Учебник «Русский язык 2 класс», Л.Ф.Климанова.- М.: Просвещение, 2012;
Тема урока «Окончание»
Тип урока Урок приобретения новых знаний.
Планируемые результаты
Предметные: создать представление об окончании как изменяемой части слова; показать роль окончания при связи слов в предложении;
УУД
Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь слушать, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, участвовать в коллективном обсуждении, сотрудничать с одноклассниками при работе в группе, паре.
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждение; уметь понимать значение и роль русского языка в жизни каждого человека.
Личностные: понимать, зачем нужно выполнять те или иные учебные действия.
Методы обучения: наглядно-словесный, проблемный, репродуктивный.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
- Дети повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Тихонечко садитесь. Начнём урок.
II. Актуализация знаний.
- Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по стране “Морфемике”.
Слайд 1.
- Угадайте, кто будет нашим попутчиком. Прочитайте загадку.
Зубастый, мохнатый Как есть начнёт Песенку поёт. (кот)
- Какую песенку поёт кот? (мяу-мяу)
- Наш кот непростой, а учёный.
Слайд 2.
- Давайте расскажем коту, что мы знаем?
- Что такое морфемика? (наука о словообразовании)
- Что она изучает? (части слова)
- Какая часть есть в словах всегда? (корень)
- Почему?
- Какие части слова образуют родственные слова? (приставка, суффикс)
- Чем они отличаются?
- Какие слова называются родственными? (они имеют одинаковый корень)
- Наш учёный Кот просит вас подобрать родственные слова к слову кот. Запишите.
- Выделите все части слова.
- Давайте проверим, что получилось.
Кот – котик – котёнок – котище
III. Постановка учебной задачи.
- А мы знаем, как называется эта часть слова?
- Кто прав?
- В чем возникла трудность?
- Почему она возникла?
- Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
(О новой части слова.)
- Сформулируем для себя задачу урока.
( Узнать о новой части слова.)
А что мы должны узнать о новой части слова?
Слайд 3.
1. Как называется?
2. Какая это часть?
3. Для чего служит?
4. Как обозначается?
Слайд 5.
Вперед за новыми знаниями!
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации.
- Наш кот любит поиграть со словами и вот что у него получилось. Прочитайте про себя, приготовьтесь прочитать вслух.
- Читаем вслух.
У норы добычу ждёт Притаившись, серый кот, Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту, Крыса старая и та, Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом, Там дрожит, и в темноте Вспоминает о коте.
- Какие слова в стихотворении вам не понятны?
(Объясняем лексическое значение слов)
Верста – единица измерения расстояния.
- Какое слово чаще встречается в стихотворении?
- Запишем эти слова в столбик. (К доске выходят ученики по одному и записывают слова.)
кот
от кота
к коту
с котом
о коте
- Выделите в словах ту часть, которая одинаковая и не изменяется.
- Как вы назовёте эту часть слова? (корень)
- Почему?
- Дети, что вы заметили в словах? (изменилась концовка-окончание слова)
- Как бы вы назвали эту часть слова? (окончание)
- Как вы понимаете смысл слова окончание?
- Что происходит с окончанием в слове кот? (оно изменяется)
- Значит, сделаем вывод. Это какая часть? (изменяемая)
- Дети, кот наш огорчён. Что же ему не нравится?
(Везде есть окончание, а в слове кот – нет.)
Оказывается, в некоторых формах слов окончание может быть не выражено звуками (буквами). Тогда его называют нулевым.
- Окончание изменяется. Изменяется ли от этого смысл слов? Получились ли новые однокоренные слова?
(обращаю внимание на слово кот)
- Какой вывод сделаем?
(Окончание не образует однокоренные слова, оно изменяет форму слова.)
Учебник с.66 у.89 (групповая работа)
- Сделаем вывод. Для чего же служит окончание? (Для связи слов.)
- Давайте прочитаем, что нам написал Самоваров.
- Что такое окончание?
- Для чего служит окончание?
- Измените, слово стол, используя предлоги на, у, под, к. Запишите. Выделите окончание.
- Давайте проверим, что получилось. (по очереди выходят к доске)
(Стол, на столе, у стола, под столом, к столу.)
V.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Выдели в словах окончания:
Стена, школой, лисица, в лесу, ученик, трава, в стране, весной, на стене.
VI. Закрепление. Слайд 6.
- У нашего кота есть друг. Вот что он рассказывает о нём. Возьмите листочки. Прочитайте предложения.
- Смысл предложений ясен?
- Что нужно сделать, чтобы стало понятно? (изменить окончание в слове друг)
- Я предлагаю обсудить возможные варианты в парах.
Моего друг. зовут Леопольд. Мы весело играем с друг...
- Запишите предложения правильно.
- Почему мы изменили окончание в слове друг?
- Какую роль играет окончание в предложении?
- Что такое окончание? Кто сможет дать полный ответ?
VII. Итог урока.
- Какую задачу ставили?
- Достигли её?
- Какая часть слова называется окончанием?
- Есть ли окончание у существительного конь? Как оно называется?
- Для чего нужно окончание?
Домашнее задание: с.67 у.91
VIII. Рефлексия.
Смотрите — ка, к концу урока у нас появилось солнышко. Солнышко заулыбалось. Давайте оценим свою работу на уроке. Перед Вами лежат облачки: белые и синие. Если Вам было все понятно и к концу урока не осталось вопросов, повесьте голубое облачко. Если Вам было тяжело и остались вопросы - повесьте белое облачко.