kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка в 10 классе "Омонимия слов разных частей речи".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – этап в подготовке к ЕГЭ.  Для успешного выполнения задания  13 необходимо отработать навык определения части речи внешне сходных слов, развить умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 10 классе "Омонимия слов разных частей речи".»

Предмет: русский язык


Класс: 10 класс


Тема урока: Омонимия слов разных частей речи.


Цель урока: Формирование умения определять часть речи у слов – омонимов.


Задачи урока:

-Расширить представление об омонимах с позиции морфологии.

-Отработать навык определения части речи и написания внешне сходных слов.

-Познакомиться с заданием №13 ЕГЭ



Учебно-методическое обеспечение

учебник Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык.10-11 классы.- 4-е изд. М,2007


Аннотация к уроку:

Данный урок – этап в подготовке к ЕГЭ. Для успешного выполнения задания 13 необходимо отработать навык определения части речи внешне сходных слов, развить умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Использование технологии критического мышления на уроке помогает в решении задач личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Ребята знают, какие предлоги относятся к производным и как отличать их от самостоятельных частей речи.

Данный урок может быть использован также при изучении темы «Омонимы и их употребление», чтобы расширить представление об омонимии.





















Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности. Приветствие учащихся, гостей.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с притчи.


Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену – ученика, для того, чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе своих учеников и сказал : Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную тяжёлую дверь вон в той стене?»

Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой.

Другие же решили осмотреть дверь, поговорили о том, какие подручные средства можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается.

И только один единственный ученик подошёл к двери и с особым вниманием изучил её. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время, как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашёл своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им …..



? Как вы думаете, что именно сказал мудрец своим ученикам???

/Ответы учащихся/

А вот слова старца /слайд/.

-?Какой из советов старца вы бы взяли за правило? Какой совет кажется самым трудным? / Ответы учащихся/

А в качестве эпиграфа к уроку мне бы хотелось вам предложить пословицу/ слайд/: «Дойти можно лишь тогда, когда идёшь; узнать можно лишь тогда, когда учишься».

  1. Актуализация знаний.

-? Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды?

-? Может ли хамелеон «дружить» с лингвистикой??

/да, в русском языке есть слова –хамелеоны/

Читаю стихотворение К. Бальмонта:







Слова – хамелеоны,

Они живут спеша.

У них свои законы,

Особая душа.



Они спешат меняться,

Являя все цвета;

Поблекнут – обновятся,

И в том их красота.



К.Д.Бальмонт

3. Формулировка темы урока и постановка цели, определение задач.

-Сформулируйте тему урока. /Омонимия слов разных частей речи/. /СЛАЙД/

- Поставим перед собой цель/СЛАЙД/: Формирование умения определять часть речи у слов – омонимов.

Наметим пути достижения цели( формулируем задачи):/СЛАЙД/

Расширить представление об омонимах с позиции морфологии.

Отработать навык определения части речи и написания внешне сходных слов.

Познакомиться с заданием №13 ЕГЭ



4.Изучение нового материала.

-?Знакомо ли понятие омонимии?? Давайте вместе вспомним то, что нам знакомо. /Сообщение ученика об омонимах и видах омонимов/

- Сегодня на уроке вы будете работать на специально приготовленных листах, а в конце урока оцените свою деятельность. Подпишите индивидуальные листы.

- Перед вами текст. Выделите в тесте слова – омонимы попарно, не раскрывая скобки.

/работа в парах + 1 у компьютера/


(В) течени… всей ночи студент Ломоносов изучал изменения (в) течени… реки Печоры. (В)следстви… этого он проспал и опоздал на экзамен. (В) следстви… по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, (В)виду того, что студент всегда был пунктуален и носил фамилию, говорящую о его гениальности.

Ректор заявил, что под наказанием он имеет (в)виду следующее: Ломоносов обязан перевести (на) счёт университета «энную» сумму в качестве штрафа. Студент объяснил, что (на) счёт этого он имеет большие сомнения, так как денег у него нет. (Не)смотря на все просьбы Ломоносова о помиловании, ректор не хотел идти (на) встречу студенту и , (не) смотря ему в глаза, выгнал вон. Делать было нечего. Из газеты он узнал об одной небольшой сомнительной компании. Студент рискнул и пошёл (на)встречу с дельцами, но, вопреки его ожиданиям, (не)взирая на рекламные обещания о быстром получении денег, компания оказалась «мыльным пузырём».

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать возможность Ломоносову сделать гениальное открытие, получить премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф. Чем только не пожертвуешь ради сохранения доброго имени?!

/Отвечает ученик, работавший у компьютера. Называет слова./

-? Что нужно учитывать, чтобы раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы? /Части речи и признаки самостоятельных и служебных частей речи/

Проектная деятельность: Предлагаю учащимся составить схему-опору (заранее приготовленные таблички) «Признаки частей речи» и привести по 2 примера из текста и проверить свои знания, поработав с ЭОР


Самостоятельные части речи

Служебные части речи.













Пример:

Пример:


Предлагаю вновь обратиться к тексту и вставить пропущенные буквы и раскрыть скобки, опираясь на теоретические сведения в таблице.

Проверка./СЛАЙД/ Вопросы учащихся.


5. Включение новых знаний в систему знаний.

А вы знаете, что в первой половине 19 века части речи в русском языке выделяли строго по набору морфологических признаков. Затем появился такой учёный, как Лев Владимирович Щерба(1880-1944), а вслед за ним Виктор Владимирович Виноградов(1895-1969) ПОРТРЕТЫ . Они заявили, что части речи – это лексико-грамматический класс, а поэтому надо учитывать такие значения в контексте. Идея понравилась, но, как всегда, начались споры. Нам, современным учителям и школьникам, важно другое: наступила светлая эра ЕГЭ, и тема морфологической омонимии стала предметом заданий (каких?) 13. В школьной программе эта тема детально не проработана, а составители ЕГЭ включают его в КИМы./СЛАЙД/

Поэтому мы одной из задач и поставили отработку заданий ЕГЭ, связанных с грамматической омонимией. Это задание 13. Обратимся к нему. (На партах распечатки с заданием 13). Обращаем внимание на запись в бланке.



Задание № 13 ЕГЭ.

  1. (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета, (ПО)МЕРЕ таяния снегов, появляются на горах все новые и новые лужайки зеленой травы.

  2. Многому надо было научиться, ЧТО(БЫ) и здесь чувствовать себя в полёте ТАК(ЖЕ) уверенно, как в небе Крыма.

  3. Валька спешил (НА)ВСТРЕЧУ со своими дружками, ЧТО(БЫ) идти на день рождения к Димке Сомову. 

  4. Причёсанный с обычной тщательностью - волосок к волоску, как всегда, замкнутый, державший всякого (НА)РАССТОЯНИИ некоторой своей официальностью, Александр Леонтьевич почти не изменился (В)ПОРУ войны.

  5. Всю зиму петляли (ВО)КРУГ дома кошачьи следы. Большая кошка не попадалась на глаза, маленькую (ИЗ)РЕДКА встречали.

Проверка /ШТОРКА/ -ВОКРУГИЗРЕДКА



6.Рефлеския.

-? Какие задачи нам сегодня удалось решить?/слайд/

?Какую цель ставили перед собой? /слайд/

Рефлексия.

Плюсы

Минусы

Интересно

(Всё, что понравилось на уроке)

(Всё, что показалось скучным, осталось непонятным)

(Любопытные факты, которые узнал, что бы хотелось ещё узнать, вопросы учителю.)












РЕЗЕРВ: Онлайн-тест с сайта Захарьиной.

7. Домашнее задание.

Выберите домашнее задание в зависимости от того, насколько успешно вы работали на уроке:

а) Выписать из стихотворения В.Брюсова «Ты белых лебедей кормила» слова-омонимы, определить часть речи. (распечатки на столах)

а) составить диктант, употребив в нём производные предлоги и омонимичные части речи;

б) написать эссе. Что было бы, если бы одинаково писались предлоги и омонимичные им части речи?


ИТОГ: несмотря на то, какие вы оценки себе поставили, я желаю вам успешно учиться, чтобы достичь желаемой цели./СЛАЙД/



Ты белых лебедей кормила,
Откинув тяжесть черных кос…
Я рядом плыл; сошлись кормила;
Закатный луч был странно кос.


Вдруг лебедей метнулась пара…
Не знаю, чья была вина…
Закат замлел за дымкой пара,
Алея, как поток вина.

Мгновенья двигались и стали,
Лишь ты паришь, свой свет струя…
Меж тем в реке – из сизой стали
Влачится за струей струя.
В.Я.Брюсов



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка в 10 классе "Омонимия слов разных частей речи".

Автор: Гаврилюк Ирина Васильевна

Дата: 22.01.2017

Номер свидетельства: 382418

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124339"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414686378"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-5-m-klassie-po-tiemie-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "124350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414687582"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-antonimy-1"
    ["file_id"] => string(6) "156471"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421426510"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока русского языка на тему "Комплексный анализ текста" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-komplieksnyi-analiz-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "213063"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431969125"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства