kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок (ашы? саба?)

Нажмите, чтобы узнать подробности

О?О, Шардара ауданы, Шардара ?аласы,  №3 мамандандырыл?ан мектеп-интернаты

Орыс тілі п?ніні? м??алімі: Хамитова Роза Жалеловна

 

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, цели, причины.

«Лишь знанием жив человек,

Лишь знанием движется век!»

Абай Кунанбаев

Цель урока: обобщение и систематизация теоретических сведений о сложном предложении и видах придаточных в составе СПП.

Задачи урока:

Образовательная: формировать у учащихся умение применять теоретические знания на практике, правильно выполнять синтаксический разбор СПП, определять виды придаточных предложений, строить графические схемы, осуществлять подготовительную работу к ПГК.

Развивающая: развить интеллектуальные способности учащихся – умение анализировать, выделять главное, логично и последовательно излагать свои мысли, развить познавательный интерес к предмету.

Воспитательная : формировать личностные качества учащихся, уверенность в своих силах, чувство любви к русскому языку.

Методы: работа по опорным схемам, творческая работа по конструированию СПП, практическая работа.

Тест: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: блок-схемы, таблицы, интерактивная доска, компьютеры.

Ход урока

  1. Организационный момент

Актуализация знаний учащихся

  1. Словарная работа (учащиеся выполняют у доски).

сабактас курмалас сойлем –

басынкы сойлем –

  1. Фронтальный опрос
  • Что такое СП?
  • Назовите основные виды СП?
  • На какие две группы делятся сложные союзные предложения?
  • Что такое СПП?
  • Назовите типы СПП?
  • К какому виду придаточных относятся придаточные условия, причины, цели?

Задание 1.Дополните следующие определения:

  • Сложные предложения  состоят из ………………………..или…………………………..простых предложений.
  • Простые предложения в составе сложного отделяются …………………………..или……………………………...
  • Сложноподчиненные предложения состоят из…………………………………или неравноправных частей.
  • Главное предложение подчиняем себе…………………………………………………………………………………………………
  • Если придаточные предложения называют причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы: отчего? почему? То такое предложение называется……………………………………
  • Если придаточное предложение указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы: зачем? для чего? с какой целью? То такое предложение называется ……………………………………………………………………
  • Если придаточное предложение называет условие, при котором происходит действие, и отвечает на вопросы: при каком условии? То такое предложение называется ………………………………………………..

Задание 2. Работа по таблице. Фронтальный опрос. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Виды придаточных обстоятельственных

Вопросы

Союзы и союзные слова

Примеры

СПП с придаточными условными

 

 

Яблони не расцвели, потому что ударил сильный мороз.

Я записал адрес для того, чтобы отправить письмо.

СПП с придаточными цели

 

 

Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

Лес стоял тихий и печальный, потому что главные певцы улетели.

СПП с придаточными причины

 

 

Чтобы сократить путь, он переплыл реку.

Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!

 

Задание 3. Перевести с казахского языка на русский язык

Задание 4. Расставить знаки препинания, правильно подобрать схемы, указать вид придаточного. Дать объяснение.

Если дружба велика будет Родина крепка!

 

[?????????????.], (чтобы ????).

СПП цели

Люди путешествуют чтобы увидеть мир.

[?????????????.], (потому что ????).

СПП условия

Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развить в людях возвышенное чувство прекрасного.

(Если…..), […….].

СПП причины

Мать тревожилать потому что не получала вестей от сына.

 

[?????????????], (чтобы ????).

СПП цели

Он не брал никаких дополнительных работ потому что все свободное время находился у друга.

(Если????), [то????].

СПП условия

Если волков бояться то в лес не ходить.

[?????????????.], (потому что ????).

СПП причины

 

Задание 5. К данным придаточным дописать главное предложение, указать вид придаточного:

  • (             ), потому что боялся снова раздразнить его.
  • Если бы у меня было много свободного времени, (             ).
  • (            ), чтобы читать письмо без свидетелей.
  • (            ), чтобы получить совет.
  • Так как был сильный ветер, (           ).
  • (            ), потому что он легче воздуха.

Задание 6. Изменить предложение так, чтобы получилось СПП с придаточными условия, причины, цели: (выполнить в тетради)

  • Из-за темноты. Нам пришлось остановить игру в волейбол.
  • Благодаря хорошей подготовке. Мой брат успешно сдал экзамены.
  • Наш класс. При отличной дисциплине. Может добиться отличной успеваемости.
  • При благоприятных погодных условиях. Овощи дадут хороший урожай.
  • Быть уверенным в себе. Необходимо много работать над собой.
  • Владеть собой, сохранять хладнокровие. Надо воспитывать в себе выдержку.

Тест

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, цели, причины

  1. Выделите СП
  1. Приближалась осень, и в старом саду было тихо и грустно, и на аллеях лежали темные листья.
  2. «Хорошо на небесах, но на земле куда лучше». (Пришвин)
  3. «Все березы на дожде так радостно плачут». (Пришвин)
  4. Я давно собирался написать о том, как пишутся книги. (Пауст)
  1. Какое предложение называют сложноподчиненным?
    1. Это сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
    2. Это сложное предложение, состоящее из двух или боле неравноправных частей, связанных подчинительными союзами или союзными словами.
  2. Укажите сложноподчиненные предложения, части которых связаны подчинительными союзами.
  1. Тучи заволокли небо, и дождь все не кончался.
  2. Пахло разнотравьем, и было душно.
  3. Ласточки сердито щебетали вокруг нас, требуя, чтобы мы поскорее ушли.
  4. Молчат впереди далекие горы, да однообразно желтеют пологие холмы
  1. Укажите  союзы, с помощью которых придаточные, условные присоединяются к главной части:
  1. Чтобы, чтоб
  2. Если, когда, раз
  3. Потому что, оттого что, так как
  1. Определите вид придаточного в предложении: «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым!»
  1. Условное
  2. Цели
  3. Причины
  1. Укажите схему предложения «Человеку чтобы расти нужен свет и горячая вода» (знаки препинания не расставлены)
  1. [……], (чтобы).
  2. (Чтобы), [……].
  3. [……; (чтобы,….),……].
  1. Выделите СП с придаточными причины.
  1. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
  2. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.
  3. Оттого что встали очень рано, этот день казался мне очень длинным.
  4. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
  1. На какие вопросы отвечают придаточные предложения причины?
  1. Для чего? Зачем? С какой целью?
  2. Почему? Отчего?
  3. При каком условии?
  1. Укажите верные соответствия
  1. Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.
  1. Сложноподчиненное предложение с придаточными условия
  1. Трусость очень вредна, потому что она удерживает волю от полезных действий.
  1. Сложноподчиненное предложение с придаточными цели
  1. Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки.
  1. Сложноподчиненное предложение с придаточными причины

 

  1. a-c, b-c, c-b
  2. a-b, b-c, c-a
  3. a-a, b-b, c-c

 

  1. Выделите предложение, которое на русский язык переводится как cложноподчиненное предложение с придаточными цели:

Домашнее задание

Работа по опорным схемам. Составить предложения по данным схемам.Определить место придаточного.

  • [Если ?????????????.], (то ????).
  • [?????????????.], (потому что…..).
  • [?????????????.], (чтобы ????).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«открытый урок (ашы? саба?) »

ОҚО, Шардара ауданы, Шардара қаласы, №3 мамандандырылған мектеп-интернаты

Орыс тілі пәнінің мұғалімі: Хамитова Роза Жалеловна



Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, цели, причины.

«Лишь знанием жив человек,

Лишь знанием движется век!»

Абай Кунанбаев

Цель урока: обобщение и систематизация теоретических сведений о сложном предложении и видах придаточных в составе СПП.

Задачи урока:

Образовательная: формировать у учащихся умение применять теоретические знания на практике, правильно выполнять синтаксический разбор СПП, определять виды придаточных предложений, строить графические схемы, осуществлять подготовительную работу к ПГК.

Развивающая: развить интеллектуальные способности учащихся – умение анализировать, выделять главное, логично и последовательно излагать свои мысли, развить познавательный интерес к предмету.

Воспитательная : формировать личностные качества учащихся, уверенность в своих силах, чувство любви к русскому языку.

Методы: работа по опорным схемам, творческая работа по конструированию СПП, практическая работа.

Тест: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: блок-схемы, таблицы, интерактивная доска, компьютеры.

Ход урока

  1. Организационный момент

Актуализация знаний учащихся

  1. Словарная работа (учащиеся выполняют у доски).

сабактас курмалас сойлем –

басынкы сойлем –

  1. Фронтальный опрос

  • Что такое СП?

  • Назовите основные виды СП?

  • На какие две группы делятся сложные союзные предложения?

  • Что такое СПП?

  • Назовите типы СПП?

  • К какому виду придаточных относятся придаточные условия, причины, цели?

Задание 1.Дополните следующие определения:

  • Сложные предложения состоят из ………………………..или…………………………..простых предложений.

  • Простые предложения в составе сложного отделяются …………………………..или……………………………...

  • Сложноподчиненные предложения состоят из…………………………………или неравноправных частей.

  • Главное предложение подчиняем себе…………………………………………………………………………………………………

  • Если придаточные предложения называют причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы: отчего? почему? То такое предложение называется……………………………………

  • Если придаточное предложение указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы: зачем? для чего? с какой целью? То такое предложение называется ……………………………………………………………………

  • Если придаточное предложение называет условие, при котором происходит действие, и отвечает на вопросы: при каком условии? То такое предложение называется ………………………………………………..

Задание 2. Работа по таблице. Фронтальный опрос. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными

Виды придаточных обстоятельственных

Вопросы

Союзы и союзные слова

Примеры

СПП с придаточными условными



Яблони не расцвели, потому что ударил сильный мороз.

Я записал адрес для того, чтобы отправить письмо.

СПП с придаточными цели



Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

Лес стоял тихий и печальный, потому что главные певцы улетели.

СПП с придаточными причины



Чтобы сократить путь, он переплыл реку.

Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!



Задание 3. Перевести с казахского языка на русский язык

Задание 4. Расставить знаки препинания, правильно подобрать схемы, указать вид придаточного. Дать объяснение.

Если дружба велика будет Родина крепка!


[‐‐‐‐‐‐‐‐‐⁼⁼⁼⁼.], (чтобы ⁼⁼⁼⁼).

СПП цели

Люди путешествуют чтобы увидеть мир.

[‐‐‐‐‐‐‐‐‐⁼⁼⁼⁼.], (потому что ⁼⁼⁼⁼).

СПП условия

Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развить в людях возвышенное чувство прекрасного.

(Если…..), […….].

СПП причины

Мать тревожилать потому что не получала вестей от сына.


[‐‐‐‐‐‐‐‐‐⁼⁼⁼⁼], (чтобы ⁼⁼⁼⁼).

СПП цели

Он не брал никаких дополнительных работ потому что все свободное время находился у друга.

(Если⁼⁼⁼⁼), [то⁼⁼⁼⁼].

СПП условия

Если волков бояться то в лес не ходить.

[‐‐‐‐‐‐‐‐‐⁼⁼⁼⁼.], (потому что ⁼⁼⁼⁼).

СПП причины



Задание 5. К данным придаточным дописать главное предложение, указать вид придаточного:

  • ( ), потому что боялся снова раздразнить его.

  • Если бы у меня было много свободного времени, ( ).

  • ( ), чтобы читать письмо без свидетелей.

  • ( ), чтобы получить совет.

  • Так как был сильный ветер, ( ).

  • ( ), потому что он легче воздуха.

Задание 6. Изменить предложение так, чтобы получилось СПП с придаточными условия, причины, цели: (выполнить в тетради)

  • Из-за темноты. Нам пришлось остановить игру в волейбол.

  • Благодаря хорошей подготовке. Мой брат успешно сдал экзамены.

  • Наш класс. При отличной дисциплине. Может добиться отличной успеваемости.

  • При благоприятных погодных условиях. Овощи дадут хороший урожай.

  • Быть уверенным в себе. Необходимо много работать над собой.

  • Владеть собой, сохранять хладнокровие. Надо воспитывать в себе выдержку.

Тест

Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, цели, причины

  1. Выделите СП

  1. Приближалась осень, и в старом саду было тихо и грустно, и на аллеях лежали темные листья.

  2. «Хорошо на небесах, но на земле куда лучше». (Пришвин)

  3. «Все березы на дожде так радостно плачут». (Пришвин)

  4. Я давно собирался написать о том, как пишутся книги. (Пауст)

  1. Какое предложение называют сложноподчиненным?

    1. Это сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

    2. Это сложное предложение, состоящее из двух или боле неравноправных частей, связанных подчинительными союзами или союзными словами.

  1. Укажите сложноподчиненные предложения, части которых связаны подчинительными союзами.

  1. Тучи заволокли небо, и дождь все не кончался.

  2. Пахло разнотравьем, и было душно.

  3. Ласточки сердито щебетали вокруг нас, требуя, чтобы мы поскорее ушли.

  4. Молчат впереди далекие горы, да однообразно желтеют пологие холмы

  1. Укажите союзы, с помощью которых придаточные, условные присоединяются к главной части:

  1. Чтобы, чтоб

  2. Если, когда, раз

  3. Потому что, оттого что, так как

  1. Определите вид придаточного в предложении: «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым!»

  1. Условное

  2. Цели

  3. Причины

  1. Укажите схему предложения «Человеку чтобы расти нужен свет и горячая вода» (знаки препинания не расставлены)

  1. [……], (чтобы).

  2. (Чтобы), [……].

  3. [……; (чтобы,….),……].

  1. Выделите СП с придаточными причины.

  1. Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.

  2. Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.

  3. Оттого что встали очень рано, этот день казался мне очень длинным.

  4. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.

  1. На какие вопросы отвечают придаточные предложения причины?

  1. Для чего? Зачем? С какой целью?

  2. Почему? Отчего?

  3. При каком условии?

  1. Укажите верные соответствия

  1. Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.

  1. Сложноподчиненное предложение с придаточными условия

  1. Трусость очень вредна, потому что она удерживает волю от полезных действий.

  1. Сложноподчиненное предложение с придаточными цели

  1. Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки.

  1. Сложноподчиненное предложение с придаточными причины



  1. a-c, b-c, c-b

  2. a-b, b-c, c-a

  3. a-a, b-b, c-c



  1. Выделите предложение, которое на русский язык переводится как cложноподчиненное предложение с придаточными цели:

Домашнее задание

Работа по опорным схемам. Составить предложения по данным схемам.Определить место придаточного.

  • [Если ‐‐‐‐‐‐‐‐‐⁼⁼⁼⁼.], (то ⁼⁼⁼⁼).

  • [‐‐‐‐‐‐‐‐‐⁼⁼⁼⁼.], (потому что…..).

  • [‐‐‐‐‐‐‐‐‐⁼⁼⁼⁼.], (чтобы ⁼⁼⁼⁼).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
открытый урок (ашы? саба?)

Автор: Хамитова Роза Жалеловна

Дата: 18.01.2015

Номер свидетельства: 157403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Открытый урок К?п жасушалы балдырлар"
    ["seo_title"] => string(34) "otkrytyiurokkopzhasushalybaldyrlar"
    ["file_id"] => string(6) "327570"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463462789"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Открытый урок по самопознанию. Тілім -мені? тірегім! "
    ["seo_title"] => string(53) "otkrytyi-urok-po-samopoznaniiu-tilim-mienin-tirieghim"
    ["file_id"] => string(6) "194027"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427721189"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект открытого урока "Ту?ан ел С.Сейфуллин""
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-otkrytogho-uroka-tug-an-iel-s-sieifullin"
    ["file_id"] => string(6) "251408"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447241397"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Открытый урок учителя-логопеда "Цирк"+презентация"
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyiurokuchitielialoghopiedatsirkpriezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "277466"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452919815"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(61) "Открытый урока на тему "Алкендер" "
    ["seo_title"] => string(34) "otkrytyi-uroka-na-tiemu-alkiendier"
    ["file_id"] => string(6) "168682"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423284174"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства