Русский язык 4класс
Тема урока: Падежные окончания имен существительных в единственном числе. Закрепление.
Цели урока:
- организовать деятельность учащихся по закреплению знаний о правописании падежных окончаний имен существительных, способствовать развитию речи учащихся;
- содействовать обогащению словарного запаса, формированию и развитию учебных умений, орфографической зоркости, развивать логическое мышление, память;
- воспитывать культуру общения на уроке, способность к самоконтролю и самооценке, любовь и уважение к родному городу, к русскому языку.
Тип урока: Закрепление знаний и способов деятельности
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебники, карточки.
Этапы урока
Содержание урока
Мотивация.
Организаци-
онный
Мотивация.
-сегодня к нам в класс заглянуло солнышко. Оно дарит вам свою улыбку, свое доброе настроение. Протяните к нему руки, возьмите его в свои ладошки. Улыбнитесь друг другу, мне, гостям. Улыбка украшает человека, рассеивает мрачные мысли, разгоняет серые тучи.
-Пусть хорошее настроение всегда будет с вами.
- Отметьте на смайлике, с каким настроением вы пришли сегодня на урок (смайлик).
Сообщение о форме проведения урока.
- Ребята! Сегодня мы с вами совершим небольшую экскурсию по известным местам прекрасного города, лучше которого и нет на свете. (Слайд1). Отправление на трех «автобусах». Чтобы отправиться в путь, нужно определить, в каком автобусе вы поедите. Возьмите конверт на своем столе.
Постановка учебной цели. Актуализация опорных знаний.
- Что вы заметили?
- Указан род и окончание сущ.
- Для чего мы определяем род и окончание?
-Чтобы определить тип склонения.
-Определите тип склонения, и вы узнаете номер своего автобуса. (Совещаются и капитаны вешают на доску свои листы)
-Для чего мы определяем склонение существительных?
-Для правильного написания падежных окончаний.
-Сформулируйте тему нашего урока.
-Правописание падежных окончаний имен существительных.
-Какие задачи будем решать сегодня на уроке?
Задачи:
• учиться определять склонения и падежи существительных;
• правильно писать окончания имен существительных;
• продолжать учиться работать в группах
Повторение изученного о типах склонения и правописании безударных падежных окончаний существительных в единственном числе.
-Итак, отправляемся. По дороге мы будем вести путевой дневник, записывать все, что увидели и какие знания получили. Начнем с записи даты.
- Как называют наш город?
- Кисловодск – город солнца, город – нарзана.
Орфографическая работа.
Исследование.
Итог исследования
Работа в группах.
-Продолжаем нашу экскурсию. На экране вы видите известные вам места родного города. (Слайды 3-5) Найдите и выпишите существительные, которые встретились в названиях и относятся к вашему типу склонения, обозначьте орфограммы.
- Проверяем и оцениваем работу группы.
- Объясните свой выбор.
- Справилась группа с заданием?
-Что же такое склонение?
-Изменение по падежам.
Задание. (Слайд 6)
- Прочитайте слова. Что можете сказать об этих словах?
- Слова Родина и Отечество являются синонимами.
- Как называется наша родина? Какое древнее название вам известно?
-Просклонять письменно существительные Родина, Отечество, Русь, выделить окончание.
- Защищать вашу работу будут ….
-В каком склонении написание окончаний в слове не вызвало трудностей? Почему?
- Надо ли проверять написание окончаний в 1и 2 склонении в Р., Д., П. падежах?
- Да, так как они безударные.
Задание по группам.
Заполните таблицу № 2, какие окончания имеют существительные вашего типа склонения в Р., Д. и П. падежах?
Дыхательная гимнастика.
- Итак, мы повторили все типы склонений имен существительных, вспомнили падежные окончания и теперь давайте подведём итог и составим алгоритм «Как нужно действовать, чтобы не допустить ошибку в правописании окончания имени существительного?»?
(Слайд7 – Алгоритм проверки безударных падежных окончаний)
Закрепление умения проверять и правильно писать окончания существительных в единственном числе, а также слов с изученными орфограммами.
Работа со словосочетаниями. ТПО № 292 + Интерактивная доска
- Ученики 4 классов во всех школах сейчас также как и вы изучают падежные окончания им сущ. Посмотрите, как ученик написал диктант по этой теме. Что можете сказать?
- Пользуясь составленным алгоритмом проверки безударных падежных окончаний, найдите и исправьте ошибки, допущенные учениками.
Над правильными окончаниями ставьте +, неверные исправляйте.
- Исправьте ошибки ученика. (на доске)
-Предположите, почему ученики могли допустить такие ошибки?
- На какое ещё правило встретилась ошибка?
-НЕ с глаголами.
Динамическая пауза.
Изобразить жестами, какими видами спорта можно заниматься на спортивных объектах нашего города. (слайд 8)
Бег, ходьба, плавание, волейбол, баскетбол, гимнастика…
Самостоятельная работа.
- У вас на столах лежат карточки с заданием. Кто отлично разобрался в теме, тот берет карточку № 1; кто еще не совсем уверен в своих знаниях – берите карточку № 2.
Карточка I.
РЕШИТЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ, В СКОБКАХ ОБЪЯСНИТЕ СВОЙ ВЫБОР.
1. На Курортном бульвар. ( ) много цветов.
2. По алле. ( ) в парке ( ) гуляют малыши.
3. В музе. ( ) проходит выставка работ известного художника. ( ).
4. От остановк. ( ) отъехал пассажирский автобус.
5. На площад. ( ) состоялся праздничный концерт.
Карточка II.
ВСТАВЬ ОКОНЧАНИЯ, ИСПОЛЬЗУЯ ЗАПИСАННУЮ В СКОБКАХ ПОДСКАЗКУ.
На улиц. (1 скл. П. п.) играли маленькие девочки.
Ребята дошли до площад. (3 скл. Р. п.) города.
В парк.(2 скл. П. п.) дорога свернула к кустам сирен.(3 скл. Д. п.).
- В городе и его окрестностях есть немало живописных мест, где можно отдохнуть, полюбоваться природой. (Слайд)
Домашнее задание.
-Составить и записать 5 – 7 предложений о Кисловодске с существительными с безударными окончаниями.
Рефлексия урока. Самооценка работы на уроке
Последний пункт нашей экскурсии – школа. (Слайд). Подведение итогов.
Вспомните, о чем шла речь на уроке, и закончите высказывания:
- Самым главным на уроке было…………….
Оцените свое настроение смайликом в путевых дневниках.
Спасибо за урок!