Систематизация и обобщение материала по теме «Орфограммы в имени существительном»
Воспитание чувства гордости и уважения к своему городу и людям, которые строят его.
Ход урока:
Организационный момент
– Запишем предложение: «Ноябрьск – город нашего детства».
− Это предложение мы возьмем эпиграфом нашего урока. Объясните в нем пунктограмму.
– К доске пойдет (1 человек). Вставь нужную орфограмму (таблица с передвижной планкой)
4.– Внимание на доску (чтение стихотворения)
«Среди чащобы и болот
Случилось чудо.
Здесь город вырастил народ,
И город знают всюду.
Конечно, никому не тайна –
Здесь нет особого дизайна.
Наш город прост. Он – не столица,
Но нам нельзя им не гордиться».
− Почему нам нельзя не гордиться нашим городом? (его строили наши родители)
В стихах глаголы несут наибольшую смысловую нагрузку. Почему здесь использован глагол «вырастил», а не «выстроил» (в нем больше теплоты и заботы)
− А в чем проявляется теплота и забота, по отношению к людям в нашем городе? (уч-ся перечисляют, что построено для людей в нашем городе, заострить внимание на том, что промышленные объекты находятся за городом)
− Посмотрим на синтаксис в тексте. Что разделяет союз И? (работа сигнальными карточками «Схемы предложений»)
− Почему в первом случае и во втором случае «город» дополнение, а не подлежащее? (смотрим на сказуемое)
− Следовательно, в каком падеже употребляется это слово? (в в.п.)
− Какое из словарных слов в тексте вам не известно? (дизайн)
− Разберемся в лексическом значении этого слова. После классного часа, посвященного первопроходцам нашего города, вы рисовали памятники им и думали не только о тематической нравственности памятника, но и о его дизайне (показать один из рисунков), т.е. о его художественном оформлении. Так что же вы понимаете под значением «дизайн»? (художественное оформление предмета)
− А «дизайнер» - это тот человек, который занимается художественным оформлением предмета. Запишите это слово в свои словари. Запомните, как оно пишется, и составьте с ним предложение (зачитывают предложения).
Проверяем наш ребус :
− К какой группе орфограмм относятся выделенные красным цветом слова? (словарные слова)
− А часть речи? (имя существительное)
− Что у нас получилось? (внимание, орфограмма)
− Вот мы и перешли к теме нашего урока, а на таблице выведена основная цель нашего урока.
Итак, посмотри на слово «дизайн». Где здесь орфограмма и почему? (гласная и она безударная – слабая позиция)
− А всегда ли безударная гласная – орфограмма? Посмотрите, нет ли в тексте случаев, когда орфограмма – ударная гласная? (чащобы, чудо) Прокомментировать, на какое правило.
− Итак, в слове «чащоба» , орфограмма в корне после шипящих.
- Смотрим на интерактивную доску. В какой морфеме находится орфограмма? (ребус на интерактивной доске)
-Здесь в суффиксе и в окончании имени существительного.
− А теперь обобщите и выведите одно правило на этот вид орфограмм.
− Шипящие вообще опасные, после них чаще всего орфографические ловушки. «Внимание - здесь может быть орфограмма» - говорите себе, если видите шипящую в слове.
Смотрим на доску:
Плач
− Какая это часть речи? (существительное)
− Почему? (нет Ь на конце, а у глагола он бы был)
− А здесь мы можем определить часть речи без контекста? (Печь)
− Докажите
−Итак, когда после шипящих на конце существительных пишется Ь
Цифровой диктант по вариантам
– Вернёмся к ребусу «Внимание – орфограмма»
Найдите случаи, когда орфограмма не словарный вариант.
(у библиотеки – р.п. к педали – по аллее – д.п.)
− Докажите, почему надо писать И или Е.
− Восполним правила на все случаи « Е-И в безударных окончаниях существительных»
Проверим, умеем ли мы применять правила на практике (ребятам предлагается решить тест).
Подпишите их.
Тест:
1. о басн…
2. об отношени…
3 . к насып…
по улиц…
к площад…
в оранжере…
Вернемся к стихотворению. Пронаблюдаем «слитное - раздельное написание НЕ с глаголами и существительными»
− Докажите
− Вспомним все правило «НЕ с существительными»
Работа с сигнальными карточками (если слово пишется раздельно,
вы показываете красную сигнальную карточку, если слитно – белую)
(1. Ненастье преследовало первопроходцев.
2. Не город, а характер утверждали здесь первые строители.
3. Непогода мешала им в работе.
4. Не работа, а гнус и комары мешали им в работе.)
− Какое чувство испытываете вы за первопроходцев нашего города? (Чувство гордости)
− А это предложение запишем (комментированное письмо). «Не гордость, а горечь испытываешь, когда видишь кучи мусора в лесу.»
− А что здесь несет частица НЕ? (отрицание)
− Отрицание чего? (чувства гордости)
− Лес – наше бесценное богатство, и жаль, что нам приходится испытывать чувство горечи от того, что люди так относятся к нему. Так давайте беречь наш лес, наш город, ведь мы здесь живем. И, к счастью, нам есть чем гордиться. Запишем предложение «В нашем городе работают люди разных профессий: сварщики, стропальщики, разметчики, пильщики.»
Объясните знаки препинания в этом предложении и орфограммы . (вспоминаем орфограммы в суффиксах существительных. А теперь запишем еще одно предложение:
«Кирпичик к кирпичику строят люди наш город. Тебе сыночек»
-А здесь с каким суффиксом мы встретились? (-ЕК-, ИК-). Вспомним правило.
Из учебника (упр. №222) (взаимопроверка) выпишите словосочетания на повторенную орфограмму (по вариантам).
Фронтальная проверка.
Подведем итог: какие орфограммы в имени существительном мы повторили ? Что нового вы узнали на уроке? (слово «дизайн»).
Запишите домашнее задание .Выполнить работу по карточкам.
Учитель комментирует оценки (оценивается каждый ученик с учетом устной и письменной работы, а также работа сигнальными карточками).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Орфограммы в имени существительном» »
Урок русского языка в 6 классе.
Тема: «Орфограммы в имени существительном»
Цели урока:
Систематизация и обобщение материала по теме «Орфограммы в имени существительном»
Воспитание чувства гордости и уважения к своему городу и людям, которые строят его.
Ход урока:
Организационный момент
– Запишем предложение: «Ноябрьск – город нашего детства».
− Это предложение мы возьмем эпиграфом нашего урока. Объясните в нем пунктограмму.
– К доске пойдет (1 человек). Вставь нужную орфограмму (таблица с передвижной планкой)
ч
у
В
с
т
в
о
т
о
н
Н
е
л
ь
у
б
и
б
л
и
о
т
е
к
И
О
Р
Ф
О
Г
Р
А
М
М
А
п
А
р
к
е
т
к
о
л
о
Н
н
а
к
п
е
д
а
л
И
п
о
а
л
л
е
Е
– Внимание на доску (чтение стихотворения)
«Среди чащобы и болот
Случилось чудо.
Здесь город вырастил народ,
И город знают всюду.
Конечно, никому не тайна –
Здесь нет особого дизайна.
Наш город прост. Он – не столица,
Но нам нельзя им не гордиться».
− Почему нам нельзя не гордиться нашим городом? (его строили наши родители)
В стихах глаголы несут наибольшую смысловую нагрузку. Почему здесь использован глагол «вырастил», а не «выстроил» (в нем больше теплоты и заботы)
− А в чем проявляется теплота и забота, по отношению к людям в нашем городе? (уч-ся перечисляют, что построено для людей в нашем городе, заострить внимание на том, что промышленные объекты находятся за городом)
− Посмотрим на синтаксис в тексте. Что разделяет союз И? (работа сигнальными карточками «Схемы предложений»)
− Почему в первом случае и во втором случае «город» дополнение, а не подлежащее? (смотрим на сказуемое)
− Следовательно, в каком падеже употребляется это слово? (в в.п.)
− Какое из словарных слов в тексте вам не известно? (дизайн)
− Разберемся в лексическом значении этого слова. После классного часа, посвященного первопроходцам нашего города, вы рисовали памятники им и думали не только о тематической нравственности памятника, но и о его дизайне (показать один из рисунков), т.е. о его художественном оформлении. Так что же вы понимаете под значением «дизайн»? (художественное оформление предмета)
− А «дизайнер» - это тот человек, который занимается художественным оформлением предмета. Запишите это слово в свои словари. Запомните, как оно пишется, и составьте с ним предложение (зачитывают предложения).
Проверяем наш ребус :
− К какой группе орфограмм относятся выделенные красным цветом слова? (словарные слова)
− А часть речи? (имя существительное)
− Что у нас получилось? (внимание, орфограмма)
− Вот мы и перешли к теме нашего урока, а на таблице выведена основная цель нашего урока.
Итак, посмотри на слово «дизайн». Где здесь орфограмма и почему? (гласная и она безударная – слабая позиция)
− А всегда ли безударная гласная – орфограмма? Посмотрите, нет ли в тексте случаев, когда орфограмма – ударная гласная? (чащобы, чудо) Прокомментировать, на какое правило.
− Итак, в слове «чащоба» , орфограмма в корне после шипящих.
- Смотрим на интерактивную доску. В какой морфеме находится орфограмма? (ребус на интерактивной доске)
П
Л
А
Щ
М
Е
Д
В
Е
Ж
О
Н
О
К
М
-Здесь в суффиксе и в окончании имени существительного.
− А теперь обобщите и выведите одно правило на этот вид орфограмм.
− Шипящие вообще опасные, после них чаще всего орфографические ловушки. «Внимание - здесь может быть орфограмма» - говорите себе, если видите шипящую в слове.
Смотрим на доску:
Плач
− Какая это часть речи? (существительное)
− Почему? (нет Ь на конце, а у глагола он бы был)
− А здесь мы можем определить часть речи без контекста? (Печь)
− Докажите
−Итак, когда после шипящих на конце существительных пишется Ь
Цифровой диктант по вариантам
– Вернёмся к ребусу «Внимание – орфограмма»
Найдите случаи, когда орфограмма не словарный вариант.
(у библиотеки – I р.п. к педали – III по аллее – I д.п.)
− Докажите, почему надо писать И или Е.
− Восполним правила на все случаи « Е-И в безударных окончаниях существительных»
Проверим, умеем ли мы применять правила на практике (ребятам предлагается решить тест).
Подпишите их.
Тест:
1. о басн…
2. об отношени…
3 . к насып…
по улиц…
к площад…
в оранжере…
Вернемся к стихотворению. Пронаблюдаем «слитное - раздельное написание НЕ с глаголами и существительными»
− Докажите
− Вспомним все правило «НЕ с существительными»
Работа с сигнальными карточками (если слово пишется раздельно,
вы показываете красную сигнальную карточку, если слитно – белую)
(1. Ненастье преследовало первопроходцев.
2. Не город, а характер утверждали здесь первые строители.
3. Непогода мешала им в работе.
4. Не работа, а гнус и комары мешали им в работе.)
− Какое чувство испытываете вы за первопроходцев нашего города? (Чувство гордости)
− А это предложение запишем (комментированное письмо). «Не гордость, а горечь испытываешь, когда видишь кучи мусора в лесу.»
− А что здесь несет частица НЕ? (отрицание)
− Отрицание чего? (чувства гордости)
− Лес – наше бесценное богатство, и жаль, что нам приходится испытывать чувство горечи от того, что люди так относятся к нему. Так давайте беречь наш лес, наш город, ведь мы здесь живем. И, к счастью, нам есть чем гордиться. Запишем предложение «В нашем городе работают люди разных профессий: сварщики, стропальщики, разметчики, пильщики.»
Объясните знаки препинания в этом предложении и орфограммы . (вспоминаем орфограммы в суффиксах существительных. А теперь запишем еще одно предложение:
«Кирпичик к кирпичику строят люди наш город. Тебе сыночек»
-А здесь с каким суффиксом мы встретились? (-ЕК-, ИК-). Вспомним правило.
Из учебника (упр. №222) (взаимопроверка) выпишите словосочетания на повторенную орфограмму (по вариантам).
Фронтальная проверка.
Подведем итог: какие орфограммы в имени существительном мы повторили ? Что нового вы узнали на уроке? (слово «дизайн»).
Запишите домашнее задание .Выполнить работу по карточкам.
Учитель комментирует оценки (оценивается каждый ученик с учетом устной и письменной работы, а также работа сигнальными карточками).