Тема урока: Антонимы  
 Цели урока: 1. познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов, 
  формировать умение целенаправленно подбирать антонимы;
  2.развивать речь, познавательную деятельность, обогащать словарный запас;
  3.воспитывать интерес к предмету, стремление к знаниям.
 Тип урока: комбинированный
 Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.
 Оборудование: интерактивная доска, слайды, тесты
  Ход урока
 1.Орг. момент.
 2.Психологический настрой на урок
  Вот звонок нам дал сигнал,
  Поработать час настал.
  Так что время не теряем
  И работать начинаем.
 3. Знакомство с планом урока ( приложение)
  1.Проверка домашнего задания.
  2.Повторение пройденного материала.
  3.Изучение новой темы
  4.Работа с учебником.
  5.Творческая работа
  6.Тест.
  7.Домашнее задание.
 Проверка домашнего задания
 Упр.8 стр.49 - читают по одному предложению
 - Найдите синонимы. 
 - В каких ситуациях можно использовать эти пословицы? 
  Подберите синонимы к словам ( проверка по методу сопоставительного теста):
 
товарищ путь
 дорога друг 
 
радостный сильный
 могучий веселый 
 
крупный пламя 
 огонь огромный 
 
беречь не разрешать
 запрещать сохранять
 
 
 Актуализация пройденного материала
 Закончите предложения:
  Все слова образуют словарный состав, или - ……
 Каждое слово имеет ….. значение.
 Слова, имеющие несколько значений, называются …..
 Слова, имеющие одно значение, называются …..
 Золотая осень – слово золотая имеет …………
 Золотое кольцо – слово золотое имеет …….
 Слова, очень близкие по значению – это …
 
 
 
 Изучение новой темы
 Слово учителя
  Тебе скажу я- высоко, а ты ответишь- низко.
  Тебе скажу я- далеко, а ты ответишь- близко.
 -О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
 - А лексическая тема нашего урока: « Здравствуй, осень золотая,
  Ярким светом залитая»
 - Какое сейчас время года?
 
 
 Рассматривание рисунков:
 - Что изображено на рисунках? Какое время года?
 - На каком рисунке изображено начало осени, а на каком - конец осени?
 - Как вы это определили?
 - Опишите признаки ранней и поздней осени.
 - Какие деревья вы видите на рисунке? ( Одни высокие, другие низкие)
 - Вот дуб, а это береза.
 - У дуба ствол какой? А у березы?
 - Назовите слова, которые обозначают противоположные признаки.
 - Тема нашего урока : Антонимы
 Закрепление темы
 Упр.1 стр.50 – комментированное чтение текста
 - Определите тему. О чем текст?
 - Подберите заголовок.
 Упр.2 – выразительное чтение
 - Выпишите антонимы
 Днем и ночью, направо и налево.
 
 
 Творческая работа
 Подобрать к слову из левой части антоним из правой
 злоба холодно
 стужа доброта
 ответ жара 
 бегом вопрос
 жарко шагом
 
 
 Игра «Антонимы в пословицах»
 Закончить пословицу
 Ученье – свет, а неученье – ( тьма)
 Знай больше, а говори ( меньше)
 Ласточка день начинает, а соловей ( кончает)
 Смелый побеждает, а трус ( погибает)
 Лучшая вещь новая, а лучший друг ( старый)
 Мир строит, а война ( разрушает)
 Записать по образцу:
 Дорога широкая – тропинка узкая
 Мед … . - перец …..
 Уголь … - снег ….
 Заяц …. .- тигр …. 
 Подобрать к словосочетаниям синонимы, затем – антонимы
 Легкий рюкзак, легкая задача, легкий мороз.
 Большие дети, большой успех, большой вопрос.
 
 
 Тест
  Найдите лишнее слово:
 
  А) древний
  Б) старый
  В) строгий
  2.Найдите синоним к слову умный:
  А) щедрый
  Б) мудрый
  В) хороший
  3. Какие пары являются антонимами?
  А) печаль – радость
  Б) закрыть – заснуть
  В) жара - пекло
  4. Найдите антоним к слову добрый:
  А) беспечный
  Б) злой
  В) трудный
  5.Найдите верные суждения.
  А) Однозначные слова имеют только одно значение.
  Б) Синонимы – противоположные по значению слова.
  В) Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.
  6. Найдите пару, в которой неверно подобран русский синоним к иноязычному слову:
  А) финал - конец
  Б) антракт - обед
  В) монумент – памятник.
  7. Найдите лишнее слово:
  А) грустный
  Б) робкий
  В) печальный.
  Рефлексия
  С какими словами вы познакомились на уроке?
  Что повторили?
  Что вы узнали нового?
  Кому было легко, все понятно?
  Кому было трудно и необходима помощь?
  Домашнее задание.упр.3 – подобрать антонимы к выделенным словам, теория.
  Оценивание.