Тема: «Способы проверки правописания безударных гласных в корне»
Цель: познакомить учащихся с правилом проверки безударных гласных в корне слова.
Задачи:
- формировать умение видеть орфограмму в корне слова;
- познакомить с особенностями проверяемых и проверочных слов и способами проверки безударных гласных в корне;
- расширять словарный запас учащихся;
- воспитание познавательного интереса к родному языку.
Оборудование: учебник “Русский язык” для 2 класса, авт. В.П. Канакина,В.Г. Горецкий, сигнальные карточки с буквами, орфографический словарь,наглядные пособия,карточки для работы в парах, карточки для работы в группах.
Ход урока:
1.Оргмомент
Девиз нашего урока: «Наблюдать, думать, находить, доказывать, запоминать».
Чтобы работалось хорошо на уроке проведем мозговую гимнастику «покачивая головой» (для улучшения мыслительной деятельности).
А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу.
2.Мотивация учебной деятельности:
Учащийся читает стихотворение,остальные ученики должны понять о какой орфограмме будет идти речь на уроке.
Сосна, вода, дела,трава -
Проверить надо все слова
Безударной гласной-
Стоп! Писать опасно!
Слуху вы не доверяйте-
Ударением проверяйте:
Сосны, воды, травы,дело
А теперь пишите смело.
Так о какой орфограмме идет речь?
3.Сообщение темы и цели урока:
Сегодня на уроке-путешествии мы поговорим и поупражняемся в написании слов с проверяемыми и не проверяемыми гласными в корне.
Учитель:Звуки бывают гласными и согласными. Когда гласные стоят в слове без ударения, каждая хочет занять почетное место. Так бы они и ссорились, если бы на выручку не пришел знак Ударения, который по мгновению волшебной палочки определили свое место каждой гласной в слове.
Волшебник Ударение порекомендовал следовать следующим правилам проверки безударных гласных. Алгоритм — памятка:
1.Читаю слово.
2.Определяю ударение.
3. Подбираю однокоренные слова.
4. Выделяю корень.
5. Пишу гласную.
Учитель: Волшебник Ударение приглашает нас совершить путешествие по окрестностям его замка.
1.Разминка. Работа с карточками «А», «О», «Е», «И», «Я». (Учитель называет слова с безударными гласными, дети поднимают данную карточку)
2. Цветочная поляна. Задание: определить безударную гласную в корне,и подобрать проверочные слова( гр..бы, пч...ла, за..ц, т..пор, г..ра, цв..ток, с..бака, к..рова, м..чи).
Выходят две помошницы волшебника Ударения и рассказывают стихотворение:
Если в корне гласный звук
Вызвал вдруг сомнение,
Ты его немедленно
Ставь под ударение.
Если проверочного слова не подберешь,
То в орфографическом словаре его найдешь.
3.Игра «Доберись до вершины горы». Рисунок горы на ней слова с безударными гласными.
4.Игра «Озеро гласных». Дети ловят в озере только безударный гласный звук. Слышу звук — записываю букву.
Загадки:
- Рыжая с пушистым хвостом
Живет в лесу под кустом. (Лиса)
- Кто в году 4 раза переодевается? (земля)
- Не конь,а бежит
не лес ,а шумит. (река)
- Утром падаю всегда:
не дождинка, не звезда,
но сверкаю в лопухах
на опушке и в лугах. (роса)
- По морю идет, идет
А до берега дойдет
тут и пропадет. (волна)
и,е, е, о, о.
5.Физминутка «Игровая площадка».
Две команды. Одна команда безударная гласная проверяемая, а вторая команда безударная гласная не проверяемая. Учитель называет слова, и в зависимости от правила каждая из команда должна выполнить свое действие. Первая команда — хлопает, вторая — топает.
6. Игра «Дремучий лес».
Работа в парах. Детям даются карточки со словами в которых допущены ошибки при написании гласных в корне. Дети должны в паре исправить ошибки.
7.Игра «Замок волшебника Ударение».
Работа в группах. Дети вставляют в текст безударную гласную в корне.
8.Итог урока.
Учитель: Мы попали в замок волшебника Ударение, отлично справились с заданиями, получили новые знания, волшебник Ударение остался доволен вами.
А вы довольны?
Какое настроение у вас в конце урока?
Оцените свою работу. Кто доволен своей работой — клеит красный цветок на замок,те кто не доволен своей работой — синий.
9. Домашнее заданий.
Учитель приносит волшебный мешочек,каждый учащийся достает из него задание ( на вырезанной из картона конфете,написаны 3 слова из орфографического словаря). Дети учат слова и составляют с ними предложения.