kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса Орфоэпия в современном русском литературном языке. По русскому языку для 11 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

         В настоящее время в условия девальвации нравственных ценностей, снижения речевой культуры молодого поколения, падения интереса к гуманитарным предметам, остро стоит проблема бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности.

Сегодня перед современной  школой стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, повышения внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского литературного языка, стремления к речевому самосовершенствованию. Отношение к нормам литературного произношения и ударения, или орфоэпии, свидетельствуют об общем культурном уровне носителя языка и имеет не меньшее значение, чем отношение к нормам письменной речи, так как устная речь в жизни многих людей играет более значительную роль, чем письменная. Более того, навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи и от них зависят. Таким образом, комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет наилучшим образом решать задачи формирования и развития произносительных умений и навыков.

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Введение элективного курса позволит учащимся максимально успешно овладеть нормами произношения русского литературного языка  и повысить их образовательный уровень.

Программа элективного  курса состоит из нескольких  разделов, которых рассматриваются общие правила (нормы) орфоэпии, отражающие действующие в фонетической системе русского языка законы изменения фонем в различных позициях. Основные правила русского литературного произношения – это практические выводы из теоретических описаний фонетических явлений, из реально наблюдаемых общих фонетических закономерностей и наиболее устойчивых явлений. Они формируются в соответствии с теорией фонетики, представляя собой как бы прикладной вариант этой теории. Орфоэпические правила охватывают произношение отдельных звуков, их сочетаний некоторых  грамматических форм и заимствованных слов.

 

Программа включает в себя:

пояснительную записку;

тематическое планирование;

учебно-тематическое планирование;

формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;

список литературы для учащихся.

 

Цели элективного курса:

 

1. Развить речевой слух детей, который поможет им не только слушать, но слышать и правильно понимать речь учителя, сверстника, взрослого,  диктора и др.

2. Анализировать фонетические особенности речи с позиции правильности – неправильности, четкости – нечеткости, выразительности – невыразительности.  

3. Сформировать у учащихся языковой вкус и языковое чутье, негативное отношение к произносительным ошибкам, нерадивости и небрежности  в пользовании русской речью.

 

Задачи:

 

1. Формирование способов и приемов успешного овладения нормами произношения и ударения русского литературного языка.

2. Умение отбирать новую информацию.

3. Формирование способности работать в группах.

4. Развитие интереса к русскому языку.

5. Формирование потребностей учащихся в речевом самосовершенствовании.

 

В результате освоения  программного материала обучающиеся должны знать:

Основные правила  русского литературного произношения и ударения.

Произношение гласных под ударением.

Произношение безударных гласных.

Произношение отдельных согласных звуков.

Произношение некоторых грамматических форм.

Произношение некоторых аббревиатур.

Особенности произношения иноязычных слов.

Произношение русских имен и отчеств.

Уметь работать с орфоэпическими словарями.

Развитие русского литературного произношения.

Выполнять практические задания (упражнения).

 

Технология организации учебного процесса.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя;
- самостоятельная;

- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

 

Контроль  по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

промежуточный (проводится в форме теста или контрольной работы);

итоговый (в конце курса) проводится в форме теста или контрольной работы;

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % выполненных заданий –  «зачёт», менее 50 %  –  «незачёт»).

 

 

Содержание программы:

 

РАЗДЕЛ I.    Современная орфоэпия.  (28ч.)

Тема 1. Понятие об орфоэпии (12ч.). Орфоэпия и её практическое значение. Графика и орфоэпия. Орфография и орфоэпия. Фонетика и орфоэпия. Лексика и орфоэпия. Словообразование, морфология и орфоэпия. Синтаксис и орфоэпия. Вопросы развития речи и орфоэпия. Развитие русского литературного произношения. Дикция и орфоэпия.

 

Тема 2. Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения (8ч.).

Произношение гласных звуков под ударением. Произношение безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Произношение отдельных грамматических форм.  Ударение в составе орфоэпии. Произношение некоторых аббревиатур. Произношение иноязычных слов. Произношение русских имен и отчеств.

Тема 3. Некоторые нормы русского словесного ударения (8ч.).

Безударные и слабоударяемые слова. Слова с побочным ударением. Ударение в менах существительных. Ударение в именах  прилагательных, глаголах и причастиях. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке. Ударение подвижное и неподвижное. Изучение орфоэпических словарей.

 

Раздел II.  Межпредметные  связи при обучении орфоэпии (6ч.).

Тема 1. Орфоэпия в рамках единого речевого режима  в школе. (6ч.)

 Изучение слов-терминов различных дисциплин в школе. Орфоэпия на уроках литературы. Выявление произносительных особенностей в речи персонажей литературных произведений. Орфоэпическая разметка текстов. Орфоэпические упражнения и их виды.

 

 

Практические работы:

транскрибирование;

постановка ударений в словах и формах слов;

устное выступление учащихся.

 

Основные термины и понятия:

Фонетика: звук, буква, транскрипция.

 Орфоэпия: ударение, произношение,

Морфемика: значимые части слова;

 Словообразование: способы образования слов (приставочный, суффиксальный и др.)

Морфология: части речи;

Синтаксис: словосочетание и предложение

                                                                                                                                                          

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса Орфоэпия в современном русском литературном языке. По русскому языку для 11 класса »




















Программа элективного курса


Орфоэпия в современном русском литературном языке

по русскому языку для 11 класса





Авторы программы:

Учителя русского языка и литературы ГБОУ СОШ№6

Караваева Г.А. и Приходченко Л.А.




г.о. Жигулевск

2015 г

Пояснительная записка

В настоящее время в условия девальвации нравственных ценностей, снижения речевой культуры молодого поколения, падения интереса к гуманитарным предметам, остро стоит проблема бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности.

Сегодня перед современной школой стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, повышения внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского литературного языка, стремления к речевому самосовершенствованию. Отношение к нормам литературного произношения и ударения, или орфоэпии, свидетельствуют об общем культурном уровне носителя языка и имеет не меньшее значение, чем отношение к нормам письменной речи, так как устная речь в жизни многих людей играет более значительную роль, чем письменная. Более того, навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи и от них зависят. Таким образом, комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет наилучшим образом решать задачи формирования и развития произносительных умений и навыков.

Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Введение элективного курса позволит учащимся максимально успешно овладеть нормами произношения русского литературного языка и повысить их образовательный уровень.

Программа элективного курса состоит из нескольких разделов, которых рассматриваются общие правила (нормы) орфоэпии, отражающие действующие в фонетической системе русского языка законы изменения фонем в различных позициях. Основные правила русского литературного произношения – это практические выводы из теоретических описаний фонетических явлений, из реально наблюдаемых общих фонетических закономерностей и наиболее устойчивых явлений. Они формируются в соответствии с теорией фонетики, представляя собой как бы прикладной вариант этой теории. Орфоэпические правила охватывают произношение отдельных звуков, их сочетаний некоторых грамматических форм и заимствованных слов.

Программа включает в себя:

пояснительную записку;

тематическое планирование;

учебно-тематическое планирование;

формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;

основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;

список литературы для учащихся.


Цели элективного курса:


1. Развить речевой слух детей, который поможет им не только слушать, но слышать и правильно понимать речь учителя, сверстника, взрослого, диктора и др.

2. Анализировать фонетические особенности речи с позиции правильности – неправильности, четкости – нечеткости, выразительности – невыразительности.

3. Сформировать у учащихся языковой вкус и языковое чутье, негативное отношение к произносительным ошибкам, нерадивости и небрежности в пользовании русской речью.


Задачи:


1. Формирование способов и приемов успешного овладения нормами произношения и ударения русского литературного языка.

2. Умение отбирать новую информацию.

3. Формирование способности работать в группах.

4. Развитие интереса к русскому языку.

5. Формирование потребностей учащихся в речевом самосовершенствовании.


В результате освоения программного материала обучающиеся должны знать:

Основные правила русского литературного произношения и ударения.

Произношение гласных под ударением.

Произношение безударных гласных.

Произношение отдельных согласных звуков.

Произношение некоторых грамматических форм.

Произношение некоторых аббревиатур.

Особенности произношения иноязычных слов.

Произношение русских имен и отчеств.

Уметь работать с орфоэпическими словарями.

Развитие русского литературного произношения.

Выполнять практические задания (упражнения).


Технология организации учебного процесса.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

- работа под руководством учителя;
- самостоятельная;

- работа в группах;
- индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках.

Формы итогового контроля и критерии их оценки


Контроль по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

промежуточный (проводится в форме теста или контрольной работы);

итоговый (в конце курса) проводится в форме теста или контрольной работы;

Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % выполненных заданий – «зачёт», менее 50 % – «незачёт»).



Содержание программы:


РАЗДЕЛ I. Современная орфоэпия. (28ч.)

Тема 1. Понятие об орфоэпии (12ч.). Орфоэпия и её практическое значение. Графика и орфоэпия. Орфография и орфоэпия. Фонетика и орфоэпия. Лексика и орфоэпия. Словообразование, морфология и орфоэпия. Синтаксис и орфоэпия. Вопросы развития речи и орфоэпия. Развитие русского литературного произношения. Дикция и орфоэпия.


Тема 2. Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения (8ч.).

Произношение гласных звуков под ударением. Произношение безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Произношение отдельных грамматических форм. Ударение в составе орфоэпии. Произношение некоторых аббревиатур. Произношение иноязычных слов. Произношение русских имен и отчеств.

Тема 3. Некоторые нормы русского словесного ударения (8ч.).

Безударные и слабоударяемые слова. Слова с побочным ударением. Ударение в менах существительных. Ударение в именах прилагательных, глаголах и причастиях. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке. Ударение подвижное и неподвижное. Изучение орфоэпических словарей.


Раздел II. Межпредметные связи при обучении орфоэпии (6ч.).

Тема 1. Орфоэпия в рамках единого речевого режима в школе. (6ч.)

Изучение слов-терминов различных дисциплин в школе. Орфоэпия на уроках литературы. Выявление произносительных особенностей в речи персонажей литературных произведений. Орфоэпическая разметка текстов. Орфоэпические упражнения и их виды.



Практические работы:

транскрибирование;

постановка ударений в словах и формах слов;

устное выступление учащихся.


Основные термины и понятия:

Фонетика: звук, буква, транскрипция.

Орфоэпия: ударение, произношение,

Морфемика: значимые части слова;

Словообразование: способы образования слов (приставочный, суффиксальный и др.)

Морфология: части речи;

Синтаксис: словосочетание и предложение


















Календарно-тематическое планирование:

№ п/п

Сроки

Тема

Вид урока

 

 

Тема 1. Понятие об орфоэпии (9 ч.).


 

1

 

Орфоэпия и её практическое значение.

Лекция

2

 

Графика и орфоэпия.

Лекция

3

 

Орфография и орфоэпия.

Практическая работа

4

 

Фонетика и орфоэпия.

Практическая работа

5

 

Лексика и орфоэпия.

Лекция

6-7

 

Словообразование, морфология и орфоэпия.

Лекция

8

 

Развитие русского литературного произношения.

Тренировочный

9

 

Дикция и орфоэпия.

Тренировочный

10

 

Контрольная работа 1 (промежуточная)

 Контроль знаний

 

 

Тема 2. Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения (8 ч.).

 

11

 

Произношение гласных звуков под ударением.

Лекция

 12

 

Произношение безударных гласных звуков.

 Практическая работа

13

 

Произношение согласных звуков.

Практикум

14

 

Произношение отдельных грамматических форм.

Практикум

15

 

Ударение в составе орфоэпии.

Практикум

16-17

 

Произношение некоторых аббревиатур. Произношение иноязычных слов.


Лекция. Практикум

18

 

Произношение русских имен и отчеств.

Практикум

19

 

Контрольная работа 2 (промежуточная)

Контроль знаний

 

 

Тема 3. Некоторые нормы русского словесного ударения (9ч.).

 

20

 

Безударные и слабоударяемые слова.

Лекция

21

 

Слова с побочным ударением.

Лекция

22-23

 

Ударение в именах существительных.

Урок комплексного применения знаний

24-25

 

Ударение в именах прилагательных, глаголах и причастиях.

 Урок комплексного применения знаний

26-27

 

Трудные случаи ударения в русском языке.

 Лекция

28

 

Ударение подвижное и неподвижное.

Практикум

29

 

Изучение орфоэпических словарей.

Практикум


 

Тема 4. Орфоэпия в рамках единого речевого режима в школе.


30

 

Изучение слов-терминов различных дисциплин в школе.

Практикум

31-32

 

Орфоэпия на уроках литературы. Выявление произносительных особенностей в речи персонажей литературных произведений.


 Урок комплексного применения

33-34


Орфоэпическая разметка текстов. Орфоэпические упражнения и их виды. Итоговый тест.

Практикум. Контроль знаний.


Литература для учителя

Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ М., 1999

Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993Л.

Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – Спб.: Норринт, 2000.

Г. Смирнова «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской),

Лекант П.А., Лебедева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. М.: Дрофа, 1998.

«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» (под редакцией В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко)

Интернет ресурсы:

http://testedu.ru/test/russkij-yazyik/11-klass/orfoepiya-normyi-udareniya-i-proiznosheniya.html

http://www.galina-belous.com/#!--/cos5


Литература для учащихся


1. Аванесов Р.И. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ М., 1999.

2. Лекант П.А., Лебедева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка: Произношение слов. М.: Дрофа, 1998.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Аванесова Р.И. М., 1998







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Караваева Галина Алексеевна и Приходченко Лилия Анатольевна

Дата: 08.02.2015

Номер свидетельства: 169177


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства