Конспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов"
Конспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов"
Тема урока: Значения фразеологизмов.
2 класс УМК «Начальная школа XXI века»
Форма проведения: открытый урок.
Цели и задачи урока: Продолжить знакомство с фразеологизмами, научиться ориентироваться в изученном материале.
Задачи: 1. Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов.
2. Сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.
3. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас школьников. Обогащение словарного и фразеологического запаса.
4. Воспитывать исследовательскую культуру речи, интерес к изучению родного языка.
5. Учить работать в парах, включать каждого ученика в работу класса.
Оборудование: учебник « Русский язык» часть вторая, авт. С.В. Иванов, презентация с фразеологическими оборотами, запись на доске, фразеологический словарь, карточки с фразеологическими оборотами, ПК, проектор.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Значение фразеологизмов" »
Тема урока. Значения фразеологизмов.
2 класс
Форма проведения: открытый урок.
Цели и задачи урока: Продолжить знакомство с фразеологизмами, научиться ориентироваться в изученном материале.
Задачи: 1. Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов.
2. Сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.
3. Развивать речь учащихся, расширять словарный запас школьников. Обогащение словарного и фразеологического запаса.
4. Воспитывать исследовательскую культуру речи, интерес к изучению родного языка.
5. Учить работать в парах, включать каждого ученика в работу класса.
Оборудование: учебник « Русский язык» часть вторая, авт. С.В. Иванов, презентация с фразеологическими оборотами, запись на доске, фразеологический словарь, карточки с фразеологическими оборотами, ПК, проектор.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!
Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь За работу я возьмусь.
(Запись числа, классной работы)
2. Каллиграфическая минутка
Запись прописной и строчной буквы З, з.
3. Словарная работа.
Из букв ( з, а, т, к, р, а, в) составить новое словарное слово.
Какое получилось словарное слово? Правильно, завтрак. Поставьте в данном слове ударение, подчеркните буквы, которые нужно запомнить. Придумайте предложения с данным словом. (устно)
4. Наблюдение за фразеологизмами
а) Сравнение предложений:
Перед школой мама кормила Катю завтраками.
Костя никак не мог выполнить задание, всё тянул и кормил завтраками учителя.
В каком предложении сочетание слов кормил завтраками употреблено в переносном значении? А какое - в прямом? Какое сочетание слов является фразиологизмом? Почему?
Объясните устойчивое сочетание слов кормить завтраками учителя (обещать и не выполнять).
- Какие сочетания слов называются фразеологизмами?
- Почему фразеологизмы – устойчивые сочетания слов?
- Приведите примеры фразеологизмов с объяснением их значений.
- Какие действия вы предпримите, чтобы узнать значение неизвестного вам фразеологизма?
- Есть фразеологизмы в пожелании, которое было предложено в начале урока? Если есть, то объяните их значения.
Физминутка.
5. Знакомство с темой урока.
- Попробуйте определить тему урока. (Правильно, значение фразеологизмов). С какой целью будем проводить урок?
1. Наблюдать за значением и использованием фразеологизмов.
2. Сравнивать фразеологизм и слово, фразеологизм и свободное сочетание слов.
6. Работа с учебником.
а) упр. 1 с.110 – 111 (Работа выполняется в парах, письменно, по рядам: 1 ряд подбирает фразиологизмы – синонимы к значению усердно, прилежно трудится; 2 ряд – бездельничать; 3 ряд – мало.) 6 мин.
Как можно назвать фразеологизмы: не покладя рук, не жалея сил, засучив рукава, до седьмого пота, в поте лица ? (Фразеологизмы – синонимы.) А почему синонимы? (Они близкие по значению.
Устно. А какие фразеологизмы подходя к значению быстро бежать?
Физминутка. (Панда)
7. Закрепление изучаемого материала.
а) Самостоятельная работа с карточками различного уровня сложности.
- В первом столбике даны фразеологизмы, а во втором – их значения. Вам нужно стрелками соединить фразеологизм с правильным значением. (5 минут).
Толочь в ступе воду - бесполезное занятие.
У него зимой снега не выпросишь – жадный человек.
После дождичка в четверг – неизвестно когда.
Кот наплакал – очень мало.
В двух шагах – недалеко.
За тридевять земель – далеко.
б) Определить значение фразеологизмов (слайдовая презентация).(3 мин.)
в) Слайдовая презентация «Замените одним словом». (3 мин.)
г) Слайдовая презентация:
Какие из фразеологизмов можно прочитать в книгах, а какие – услышать в разговоре? Водить за нос, вводить в заблуждение. Сложить голову, сломать себе шею. Поднять голову, задрать нос.
- Оцените и запищите в тетрадь как вы работали на уроке:
Тяп – ляп, не покладая рук, через пень колоду, рука об руку, засучив рукава, в поте лица. Поднимите руки те, кто работал не покладая рук, засучив рукава, в поте лица. Как можно назвать данные фразеологизмы? (фразеологизмы – синонимы).
Мы сегодня не переливали из пустого в порожнее, а работали не покладая рук. И хоть к концу урока мы немного устали, но не вышли из себя, а взяли себя в руки и продолжили работу. И в классе не было ни одного, кто бы смотрел на работу одноклассников сквозь пальцы.