Просмотр содержимого документа
«Орфограмма в корне слова (безударные гласные)»
Тема: Безударные гласные в корне слова
Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи: формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;
расширять словарный запас учащихся;
воспитание познавательного интереса к родному языку.
Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса, индивидуальные тетради для уч-ся для данного урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ 2“), сигнальные карточки с буквами, карточки для рефлексии.
Ход урока
I. Орг. момент Эмоциональный настрой на работу.
С помощью игрушки, которая называется “Маска настроение” (выполнена игрушка в технике оригами) покажите, какое настроение у вас сейчас. У меня вот такое: я рада встрече с вами, рада поработать с вами.
II. Проблемная ситуация
- Послушайте рассказ об одной ошибке. (1слайд)
Дима написал своему другу Пете sms-сообщение : «Приходи вечером с мечом, сыграем». Петя ответил: «Хорошо, приду в 6 часов».
В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. «Мяч будет, - сказал он, - Петя обещал!»
Ровно в 6 часов появился Петя, но вместо мяча у него в руках был длинный деревянный меч»
- Почему друг не понял Диму?
- Какой закон письма не знает Дима? (Дима не знает правила написания безударных гласных в корне слова)
А вы хотите, чтобы вас понимали?
-Положите перед собой тетрадь. Почему она в виде варежки?
(Потому что на дворе зима)
Посмотрите, какой красивой может быть зима. Сегодня на уроке мы будем работать со словами, связанными с зимой.
Снимите наклейку и прочтите тему урока.
III. Определение темы урока и учебной задачи
- Как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться?
(Отличать проверяемые слова от проверочных)
- А чему я вас сегодня должна научить?
(Я должна вас научить понимать особенности проверяемых и проверочных слов)
IV.Работа по открытию новых знаний
1) – Давайте понаблюдаем, какие безударные гласные в корне слова требуют проверки. Работаем устно с сигнальными карточками. (2 слайд) м … чи п…ля ш…ги сл…ды л…сты
- Найдите в тетради задание под номером 1. Впишите в предложение безударные гласные, требующие проверки. Прочтите, что у вас получилось.
1. Безударные гласные я, о, а, е, и, надо проверять.
2) - В какой части слова могут быть безударные гласные? Почитаем об этом в справке под значком, на котором изображена снежинка.
Безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова он находится.
- Прочитайте слова, написанные на доске, найдите их у себя в тетради. Первое слово разберем с объяснением у доски.
2. Подснежники, снега, (замело) снегом
Второй человек у доски разбирает два остальных слова. - Обозначим ударение. - В какой части слова находятся безударные гласные?
3) Читаем вторую справку.
Если безударный гласный звук – в приставке или суффиксе вспомни, как пишется эта приставка или суффикс: по-, под-, пере-, про-; -очк, -ечк, -еньк, -оньк. Если безударный гласный звук – в корне, нужно подобрать проверочное слово.
- Назовите среди этих слов слово с безударным гласным в корне. Это – проверяемые слова. - А есть ли среди записанных слов проверочное? Запишите его в задании №3.
3. сн…га - сн...га -
Прочтите, какое проверочное слово записали? Снегом. - Объясните, почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением) - Что используется для проверки? ( форма слова) - А кто по-другому проверил? (подснежники) - Почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением) - А как здесь проверяли? (с помощью однокоренного слова) (3слайд)
4) Читаем третью справку.
Проверочными могут быть форма слова или однокоренное слово с ударным гласным в корне.
- У слова снег много родственников. - Как по-другому называются родственные слова? (однокоренные) - Почему они так называются? (потому что имеют одинаковый корень и что-то общее по смыслу)
Проплясали по сн…гам Сн…жные метели. Сн…гири сн…говикам Песню просвистели.
У засн…женной реки В белом переулке Звонки носятся сн…жки, Режут лед сн…гурки.
- Кто знает, что такое снегурки? (коньки, которые привязываются к обуви) Если вам интересно узнать, когда появились первые коньки, и с какого материала они были сделаны, как выглядели – можете узнать об этом в Интернете или в «Энциклопедическом словаре», а потом расскажите об этом в классе и обменяетесь впечатлениями. - А сейчас вернемся к стихотворению. Найдите в нем и назовите однокоренные слова. - Прочтите какое задание надо выполнить в этом номере. ( Вставьте пропущенные буквы. Выделите корень. Обозначьте ударение. Подчеркните проверочные слова.)
Дети выполняют задание.
- Назовите проверочные слова. Почему они проверочные?
- Смотрим следующее задание.
5. Запишите проверочные слова к слову зима. З…ма, - зимы, зимний, зимушка, озимые, озимь, зимовье, зимовать, зазимовать, перезимовать, зимовка.
Дети называют по одному слову, записываем по одному слову. Выделяем корень. Обозначаем ударение.
- Когда записали слово зимы, как здесь проверили? (формой слова) - Когда записали слово зимний, как здесь проверили? (однокоренным словом) - Как можно было бы назвать эту группу слов, если исключить из нее слово зимы? (однокоренные слова) - А почему исключаем слово зимы? ( это другая форма слова зима) - Продолжим это ряд однокоренных слов. - Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково) - В чем особенность проверочных слов? ( в проверочном слове гласный в корне ударный)
(5 слайд) Озимые – высеваемые и прорастающие осенью, зимующие под снегом. Озимые культуры. Озимые хлеба. Озимь – 1) Всходы, посевы озимых культур. 2) Поле, занятое посевами озимых культур.
- Чем в русской народной сказке Морозко укрывал озимые хлеба? (снежным одеялом) - Продолжите поговорку «Много снега - ……» (много хлеба)
VI. Самостоятельная работа
- Помните, в начале урока я рассказывала про Диму, который пока еще не усвоил правило проверки безударных гласных в корне. Предлагаю вам попробовать себя в роли учителя и проверить сочинение Димы. Прочтите его.
Зимой. Пушистым кавром лежит снег на палях и халмах. Побилели лисные палянки. В лису замило все трапинки. Дует лидяной ветер. На окнах поивились удевительные узоры.
- Исправьте ошибки, допущенные в тексте. - Проверьте, все ли ошибки исправили. (6 слайд) - Какие ошибки не увидели? Как можно проверить эти слова.
VII.Итог.
- Какие слова называем проверяемыми? ( У которых безударный гласный в корне) - Какие слова называем проверочными? ( В которых гласный в корне под ударением)
VIII. Рефлексия.
- Подведем итог нашей работы. Украсим елочку. Для этого выберем шарик соответствующего цвета. - Причитаем, что обозначает шарик красного цвета, желтого, синего, стального.
Красный – Работой своей доволен. Все получилось. Желтый – Работал хорошо. Были небольшие затруднения. Синий – Работал не очень активно. Было трудно. Стальной – Работой своей не доволен. Осталось много вопросов.