kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения.

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Место темы в изучаемой дисциплине: Тема урока продолжает раздел «Фонетика, орфоэпия, графика, орфография», в частности тему: «Понятие нормы. Орфоэпические нормы: произношение».

Межпредметные связи: литература, информатика и ИКТ.

Оборудование к уроку:

ТСО: интерактивная доска,

дидактический материал: план-конспект, учебник Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений.-М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2008,

наглядное пособие: слайд-презентация, видеофрагмент художественного фильма «Москва слезам не верит» режиссера Владимира Меньшова, 1979г. - 2 мин.

Цель урока: узнать орфоэпические нормы современного русского литературного языка с целью применения их в практике речевого общения.

Задачи урока: обучающая: формирование знаний об особенностях русского ударения;смысла понятий языковая норма и культура речи; формирование умений определять орфоэпические нормы, пользуясь словарем, приведение устной речи в соответствии с нормами современного русского языка;

развивающая: развитие устной речи, мышления, способности к самооценке;

воспитательная: воспитание бережного отношения к языку, толерантности.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Улыбнитесь, пожалуйста, мне и друг другу1, садитесь. Настроение у всех прекрасное рабочее. Проверьте готовность к уроку: тетрадь, учебник, раздаточный материал, ручки, линейки должны лежать на столе. Приступим к работе.

2 Повторение изученного материала.

Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Прежде, чем приступим к изучению новой темы, вспомним, ребята, пройденный материал.

Прием «Лови ошибку»2Цель педагога: актуализация и обобщение имеющихся у студентов знаний по данной теме; пробуждение интереса к теме занятия; побуждение студентов к активной деятельности; развитие у студентов критического подхода к получаемой информации.

Я подготовила вам сжатый план-конспект предыдущего урока, в котором осознанно были допущены 4 ошибки. Ваша задача: внимательно прочитать текст, проанализировать, попытаться выявить ошибки, отметить их в конспекте. Время на выполнение задания – 9 минут. Такого рода задания развивают умение критически относится к получаемой информации.

План-конспект

  1. Орфоэпия – раздел науки о языке, изучающий нормативное произношение.
  2. Норма – это совокупность правил, законов.
  3. В основе произносительных норм русского языка лежат фонетические законы: оглушение, например в слове, варежка, сделать (ошибка 1); озвончение, например, просьба, косьба; выпадение согласного из ряда звуков, например, чувствовать, солнце.

Обсудим полученные результаты. Аргументируйте выводы.

На интерактивной доске3: ошибки, допущенные в плане-конспекте.

Ошибка 1: например, сделать. Является примером не оглушения, а озвончения.

Ошибка 2: Гласный, на который падает ударение, находится в слабой позиции.Гласный, на который падает ударение, находится в сильной позиции.

Ошибка 3: Редуцированный гласный находится в сильной позиции. Редуцированный гласный находится в слабой позиции.

Ошибка 4: Нормативное написание слов определяется правилами орфоэпии.Правилами орфографии.

3 Актуализация темы.

«Умение правильно говорить – еще не заслуга, а неумение – уже позор» писал знаменитый Цицерон.

Внимание на доску! Вашему вниманию предлагаю небольшой фрагмент фильма «Москва слезам не верит», режиссера Владимира Меньшова. Суть фрагмента сводится к тому, что одна из подруг хочет выдать себя за дочь профессора.

(Просмотр фрагмента фильма4)

Какое качество считает героиня должно быть свойственно человеку образованному, интеллигентному5?

Сформулируйте тему урока. О чем мы будем говорить? Тема урока: нормы ударения.

Какие задачи будут стоять перед нами? Иметь четкое представление о нормах ударения, знать особенности русского ударения, приводить свою речь в соответствие с нормами литературного языка.

Запишите тему в тетради.

4 Основной этап работы.

В индоевропейских языках ударение, как правило, закреплено за каким-то определенным слогом: в английском языке оно падает в основном на первый слог, во французском – на последний, в польском – на второй от конца.

Что же представляет собой ударение в русском языке? В чем его особенность?

Я вам предлагаю провести небольшую исследовательскую работу6, на основании которой вы сами сделаете вывод: в чем же его особенность.

На интерактивной доске: перепишите слова и поставьте ударение.

Компас, добыча, инструмент, сумчатый, издавна, болтливый, вода.

Скажите, на какой слог по счету падает ударение?

Вывод: в русском языке ударение разноместное, оно может падать на любой слог.

На интерактивной доске: перепишите слова, поставьте ударение. Определите, на какую морфему может падать ударение.

Лесок, выход, горячо, карандашом, яблоня, прибрежный, опись.

На какую часть слова падает ударение?

Вывод: в русском языке ударение может падать на любую часть слова.

На интерактивной доске: письменно от существительных трех групп образуйте формы им. п. мн. числа и на всех словах поставьте ударение

Инженер – инженеры, офицер – офицеры, пионер – пионеры.

Дом – дома, лес – леса, город – города.

Слесарь – слесари, слесаря; токарь – токари, токаря; штурман – штурманы, штурмана.

Чем отличается ударение у существительных 1 и 2 группы? Какая особенность в постановке ударения у существительных 3 группы?

Вывод: ударение в русском языке бывает неподвижным (во всех формах слова оно падает на один и тот же слог) и подвижным (при изменении слова ударение меняет свое место).

4.1 Тренировочное упражнение

Расставьте ударение в словах, руководствуясь литературными нормами.

Для этого нам необходимо обратиться к орфоэпическому словарю.

Кусочек торта, звонит, брала, тефтеля, свекла, щавель, кухонный, баржа, творог, алфавит, шофер, статуя, квартал, средства договор.

Озвучьте результаты работы.

Сложность в определении места ударения в том или ином случае возрастает, поскольку для некоторых слов существуют варианты ударений.

4.2 Ударение в русском языке имеет большое значение и выполняет различные функции. В частности смыслоразличительную.

На интерактивной доске: Шашки наголо - остричь наголо

Переходный возраст – переходной балл

Погруженный на платформу – погружённый в воду

5 Подготовьте дома вопросы, которые остались, на ваш взгляд, без ответа.

6 Подведение итогов. Что мы узнали на занятии?

7 Рефлексия. Что вы делали и что вы чувствовали на занятии?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения.»

Урок 2. РЕЧЬ УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ

Цели: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память.

 

Оборудование: учебник; русские народные сказки «Гуси-лебеди», «По щучьему велению».

Ход урока

 I. Мобилизующая часть урока.

II. Формирование новых знаний, умений, навыков.

Постановка целей и задач урока.

Слово учителя. Сегодня на уроке мы будем говорить о нашей речи. Как вы думаете: что такое речь?

Варианты ответов детей.

– Все, что говорят люди – это речь. Она служит для выражения мыслей и чувств. Давным-давно, когда люди еще не умели записывать свои высказывания, они передавали разговором увиденное и услышанное, так появились рассказы, легенды, сказания. Губы раньше назывались устами. Поэтому такая речь получила названиеустной речи (то есть передаваемой из уст в уста).

– Расскажите о своих любимых занятиях, о любимом животном, о помощи в домашних делах и т. д.

Рассказы детей.

– Любой рассказ, выступление, разговор – все это устная речь. На уроках чтения вы будете учиться правильной и грамотной устной речи.

В азбуке, кроме рисунков, страницы заполнены значками (буквами). Ими записаны рассказы, стихи, сказки, вопросы, загадки. Это тоже речь, но не устная, а письменная.

Физкультминутка

III. Актуализация опорных знаний.

 Работа по учебнику: с. 7.

Вопрос:

– Герои каких сказок изображены на странице? («Гуси-лебеди», «По щучьему велению».)

■ Развитие связной речи учащихся.

– Вспомните содержание народной сказки «Гуси-лебеди».

Краткий пересказ сказки учащимися.

▲ Чтение учителем русской народной сказки «Гуси-лебеди».

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький.

– Доченька, – говорила мать, – мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей – мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась.

Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, глядь – братца нету! Ахнула, кинулась туда-сюда – нету!

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, – братец не откликнулся.

Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом. Тут она догадалась, что они унесли ее братца: про гусей-лебедей давно шла дурная слава – что они пошаливали, маленьких детей уносили.

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала, увидела – стоит печь.

– Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.

– Стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся...

Печка ей не сказала. Побежала девочка дальше – стоит яблоня.

– Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего лесного яблочка – скажу.

– У моего батюшки и садовые не едятся...

Яблоня ей не сказала. Побежала девочка дальше. Течет молочная река в кисельных берегах.

– Молочная река, кисельные берега, куда гуси-лебеди полетели?

– Поешь моего простого киселька с молочком – скажу.

