kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Орфограммы в имени существительном»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Орфограммы в имени существительном»

Цели урока:

  1. Систематизация и обобщение материала по теме «Орфограммы в имени существительном»
  2. Воспитание чувства гордости и уважения к своему городу и людям, которые строят его.

                                                                               Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. – Запишем предложение: «Ноябрьск – город нашего детства».

− Это предложение мы возьмем  эпиграфом нашего урока. Объясните в нем пунктограмму.

  1. – К доске пойдет (1 человек). Вставь нужную орфограмму (таблица с передвижной планкой)

4.Внимание на доску (чтение стихотворения)

«Среди чащобы и болот

Случилось чудо.

Здесь город вырастил народ,

И город знают всюду.

Конечно, никому не тайна –

Здесь нет особого дизайна.

Наш город прост. Он – не столица,

Но нам нельзя им не гордиться».

− Почему нам нельзя не гордиться нашим городом? (его строили наши родители)

В стихах глаголы несут наибольшую смысловую нагрузку. Почему здесь использован глагол «вырастил», а не «выстроил» (в нем больше теплоты и заботы)

− А в чем проявляется теплота и забота, по отношению к людям в нашем городе? (уч-ся перечисляют, что построено для людей в нашем городе, заострить внимание на том, что промышленные объекты находятся за городом)

− Посмотрим на синтаксис в тексте. Что разделяет союз И?  (работа сигнальными карточками «Схемы предложений»)

− Почему в первом случае и во втором случае «город» дополнение, а не подлежащее? (смотрим на сказуемое)

− Следовательно, в каком падеже употребляется это слово? (в в.п.)

− Какое из словарных слов в тексте вам не известно? (дизайн)

− Разберемся в лексическом значении этого слова. После классного часа, посвященного  первопроходцам нашего города, вы рисовали памятники им и думали не только о тематической нравственности памятника, но и о его дизайне (показать один из рисунков), т.е. о его художественном оформлении. Так что же вы понимаете под значением «дизайн»? (художественное оформление предмета)

− А «дизайнер» - это тот человек, который занимается художественным оформлением предмета. Запишите это слово в свои словари. Запомните, как оно пишется, и составьте с ним предложение (зачитывают предложения).

             Проверяем наш ребус :

− К какой группе  орфограмм относятся  выделенные красным цветом слова? (словарные слова)

− А часть речи? (имя существительное)

− Что у нас получилось? (внимание, орфограмма)

− Вот мы и перешли к теме нашего урока, а на таблице выведена основная цель нашего урока.

Итак, посмотри на слово «дизайн». Где здесь орфограмма и почему? (гласная и она безударная – слабая позиция)

− А всегда ли безударная гласная – орфограмма? Посмотрите, нет ли в тексте случаев, когда орфограмма – ударная гласная? (чащобы, чудо) Прокомментировать, на какое правило.

− Итак, в слове «чащоба» , орфограмма в корне после шипящих.

 - Смотрим на интерактивную доску. В какой морфеме находится орфограмма? (ребус на интерактивной доске)

-Здесь в суффиксе и в окончании имени существительного.

− А теперь обобщите и выведите одно правило на этот вид орфограмм.

− Шипящие вообще опасные, после них чаще всего орфографические ловушки. «Внимание - здесь может быть орфограмма» - говорите себе, если видите  шипящую в слове.

  1. Смотрим на доску:

Плач

− Какая это часть речи? (существительное)

− Почему? (нет Ь на конце, а у глагола он бы был)

− А здесь мы можем определить часть речи без контекста? (Печь)

− Докажите

−Итак, когда после шипящих на конце существительных пишется Ь

  1. Цифровой диктант по вариантам
  2. – Вернёмся  к ребусу «Внимание – орфограмма»

Найдите случаи, когда орфограмма не словарный вариант.

(у библиотеки – р.п.    к педали –     по аллее – д.п.)

− Докажите, почему надо писать И или Е.

− Восполним правила на все случаи « Е-И в безударных окончаниях существительных»

  1. Проверим, умеем ли мы применять правила на практике (ребятам предлагается решить тест).

 Подпишите их.  

Тест:                

1. о басн…                 

2. об отношени…

3 . к насып…

  1. по улиц…
  2. к площад…
  3. в оранжере…
  1. Вернемся к стихотворению. Пронаблюдаем «слитное - раздельное написание НЕ с глаголами и существительными»

− Докажите

− Вспомним все правило «НЕ с существительными»

  1. Работа с сигнальными карточками (если слово пишется раздельно,

вы показываете красную сигнальную карточку, если слитно – белую)

(1. Ненастье преследовало первопроходцев.

 2.  Не город, а характер утверждали здесь первые строители.

 3.  Непогода мешала им в работе.

 4.  Не работа, а гнус и комары мешали им в работе.)

− Какое чувство испытываете вы за первопроходцев нашего города? (Чувство гордости)

− А это предложение запишем (комментированное письмо). «Не гордость, а горечь испытываешь, когда видишь кучи мусора в лесу.»

− А что здесь несет частица НЕ? (отрицание)

− Отрицание чего? (чувства гордости)

− Лес – наше бесценное богатство, и жаль, что нам приходится испытывать чувство горечи от того, что люди так относятся к нему. Так давайте беречь наш лес, наш город, ведь мы здесь живем. И, к счастью, нам есть чем гордиться.  Запишем предложение «В нашем городе работают люди разных профессий: сварщики, стропальщики, разметчики, пильщики.»

Объясните  знаки препинания в этом предложении и орфограммы . (вспоминаем орфограммы в суффиксах существительных. А теперь запишем еще одно предложение:

«Кирпичик к кирпичику строят люди наш город. Тебе сыночек»

-А здесь с каким суффиксом мы встретились? (-ЕК-, ИК-). Вспомним правило.

  1. Из учебника (упр. №222) (взаимопроверка) выпишите словосочетания на повторенную орфограмму (по вариантам).
  2. Фронтальная проверка.
  3.  Подведем итог: какие  орфограммы в имени существительном мы повторили ? Что нового вы узнали на уроке? (слово «дизайн»).
  4. Запишите домашнее задание .Выполнить работу по карточкам.      

 

  1.  Учитель комментирует оценки (оценивается каждый ученик с учетом устной и письменной  работы, а также работа сигнальными карточками). 
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Орфограммы в имени существительном» »

Урок русского языка в 6 классе.

Тема: «Орфограммы в имени существительном»

Цели урока:

  1. Систематизация и обобщение материала по теме «Орфограммы в имени существительном»

  2. Воспитание чувства гордости и уважения к своему городу и людям, которые строят его.

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. – Запишем предложение: «Ноябрьск – город нашего детства».

− Это предложение мы возьмем эпиграфом нашего урока. Объясните в нем пунктограмму.

  1. – К доске пойдет (1 человек). Вставь нужную орфограмму (таблица с передвижной планкой)










ч

у

В

с

т

в

о









т

о

н

Н

е

л

ь


у


б

и

б

л

и

о

т

е

к

И









О

Р

Ф

О

Г

Р

А

М

М

А













п

А

р

к

е

т








к

о

л

о

Н

н

а







к


п

е

д

а

л

И









п

о


а

л

л

е

Е







  1. – Внимание на доску (чтение стихотворения)

«Среди чащобы и болот

Случилось чудо.

Здесь город вырастил народ,

И город знают всюду.

Конечно, никому не тайна –

Здесь нет особого дизайна.

Наш город прост. Он – не столица,

Но нам нельзя им не гордиться».

− Почему нам нельзя не гордиться нашим городом? (его строили наши родители)

В стихах глаголы несут наибольшую смысловую нагрузку. Почему здесь использован глагол «вырастил», а не «выстроил» (в нем больше теплоты и заботы)

− А в чем проявляется теплота и забота, по отношению к людям в нашем городе? (уч-ся перечисляют, что построено для людей в нашем городе, заострить внимание на том, что промышленные объекты находятся за городом)

− Посмотрим на синтаксис в тексте. Что разделяет союз И? (работа сигнальными карточками «Схемы предложений»)

− Почему в первом случае и во втором случае «город» дополнение, а не подлежащее? (смотрим на сказуемое)

− Следовательно, в каком падеже употребляется это слово? (в в.п.)

− Какое из словарных слов в тексте вам не известно? (дизайн)

− Разберемся в лексическом значении этого слова. После классного часа, посвященного первопроходцам нашего города, вы рисовали памятники им и думали не только о тематической нравственности памятника, но и о его дизайне (показать один из рисунков), т.е. о его художественном оформлении. Так что же вы понимаете под значением «дизайн»? (художественное оформление предмета)

− А «дизайнер» - это тот человек, который занимается художественным оформлением предмета. Запишите это слово в свои словари. Запомните, как оно пишется, и составьте с ним предложение (зачитывают предложения).

Проверяем наш ребус :

− К какой группе орфограмм относятся выделенные красным цветом слова? (словарные слова)

− А часть речи? (имя существительное)

− Что у нас получилось? (внимание, орфограмма)

− Вот мы и перешли к теме нашего урока, а на таблице выведена основная цель нашего урока.

Итак, посмотри на слово «дизайн». Где здесь орфограмма и почему? (гласная и она безударная – слабая позиция)

− А всегда ли безударная гласная – орфограмма? Посмотрите, нет ли в тексте случаев, когда орфограмма – ударная гласная? (чащобы, чудо) Прокомментировать, на какое правило.

− Итак, в слове «чащоба» , орфограмма в корне после шипящих.

- Смотрим на интерактивную доску. В какой морфеме находится орфограмма? (ребус на интерактивной доске)


П


Л

А

Щ

М

Е

Д

В

Е

Ж

О

Н

О

К


М




-Здесь в суффиксе и в окончании имени существительного.

− А теперь обобщите и выведите одно правило на этот вид орфограмм.

− Шипящие вообще опасные, после них чаще всего орфографические ловушки. «Внимание - здесь может быть орфограмма» - говорите себе, если видите шипящую в слове.

  1. Смотрим на доску:

Плач

− Какая это часть речи? (существительное)

− Почему? (нет Ь на конце, а у глагола он бы был)

− А здесь мы можем определить часть речи без контекста? (Печь)

− Докажите

−Итак, когда после шипящих на конце существительных пишется Ь

  1. Цифровой диктант по вариантам

  2. – Вернёмся к ребусу «Внимание – орфограмма»

Найдите случаи, когда орфограмма не словарный вариант.

(у библиотеки – I р.п. к педали – III по аллее – I д.п.)

− Докажите, почему надо писать И или Е.

− Восполним правила на все случаи « Е-И в безударных окончаниях существительных»

  1. Проверим, умеем ли мы применять правила на практике (ребятам предлагается решить тест).

Подпишите их.

Тест:

1. о басн…

2. об отношени…

3 . к насып…

  1. по улиц…

  2. к площад…

  3. в оранжере…

  1. Вернемся к стихотворению. Пронаблюдаем «слитное - раздельное написание НЕ с глаголами и существительными»

− Докажите

− Вспомним все правило «НЕ с существительными»

  1. Работа с сигнальными карточками (если слово пишется раздельно,

вы показываете красную сигнальную карточку, если слитно – белую)

(1. Ненастье преследовало первопроходцев.

2. Не город, а характер утверждали здесь первые строители.

3. Непогода мешала им в работе.

4. Не работа, а гнус и комары мешали им в работе.)

− Какое чувство испытываете вы за первопроходцев нашего города? (Чувство гордости)

− А это предложение запишем (комментированное письмо). «Не гордость, а горечь испытываешь, когда видишь кучи мусора в лесу.»

− А что здесь несет частица НЕ? (отрицание)

− Отрицание чего? (чувства гордости)

− Лес – наше бесценное богатство, и жаль, что нам приходится испытывать чувство горечи от того, что люди так относятся к нему. Так давайте беречь наш лес, наш город, ведь мы здесь живем. И, к счастью, нам есть чем гордиться. Запишем предложение «В нашем городе работают люди разных профессий: сварщики, стропальщики, разметчики, пильщики.»

Объясните знаки препинания в этом предложении и орфограммы . (вспоминаем орфограммы в суффиксах существительных. А теперь запишем еще одно предложение:

«Кирпичик к кирпичику строят люди наш город. Тебе сыночек»

-А здесь с каким суффиксом мы встретились? (-ЕК-, ИК-). Вспомним правило.

  1. Из учебника (упр. №222) (взаимопроверка) выпишите словосочетания на повторенную орфограмму (по вариантам).

  2. Фронтальная проверка.

  3. Подведем итог: какие орфограммы в имени существительном мы повторили ? Что нового вы узнали на уроке? (слово «дизайн»).

  4. Запишите домашнее задание .Выполнить работу по карточкам.



  1. Учитель комментирует оценки (оценивается каждый ученик с учетом устной и письменной работы, а также работа сигнальными карточками).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Орфограммы в имени существительном»

Автор: Ладыженская Татьяна Прокопьевна

Дата: 27.10.2014

Номер свидетельства: 123067

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Понятие склонения имени существительного "
    ["seo_title"] => string(51) "poniatiie-sklonieniia-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "146061"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419070264"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) ""Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих" "
    ["seo_title"] => string(73) "miaghkii-znak-na-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh-poslie-shipiashchikh"
    ["file_id"] => string(6) "219811"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434374090"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Правописание мягкого знака после букв шипящих в конце имен существительных "
    ["seo_title"] => string(94) "pravopisaniie-miaghkogho-znaka-poslie-bukv-shipiashchikh-v-kontsie-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "183513"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425895346"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Род имен существительных в единственном и во множественном числе. "
    ["seo_title"] => string(78) "rod-imien-sushchiestvitiel-nykh-v-iedinstviennom-i-vo-mnozhiestviennom-chislie"
    ["file_id"] => string(6) "187662"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426539883"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Урок русского языка (конспект, презентация)  на тему "Правописание частицы "не" с именами существительными" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(110) "urokrusskoghoiazykakonspiektpriezientatsiianatiemupravopisaniiechastitsyniesimienamisushchiestvitielnymi6klass"
    ["file_id"] => string(6) "277538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452931744"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства