русский язык. Ф.И.О. учителя: Сидоренко Ирена Юрьевна Тема урока: «Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)»
Цели:
образовательные:
продолжить работу по формированию умения различать односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные); дать понятие о неполных предложениях и показать сферу их употребления; различать односоставные инеполные двусоставные предложения; определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;
развивающие:
развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость;
развивать умение отбирать языковой материал в соответствии с поставленными задачами;
воспитательные:
воспитывать интерес к работе над словом через наблюдение над языковым материалом, при воспроизведении речевых ситуаций из жизни, при выполнении задания составить диалог; воспитывать патриотические чувства, самостоятельность, чувство собственного достоинства.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник, тесты, слайды, проектор
Предметом изучения школьного курса русского языка в 8-м классе является синтаксис односоставного предложения. Преподавание русского языка ведется по учебнику «Русский язык учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений» Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится систематизацию и обобщению. Данный урок является предпоследним уроком в разделе «Односоставные предложения». Теоретическая и практическая части подобраны так, что их можно использовать с 8 по 11 класс для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Данный урок учебная мастерская был посвящен изучению односоставных предложений с главным членом сказуемым и ознакомлению с неполными предложениями. Структура урока соответствует его цели. Тип урока – урок изучения нового материала, его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами урока. Целесообразно было распределено время урока. Форма обучения выбрана – групповая, индивидуальная и парная. Рационально организована деятельность учителя и учащихся. Групповые формы работы (парная) имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости.
Разноуровневые упражнения позволяют детям выполнять задания в соответствии с выбранным уровнем, реализовать свои потребности и способности. Поэтому учитывались возможности, как способных учеников, так и слабоуспевающих. Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля направлены на развитие внимания, обучение учеников адекватно оценивать свои результаты, так как в классе есть дети не только с завышенной, но и заниженной самооценкой. Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке. Надлежащий темп обучения обеспечивался чередованием различных видов деятельности, интенсивностью предлагаемых заданий. Отличительная особенность урока заключается в том, что уровневая дифференциация осуществляется на всех этапах учебного занятия. Приоритетное место на уроке занимает ученик, который самостоятелен в выборе способов обучения. Он учится делать осознанный выбор. Учитываются индивидуальные особенности всех детей: и слабоуспевающих, и сильных. Для погружения учащихся 8 класса в атмосферу исследования видов односоставных предложений была выбрана индивидуальная и групповая форма обучения. Ученики составляли таблицу «Виды односоставных предложений»; «Способы выражения односоставных предложений»; создавали алгоритм определения видов односоставных предложений, а также неполных предложений. На протяжении учебного занятия применялись различные виды деятельности: сопоставление, сверка, оценка, коррекция, синтаксический разбор предложений, индивидуальные задания, тесты, что способствовало развитию навыков самостоятельной учебной деятельности, совершенствованию межличностных отношений в классе, развитию речи учащихся. Прослеживается научный уровень излагаемого материала на всех этапах урока. Организация самостоятельной работы учащихся позволило учесть уровень образовательных возможностей и реализовать дифференцированный подход в обучении. На протяжении всего урока учитель осуществлял инструктаж и помощь ребятам, испытывавших затруднения в работе. Ученики продемонстрировали хороший уровень усвоения материала. Урок прошел на достаточно высоком уровне. Активность ребят была достаточной. В целом класс работал хорошо, задачи, поставленные перед учениками, были выполнены. Наблюдалась заинтересованность учащихся к предложенному материалу. Целесообразно и эффективно были выбраны формы учебной работы. Для достижения поставленных задач и реализации учебного материала была отобрана совокупность методов обучения: по уровню активности учащихся: активный; по дидактическим целям: метод применения знаний на практике; по уровню познавательной деятельности: частично - поисковый; по организации деятельности: метод стимулирования учебно-познавательной деятельности; современные интерактивные методы: проблемные задания. по формам контроля: самостоятельная работа, контроль и самооценка. Формы обучения: индивидуальная, парная. С учетом выше изложенного были избраны технологии: информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация материала); здоровье сберегающая технология (постоянная смена деятельности) личностно-ориентированная.
Урок, построенный в соответствии с технологией личностно-ориентированного обучения, условно разбивается на 6 основных этапов: интеллектуальная разминка (создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся), индивидуальное создание решения, работа в парах, самостоятельная работа, «рефлексия». На каждом этапе реализовались свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания. Для достижения поставленной цели созданы условия: педагогические - карты знаний для самооценки деятельности; тесты; презентация. психологические - атмосфера сотрудничества, создание ситуации успеха; эстетические - кабинет соответствует гигиеническим и эстетическим нормам оформления. В конце урока, подсчитав общее количество баллов, оценили свою работу, вывели средний балл. В ходе урока существенных изменений плана урока не произошло, удалось решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения: - избежать перегрузки и переутомления учащихся; - сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения; - создать условия для взаимообучения, овладения способами деятельности, отвечающим требованиям компетентностного подхода к обучению. Наряду с этим следует отметить следующие погрешности: - на стадии рефлексии не все учащиеся были активны; - при ответах несколько учеников не смогли выстроить свой устный ответ.
Общий вывод: на уроке были решены поставленные задачи и достигнуты поставленные цели.