kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок состоит из семи этапов. на первом этапе - актуализация знаний. Ребята отвечают на вопросы учителя, работают пло схеме, проводят минутку чистописания, работают со словарными словами. На втором этапе - сообщение темы урока и цели урока. На третьем этапе - объяснение нового материала. Идет наблюдение за языковым материалом. Ребята слушают стихотворение и анализируют, проводят наблюдение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения»

Урок 10
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

Тип урока

Решение частных задач

Педагогические задачи

Создать условия для ознакомления с понятиями «второстепенные члены», «распространенное» и «нераспространенное предложение»; совершенствовать умение выделять основу предложения; способствовать развитию умений составлять схему предложения, распространять предложения, работать с деформированными предложениями; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке; продолжать формировать умения организовывать учебное сотрудничество, самостоятельно определять цели своего обучения, работать с различными источниками информации

Планируемые предметные
результаты

Познакомятся с понятиями «второстепенные члены», «распространенное» и «нераспространенное предложение»; научатся выделять в тексте главные и второстепенные члены предложения; различать распространенные и нераспространенные предложения; определять границы предложения в деформированном тексте (из 2–3 предложений), выбирать знак для конца каждого предложения; соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;

составлять предложения из слов (в том числе из слов, данных не в начальной форме); составлять предложения по схеме

Метапредметные УУД

Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций из собственного опыта; читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное

Личностные
результаты

Осознавать личностный смысл учения, проявлять устойчивый учебно-познавательный интерес к изучению языка,

к языковой деятельности, чтению и читательской деятельности; осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы
деятельности

учащегося

I. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу

о проделанной работе.

– Прочитайте задание 29. Распространите каждое предложение второстепенными членами и запишите.

– Запишите распространенные предложения.

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе.

Читают предложения.

Вечером смолкли лесные птицы. Днем надвинулись темные тучи. В степи ветер усилился. На небе сверкнула яркая молния.

Выделять существенную информацию
из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу


– Какое предложение в упражнении 25 относится

к первой схеме?

– Какое предложение относится ко второй схеме?

Соотносят схему и предложение.

1-я схема: Слетел с забора петух.

2-я схема: Вдруг раздался гул.

Минутка чистописания.

Проводит минутку чистописания.

– Запишите слоги, предложение и обменяйтесь друг с другом тетрадями для проверки.

– Какие орфограммы здесь встретились?

– Подчеркните главные члены предложения.

Выполняют чистописание.

До бо се бе


У дома стоят грустные осины.

Работа над словами с непроверяемым написанием

Организует работу над словами с непроверяемым написанием.

– Отгадайте загадку:

Хоть неплохо я одета,

Бьет озноб меня всегда.

Записывают словарное слово в индивидуальный словарик.




И весной, и жарким летом

Вся дрожу, как в холода. (Осина.)

(См. РМ, Приложение 2.)

– Запишите словарное слово в индивидуальные словарики.


д





р





о

с

и

н

а

ж





ь








– Подберите однокоренные слова к слову «осина»

Подбирают однокоренные слова к словарному слову. Вспоминают пословицы, поговорки, крылатые выражения со словарным словом

II. Сообщение темы урока. Определение целей урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Составьте из данных слов предложение. Запишите.

– Выделите грамматическую основу предложения, пользуясь алгоритмом.

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи урока.

Принимать

и сохранять учебную цель
и задачу. Строить речевое высказывание

в устной форме


– В предложении помимо главных членов есть и другие члены предложения. Как они называются?

– Тема нашего урока: «Второстепенные члены предложения».

– Второстепенные члены предложения


– Какими источниками информации мы можем воспользоваться?




III. Объяснение нового материала.

Наблюдение над языковым материалом

Организует работу по теме урока. Объясняет новый материал, отвечает на вопросы учеников.

– Послушайте стихотворение.

Лист трепещет.

Осень нам диктует.

Малюет листву

И лужи рисует.

– Понравилось ли вам это стихотворение?

– Сравните первое стихотворение со вторым.

Янтарный лист трепещет на ветру.

Вновь осень нам условия диктует.

Малюет в парках жухлую листву

И лужи дождиком густым рисует.

– Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?

– Зачем нужны второстепенные члены? Какова функция второстепенных членов?




– Какие предложения называют распространенными, а какие нераспространенными?

– Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

– Прочитайте стихотворение С. Бондаренко. Объясните, как определить члены предложения.

Выводят языковые закономерности, лежащие в ос-

нове изучаемого понятия или правила. Анализируют формулировку правила (понятия), данную в учебнике. Проводят наблюдения на материале связных текстов.











– Второстепенные члены предложения нужны, чтобы пояснять, уточнять главные члены предложения или другие второстепенные члены. Они позволяют выразить главную мысль более полно, передают больше сведений, информации.

– Предложения с второстепенными членами называются распространенными. Предложения без второстепенных членов называются нераспространенными.

Работают с разделом «Страничка для любознательных». Составляют таблицу «Второстепенные члены предложения».

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию. Строить монологические высказывания. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей




Когда перед вами задача – найти

Главные члены предложения, 

Прежде всего отыщите глагол 

(Глагол в любом наклонении). 

Когда обнаружится этот глагол 

(Между другими словами), 

То подчеркните его поскорей 

Сразу двумя чертами. 

Потом от него мы вопросы «кто?», «что?» 

К другим словам направляем 

И подлежащее, как на крючок, 

На эти вопросы поймаем.

Тут мы его одною чертой 

Вмиг подчеркнем без сомнения, 

И полюбуйся – перед тобой 

Главные члены предложения

Признаки

Второстепенный член предложения

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Отвечает
на вопросы

Какой? Чей?

Кого? Чего? Чему? Что? Кем? Чем?

О ком? О чем?

Где? Откуда? Когда? Как?

Обозначает

Признак предмета

Предмет,

на который направлено действие

Место, время, способ действия

Выражено частью речи

Прилагательным

Именем существительным, местоимением

Наречием, именем
существительным

Подчеркивается

Волнистой линией

Пунктиром

Пунктиром

с точками



V. Первичное закрепление знаний. 

Работа

по учебнику

(упражнение 27)

Задает вопросы. Комментирует и корректирует ответы. Наблюдает за работой учащихся. Помогает, при необходимости проверяет ответы. Комментирует ход решения.

– Прочитайте. Расположите предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. (Семейство ежей.)

– Запишите заголовок и составленный текст, вставляя пропущенные буквы.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Применяют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Записывают предложения в необходимом порядке.

По дорожке прогуливалось семейство ежей. Впереди шел старый большой еж. За ним шла ежиха, и маленькими комочками катились крохотные ежа-

Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе




– Выделите корень в однокоренных словах.


та. Родители первый раз вывели их на прогулку.

С тех пор каждый вечер ежиная семья выходила погулять по саду

в паре. Учитывать мнение соседа по парте

VI. Дальнейшая работа
по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Организует дискуссию, выслушивает мнения, подводит итог

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Выполняют аналитико-синтетические упражнения, работу со словарями.

Понимать
на слух ответы учащихся. Осуществлять анализ произведения. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою

точку зрения

Работа в тет-

ради (задание 30)

Организует работу в рабочей тетради.

– Прочитайте слова из предложений стихотворения А. Савина «Чудеса». Догадайтесь, какие это были предложения.

– Какие предложения проиллюстрировал художник? Почему произошли такие чудеса?

– А какие предложения составили вы? Запишите первые три предложения

Выполняют задание в рабочей тетради.

Составляют предложения из данных слов.

Дым на улице стоит.

Дом из труб его валит.

На чердак залезла ложка.

Со стола упала кошка.

Пироги пекутся в речке.

Рыбаки сидят у печки

VII. Итог урока. Рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Учитель предлагает детям оценить их работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Проговаривают цель урока, определяют, достигнут результат или нет, высказываются о трудностях, с которыми столкнулись на уроке.

Осуществлять самоконтроль учебной деятельности




– Что нового узнали на уроке?

– Все задания, подготовленные сегодня к уроку, мы выполнили. Достигли ли мы поставленных целей?

– Что помогло нам в их достижении?

– Каковы результаты сегодняшнего урока?

– Оцените свою работу. Изобразите свое настроение.

Веселое Хорошее Печальное


Продолжают высказывания:

• У меня получилось…

• Я научился…

• Сегодня на уроке я смог…

• Урок дал мне для жизни…

• За урок я…


Домашнее

задание

Проговаривает и объясняет домашнее задание. Формулирует задачи выполнения упражнения, дает сопутствующие комментарии.

– Выполнить задание 31 в рабочей тетради, упражнение 26 в учебнике

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения

Автор: Борисенко Любовь Михайловна

Дата: 02.12.2014

Номер свидетельства: 138203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Урок русского языка "Главные и второстепенные члены предложения.""
    ["seo_title"] => string(67) "urokrusskoghoiazykaglavnyieivtorostiepiennyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "316622"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460123516"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(251) "Урок русского языка в 5 классе по теме: Второстепенные члены предложения (с использованием современных технологий) в соответствии с ФГОС "
    ["seo_title"] => string(155) "urok-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia-s-ispol-zovaniiem-sovriemiennykh-tiekhnologhii-v-sootvietstvii-s-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "179070"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424943199"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема : Понятие о второстепенных членах предложения."
    ["seo_title"] => string(61) "tiema_poniatiie_o_vtorostiepiennykh_chlienakh_priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "371652"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1482221952"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Открытый урок в 5 классе Второстепенные члены предложения "
    ["seo_title"] => string(67) "otkrytyi-urok-v-5-klassie-vtorostiepiennyie-chlieny-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "117594"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412852607"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Синтаксис .Главные и второстепенные члены предложения"
    ["seo_title"] => string(57) "sintaksisglavnyieivtorostiepiennyiechlienypriedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "285501"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1454175921"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства