kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок "Фразеологические сочетания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ

Цели:

а ) образовательная: развивать познавательный интерес к изучению русского языка.                                                                                                                               Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить  правильно  употреблять фразеологизмы в речи.

 б)коррекционно-развивающая: развивать память, мышление,мелкую моторику рук.

в) воспитательная:  способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями.

О б о р у д о в а н и е,  м а т е р и а л ы,  с р е д с т в а   н а г л я д –

н о с т и: С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова, «Толковый словарь русского языка», В.П.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка», карточки с заданием.

Ход занятия

1.Опрос домашнего задания: 1.Что такое фразеологизмы?,2.Что изучает наука –фразеология? 3.Чем является в предложении фразеологизм?

  1. Основная часть:
  1. Объяснение нового материала:

Существует несколько «НЕЛЬЗЯ» в употреблении фразеологизмов:

  • Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».
  • Нельзя заменять словами-синонимами. Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».
  • Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: «как  зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза».
  • Нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги»  вместо  «сбиться с ног».

Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологизме, а весь фразеологизм в целом.  В  предложении фразеологизм  является одним членом предложения. Фразеологизм легко заменить  одним словом:  как пить дать - наверняка.

  1. Знакомство со словарем.

-Перед вами «Школьный словарь фразеологических сочетаниирусского языка» В.П.Жукова. в котором собраны фразеологические сочетания, которые используются в устной литературной речи и в художественной, научно-популярной литературе. В словаре автор раскрывает не только значение фразеологизмов, но и показывает, как следует использовать их в речи.

В словаре С.И.Ожегова вы также найдете устойчивые сочетания и их объяснение.

-Хотите, чтоб все слушали вас, затаив дыхание? Тогда употребляйте в речи фразеологизмы!

ІІІ. Закрепление нового материала:

  1. Добавить в стихотворение слова, которые образовывают фразеологические сочетания.
  1. Глеб у доски повесил … (…),

Краснеет до корней… (….).

Он в этот час, как говорится,

  •  

О чем же думал он вчера,

  •  
  1. К данному ряду синонимических фразеологизмов подобрать слова- синонимы.

Намылить голову, задать жару (перцу), протереть с песком, разделать под орех.

Зубы заговаривать, водить за нос, кривить душой.

Сидеть  сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши.

Разводить тары - бары, молоть вздор.

Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.

  1. Конкурс «Веселые картинки».

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?

  1. Даны несколько фразеологических единиц с неменяющейся частья основного слова,  которая обозначена тильдой (~).

Отгадайте все выражения и составьте с ними предложения. Работа выполняется по группам.

1-я группа. Как ~ ой сняло.Из ~ вон (плохо). Мастер на все ~ и. Сидеть сложа~ и. Золотые~ и.  ~ а об  ~у. (….)

 

2-я группа. Не в бровь, а в самый ~.~ а разбегаются.~ а на лоб полезли.~ а на мокром месте. Бросаться в ~ а. как бельмо в ~ у. (….)

  1.  Как вы понимаете значение устойчивых словосочетаний? Назовите их и подберите близкое по значению слово. Чтение по ролям.

1. Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает:   «Что это ты голову повесил?»

Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил ее на гвоздь.

2.Мать говорит дочери после долгой разлуки:

-Как ты похудела, Надюша,  один нос остался.

-А разве, мама, раньше у меня два носа было? – иронически спросила дочь.

 

        6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова с фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1. Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал.

  1. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.
  2. Кирилл целый день бездельничал.
  3. Мы догадывались, что он нас обманывает.
  4. Первого сентября  Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет, ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

  1. Игра с мячом.

Рукой подать-……

За тридевять земель - ……

Держать ухо востро

Язык проглатил-

Белены объелся-

Как снег на голову-

Черным по белому-

 

  1. Прочитайте.  Какие  предложения содержат ошибки в употреблений фразеологизмов. Исправьте ошибки и запишите предложения.
  1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
  2. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
  3. Мы дружно работали сложа руки.
  4. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
  5. У лягушки дух захватило от страшной высоты.
  6. Яшка сломя голову остановился.

 

  1. Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено  в игровой форме: «Кто  больше найдет фразеологизмов в тексте?» ).

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиесяс работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бынас угрызения совести. А этому, что ни толкуй, - в одно ухо влетает,в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда отгоршка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

-Нет, мать,- заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню,снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…

(По Э.А.Вартаньяну).

 

- Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение.

- Назовите их. Каково их значение?

- О значении каких фразеологизмов вы еще догадались Назовите их и объяснитезначение.

 

Заключительная часть (рефлексия).

  1. – Чему научились на занятиях?
  2. – Что было самым интересным?
  3. – Какую роль в речи играют    фразеологические сочетания?

Домашнее задание:

Составить 5-6 предложений с использованием фразеологизмов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Фразеологические сочетания" »

Тема: ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СОЧЕТАНИЯ

Цели:

а ) образовательная: развивать познавательный интерес к изучению русского языка. Изучить особенность фразеологических сочетаний, углубить и расширить знания и представления детей о фразеологических сочетаниях, учить правильно употреблять фразеологизмы в речи.

б)коррекционно-развивающая: развивать память, мышление ,мелкую моторику рук.

в) воспитательная: способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями.

О б о р у д о в а н и е, м а т е р и а л ы, с р е д с т в а н а г л я д –

н о с т и: С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова, «Толковый словарь русского языка», В.П.Жуков «Школьный фразеологический словарь русского языка», карточки с заданием.



Ход занятия

1.Опрос домашнего задания: 1.Что такое фразеологизмы?,2.Что изучает наука –фразеология? 3.Чем является в предложении фразеологизм?

  1. Основная часть:

  1. Объяснение нового материала:

Существует несколько «НЕЛЬЗЯ» в употреблении фразеологизмов:

      • Слова во фразеологизме нельзя переставлять или заменять другими. Нельзя сказать «Ни мясо, ни рыба».

      • Нельзя заменять словами-синонимами. Например: вместо «куда глаза глядят» нельзя сказать «куда глаза смотрят».

      • Нельзя заменять устаревшие слова современными. Например: «как зеницу ока» нельзя заменить на «как зрачок глаза».

      • Нельзя заменять такую грамматическую категорию, как число. Например, нельзя сказать «сбиться с ноги» вместо «сбиться с ног».

Лексическое значение имеет не каждое слово во фразеологизме, а весь фразеологизм в целом. В предложении фразеологизм является одним членом предложения. Фразеологизм легко заменить одним словом: как пить дать - наверняка.

  1. Знакомство со словарем.

-Перед вами «Школьный словарь фразеологических сочетании русского языка» В.П.Жукова. в котором собраны фразеологические сочетания, которые используются в устной литературной речи и в художественной, научно-популярной литературе. В словаре автор раскрывает не только значение фразеологизмов , но и показывает, как следует использовать их в речи.

В словаре С.И.Ожегова вы также найдете устойчивые сочетания и их объяснение.

-Хотите, чтоб все слушали вас, затаив дыхание? Тогда употребляйте в речи фразеологизмы!



ІІІ. Закрепление нового материала:

  1. Добавить в стихотворение слова, которые образовывают фразеологические сочетания.

  1. Глеб у доски повесил … (…),

Краснеет до корней… (…..).

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь …. (……………)

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши …. (…) с утра?

  1. К данному ряду синонимических фразеологизмов подобрать слова- синонимы.

Намылить голову, задать жару (перцу), протереть с песком, разделать под орех.

Зубы заговаривать, водить за нос, кривить душой.

Сидеть сложа руки, гонять лодыря, бить баклуши.

Разводить тары - бары, молоть вздор.

Слова для справок: болтать, бездельничать, ругать, обманывать.





  1. Конкурс «Веселые картинки».

Какие фразеологизмы изображены на рисунках? Что они обозначают?

  1. Даны несколько фразеологических единиц с неменяющейся частья основного слова, которая обозначена тильдой (~) .

Отгадайте все выражения и составьте с ними предложения. Работа выполняется по группам.

1-я группа. Как ~ ой сняло. Из ~ вон (плохо). Мастер на все ~ и. Сидеть сложа ~ и . Золотые ~ и. ~ а об ~у. (….)



2-я группа. Не в бровь, а в самый ~ . ~ а разбегаются. ~ а на лоб полезли. ~ а на мокром месте. Бросаться в ~ а. как бельмо в ~ у. (….)

  1. Как вы понимаете значение устойчивых словосочетаний? Назовите их и подберите близкое по значению слово. Чтение по ролям.

1 . Пришел Иван домой, а лягушка и спрашивает: «Что это ты голову повесил?»

Игорь так и представил себе, что снял Иван голову и повесил ее на гвоздь.

2.Мать говорит дочери после долгой разлуки:

-Как ты похудела, Надюша, один нос остался.

-А разве, мама, раньше у меня два носа было? – иронически спросила дочь.



6. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова с фразеологизмами. Что изменилось? Предложения запишите.

1. Вера Сергеевна объяснила решение задачи, но Петя не слушал.

2. Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3. Кирилл целый день бездельничал.

4. Мы догадывались, что он нас обманывает.

5. Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет, ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

  1. Игра с мячом.

Рукой подать - ……

За тридевять земель - ……

Держать ухо востро

Язык проглатил-

Белены объелся-

Как снег на голову-

Черным по белому-



  1. Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблений фразеологизмов. Исправьте ошибки и запишите предложения.

  1. Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.

  2. Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.

  3. Мы дружно работали сложа руки.

  4. Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.

  5. У лягушки дух захватило от страшной высоты.

  6. Яшка сломя голову остановился.



  1. Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание может быть предложено в игровой форме: «Кто больше найдет фразеологизмов в тексте?» ).

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему не выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй, - в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

-Нет, мать,- заключил однажды отец, - я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки.

И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют…

(По Э.А.Вартаньяну).



- Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение .

- Назовите их. Каково их значение?

- О значении каких фразеологизмов вы еще догадались Назовите их и объясните значение.



Заключительная часть (рефлексия).

  1. – Чему научились на занятиях?

  2. – Что было самым интересным?

  3. – Какую роль в речи играют фразеологические сочетания?

Домашнее задание:

Составить 5-6 предложений с использованием фразеологизмов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок "Фразеологические сочетания"

Автор: Мажитова Аклима Габбасовна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175916

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Открытый урок "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(29) "otkrytyi-urok-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "110515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1406112384"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока  по  русскому  языку на тему: "Значение фразеологизмов" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-znachieniie-frazieologhizmov"
    ["file_id"] => string(6) "221992"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435751223"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "конспект открытого урока Фразеологизмы для 5 классов"
    ["seo_title"] => string(51) "konspiektotkrytoghourokafrazieologhizmydlia5klassov"
    ["file_id"] => string(6) "272804"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452066862"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русского языка в 3 классе  по теме: «Устойчивые сочетания слов». "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-3-klassie-po-tiemie-ustoichivyie-sochietaniia-slov"
    ["file_id"] => string(6) "217464"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433352772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства