kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока Фразеологизмы для 5 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока

Развивающие:

1. Дать понятие учащимся о фразеологизмах; учить отличать их от других речевых единиц в речи.

2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.

 Обучающие:

1. Помочь пополнить запас фразеологического словаря.

2. Обогащать словарный запас учащихся; прививать интерес к языку, оборотам речи и стремление познать неизвестное.

Воспитательные:

Воспитать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока Фразеологизмы для 5 классов»

Тема урока: Фразеологизмы

Класс: 5 «в» класс

Цели урока

Развивающие:

1. Дать понятие учащимся о фразеологизмах; учить отличать их от других речевых единиц в речи.

2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.

Обучающие:

1. Помочь пополнить запас фразеологического словаря.

2. Обогащать словарный запас учащихся; прививать интерес к языку, оборотам речи и стремление познать неизвестное.

Воспитательные:

Воспитать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.

Задачи урока

1. Усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот».

2. Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний.

3. Совершенствовать навыки использования устойчивых словосочетаний в речи;

4. Продолжить работу над формированием письменно - речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов.

Форма учебной работы: классно-урочная.

Оборудование урока: интерактивная доска, словари, слайды.



Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие детей, объявление темы, целей и задач урока.

Психологический настрой и авансирование успеха. (слайд 2)

2. Проверка домашнего задания

а) Выпишите пословицы и поговорки. Назовите антонимы.

б) Устно повторить, что называется антонимом, синонимом, омонимом.

3.Объяснение новой темы.

Слово учителя. (слайд 3) Сегодня мы узнаем значение нового слова фразеологизмы, что же это такое? Разумеется, это устойчивые сочетания слов.

Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы.

Жили-были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалить, земля, сквозь – как

Сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Один из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега – много хлеба): другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто словно Мамай прошел): третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Предлагаю вам Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока (слайд 4)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

е

у

к

т

р

ф

а

о

я

м

д

л

з

г

ы

э

б

и



4, 1, 10, 7

2, 5, 8, 3, 7

6, 5, 7, 13, 1, 8, 12, 8, 14, 18, 13, 10, 15





4. Лексическая работа

Во-первых, сегодня мы побываем в гостях у слов и узнаем значение и возникновение следующих выражений заруби(те) на носу и спустя рукава. После этого мы с уверенностью можем сказать, что каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.

Заруби(те) на носу. В старину носом называли дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, чтобы делать на ней различные заметки, зарубки. Зарубить на носу означало о том, что нужно помнить, не забыть.

Спустя рукава. В Древней Руси носили верхнюю одежду с очень длинными рукавами, которые перед работой засучивали ( отсюда засучив рукава значит « усердно приниматься за дело» ).

Со спущенными длинными рукавами работать было трудно, так как они очень мешали. Отсюда и возник фразеологизм спустя рукава (т. е . спустив рукава).

5. Работа с текстом.

а) Прочитайте текст. Почему Сакжар не понял слов, сказанных мамой?

б) Назовите фразеологизм.

6. Работа в группах.

Прочитайте. Подумайте, какие фразеологизмы родного языка подходят к русским фразеологизмам. Какие фразеологизмы характеризуют человека?

  1. Бабушка всегда встает рано. Любишь кататься – люби и саночки возить.

Бабушка всегда встает чуть свет. Кончил дело – гуляй смело.

  1. Я хорошо знаю это правило. Тише едешь – дальше будешь.

Я как свои пять пальцев знаю это правило. Не спеши языком, торопись делом.

7. Осложненное списывание

Упр.136, стр.58. Замените выделенные слова синонимичными им фразеологизмами. Поставьте к ним вопросы и обозначьте их как члены предложения.

Мы искренне радовались скорой встрече с друзьями. Мы всем сердцем радовались скорой встрече с друзьями.

8. Подумайте, какие фразеологизмы родного языка подходят к русским фразеологизмам.

заячья душа қой аузынан шөп алмас

мухи не обидит төбесі көкке жеткендей чувствовать себя на седьмом небе қоян жүрек кот наплакал көзге көргісіз

9. Игра. Подбери картинку к фразеологизму.





10.Сопоставительная работа

Закончи фразеологизмы, основанные на сравнении человека с животными, пользуясь картинкой-подсказкой.

11.Творческая работа

Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал гром и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

(Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое-как, сильно сердился).

12.Рефлексия

  • Что интересного вы узнали на уроке?

Что такое фразеологизмы?

  • Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?

Приведите примеры фразеологизмов.

13.Оценка за урок.

14.Домашнее задание

Упр.135,стр.58 Замените фразеологизмы словами – синонимами.

Повторить правило




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект открытого урока Фразеологизмы для 5 классов

Автор: Каржаубаева Жадыра Уразбаевна

Дата: 06.01.2016

Номер свидетельства: 272804

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект открытого урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222400"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436264958"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-russkomu-iazyku-v-4-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "113800"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411053052"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Конспект урока на тему "Герои поэм Гомера""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt_uroka_na_tiemu_gieroi_poem_gomiera"
    ["file_id"] => string(6) "353821"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477921772"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Конспект урока на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114818"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411668938"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока русского языка на тему "Фразеологизмы" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-frazieologhizmy"
    ["file_id"] => string(6) "114829"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411669718"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства