О?О, Шардара ауданы, Шардара ?аласы, №3 мамандандырыл?ан мектеп-интернаты
Орыс тілі п?ніні? м??алімі: Хамитова Роза Жалеловна
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, цели, причины.
«Лишь знанием жив человек,
Лишь знанием движется век!»
Абай Кунанбаев
Цель урока: обобщение и систематизация теоретических сведений о сложном предложении и видах придаточных в составе СПП.
Задачи урока:
Образовательная: формировать у учащихся умение применять теоретические знания на практике, правильно выполнять синтаксический разбор СПП, определять виды придаточных предложений, строить графические схемы, осуществлять подготовительную работу к ПГК.
Развивающая: развить интеллектуальные способности учащихся – умение анализировать, выделять главное, логично и последовательно излагать свои мысли, развить познавательный интерес к предмету.
Воспитательная : формировать личностные качества учащихся, уверенность в своих силах, чувство любви к русскому языку.
Методы: работа по опорным схемам, творческая работа по конструированию СПП, практическая работа.
Тест: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: блок-схемы, таблицы, интерактивная доска, компьютеры.
Ход урока
- Организационный момент
Актуализация знаний учащихся
- Словарная работа (учащиеся выполняют у доски).
сабактас курмалас сойлем –
басынкы сойлем –
- Фронтальный опрос
- Что такое СП?
- Назовите основные виды СП?
- На какие две группы делятся сложные союзные предложения?
- Что такое СПП?
- Назовите типы СПП?
- К какому виду придаточных относятся придаточные условия, причины, цели?
Задание 1.Дополните следующие определения:
- Сложные предложения состоят из ………………………..или…………………………..простых предложений.
- Простые предложения в составе сложного отделяются …………………………..или……………………………...
- Сложноподчиненные предложения состоят из…………………………………или неравноправных частей.
- Главное предложение подчиняем себе…………………………………………………………………………………………………
- Если придаточные предложения называют причину того, о чем говорится в главном предложении, и отвечают на вопросы: отчего? почему? То такое предложение называется……………………………………
- Если придаточное предложение указывает на цель того, о чем говорится в главном предложении, и отвечает на вопросы: зачем? для чего? с какой целью? То такое предложение называется ……………………………………………………………………
- Если придаточное предложение называет условие, при котором происходит действие, и отвечает на вопросы: при каком условии? То такое предложение называется ………………………………………………..
Задание 2. Работа по таблице. Фронтальный опрос. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными
Виды придаточных обстоятельственных
Вопросы
Союзы и союзные слова
Примеры
СПП с придаточными условными
Яблони не расцвели, потому что ударил сильный мороз.
Я записал адрес для того, чтобы отправить письмо.
СПП с придаточными цели
Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.
Лес стоял тихий и печальный, потому что главные певцы улетели.
СПП с придаточными причины
Чтобы сократить путь, он переплыл реку.
Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись!
Задание 3. Перевести с казахского языка на русский язык
Задание 4. Расставить знаки препинания, правильно подобрать схемы, указать вид придаточного. Дать объяснение.
Если дружба велика будет Родина крепка!
[?????????????.], (чтобы ????).
СПП цели
Люди путешествуют чтобы увидеть мир.
[?????????????.], (потому что ????).
СПП условия
Всю жизнь он посвятил искусству чтобы развить в людях возвышенное чувство прекрасного.
(Если…..), […….].
СПП причины
Мать тревожилать потому что не получала вестей от сына.
[?????????????], (чтобы ????).
СПП цели
Он не брал никаких дополнительных работ потому что все свободное время находился у друга.
(Если????), [то????].
СПП условия
Если волков бояться то в лес не ходить.
[?????????????.], (потому что ????).
СПП причины
Задание 5. К данным придаточным дописать главное предложение, указать вид придаточного:
- ( ), потому что боялся снова раздразнить его.
- Если бы у меня было много свободного времени, ( ).
- ( ), чтобы читать письмо без свидетелей.
- ( ), чтобы получить совет.
- Так как был сильный ветер, ( ).
- ( ), потому что он легче воздуха.
Задание 6. Изменить предложение так, чтобы получилось СПП с придаточными условия, причины, цели: (выполнить в тетради)
- Из-за темноты. Нам пришлось остановить игру в волейбол.
- Благодаря хорошей подготовке. Мой брат успешно сдал экзамены.
- Наш класс. При отличной дисциплине. Может добиться отличной успеваемости.
- При благоприятных погодных условиях. Овощи дадут хороший урожай.
- Быть уверенным в себе. Необходимо много работать над собой.
- Владеть собой, сохранять хладнокровие. Надо воспитывать в себе выдержку.
Тест
Сложноподчиненные предложения с придаточными условия, цели, причины
- Выделите СП
- Приближалась осень, и в старом саду было тихо и грустно, и на аллеях лежали темные листья.
- «Хорошо на небесах, но на земле куда лучше». (Пришвин)
- «Все березы на дожде так радостно плачут». (Пришвин)
- Я давно собирался написать о том, как пишутся книги. (Пауст)
- Какое предложение называют сложноподчиненным?
- Это сложное предложение, части которого равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.
- Это сложное предложение, состоящее из двух или боле неравноправных частей, связанных подчинительными союзами или союзными словами.
- Укажите сложноподчиненные предложения, части которых связаны подчинительными союзами.
- Тучи заволокли небо, и дождь все не кончался.
- Пахло разнотравьем, и было душно.
- Ласточки сердито щебетали вокруг нас, требуя, чтобы мы поскорее ушли.
- Молчат впереди далекие горы, да однообразно желтеют пологие холмы
- Укажите союзы, с помощью которых придаточные, условные присоединяются к главной части:
- Чтобы, чтоб
- Если, когда, раз
- Потому что, оттого что, так как
- Определите вид придаточного в предложении: «Надо верить в возможность счастья, чтобы быть счастливым!»
- Условное
- Цели
- Причины
- Укажите схему предложения «Человеку чтобы расти нужен свет и горячая вода» (знаки препинания не расставлены)
- [……], (чтобы).
- (Чтобы), [……].
- [……; (чтобы,….),……].
- Выделите СП с придаточными причины.
- Чтобы не заблудиться, я решил вернуться на тропинку.
- Читатель ошибается, если представляет себе тайгу в виде рощи.
- Оттого что встали очень рано, этот день казался мне очень длинным.
- Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.
- На какие вопросы отвечают придаточные предложения причины?
- Для чего? Зачем? С какой целью?
- Почему? Отчего?
- При каком условии?
- Укажите верные соответствия
- Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.
- Сложноподчиненное предложение с придаточными условия
- Трусость очень вредна, потому что она удерживает волю от полезных действий.
- Сложноподчиненное предложение с придаточными цели
- Дружба и чай хороши, когда они крепки и не очень сладки.
- Сложноподчиненное предложение с придаточными причины
- a-c, b-c, c-b
- a-b, b-c, c-a
- a-a, b-b, c-c
- Выделите предложение, которое на русский язык переводится как cложноподчиненное предложение с придаточными цели:
Домашнее задание
Работа по опорным схемам. Составить предложения по данным схемам.Определить место придаточного.
- [Если ?????????????.], (то ????).
- [?????????????.], (потому что…..).
- [?????????????.], (чтобы ????).