обобщение урока по теме "Односоставные предложения".
Обобщение урока по теме "Односоставные предложения".
«ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения»
Цели урока:
а) Образовательная: формировать умение различать типы односоставных предложений по смысловым и грамматическим признакам, научить пользоваться односоставными предложениями в тексте;
б) Развивающая: развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему,
совершенствовать умения выполнять тестовую работу;
в) Воспитательная: приобщать учащихся к культуре.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: схема «Типы односоставных предложений», компьютер, учебник, презентация "Односоставные предложения", тест.
Ход урока
Слайд 1.
Диалог предложений.
1. Какая наглость считать себя лучше других! Мы, друзья, тоже яркие индивидуальности. Особенно я, ведь только у меня в отношении лица полная определённость. Никаких загадок. Это либо говорящий, либо собеседник, и всегда только кто-то один из них. Я точно знаю, о ком говорю.
2. Не уметь сомневаться – это ужасно! Но ещё ужаснее – не иметь права выбора. Часто я, действительно, не знаю, о ком говорю. Тогда я могу это домысливать. А иногда знаю, о ком говорю, но предпочитаю лица не открывать. Совсем не интересно, когда все всё знают.
3. Всё, что вы говорите, такие частности! Вы не умеете обобщать! Вот я не открываю рта по пустякам. Но если заговорю, то обо всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать истины. Правда, из-за этого мне некогда заниматься собственной формой: я слишком увлечено содержанием. Но вижу, вы понимаете мое значение, если по очереди уступаете мне свою форму. Это доказательство нашей дружбы!
1.Определите типы предложений, которые представляли себя.
2. Перед вами строки из стихов А.А.Фета и М.Ю.Лермонтова . Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.
Группа № 1.
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Группа № 2
Люблю дымок спаленной нивы.
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Как душно и уныло!
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана.
3. 1-я группа производит синтаксический разбор предложения.
Ель рукавом мне тропинку завесила.
2-я группа производит пунктуационный разбор предложений (2, 4).
3. Анализ предложений.
Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный, -
Пора, красавица, проснись: открой сомкнуты негой взоры…
Вопросы для составления алгоритма:
1. Находим грамматическую основу предложения.
2. Определяем, двусоставное предложение или односоставное.
3. Смотрим, чем выражен главный член предложения.
4. Можно ли вставить в предложение подлежащее.
5. Определяем, чем выражен главный член предложения.
-Ход наших рассуждений и будет алгоритмом к определению типов односоставных предложений. Вставьте нужные слова на месте пропусков
Алгоритм определения типов односоставных предложений. Определяю основу предложения.
Основа имеет и подлежащее, и сказуемое- предложение двусоставное.
2.В предложении один главный член
Предложение односоставное.
3.Смотрю, чем выражен главный член предложения?
4. Если оно подлежащного типа
если глагольного
оно____________________
5. Можно ли вставить в него подлежащее?
Да. Нет.
6. Определяю, чем может быть выражен главный член предложения?
Если глаголом ________лица ед. числа___________наклонения или
7. Если глаголом__ лица____ числа_____________времени или
________________времени_____________наклонения
. Выполните тест.
• 1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 1
б). 2
в). 3
г). 4
2.Какое предложение не является односоставным?
а). На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
• 3. Укажите односоставное предложение.
а).Наступил вечер.
б).Вечереет.
в).Вечером мы пойдём в кино.
г). Как хороши в России летом вечера!
• 4. Найдите назывное предложение.
а). Светало.
б). Утро.
в). Наступило зимнее холодное утро.
г). В дверь постучали.
• 5. Укажите определённо-личное предложение.
а) Утренний сон сладок.
б) Не забуду этой встречи.
в) В тот вечер долго спорили и говорили буквально обо всём.
г) Я люблю Балтийское море.
Проверь себя. 1. г) 3.б) 2. г). 4.б) 5.б)
Слайд 7
Всмотритесь в его автопортрет.
Один ученик читает текст. Затем ребята самостоятельно выполняют задание.
В.А.Серов Автопортрет, 1880-е годы
(1) Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".(По Е.Г.Киселевой)
1. Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.
2. Среди предложений 1 - 5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.
3. Какой из типов односоставных предложений встретился среди предложений 5 – 10?
1) назывное; 2)определённо-личное; 3)неопределённо-личное
Подведение итогов работы.
Повторяем все типы односоставных предложений ещё раз:
-Что повторили сегодня ?
-Всё ли понятно ?
-Что было трудно выполнить?
6. Домашнее задание:
а) повторить параграфы 28, 31-35б) выписать из поэмы «Мцыри» по 2 односоставных предложения различных типов и одно двусоставное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
2. Не уметь сомневаться – это ужасно! Но ещё ужаснее – не иметь права выбора. Часто я, действительно, не знаю, о ком говорю. Тогда я могу это домысливать. А иногда знаю, о ком говорю, но предпочитаю лица не открывать. Совсем не интересно, когда все всё знают.
Диалог предложений
3. Всё, что вы говорите, такие частности! Вы не умеете обобщать! Вот я не открываю рта по пустякам. Но если заговорю, то обо всех сразу. У меня философский склад ума. Я люблю изрекать истины. Правда, из-за этого мне некогда заниматься собственной формой: я слишком увлечено содержанием. Но вижу, вы понимаете мое значение, если по очереди уступаете мне свою форму. Это доказательство нашей дружбы!
Диалог предложений
4.Ни один тип предложения не имеет такой разнообразной коллекции сказуемых, какой могу похвастаться я. Это и инфинитивы, и слова-состояния, и безличные глаголы, и даже личные, которые ради меня принимают значение безличных. Есть и уникальный экземпляр – слово нет.
Выбрав значение, долго и не спеша, перебираю свои сказуемые и отыскиваю самое подходящее. Захочется мне по-настоящему передать чьё-нибудь состояние – пожалуйста, у меня есть сказуемые – слова состояния. Захочется потребовать, приказать – тут же отыщется на роль сказуемого вполне приличный инфинитив. “Молчать!”– говорю. Или: “Не входить!”. А бывает, тоска найдёт, да и скажешь: “Э-эх, не найти мне счастья! ”. А отрицательное слово “нет” и поддакнет: “Нет в жизни счастья, нет…” Тут я как крикну: “Хватит ныть! Нельзя портить всем настроение! ”
Есть только одна вещь на свете, которой я не могу: пробовало, но не получается. Действующее, активное лицо не могу назвать.
1.Определите типы предложений, которые представляли себя.
2. Перед вами строки из стихов А.А.Фета и М.Ю.Лермонтова . Выразительно прочитайте и назовите типы односоставных предложений.
Группа № 1.
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.
Группа № 2
1-я группа производит синтаксический разбор предложения.
Группа № 2
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана.
3. Анализ предложений.
. Выполните тест.
1. Односоставные предложения делятся на сколько групп?
а). 1; б) 2; в) 3; г) 4.
2.Какое предложение не является односоставным?
а)На морозном воздухе было трудно дышать.
б).На востоке синело.
в). Дело словом не заменишь.
г). Свод неба был тих и чист.
3. Укажите односоставное предложение.
а) Наступил вечер.
а) Наступил вечер.
а) Наступил вечер.
а) Наступил вечер.
б) Вечереет.
в) Вечером мы пойдём в кино.
г) Как хороши в России летом вечера!
4. Найдите назывное предложение.
а) Светало.
б) Утро.
в) Наступило зимнее холодное утро.
г) В дверь постучали.
5. Укажите определённо-личное предложение.
В.А.Серов Автопортрет, 1880-е годы
1 .Жил на русской земле художник – Валентин Александрович Серов. (2) Давно нет тех, кто был с ним знаком, встречался. (3) Но, когда они жили, когда можно было поговорить, скажем - с П.Д.Кориным, если речь заходила о Серове и молодые художники спрашивали: "А что было главным в Серове-человеке?" – отвечали не задумываясь: "Достоинство".(4) Оно органично проявлялось во всем: в манере держаться, в желании и нежелании общаться, в немногословности…(5) Серова называли совестью художественного мира. (6) Заработать подобную славу непросто. (7) Серов, кажется, и не старался. (8) Такова была его суть, натура – открытая, честная. (9) В большом и малом он оставался верным своему слову человеком. (10) Серов выходит из состава Академии художеств в знак протеста против расстрела демонстрантов 9 января 1905 года, когда действия властей оказались несовместимыми с его представлениями о морали, совести…(11) В современной Серову художественной среде замечали: "Не только дети, но и внуки отличались скромностью, сдержанностью, вежливым достоинством".
Задание к тексту
1. Из 5 предложения назовите словосочетание, в котором использована связь согласование.
2. Среди предложений 1 - 5 назовите сложные предложения, в которых одна из частей является односоставным безличным предложением.
3. Какой из типов односоставных предложений встретился среди предложений 5 – 10?