– У моего батюшки и сливочки не едятся...

Долго она бегала по полям, по лесам. День клонится к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит – стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается.

В избушке старая Баба Яга прядет кудель. А на лавочке сидит братец, играет серебряными яблочками.

Девочка вошла в избушку:

– Здравствуй, бабушка!

– Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

– Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

– Садись покуда кудель прясть.

Баба Яга дала ей веретено, а сама ушла. Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка и говорит ей:

– Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

– Баба Яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается.

Девочка сидит ни жива ни мертва, плачет, а мышка ей опять:

– Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

Девочка взяла братца и побежала. А Баба Яга подойдет к окошку и спрашивает:

– Девица, прядешь ли?

 Мышка ей отвечает:

– Пряду, бабушка...

Баба Яга баню вытопила и пошла за девочкой. А в избушке нет никого. Баба Яга закричала:

– Гуси-лебеди! Летите в погоню! Сестра братца унесла!..

Сестра с братцем добежала до молочной реки. Видит – летят гуси-лебеди.

– Речка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего простого киселька.

Девочка поела и спасибо сказала. Река укрыла ее под кисельным бережком.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка с братцем опять побежала. А гуси-лебеди воротились, летят навстречу, вот-вот увидят. Что делать? Беда! Стоит яблоня...

– Яблоня, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего лесного яблочка.

Девочка поскорее съела и спасибо сказала. Яблоня ее заслонила ветвями, прикрыла листами.

Гуси-лебеди не увидали, пролетели мимо.

Девочка опять побежала. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут гуси-лебеди увидели ее, загоготали – налетают, крыльями бьют, того гляди, братца из рук вырвут.

Добежала девочка до печки:

– Печка, матушка, спрячь меня!

– Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее – пирожок в рот, а сама с братцем – в печь, села в устьице.

Гуси-лебеди полетали-полетали, покричали-покричали и ни с чем улетели к Бабе Яге.

Девочка сказала печи спасибо и вместе с братцем прибежала домой.

А тут и отец с матерью пришли.

Физкультминутка

■ Развитие связной речи учащихся.

– Вспомните содержание народной сказки «По щучьему велению».

Краткий пересказ сказки учащимися.

▲ Чтение учителем русской народной сказки «По щучьему велению».

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – дурачок Емеля.

Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет.

Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его:

– Сходи, Емеля, за водой.

А он им с печки:

– Неохота...

– Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут.

– Ну ладно.

Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра да топор и пошел на речку.

Прорубил лед, зачерпнул ведра и поставил их, а сам глядит в прорубь. И увидел Емеля в проруби щуку. Изловчился и ухватил щуку в руку:

– Вот уха будет сладка!

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

– Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь. А Емеля смеется:

– На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.


IV. Закрепление пройденного материала.

Учитель. Нарисуйте свою иллюстрацию к русской народной сказке «Гуси-лебеди» или «По щучьему велению».

■ Творческая работа учащихся (можно под музыку).

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

Спасибо за урок.

Примечание. Целесообразно устроить выставку работ учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Орфоэпические нормы: нормы русского ударения.

Автор: Мырзакасымова Лаззат Наримановна

Дата: 12.11.2018

Номер свидетельства: 485096

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Тема:   Орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. "
    ["seo_title"] => string(58) "tiema-orfoepiia-ghrammatichieskikh-form-i-otdiel-nykh-slov"
    ["file_id"] => string(6) "132980"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416427453"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Практикум для выявления учебных затруднений при подготовке к экзамену по русскому языку учащихся"
    ["seo_title"] => string(102) "praktikumdliavyiavlieniiauchiebnykhzatrudnieniipripodghotovkiekekzamienuporusskomuiazykuuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "303068"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1457419488"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Программа элективного курса  Орфоэпия в современном русском  литературном языке. По русскому языку для 11 класса "
    ["seo_title"] => string(120) "proghramma-eliektivnogho-kursa-orfoepiia-v-sovriemiennom-russkom-litieraturnom-iazykie-po-russkomu-iazyku-dlia-11-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "169177"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423383082"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для полготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-polghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287648"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1454513490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Прикладной курс по русскому языку для подготовки к ЕНТ"
    ["seo_title"] => string(58) "prikladnoi-kurs-po-russkomu-iazyku-dlia-podghotovki-k-ient"
    ["file_id"] => string(6) "287651"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454513754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства