Пояснительная записка
В настоящее время в условия девальвации нравственных ценностей, снижения речевой культуры молодого поколения, падения интереса к гуманитарным предметам, остро стоит проблема бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности.
Сегодня перед современной школой стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания учащихся. Это означает усиление практической направленности обучения, привитие учащимся всех видов универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, повышения внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского литературного языка, стремления к речевому самосовершенствованию. Отношение к нормам литературного произношения и ударения, или орфоэпии, свидетельствуют об общем культурном уровне носителя языка и имеет не меньшее значение, чем отношение к нормам письменной речи, так как устная речь в жизни многих людей играет более значительную роль, чем письменная. Более того, навыки письменной речи формируются на основе навыков устной речи и от них зависят. Таким образом, комплексное изучение норм произношения и ударения в рамках орфоэпии позволяет наилучшим образом решать задачи формирования и развития произносительных умений и навыков.
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. Введение элективного курса позволит учащимся максимально успешно овладеть нормами произношения русского литературного языка и повысить их образовательный уровень.
Программа элективного курса состоит из нескольких разделов, которых рассматриваются общие правила (нормы) орфоэпии, отражающие действующие в фонетической системе русского языка законы изменения фонем в различных позициях. Основные правила русского литературного произношения – это практические выводы из теоретических описаний фонетических явлений, из реально наблюдаемых общих фонетических закономерностей и наиболее устойчивых явлений. Они формируются в соответствии с теорией фонетики, представляя собой как бы прикладной вариант этой теории. Орфоэпические правила охватывают произношение отдельных звуков, их сочетаний некоторых грамматических форм и заимствованных слов.
Программа включает в себя:
пояснительную записку;
тематическое планирование;
учебно-тематическое планирование;
формы итогового контроля по освоению и критерии их оценки;
основные термины и понятия, необходимые для овладения элективным курсом;
список литературы для учащихся.
Цели элективного курса:
1. Развить речевой слух детей, который поможет им не только слушать, но слышать и правильно понимать речь учителя, сверстника, взрослого, диктора и др.
2. Анализировать фонетические особенности речи с позиции правильности – неправильности, четкости – нечеткости, выразительности – невыразительности.
3. Сформировать у учащихся языковой вкус и языковое чутье, негативное отношение к произносительным ошибкам, нерадивости и небрежности в пользовании русской речью.
Задачи:
1. Формирование способов и приемов успешного овладения нормами произношения и ударения русского литературного языка.
2. Умение отбирать новую информацию.
3. Формирование способности работать в группах.
4. Развитие интереса к русскому языку.
5. Формирование потребностей учащихся в речевом самосовершенствовании.
В результате освоения программного материала обучающиеся должны знать:
Основные правила русского литературного произношения и ударения.
Произношение гласных под ударением.
Произношение безударных гласных.
Произношение отдельных согласных звуков.
Произношение некоторых грамматических форм.
Произношение некоторых аббревиатур.
Особенности произношения иноязычных слов.
Произношение русских имен и отчеств.
Уметь работать с орфоэпическими словарями.
Развитие русского литературного произношения.
Выполнять практические задания (упражнения).
Технология организации учебного процесса.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:
- уроки-лекции;
- уроки применения знаний на практике;
- уроки навыков (тренировочные);
- уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы. Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
- работа под руководством учителя;
- самостоятельная;
- работа в группах;
- индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках.
Формы итогового контроля и критерии их оценки
Контроль по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
промежуточный (проводится в форме теста или контрольной работы);
итоговый (в конце курса) проводится в форме теста или контрольной работы;
Особенность программы: элективный курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % выполненных заданий – «зачёт», менее 50 % – «незачёт»).
Содержание программы:
РАЗДЕЛ I. Современная орфоэпия. (28ч.)
Тема 1. Понятие об орфоэпии (12ч.). Орфоэпия и её практическое значение. Графика и орфоэпия. Орфография и орфоэпия. Фонетика и орфоэпия. Лексика и орфоэпия. Словообразование, морфология и орфоэпия. Синтаксис и орфоэпия. Вопросы развития речи и орфоэпия. Развитие русского литературного произношения. Дикция и орфоэпия.
Тема 2. Основные нормы современного русского литературного произношения и ударения (8ч.).
Произношение гласных звуков под ударением. Произношение безударных гласных звуков. Произношение согласных звуков. Произношение отдельных грамматических форм. Ударение в составе орфоэпии. Произношение некоторых аббревиатур. Произношение иноязычных слов. Произношение русских имен и отчеств.
Тема 3. Некоторые нормы русского словесного ударения (8ч.).
Безударные и слабоударяемые слова. Слова с побочным ударением. Ударение в менах существительных. Ударение в именах прилагательных, глаголах и причастиях. Трудные случаи усвоения ударения в русском языке. Ударение подвижное и неподвижное. Изучение орфоэпических словарей.
Раздел II. Межпредметные связи при обучении орфоэпии (6ч.).
Тема 1. Орфоэпия в рамках единого речевого режима в школе. (6ч.)
Изучение слов-терминов различных дисциплин в школе. Орфоэпия на уроках литературы. Выявление произносительных особенностей в речи персонажей литературных произведений. Орфоэпическая разметка текстов. Орфоэпические упражнения и их виды.
Практические работы:
транскрибирование;
постановка ударений в словах и формах слов;
устное выступление учащихся.
Основные термины и понятия:
Фонетика: звук, буква, транскрипция.
Орфоэпия: ударение, произношение,
Морфемика: значимые части слова;
Словообразование: способы образования слов (приставочный, суффиксальный и др.)
Морфология: части речи;
Синтаксис: словосочетание и предложение