Этапы | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1.Оргмомент | -Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Повернитесь друг к другу. Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошей, продуктивной работы на уроке. Садитесь, пожалуйста. -Запишите число. Классная работа. | Дети поворачиваются друг к другу, желают хорошей работы на уроке. Записывают число, классная работа | К: слушать собеседника, использовать речь для регуляции своего действия, эмоционально относиться к процессу сотрудничества |
2.Самоопределение учебной деятельности | -На урок русского языка приглашена Летучая мышь, она будет помогать в работе на уроке, продолжать знакомить с новыми правилами, которые помогают в усвоении программного материала. Летучая мышь просит вас поработать в парах. -Алгоритм работы в паре записан на слайде. На парте у вас лежат карточки со словами и словосочетаниями. ( Признак предмета, спряжение, склонение, число, предмет, Кто? Что? Род, падеж) - Отберите карточки, на которых написаны признаки части речи, отвечающей на вопросы: Кто? Что? -Положите их перед собой на парте. -Сравните свою работу с образцом на слайде Сделайте вывод: какая часть речи имеет отобранные вами морфологические признаки? -Дайте определение имени существительному -Летучая мышь предлагает оценить свою работу в листках достижений | Работают в паре, отбирают признаки части речи, отвечающей на вопросы: кто? что? склонение, число, предмет, род, падеж, кто? что?) Сравнивают свою работу на слайде -Отобранные морфологические признаки имеет имя существительное. Формулируют определение имени существительно- го. (Имя существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? или что? И обозначает предмет: беседка. Слон.) Оценивают свою работу в листках достижений | Л:уметь организовывать себя на выполнение поставленной задачи П: уметь самостоятельно выделять и формулировать анализировать объект с выделением существенных признаков К: уметь полно и точно выражать свои мысли, уметь общаться, включающее умение слушать собеседника , эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Р: оценка –выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что подлежит усвоению, осознание уровня и качества знаний |
3.Постановка темы и задач урока | Откройте учебник на стр. 101. Прочитайте тему урока. С какими морфологическими признаками имени существительного вы готовы работать на уроке? Поставьте задачи урока. | -Орфограммы в окончаниях слов. Существительные. -Вопросы, род , склонение, падеж -Установить закономерность в написании окончаний имен существительных в разных падежах. Применять правила на письме. | П: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, уметь сравнивать и составлять аналогии, уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
4. Актуализация опорных знаний Актуализация знаний и фиксации затруднений в деятельности. 5.Повторение и обобщение пройденного | -Как вы думаете часто приходится встречаться с этой орфограммой на письме? -Испытывали ли вы трудности в написании окончаний имен существительных? -Считаете ли вы, что нужно поработать над этой орфограммой? Работу начнем с упражнения в учебнике 107 Работа в группах. Определимся с группами. Даю задание 1группе ( карточка с заданием Запиши пословицы, вставляя нужные буквы с выделенными существительными 1 скл. Над выделенными словами укажи число и падеж.) 2 группа ( карточка с заданием Запиши пословицы, вставляя нужные буквы с выделенными существительными 2скл. Над выделенными словами укажи число и падеж.) 3 группа ( карточка с заданием Запиши пословицы, вставляя нужные буквы с выделенными существительными 2скл. Над выделенными словами укажи число и падеж.) Сделайте вывод о написании падежных окончаний имен существительных в единственном числе -Сделайте вывод Вывод( работа с таблицей) Оцените свою работу | -Орфограмма, где нужно определять правильность написания окончаний имен существительных встречается часто. -Чтобы уверенней себя чувствовать в выборе правильного написания нужно еще поработать над этой орфограммой 1 ряд Без закваски ( 1 скл. Р. п.ед. ч) хлеба не месят( 2 спр) С миру по нитке ( Д. п., ед ч.) - голому рубаха. Мышке с кошкой ( Т. П. ед.ч.) в наклад играть. Жил на воле ( П.п. ед. ч) –спал по доле 2 ряд Мышь в коробе ( П.п ед. ч.) как воевода в городе ( П. п. ед.ч.) Мужик с медом ( Т. П., ед. ч.) и лапоть съел. 3 ряд Без соли (Р. п., ед. ч.), без хлеба худая беседа. И по шерсти ( Д. п., ед. ч.) гладь и против шерсти гладь На старости ( П. п, ед.ч.) дожили до радости. У существи-тельных единственного числа 1 и 2 склонения в родительном падеже пишется окончание и; в дательном и предложном падежах – е. У существи-тельных 3 склонения в родительном, дательном, предложном падежах пишется и | Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимися, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии |
Л: уметь организовывать себя на выполнение поставленной задачи П: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, уметь аргументировать свою точку зрения и делать выводы К: уметь полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка |
7. Включение нового в систему знаний повторения | -Выполняя упражнение 108 вы будете учиться образовывать формы слов во мн. ч. Р. п. -Прочитайте задание Найди в словаре « Пиши правильно» слова на букву К. Выпиши их все столбиком. -Подчеркни окончания Рядом с каждым словом запиши его форму мн. Ч. -Выдели окончания. Поставь в словах ударение. У каких слов окончания ударные? -Прежде, чем выполнить задание обратимся к подсказке Летучей мыши -Можно ли с их помощью проверить безударные окончания существительных в этой же форме? -Сделаем вывод Оцените свою работу | Календарь- календарей Коллектив- коллективов Коллекция- коллекций Корабль -кораблей Костер – костров -С помощью ударных окончаний существительных можно проверить безударные окончания существительных в этой же форме | Л: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи П: умение подводить под понятия, применять знания на практике Р:умение работать по алгоритму, овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8. Упражнения в применении знаний и умений | -Летучая мышь предлагает повторить написание окончаний имен существительных в ед. числе Т. П.с основой на шипящий и Ц ( слайд с существительными) -Поставь ударение, объясни написание окончаний существительных после шипящих. Сделай вывод на с 105 Оцените свою работу | Дача – дачей Свеча – свечой Багаж –багажом Муж –мужем Малыш – малышом Марш – маршем Плащ – плащом Овощ – овощем Танец –танцем ВЫВОД : После шипящих и Ц у существи-тельных в форме единственного числа твори-тельного падежа под ударением пишется О, без ударения пишется Е | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
9.Самостоятель-ная работа с проверкой по эталону. Самоанализ. Самоконтроль. | Летучая мышь предлагает самостоятельно выполнить работу по карточкам 1 вариант Перед передачей, с лапшой, за больницей, под крышей, перед свечой, за тучей 2 вариант. За лисицей, с овцой, за ключом, перед птицей. за ключом, над ландышем, над чертежом, с малышом. Проверьте работу и оцените | 1 вариант Перед передачей, с лапшой, за больницей, под крышей, перед свечой, за тучей 2 вариант. За лисицей, с овцой, за ключом, перед птицей. за ключом, над ландышем, с малышом. | Р: умение работать по алгоритму, овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного Л: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи |
10.Домашнее задание | Дома предлагаю поработать с обратным словарем в упражнении 108 на Закрепление этой орфограммы | | Л:умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. П:применять полученные знания на практике |
11.Итог урока. Рефлексия. | Итак, подведем итог нашего урока. Кто считает, что урок для него был полезен? Какие задачи вы перед собой ставили? Достигли ли вы их? Оцените объективно свою работу на листах достижений, посчитайте количество баллов. Если вы оценили свою работу 20-25баллов, за работу на уроке вы поставьте оценку «5», 15- 20 баллов – «4», 10- 15баллов – «3» | Самооценивание | Р: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что еще подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения К: |
за ключ___м, надландыш___м, над чертеж___м.