kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)»

Русский язык 8 класс

Тема. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)

Цели:

образовательные:

продолжить работу по формированию умения различать односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные); дать понятие о неполных предложениях и показать сферу их употребления; различать односоставные и неполные двусоставные предложения; определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;

развивающие:

развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость;

развивать умение отбирать языковой материал в соответствии с поставленными задачами;

воспитательные:

воспитывать интерес к работе над словом через наблюдение над языковым материалом, при воспроизведении речевых ситуаций из жизни, при выполнении задания составить диалог; воспитывать патриотические чувства, самостоятельность, чувство собственного достоинства.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, тесты, слайды, проектор


Крепко верить - значит победить.


Народная мудрость

Ход урока


I. Организационный момент


II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Слово учителя

- Посмотрите на доску, там записан эпиграф к нашему уроку: «Крепко верить- значит победить». Как вы понимаете этот эпиграф?

Сегодня на уроке мы будем верить в свои силы в усвоении нового материала, а значит в наших силах победить.

Цель нашего урока- познакомиться с односоставными предложениями с главным членом сказуемым: определенно-личными, неопределенно- личными, безличными, а также с неполными предложениями.

На прошлом уроке мы с вами изучили односоставные предложения с главным членом подлежащим.

- Как называются эти предложения? (назывные)


2. Вы должны были дома составить синквейн об односоставных предложениях.

- Чтение синквейна.


3. Задание №1. Тест. Повторение пройденного.


1) Грамматическая основа предложения – это главные и второстепенные члены предложения. «Нет»

2) Сказуемое это главный член предложения, который обозначает действие или состояние предмета. «Да»

3) Сказуемое по способу выражения может быть гла­гольным (простым и составным) и именным (состав­ным). «Да»

4) Ко второстепенным членам относятся подлежащее, обстоятельство, определение. «Нет»

5) В предложении : Мой друг семи пядей во лбу. – фразеологизм является сказуемым. «Да»

6) Дополнение — второстепенный член предложения, который зависит от слов со значением действия или признака, поясняет эти слова и отвечает на вопросы косвенных падежей . «Нет»

7) Определение — второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? «Да»

8) Приложение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопрос какой? и поясняет или уточняет член предложения, к которому относится. «Да»

9) Дополнение — второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и т.д. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? «Нет»

10) Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями и деепричастными оборотами, существительными в косвенных падежах, неопределённой формой глагола, синтаксически неразложимыми словосочетаниями, сравнительными оборотами. «Да»

4. Задание №2. Тест.

1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?


а). 10

б). 2

в). 3

г). 4

 

2.Какое предложение не является односоставным?

 

а). На морозном воздухе было трудно дышать.

б).На востоке синело.

в). Дело словом не заменишь.

г). Свод неба был тих и чист.

 

3. Укажите односоставное предложение.

а).Наступил вечер.

б).Вечереет.

в).Вечером мы пойдём в кино.

 г). Как хороши в России летом вечера!

 

4. Найдите назывное предложение.

а). Светало.

б). Утро.

в). Наступило зимнее холодное утро.

г). В дверь постучали.

 

5. Укажите определённо-личное предложение.

а). Утренний сон сладок.

б). Не забуду этой встречи.

в). В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.

г). Я люблю Балтийское море.

 

Проверь себя.

•         1. г).

•         2. г).

•         3. б).

•         4. б).

•         5. б).


III. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Стадия вызова.

- Постановка проблемного вопроса урока: «В чём же главная особенность односоставных предложений?» (они понятны без второго главного члена)

2. Стадия осмысления.

- Исследовательская работа СЛАЙД №1

1) Не приходи сюда никогда! (ты-местоимение, 2 лицо, ед.число- опред.-личн.)

2) Наукой врагов побеждают. (они- местоим., 3 лицо, мн. Число- неопр.-личн.)

3) Как проживёшь, так и прослывёшь. (пословица, обобщенно-личное)

4) Береги честь смолоду. (поговорка, обобщенно-личное)

5) Светает. Морозило. Начинает (начинало) смеркаться. (безличное)


Внимательно рассмотрите эти предложения.

- По какому принципу их можно разделить на виды?


IV. Изучение нового материала.

1. Правило-помощник. СЛАЙД №2


1) Определенно-личные

- Глагол 1, 2 лица, ед. и мн. числа; изъявительное и повелительное наклонения

2) Неопределенно-личные

- Глагол 3 лица, ед. и мн. числа; настоящего, будущего времени

Мн.число- в прошлом времени (они)

3) Обобщенно-личные

- Формы глаголов определенно-личные, неопределенно-личные в пословицах и поговорках

4) Безличные

- Безличный глагол

- Инфинитив+вспомогательный глагол

- Личный глагол в значении безличного

- Неопределенная форма глагола

- Наречие

- Краткое причастие


2. Определить вид предложения. СЛАЙД №3


1) Приветствую тебя, пустынный уголок. (1 лицо, опред.-личн.)

2) Взойди вон на эту безлесную гору. (2 лицо, опред.-личн.)

3) Душе там отрадно и тепло. (безличное)

4) Открыли мне ворота в дивный сад. (3 лицо, неопред.-личн.)

5) Полон злобы, полон мести, без ума, без чувств, без чести. (1 лицо, опред.-личн.)


3. Работа с учебником.

П.32, стр.105

П.33, стр.108

П.35, стр.110-111


4. Физминутка.

Определить виды односоставных предложений с главным членом сказуемым.

Соединить руки в окружность- опред.-личное

Две руки поднять вверх- неопред.-личное

Наклонить голову вниз- безличное

1) Живи еще хоть четверть века. (опр.-личн.)

2) Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна. (неопр.-личн.)

3) В лесу еще светло. (безл.)

4) Люблю тебя, Петра творенье. (опр.-личн.)

5) Мне сегодня невесело. (безл.)

6) Стволы деревьев побелили. (неопр.-личн.)


5. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной темой: «Неполные предложения»

1. Объяснение учителя. Общее понятие о неполных предложениях. СЛАЙД №4

Прочитайте предложения, сравните их строение и определите, в каком из них пропущены некоторые чле­ны предложения.

1. Во дворе нашей школы растут чинары. За оградой — высокие тополя.

2. Перед грозой ветер трепал верхушки деревьев, срывал листья и уносил их вдаль. После лив­ня — ни грозы, ни ветра.

3. Каждый человек выбирает свою дорогу. Перед нами небывалые пути.

— По строению и значению различаются полные и неполные предложения. В полных предложениях есть все члены предложения, необходимые для полноты строения и значения. Неполным называется предложение, в котором пропущен какой-либо член предложения (главный или второстепенный), отсутствующие члены могут быть восстановлены из контекста.

2. Правило-помощник. СЛАЙД №5

Общее понятие о неполных предложениях.

Я читаю интересную книгу. (Это полное предложение, в котором непрерывная цепочка связей между словами.)

Неполнота предложений не нарушает смысловой законченности данных предложений и не мешает целям общения, например:

Я очень люблю читать фантастику, а мой друг — очерки по истории го­сударства (пропущено сказуемое и обстоятельство очень любит).

На месте неназванного члена, выраженного глаголом, ставится тире.

Неполные предложения часто встречаются во второй части сложных предложений, например:

Все получали письма, а я не получал. (во второй части пропущено до­полнение писем).

В неполных предложениях цепочка связей разрушается:

Какую книгу ты читаешь? (Полное)

Интересную.( Ответ на вопрос является неполным предложением, хотя ответ понятен из контекста (языкового окружения).

6. Работа с учебником.

П.37, стр.116


V. Закрепление изученного.

1. Минутка смеха.

- Как ты думаешь, кто в нашем классе лучше всех знает немецкий язык?
- По- моему, наша учительница.

-Фу! Кто это так ужасно, омерзительно воет?

- Это я, мам!

-Ну, пой, пой, мой соловушка!

(Найдите неполные предложения)

2. Задание (+, -). Тест.

Найдите примеры, в которых есть неполные предложения (+), полные (-)

1) Ещё одна минутка объяснения, и давнишняя вражда готова была погаснуть. -

2 ) Литературу я люблю до самозабвенья. -

3 ) Даже в пустяках надо быть правдивым. -

4 ) Над могилою героя ночная звезда. +

5 ) Перед нами небывалые пути. +

6 ) Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей. +

7 ) В углу старый кожаный диван. +

8) Они говорили долго: бабушка тихо и жалобно, дед крикливо и сердито +

9) Ещё земли печален вид, а воздух уж весною дышит. -

10) За линейкой ехали охотники с собакой, за охотниками — кучер Игнат. +

Ответ: (-)- 1, 2, 3, 9. (+)- 4, 5, 6, 7, 8, 10

3. Синтаксический разбор предложения.

По нивам, по лугам, уставленным стогами, брожу в прохладной полутьме, и песнь сама слагается в уме.



VI . Домашнее задание.

1. Составить синквейн об односоставном предложении с главным членом сказуемым или о неполном предложении.

2. Прочитать П.32, 33, 35, 37, 38. Выполнить упр.216


VII. Рефлексия. Подведение итогов.

1. Беседа:

- Какие бывают односоставные предложения с главным членом сказуемым?

- Как определить вид односоставного предложения с главным членом сказуемым?

- Какие предложения называются полными?

- А какие- неполными?

- Когда ставится тире в неполном предложении?

2. «Микрофон».


По цепочке продолжите предложение.

Сегодня на уроке я узнал(а), понял(а), научился(-ась)…







































Самоанализ открытого урока русского языка по теме «Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)» (8 класс)

Дата проведения урока: 18.12.2020
Число обучающихся по списку: 25
Предмет: русский язык.
Ф.И.О. учителя: Сидоренко Ирена Юрьевна
Тема урока: «Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные). Неполные предложения (ознакомление)»


Цели:

образовательные:

продолжить работу по формированию умения различать односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные); дать понятие о неполных предложениях и показать сферу их употребления; различать односоставные и неполные двусоставные предложения; определять роль неполных предложений в тексте художественного произведения, пользоваться неполными предложениями в разговорной речи;

развивающие:

развитие познавательных и творческих способностей обучающихся; развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость;

развивать умение отбирать языковой материал в соответствии с поставленными задачами;

воспитательные:

воспитывать интерес к работе над словом через наблюдение над языковым материалом, при воспроизведении речевых ситуаций из жизни, при выполнении задания составить диалог; воспитывать патриотические чувства, самостоятельность, чувство собственного достоинства.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: учебник, тесты, слайды, проектор

Предметом изучения школьного курса русского языка в 8-м классе является синтаксис односоставного предложения. Преподавание русского языка ведется по учебнику «Русский язык учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений» Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2016. Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится систематизацию и обобщению.
Данный урок является предпоследним уроком в разделе «Односоставные предложения». Теоретическая и практическая части подобраны так, что их можно использовать с 8 по 11 класс для подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Данный урок учебная мастерская был посвящен изучению односоставных предложений с главным членом сказуемым и ознакомлению с неполными предложениями.
Структура урока соответствует его цели. Тип урока – урок изучения нового материала, его структура, логическая последовательность взаимосвязана с этапами урока. Целесообразно было распределено время урока. Форма обучения выбрана – групповая, индивидуальная и парная. Рационально организована деятельность учителя и учащихся.
Групповые формы работы (парная) имеют большой воспитательный эффект, так как создают условия для развития самостоятельности, сотрудничества, взаимопонимания и общения всех детей, в том числе с низким уровнем обучаемости.

Разноуровневые упражнения позволяют детям выполнять задания в соответствии с выбранным уровнем, реализовать свои потребности и способности. Поэтому учитывались возможности, как способных учеников, так и слабоуспевающих.
Приёмы самоконтроля и взаимоконтроля направлены на развитие внимания, обучение учеников адекватно оценивать свои результаты, так как в классе есть дети не только с завышенной, но и заниженной самооценкой.
Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.
Надлежащий темп обучения обеспечивался чередованием различных видов деятельности, интенсивностью предлагаемых заданий.
Отличительная особенность урока заключается в том, что уровневая дифференциация осуществляется на всех этапах учебного занятия. Приоритетное место на уроке занимает ученик, который самостоятелен в выборе способов обучения. Он учится делать осознанный выбор. Учитываются индивидуальные особенности всех детей: и слабоуспевающих, и сильных.
Для погружения учащихся 8 класса в атмосферу исследования видов односоставных предложений была выбрана индивидуальная и групповая форма обучения. Ученики составляли таблицу «Виды односоставных предложений»; «Способы выражения односоставных предложений»; создавали алгоритм определения видов односоставных предложений, а также неполных предложений. На протяжении учебного занятия применялись различные виды деятельности: сопоставление, сверка, оценка, коррекция, синтаксический разбор предложений, индивидуальные задания, тесты, что способствовало развитию навыков самостоятельной учебной деятельности, совершенствованию межличностных отношений в классе, развитию речи учащихся. Прослеживается научный уровень излагаемого материала на всех этапах урока.
Организация самостоятельной работы учащихся позволило учесть уровень образовательных возможностей и реализовать дифференцированный подход в обучении. На протяжении всего урока учитель осуществлял инструктаж и помощь ребятам, испытывавших затруднения в работе. Ученики продемонстрировали хороший уровень усвоения материала.
Урок прошел на достаточно высоком уровне. Активность ребят была достаточной. В целом класс работал хорошо, задачи, поставленные перед учениками, были выполнены. Наблюдалась заинтересованность учащихся к предложенному материалу. Целесообразно и эффективно были выбраны формы учебной работы.
Для достижения поставленных задач и реализации учебного материала была отобрана совокупность методов обучения:
по уровню активности учащихся: активный;
по дидактическим целям: метод применения знаний на практике;
по уровню познавательной деятельности: частично - поисковый;
по организации деятельности: метод стимулирования учебно-познавательной деятельности;
современные интерактивные методы: проблемные задания.
по формам контроля: самостоятельная работа, контроль и самооценка.
Формы обучения: индивидуальная, парная.
С учетом выше изложенного были избраны технологии:
информационно-коммуникационная (компьютерная демонстрация материала);
здоровье сберегающая технология (постоянная смена деятельности)
личностно-ориентированная.

Урок, построенный в соответствии с технологией личностно-ориентированного обучения, условно разбивается на 6 основных этапов: интеллектуальная разминка (создание эмоционального настроя, включение чувств учащихся), индивидуальное создание решения, работа в парах, самостоятельная работа, «рефлексия». На каждом этапе реализовались свои педагогические приемы, позволяющие активизировать и соединить усилия субъектов учебной деятельности в процессе познания.
Для достижения поставленной цели созданы условия:
педагогические - карты знаний для самооценки деятельности; тесты; презентация.
психологические - атмосфера сотрудничества, создание ситуации успеха;
эстетические - кабинет соответствует гигиеническим и эстетическим нормам оформления.
В конце урока, подсчитав общее количество баллов, оценили свою работу, вывели средний балл.
В ходе урока существенных изменений плана урока не произошло, удалось решить поставленные задачи урока и получить соответствующие им результаты обучения:
- избежать перегрузки и переутомления учащихся;
- сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения;
- создать условия для взаимообучения, овладения способами деятельности, отвечающим требованиям компетентностного подхода к обучению.
Наряду с этим следует отметить следующие погрешности:
- на стадии рефлексии не все учащиеся были активны;
- при ответах несколько учеников не смогли выстроить свой устный ответ.

Общий вывод: на уроке были решены поставленные задачи и достигнуты поставленные цели.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Сидоренко Ирена Юрьевна

Дата: 10.01.2021

Номер свидетельства: 569704


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства