kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Орфограмма в корне слова (безударные гласные)

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке дети познакомятся с правилом проверки безударных гласных в корне слова, научатся видеть орфограмму в корне слова.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Орфограмма в корне слова (безударные гласные)»




Тема: Безударные гласные в корне слова


Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.

Задачи: формировать умение видеть орфограмму в корне слова;

познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;

расширять словарный запас учащихся;

воспитание познавательного интереса к родному языку.

Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса, индивидуальные тетради для уч-ся для данного урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 1), презентация (ПРИЛОЖЕНИЕ 2“), сигнальные карточки с буквами, карточки для рефлексии.


Ход урока

I. Орг. момент
Эмоциональный настрой на работу.

С помощью игрушки, которая называется “Маска настроение” (выполнена игрушка в технике оригами) покажите, какое настроение у вас сейчас. У меня вот такое: я рада встрече с вами, рада поработать с вами.


II. Проблемная ситуация

- Послушайте рассказ об одной ошибке. (1слайд)


Дима написал своему другу Пете sms-сообщение : «Приходи вечером с мечом, сыграем».
Петя ответил: «Хорошо, приду в 6 часов».

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе. «Мяч будет, - сказал он, - Петя обещал!»

Ровно в 6 часов появился Петя, но вместо мяча у него в руках был длинный деревянный меч»


- Почему друг не понял Диму?

- Какой закон письма не знает Дима?
(Дима не знает правила написания безударных гласных в корне слова)

А вы хотите, чтобы вас понимали?


-Положите перед собой тетрадь. Почему она в виде варежки?

(Потому что на дворе зима)

Посмотрите, какой красивой может быть зима. Сегодня на уроке мы будем работать со словами, связанными с зимой.

Снимите наклейку и прочтите тему урока.


III. Определение темы урока и учебной задачи

- Как вы думаете, чему вы должны сегодня научиться?

(Отличать проверяемые слова от проверочных)

- А чему я вас сегодня должна научить?

(Я должна вас научить понимать особенности проверяемых и проверочных слов)

IV. Работа по открытию новых знаний

1) – Давайте понаблюдаем, какие безударные гласные в корне слова требуют проверки.
Работаем устно с сигнальными карточками. (2 слайд)
м … чи
п…ля
ш…ги
сл…ды
л…сты


- Найдите в тетради задание под номером 1. Впишите в предложение безударные гласные, требующие проверки.
Прочтите, что у вас получилось.


1. Безударные гласные я, о, а, е, и, надо проверять.

2) - В какой части слова могут быть безударные гласные?
Почитаем об этом в справке под значком, на котором изображена снежинка.

Безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании.
Прежде, чем обозначить буквой гласный звук в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова он находится
.

- Прочитайте слова, написанные на доске, найдите их у себя в тетради.
Первое слово разберем с объяснением у доски.

2. Подснежники, снега, (замело) снегом


Второй человек у доски разбирает два остальных слова.
- Обозначим ударение.
- В какой части слова находятся безударные гласные?


3) Читаем вторую справку.

Если безударный гласный звук – в приставке или суффиксе вспомни, как пишется эта приставка или суффикс: по-, под-, пере-, про-; -очк, -ечк, -еньк, -оньк.
Если безударный гласный звук – в корне, нужно подобрать проверочное слово.


- Назовите среди этих слов слово с безударным гласным в корне.
Это – проверяемые слова.
- А есть ли среди записанных слов проверочное? Запишите его в задании №3.


3. сн…га -
сн...га -


Прочтите, какое проверочное слово записали?
Снегом.
- Объясните, почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением)
- Что используется для проверки? ( форма слова)
- А кто по-другому проверил? (подснежники)
- Почему это слово проверочное? (потому что гласный в корне под ударением)
- А как здесь проверяли? (с помощью однокоренного слова) (3слайд)

4) Читаем третью справку.

Проверочными могут быть форма слова или однокоренное слово с
ударным гласным в корне.


- У слова снег много родственников.
- Как по-другому называются родственные слова? (однокоренные)
- Почему они так называются? (потому что имеют одинаковый корень и что-то общее по смыслу)

Физкультминутка (4слайд)

V. Закрепление изученного


Прочитайте стихотворение «Снежная сказка».
Читаем вслух.

«Снежная сказка»

Проплясали по сн…гам
Сн…жные метели.
Сн…гири сн…говикам
Песню просвистели.

У засн…женной реки
В белом переулке
Звонки носятся сн…жки,
Режут лед сн…гурки.


- Кто знает, что такое снегурки? (коньки, которые привязываются к обуви)
Если вам интересно узнать, когда появились первые коньки, и с какого материала они были сделаны, как выглядели – можете узнать об этом в Интернете или в «Энциклопедическом словаре», а потом расскажите об этом в классе и обменяетесь впечатлениями.
- А сейчас вернемся к стихотворению. Найдите в нем и назовите однокоренные слова.
- Прочтите какое задание надо выполнить в этом номере. ( Вставьте пропущенные буквы.
Выделите корень. Обозначьте ударение. Подчеркните проверочные слова.)

Дети выполняют задание.

- Назовите проверочные слова. Почему они проверочные?

- Смотрим следующее задание.

5. Запишите проверочные слова к слову зима.
З…ма, - зимы, зимний, зимушка, озимые, озимь, зимовье, зимовать, зазимовать,
перезимовать, зимовка.


Дети называют по одному слову, записываем по одному слову.
Выделяем корень. Обозначаем ударение.

- Когда записали слово зимы, как здесь проверили? (формой слова)
- Когда записали слово зимний, как здесь проверили? (однокоренным словом)
- Как можно было бы назвать эту группу слов, если исключить из нее слово зимы?
(однокоренные слова)
- А почему исключаем слово зимы? ( это другая форма слова зима)
- Продолжим это ряд однокоренных слов.
- Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково)
- В чем особенность проверочных слов? ( в проверочном слове гласный в корне ударный)

(5 слайд)
Озимые – высеваемые и прорастающие осенью, зимующие под снегом.
Озимые культуры. Озимые хлеба.
Озимь – 1) Всходы, посевы озимых культур.
2) Поле, занятое посевами озимых культур.

- Чем в русской народной сказке Морозко укрывал озимые хлеба? (снежным одеялом)
- Продолжите поговорку «Много снега - ……» (много хлеба)

VI. Самостоятельная работа

- Помните, в начале урока я рассказывала про Диму, который пока еще не усвоил правило проверки безударных гласных в корне. Предлагаю вам попробовать себя в роли учителя и проверить сочинение Димы. Прочтите его.

Зимой.
Пушистым кавром лежит снег на палях и халмах. Побилели лисные палянки. В лису замило все трапинки. Дует лидяной ветер. На окнах поивились удевительные узоры.


- Исправьте ошибки, допущенные в тексте.
- Проверьте, все ли ошибки исправили. (6 слайд)
- Какие ошибки не увидели? Как можно проверить эти слова.

VII. Итог.

- Какие слова называем проверяемыми? ( У которых безударный гласный в корне)
- Какие слова называем проверочными? ( В которых гласный в корне под ударением)

VIII. Рефлексия.

- Подведем итог нашей работы. Украсим елочку. Для этого выберем шарик соответствующего цвета.
- Причитаем, что обозначает шарик красного цвета, желтого, синего, стального.



Красный – Работой своей доволен. Все получилось.
Желтый – Работал хорошо. Были небольшие затруднения.
Синий – Работал не очень активно. Было трудно.
Стальной – Работой своей не доволен. Осталось много вопросов.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Орфограмма в корне слова (безударные гласные)

Автор: Агеева Ирина Владимировна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация  к уроку русского языка в 3 классе "Правописание безударных гласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(104) "priezientatsiia-k-uroku-russkogho-iazyka-v-3-klassie-pravopisaniie-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "122682"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414327685"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока по теме "Правописание безударных гласных в корне слова""
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekturokapotiemiepravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhvkornieslova"
    ["file_id"] => string(6) "255998"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448031566"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока "Безударные гласные в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-biezudarnyie-ghlasnyie-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "145613"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418964805"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока "Правописание безударных гласных. Обобщение""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekturokapravopisaniiebiezudarnykhghlasnykhobobshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "271206"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451403242"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Способы проверки правописания безударных гласных в корне "
    ["seo_title"] => string(63) "sposoby-provierki-pravopisaniia-biezudarnykh-ghlasnykh-v-kornie"
    ["file_id"] => string(6) "149832"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420321304"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства