Тема урока: Антонимы
Цели урока: 1. познакомить учащихся с отличительными особенностями антонимов,
формировать умение целенаправленно подбирать антонимы;
2.развивать речь, познавательную деятельность, обогащать словарный запас;
3.воспитывать интерес к предмету, стремление к знаниям.
Тип урока: комбинированный
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, частично – поисковый.
Оборудование: интерактивная доска, слайды, тесты
Ход урока
1.Орг. момент.
2.Психологический настрой на урок
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
3. Знакомство с планом урока ( приложение)
1.Проверка домашнего задания.
2.Повторение пройденного материала.
3.Изучение новой темы
4.Работа с учебником.
5.Творческая работа
6.Тест.
7.Домашнее задание.
Проверка домашнего задания
Упр.8 стр.49 - читают по одному предложению
- Найдите синонимы.
- В каких ситуациях можно использовать эти пословицы?
Подберите синонимы к словам ( проверка по методу сопоставительного теста):
товарищ путь
дорога друг
радостный сильный
могучий веселый
крупный пламя
огонь огромный
беречь не разрешать
запрещать сохранять
Актуализация пройденного материала
Закончите предложения:
Все слова образуют словарный состав, или - ……
Каждое слово имеет ….. значение.
Слова, имеющие несколько значений, называются …..
Слова, имеющие одно значение, называются …..
Золотая осень – слово золотая имеет …………
Золотое кольцо – слово золотое имеет …….
Слова, очень близкие по значению – это …
Изучение новой темы
Слово учителя
Тебе скажу я- высоко, а ты ответишь- низко.
Тебе скажу я- далеко, а ты ответишь- близко.
-О чем мы сегодня будем говорить на уроке?
- А лексическая тема нашего урока: « Здравствуй, осень золотая,
Ярким светом залитая»
- Какое сейчас время года?
Рассматривание рисунков:
- Что изображено на рисунках? Какое время года?
- На каком рисунке изображено начало осени, а на каком - конец осени?
- Как вы это определили?
- Опишите признаки ранней и поздней осени.
- Какие деревья вы видите на рисунке? ( Одни высокие, другие низкие)
- Вот дуб, а это береза.
- У дуба ствол какой? А у березы?
- Назовите слова, которые обозначают противоположные признаки.
- Тема нашего урока : Антонимы
Закрепление темы
Упр.1 стр.50 – комментированное чтение текста
- Определите тему. О чем текст?
- Подберите заголовок.
Упр.2 – выразительное чтение
- Выпишите антонимы
Днем и ночью, направо и налево.
Творческая работа
Подобрать к слову из левой части антоним из правой
злоба холодно
стужа доброта
ответ жара
бегом вопрос
жарко шагом
Игра «Антонимы в пословицах»
Закончить пословицу
Ученье – свет, а неученье – ( тьма)
Знай больше, а говори ( меньше)
Ласточка день начинает, а соловей ( кончает)
Смелый побеждает, а трус ( погибает)
Лучшая вещь новая, а лучший друг ( старый)
Мир строит, а война ( разрушает)
Записать по образцу:
Дорога широкая – тропинка узкая
Мед … . - перец …..
Уголь … - снег ….
Заяц …. .- тигр ….
Подобрать к словосочетаниям синонимы, затем – антонимы
Легкий рюкзак, легкая задача, легкий мороз.
Большие дети, большой успех, большой вопрос.
Тест
Найдите лишнее слово:
А) древний
Б) старый
В) строгий
2.Найдите синоним к слову умный:
А) щедрый
Б) мудрый
В) хороший
3. Какие пары являются антонимами?
А) печаль – радость
Б) закрыть – заснуть
В) жара - пекло
4. Найдите антоним к слову добрый:
А) беспечный
Б) злой
В) трудный
5.Найдите верные суждения.
А) Однозначные слова имеют только одно значение.
Б) Синонимы – противоположные по значению слова.
В) Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.
6. Найдите пару, в которой неверно подобран русский синоним к иноязычному слову:
А) финал - конец
Б) антракт - обед
В) монумент – памятник.
7. Найдите лишнее слово:
А) грустный
Б) робкий
В) печальный.
Рефлексия
С какими словами вы познакомились на уроке?
Что повторили?
Что вы узнали нового?
Кому было легко, все понятно?
Кому было трудно и необходима помощь?
Домашнее задание.упр.3 – подобрать антонимы к выделенным словам, теория.
Оценивание.