- Сегодня на уроке мы поговорим об омонимии частей речи, закрепим умение различать омонимичные формы и потренируемся в их правописании.
2.Лингвистический анализ текста.(7,5 мин.)
1.Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветственной улыбкой.
2.Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно.
3.Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то.( Слайд.)
- Перед вами предложения, из которых нужно составит текст. Прочтите про себя предложения. Как вы думаете, какое предложение должно быть первым? Почему? ( Даётся изначальная информация.)
-Запишите это предложение.
-Какое предложение следующее? Почему? Как связываются предложения между собой? (Местоимение она является средством связи).
-Запишите его.
-Следующее предложение? Почему оно последнее? Как связывается это предложение с предыдущим? (Формами глагола). Запишите его.
-Какое предложение соответствует характеристике: простое, двусоставное, осложнено однородными членами? (1).
- Найдите в тексте частицы, укажите их разряд.
- Найдите в тексте наречия, назовите их, укажите их разряд.
-Откуда взяты эти предложения, кто вспомнил? Правильно, это отрывок из повести «Детство» М.Горького.
- О ком говорится в отрывке? Кем была для М.Горького бабушка? (Она заменяла ему целую семью).
- Ребята, я напоминаю, что 2008 год – год семьи. Поэтому эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Л.Толстого : « Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».
-Как вы понимаете эти слова? Запишите это предложение. Давайте разберём его синтаксическим разбором. (Один ученик у доски) .
3.Психологическая подготовка к восприятию нового материала.(3 мин.)
Слайды:
В течение урока – в течении ручья;
Несмотря на усталость – не смотря в глаза;
По- прежнему идти – по прежнему пути;
Сказать, чтобы сделать – что бы ни случилось.
- Посмотрите на пары словосочетаний. Что общего? (Одинаковые слова.)
-А как называются такие слова? (Омонимы.)
-При изучении каких тем мы встречались с омонимами? ( Союзы, предлоги.)
-Сегодня мы убедимся, что омонимами могут быть слова разных частей речи, а не только союзы и предлоги.
-Давайте объясним, почему пишется так? Запишите пары словосочетаний.
4.Проект.
- Мы с вами уже сталкивались с этим явлением раньше и многих из вас оно заинтересовало. Некоторые из вас уже начали создавать свои творческие работы. Сейчас мы посмотрим один из проектов по этой теме. (Проект.)
5.Закрепление.
а) работа с учебником.
Чтение учебника, с.188.
- Дайте определение омонимов.
-Продолжаем работать с учебником, выполняем упражнение 406.
- Прочитайте задание. (Запишите словосочетания, указывая часть речи, к которой принадлежит выделенное слово. Объясните написание этих слов.) Два человека по три пары слов.
б) распределительный диктант.
Слитно – раздельно. (Один учащийся выполняет задание на крыле доски).
Прийти вовремя, во время урока, он тоже пришёл, сказал то же самое, от того берега, проснулся оттого, что стало шумно, иметь в виду, ввиду приближающейся бури.
в) творческая работа.
На крыле доски слова : (не)смотря на, (в) течени(е,и), (в)виду, вокруг, (на)встречу.
-Ребята, откройте вклейку №4. Перед вами картина художника Нечитайло В.К. «Материнство».
-Что видите на ней? Кто изображён? (Мать, обнимающая дитя.)
- Опишите картину, используя данные слова.
Предложения записываются на доске.
( На картине художника Нечитайло изображены мать и дитя. В течение некоторого времени мать держит ребёнка на руках. Несмотря на крепкие объятия, малыш куда-то спешит. Вокруг простая обстановка. Чтобы передать трепетное отношение матери к ребёнку, художник использует только тёплые тона.)
- Какие слова, которые имеют омонимы, мы использовали в своём сочинении?
- Надпишите над ними части речи.
г) морфемный разбор.
- Продолжаем работать с учебником. Найдите упражнение 407 на с.189.
-Прочитайте задание.
- Чтобы правильно разобрать слово по составу, что нужно определить в первую очередь? (Часть речи.)
Разбор слов по составу с объяснением. (4 учащихся.)
д) перфокарты.
Задания трёх уровней сложности.
1 вариант.
В течении… ручья, (в)виду непогоды, ехать (на)встречу, виднелось (в)верху, (от)того берега до этого, они так(же) подошли.
2 вариант.
(Не) смотря в глаза; (в)следстви(и,е) по делу; иметь (в)виду;при (том) документе; она проснулась от(того), что раздался крик; что(бы) пойти в магазин.
3 вариант.
Он видел всё то(же); хочется, что(бы) всё получилось; они так(же)пришли; она была в(роде) горы ; (в) продолжени(е,и) занятий; (в) течени(е,и) урока.
6.Итоги урока.
- Над какой темой работали? (Омонимия частей речи.)
-Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в написании омонимов? (Определить часть речи.)
- Всем спасибо за работу, оценки за урок получили: …