kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпический словарь

Нажмите, чтобы узнать подробности

пвмвпрвирираимаимоиоитомтимотимотиомтомрсимрсимостмостот

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпический словарь»

Урок № 14

Тема: 4.4. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпический словарь


Цель: Систематизация и обобщение знания по орфоэпии.


Задачи

Обучающая:

  • Обобщить и систематизировать знания студентов об орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях.

Развивающая:

  • Совершенствовать умения находить в слове основные звуковые процессы; освоить литературное произношение ряда слов, раскрыть смысло-различительную роль ударения.

Воспитывающая:

  • Воспитывать в студентах чувство любви к русскому языку.


Ход занятия

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Объявление целей и задач, плана занятия. Постановка проблемы.

  1. Фронтальная беседа с группой.

-В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:

«Старший молвил: «Что за диво!

Все так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися.»

Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка?

«И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была».

- А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

«Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали:»

Вывод. Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Вот мы и рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения, с таким понятием, как орфоэпическая норма; обобщим сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях. В ходе лекции делайте краткие записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих занятиях при выполнении тестовых заданий.

  1. Лекция с элементами беседы

  1. Орфоэпия (от греч. orthos «простой, правильный» и epos «речь») – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы; совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение.

Таким образом, орфоэпия определяет нормы литературного произношения – орфоэпические нормы – и охраняет их.

Произнесите правильно: Торты, кухонный, включим, понывший, закупорив, наверх.

- Почему так сложно бывает выбрать, где сделать ударение в слове?

- Не все говорящие на русском языке люди одинаково произносят слова. Причины этого явления можно объяснить по-разному, например, иногда сказывается влияние просторечия или диалекта. Словарный запас, которым владеет обычный человек, ограничен. Даже словари, содержащие сведения о произношении и ударении, не охватывают всей лексики русского языка, так в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И.Аванесова зафиксировано около 63500 слов, а в «Словаре ударений русского языка» под ред. И.Л.Резниченко – 10000. Произношение в языке меняется быстрее всего, на смену одним фонетическим закономерностям приходят другие. Вот почему многие слова, если обратиться к словарям и справочникам (именно они станут нашими незаменимыми помощниками), имеют в настоящее время варианты произнесения. Так, в «Словаре ударений русского языка» под ред. И.Л.Резниченко равноправные (одинаково правильные) варианты вводятся с помощью союза и, например: Августовский и августОвский, одноврЕменно и одновремЕнно, твОрог и творОг, террор [тэ и те], декольтированный [дэ и де].

А в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И.Аванесова существует еще и разграничение основного и допустимого вариантов. Помета доп. (допустимо) сопровождает менее желательный вариант нормы, который тем не менее находится в пределах правильного, например: декан, -а [д,э], доп. [дэ]. В экзаменационных тестах обычно используются те слова и формы, что соответствуют нормативному подходу. Однако на наших занятиях мы будем встречаться и с вариантами, которые в словарях сопровождаются пометами разг. (разговорное) и прост. (просторечное), если же при выполнении задания мы столкнемся с выбором произносительного варианта, то в качестве правильного ответа может быть принят только основной вариант.

В орфоэпии обращается внимание на ударение и на «литературное произношение отдельных звуков и звукосочетаний».

Ударение – выделение какого-либо слога в слове большей силой произнесения и увеличением длительности.

Поскольку слог в русском языке образуют гласные звуки, то они и называются ударными или безударными.

- Как вы думаете, какова роль ударения в слове?

- Действительно, с помощью ударения мы можем различать разные слова: атлАс – Атлас, замОк – зАмок, мукА – мУка, трусИт – трУсит, погужЁнный – погрУженный.

Место ударения сигнализирует нам о том, что мы имеем дело с формами разных слов: ношУ – нОшу, кружкИ – крУжки, стрелкИ – стрЕлки, белкИ – бЕлки, клбЫ – клУбы, окунИ – Окуни, дОрог – дорОг, а также с разными формами одного слова: косИте – кОсите, носИте – нОсите.

Более того, ударение помогает различать и функционально-стилистические варианты: лаврОвый лист – семейство лАвровых (научн.).

- Вы все изучаете иностранные языки, не заметил ли кто-нибудь из вас, каковы особенности русского ударения, чем оно отличается от ударения в других языках?

- отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность. В отличие, например, от польского языка, в котором ударение падает только на предпоследний слог: jeziOro (рус. озеро), kolorOwy (рус. цветной), przystAnek (рус. остановка), obcOwac (рус. общаться), - в русских словах ударным может быть как первый слог – кнИга, мЕдленно, так и второй – лежАть, картинА, третий – магазИн, побежАли, четвертый – чистописАние и даже пятый – стоматологИческий. То есть в русском языке ударение свободное.

Интересно, что место ударения в русских словах может быть постоянным: кнИга, кнИги, кнИге, кнИг, кнИгами; вернУсь, вернЕшься, вернУтся, - но может и меняться: лИст, листА, листУ, лИстья; плясАть, пляшУ, плЯшем, плЯшете. То есть русское ударение – подвижное.

- Как вы думаете, каких слов в нашем языке больше – с постоянным местом ударения или с изменяющимся?

- Как установлено учеными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

- А все ли слова в русском языке имеют ударение? Сколько ударений может иметь одно слово?

- большинство слов русского языка имеет одно ударение – основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) [4, с.11]. Сравните: зелЕный, победИть, вЕсело и желЕзнодорожный, вОдогрЯзелечЕбница. Не имеют собственного ударения слова, относящиеся к служебным частям речи, - предлоги, частицы, союзы: под горОй, цветЫ и лИстья, скажИ-ка.

Разноместность и подвижность русского ударения создают трудности при его усвоении. Чтобы уменьшить количество ошибок в нашей речи, воспользуемся некоторыми правилами орфоэпии. Они отражают орфоэпические нормы.

3.Сообщение студента «Формирование и развитие орфоэпических норм» (2-3 минуты).

Продолжение лекции. Давайте рассмотрим те правила постановки ударения, которые значительно могут облегчить нашу жизнь

Ударение в именах прилагательных.

У полных форм имен прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании, оно сохраняется при склонении: прилЕжный, прилЕжная, прилЕжной, прилЕжным, прилЕжных; сравним: большАя, большОй, большОму, большИх.

Вариативность произношения кружкОвый и кружковОй, мЕньший и меньшОй, автозавОдский и автозаводскОй, мИнусовый и минусовОй вызвана стремлением разграничить малоупотребительные или книжные прилагательные и прилагательные, употребляющиеся часто, стилистически нейтральные или даже сниженные. Малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании. Сегодня правильными считаются оба варианта: кружкОвый и кружковОй, заппАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй.

Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Существует последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый – красИв –красИва – красИво – красИвы; немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы и т.п. Однако в русском языке есть и прилагательные с подвижным ударением. Их количество невелико, но они часто используются в речи. У таких прилагательных в формах мужского, среднего рода и множественного числа ударение падает на основу, а в форме женского рода происходит перенос ударения на окончание: прАвый –прав –прАво – прАвы – правА; сЕрый – сер – сЕро – сЕры – серА; стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА. Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы, в составе которых нет суффиксов или имеются простейшие суффиксы (-к-, -н-).

Но при этом нужно знать, что ряд слов «выбивается» из указанной нормы, например, можно говорить длИнны и длинны, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ, глубОки и глубокИ, глУпы и глупЫ и др., значит, возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю.

«Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе –ее: сильнА – сильнЕе, больнА – больнЕе, грустнА – грустнЕе, живА – живЕе, стройнА – стройнЕе, правА – правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе красИва – красИвее, успЕшна – успЕшнее, печАльна – печАльнее, протИвна – протИвнее. То же касается и формы превосходной степени». [6,с.26] Сравните: сильнЕйший, живЕйший, глупЕйший, нежнЕйший и красИвейший, удОбнейший, справедлИвейший.

Ударение в глаголах

Трудность в постановке ударения в употребительных глаголах возникает, когда мы имеем дело с формами прошедшего времени.

Обычно ударение в прошедшем времени падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть – сидЕла, мечтАть – мечтАла, прЯтать – прЯтала, смотрЕть – смотрЕла.

Однако довольно большая группа употребительных глаголов (около 30) подчиняется другому правилу: в форме женского рода ударение переходит на окончание, а в остальных формах остается на основе. «Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить – жил – жИло – жИли – жилА; ждать – ждал – ждАло – ждАли – ждалА; лить – лил – лИло – лИли – лилА. Также произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т.п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить – вЫжила, вЫлить – вЫлила, вЫзвать - вЫзвала» [6,с.26].

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остается на основе: крАла, слАла, послАла, стлАла.

И еще одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего переходит на окончание: начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь; поднЯться – поднялсЯ, поднялОсь, поднялАсь, поднялИсь.

Особое внимание обратим на произношение глагола звонить в спрягаемой форме. «Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка» [Там же.] Никогда не делать ошибок в этом глаголе вам могут помочь ваши давние знакомые – Хрюша и Мишутка из передачи «Спокойной ночи, малыши». Они разучили очень полезный стишок: «Я все верно говорЮ, я не звОню, а звонЮ. Ты все верно говорИшь, ты не звОнишь, а звонИшь. Мы все верно говорИм: мы не звонИм, а звонИм».

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях.

Чаще всего трудности возникают при постановке ударения в кратких страдательных причастиях.

Если в полной форме ударение находится на суффиксе –енн-, то оно остается на нем только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЕнный – проведЕн, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезЕнный – завезЕн, завезенА, завезенО, завезенЫ, закреплЕнный – закреплЕн, закрепленА, закрепленО, закрепленЫ. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят: «зав[Езенный» вместо завезенный, «перевЕденный» вместо переведенный и т.д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом –т-. Если суффиксы неопределенной формы –о-, -ну- имеют на себе ударение, то в причастиях оно перейдет на один слог вперед: полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЕрнутый.

Страдательные причастия от глаголов, производных от лить и пить, (с суффиксом –т-) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый, дОпит и допИт, допитА и допИта, дОпито и допИто, дОпиты и допИты.

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределенной форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях и именах существительных в основном следует изучать путем запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.


4.Закрепление материала.

1. Орфоэпическая разминка.

Текст №1. Слайд №1.

Ключ

  1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за пОручни. Пройдите тамОженный досмотр. тамОжня уже началА свою работу. Груз, поделЕнный на двоих, вдвое легче. поднЯв чемодан, положИте его на транспортер. ЭкспЕрт, понЯвший свою задачу, нАчал действовать. Железнодорожный состав прИбыл на станцию вовремя. прибЫв к месту следования, получИте багаж.

Проверьте себя

  1. Поднимаясь по лестнице, держитесь за поручни. Вы прошли таможенный досмотр? Таможня уже начала свою работу. Груз, поделенный на двоих, вдвое легче. Подняв чемодан, положите его на транспортер. Эксперт, понявший свою задачу, начал действовать. Железнодорожный состав прибыл на станцию вовремя. Прибыв к месту следования, не забудьте получить багаж.

  2. Выполнение тренировочных упражнений.

Упражнение 1. Прочитайте правильно. Образец: жи'ть - жи'л, жи'ло, жи'ли, жила'. Слайд №2.

А. Проспать – проспал, проспало, проспали, проспала.

Догнать – догнал, догнало, догнали, догнала.

Ждать – ждал, ждало, ждали, ждала.

Продал – продало, продали, продала.

Лгать- лгал, лгало, лгали, лгала.

Б. Жив – живо, живы, жива.

Прав право, правы, права.

Жалок – жалко, жалки, жалка.

Зелен – зелено – зелены – зелена.

Жёсток – жестко, жестки, жестка.

В. Принят –принято, приняты, принята.

Поднят – поднято, подняты, поднята

Продан – продаю, проданы, продана.

Отдан отдано, отданы, отдана.

Занят – занято, заняты, занята.

Упражнение 2. Слайд №3. Обозначьте ударение. Укажите значения приведенных слов.

Кроить атлас – открыть атлас, броня на билет – непробиваемая броня, бронированные места – бронированная техника, положить продукты в ледник – подниматься на ледник, развитая страна – развитая веревка, раскрыть заговор – заговор от боли, есть ирис – расцвел ирис, злая острота – острота лезвия, характерный поступок – характерный человек, языковая политика – языковая колбаса.

Упражнение 3. Поставьте ударение в следующих словах. За справками обращайтесь к словарю. Слайд №4. Агенство, баловать, дефис, договоренность, демократия, квартал, взаймы, километр, красивейший, кухонный, ножны, невылазный, недоимка, отщепенец, отличить, облегчить, обострить, одолжить, осведомиться, премировать, принудить, приобретение, приговор, плесневеть, побудить, портфель, статуя, случай, тренер, упрочение, фарфор, форзац, ходатайствовать. Упражнения на произношение отдельных звуковых сочетаний.

Слайд №5.

  1. Прочитайте вслух проведенные слова. Обратите внимание на произношение чн как [чн] или [шн]. В каких случаях возможно двоякое произношение?

Булочная, горчичник, сливочный, лавочник, шуточный, горничная, молочница, конечно, прачечная, скучно, спичечный, копеечный, двоечник, девичник, нарочно, взяточник, пустячный, порядочный, убыточный, Ильинична. [4]

  1. На основе рифм поэтических текстов, взятых из произведений А.с.Пушкина, определите произношение сочетания чн. Как бы вы объяснили обнаруженное орфоэпическое явление?

  1. По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

  1. Грустно, Нина: путь мой скучен.

Дремля смолкнул мой ямщик,

Колокольчик однозвучен,

Отуманен лунный лик.

  1. Иль взор унылый не найдет

Знакомых лиц на сцене скучной,

И, устремив на чуждый свет

Разочарованный лорнет,

Веселья зритель равнодушный,

Безмолвно буду я зевать

И о былом воспоминать?

  1. Но Ленский, не имев, конечно,

Охоты узы брака несть,

С Онегиным желал сердечно

Знакомство покороче свесть.

  1. Но, говорят, вы нелюдим;

В глуши, в деревне все вам скучно,

А мы: ничем мы не блестим,

Хоть вам и рады простодушно.


5.Подведение итогов. Выставление оценок. Рефлексия.


6.Домашнее задание. Составить орфоэпический словарик.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпический словарь

Автор: Адырова Светлана Мукашевна

Дата: 05.02.2020

Номер свидетельства: 538477

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения."
    ["seo_title"] => string(50) "tema_orfoepicheskie_normy_normy_russkogo_udareniia"
    ["file_id"] => string(6) "485096"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1542004183"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса русского языка в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(105) "lichnostnyie-mietapriedmietnyie-i-priedmietnyie-riezul-taty-osvoieniia-kursa-russkogho-iazyka-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "168818"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423306270"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Рабочая программа по русскому языку для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века" "
    ["seo_title"] => string(88) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-dlia-2-klassa-po-umk-nachal-naia-shkola-21-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "225713"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439831250"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Программа факультатива "Занимательная грамматика" по русскому языку для 7 класса казахской школы "
    ["seo_title"] => string(102) "proghramma-fakul-tativa-zanimatiel-naia-ghrammatika-po-russkomu-iazyku-dlia-7-klassa-kazakhskoi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "143881"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418593648"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства