kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Окончания существительных во множественном числе в И.п. Склонение существительных во мн.ч.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окончания существительных во множественном числе в И.п. Склонение существительных во мн.ч.

Цель: усвоение темы урока.

Задачи:

Обучающие:

Требования к знаниям:

  1. Объём (единица знания)

  2. Система знания

  3. < >

    Прочность знания

  4. Скорость выполнения учебных заданий при использовании знаний

Знакомство с:

  • Именем существительным как частью речи

  • Со склонением имён существительных во мн.ч.

  • Окончаниями имён существительных во мн.ч. в И.п.

     

Развивающие:

  1. Развитие умений и навыков:

     

  2. Выделять в словах знакомые орфограммы

  3. Определять значение слов

  4. Определять форму слов (окончания)

  5. Определять часть речи

  6. Определять вид связи

  7. Соблюдения гигиенических требований (правильная посадка, наклон тетради, правильное держание ручки, аккуратность письма)

  8. Определять падеж существительных

     

  9. Развитие психических процессов:

Восприятие – психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной предмет.

Память – отражение опыта, сохранение и воспроизведение того, что произошло в прошлом. Основными процессами памяти является запоминание, воспроизведение и узнавание.

Мышление – процесс отображения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Мышление:

  • < > – (от греч. analysis — разложение) — метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

    Синтез – (от греч. synthesis - соединение) соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

  • < > – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.< > – это продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.< > – (от лат. classis — разряд и facere — делать) — распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком.

    Абстрагирование –  (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

Воображение – это психический процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующегося проецирования действительности.

  1. Развитие речи(уровни):

     

  2. < >

    Лексический (слова: вол – волы, губные гармошки)

  3. Грамматический (построение предложения)

  4. Связного высказывания текста

Развитие речи – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

 

Воспитательные:

Воспитание нравственной личности:

  • < >< >< >

    Любовь к предмету

 

 

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Павловна, и сегодня я проведу  у вас урок русского языка. Садитесь. У вас на столах лежат таблицы, вы их пока не трогаете, мы будем работать с ними позже.

Приветствуют учителя. Садятся.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Начнём урок с повторения. Давайте вспомним, что такое склонение?

 

На что мы обращаем внимание при склонении существительных? (Что изменяется в слове при склонении?)

 

Ребята, до этого мы склоняли существительные в ед.числе и определяли безударные падежные окончания. А сегодня мы будем рассматривать склонение существительных во мн.числе. Откройте учебники на с.69. Рассмотрим таблицу «Склонение существительных во мн.числе

Давайте посмотрим, какие существительные предложены нам для склонения в первой колонке.

Назовите начальную форму этих слов (ед.ч. им.п.).

А во второй какое слово? Начальная форма?

Какое склонение у этих слов? (Как мы определяем склонение? Какой род и окончание у этих слов?)

 

Какие существительные написаны в третьей и четвёртой колонках?

Ребята, вы знаете, кто такие волы?

 

 Назовите начальную форму этих слов.

 

А какое склонение у этих слов?

 

Рассмотрим последнюю колонку. Какие здесь слова? Начальная форма? Склонение?

 

Назовите из всех этих существительных одушевлённые и неодушевлённые?

 

 

Рассмотрим изменение этих существительных по падежам.

 

В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям?

В каком падеже – окончания –ами, -ями?

А окончания –ах, -ях?

 

Можно ли по окончаниям в этих падежах определить склонение существительных?

 

Склонение – это изменение слов по падежам.

 

На род существительного, число, склонение и окончание. (Форма слова – окончание).

 

 

 

 

Открывают учебники.

 

 

 

Стены, лисы.

 

 

Стена, лиса.

 

Земли.

Земля.

Первое склонение.

Ж. и м. род, окончания –а, - я.

 

 

Волы, сёла, соловьи, поля, лучи.

Вол - Сельскохозяйственное животное - разновидность быка.

Вол, село, соловей, поле, луч.

Второе склонение (м.р., нулевое окончание и ср.род с окончаниями –о, -е.).

Степи, мыши. Степь, мышь.

Третье (ж.р., нулевое окончание).

Одушевлённые: лисы, волы, соловьи, мыши. Неодушевлённые: стены, земли, сёла, поля, лучи, степи.

 

Читают таблицу, называя падеж,  слово и окончание.

 

В дательном падеже.

В творительном падеже.

В предложном падеже.

 

Нет, окончания не различаются по склонениям, т.к. во мн.числе окончания одинаковые.

3. Этап усвоения новых знаний

А сейчас мы будем склонять существительные. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Кто хочет пойти к доске?

Изменяем по падежам следующие слова: руки, дела, ели. Пишите падежи и изменяете слово, выделяя окончания. Все остальные работают в тетрадях, пишите слева падеж, справа – слова. У вас должно получится три колонки слов.

Назовите начальную форму этих слов и склонение.

Работаете самостоятельно, потом проверяем, что  у нас получилось.

И.п. (кто, что?)          руки        дела        ели

Р.п. (кого, чего?)       рук          дел          елей

Д.п. (кому, чему?)    рукам     делам     елям

В.п. (кого, что?)         руки        дела        ели

Т.п. (кем, чем?)         руками   делами  елями

П.п. (о ком, о чём?) руках       делах      елях

 

Открываем с.70. Читаем первый вопрос.

У каких существительных (одушевлённых или неодушевлённых) одинаковые окончания в Им.п. и В.п.? Назовите эти окончания.

 

А у каких (одушевлённых или неодушевлённых) одинаковые окончания в Р.п. и В.п.? Назовите окончания.

 

Дополним вывод Летучей Мыши. Возьмите свои таблицы.

 

Эту таблицу вы вклеите в свой «Банк знаний» и выучите.

Работают письменно  в тетрадях и у доски.

Выходят трое учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

Рука – 1 скл, дело – 2 скл, ель – 3 склонение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают вопросы.

У неодушевлённых.

- и, -ы, - я, нулевое окончание.

 

 

У одушевлённых.

-ов, -ёв, -ей, нулевое окончание.

 

Учащийся читает таблицу и заполняет её.

4. Развитие умений и навыков на основе полученных знаний

Выполняем упражнение 79 с.70. Прочитай название темы. Читаем стихотворение Сергея Михалкова. Посмотрите на портрет автора.

Ребята, что такое губные гармошки?

Давайте прочитаем задание.

Выполняем упражнение в тетрадях и у доски, пишем по одной строчке.

Окончания существительных во мн.ч. в И.п.

 

 

Это музыкальный инструмент.

5. Обобщение

Ребята, о склонении каких существительных мы сегодня говорили?

Хорошо. Какой месяц сейчас заканчивается? Правильно. В словаре Владимира Ивановича Даля есть пословица про февраль. Давайте её прочитаем.

Вьюги, метели под февраль полетели!

Какие существительные вам встретились? Какое число и падеж у этих существительных? Какие окончания у этих существительных?

Имён существительных мн.числа.

Февраль.

 

 

 

Вьюги, метели – мн.ч. Им.п.

Февраль – ед.ч. В.п.

6. Подведение итогов урока

Ребята, вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового. Скажи, что нового ты сегодня узнал?

Молодцы. Урок окончен.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Окончания существительных во множественном числе в И.п. Склонение существительных во мн.ч. »















Цель: усвоение темы урока.

Задачи:

Обучающие:

Требования к знаниям:

  1. Объём (единица знания)

  2. Система знания

  3. Осмысленность

  4. Прочность знания

  5. Скорость выполнения учебных заданий при использовании знаний

Знакомство с:

  • Именем существительным как частью речи

  • Со склонением имён существительных во мн.ч.

  • Окончаниями имён существительных во мн.ч. в И.п.



Развивающие:

  1. Развитие умений и навыков:



  • Выделять в словах знакомые орфограммы

  • Определять значение слов

  • Определять форму слов (окончания)

  • Определять часть речи

  • Определять вид связи

  • Соблюдения гигиенических требований (правильная посадка, наклон тетради, правильное держание ручки, аккуратность письма)

  • Определять падеж существительных





  1. Развитие психических процессов:

Восприятие – психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной предмет.

Память – отражение опыта, сохранение и воспроизведение того, что произошло в прошлом. Основными процессами памяти является запоминание, воспроизведение и узнавание.

Мышление – процесс отображения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Мышление:

  • Анализ – (от греч. analysis — разложение) — метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

  • Синтез – (от греч. synthesis - соединение) соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

  • Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

  • Обобщение – это продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

  • Классификация – (от лат. classis — разряд и facere — делать) — распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком.

  • Абстрагирование – (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

Воображение – это психический процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующегося проецирования действительности.

  1. Развитие речи(уровни):



  • Произносительный

  • Лексический (слова: вол – волы, губные гармошки)

  • Грамматический (построение предложения)

  • Связного высказывания текста

Развитие речи – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.



Воспитательные:

Воспитание нравственной личности:

  • Активность

  • Самостоятельность

  • Ответственность

  • Любовь к предмету





Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Павловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. У вас на столах лежат таблицы, вы их пока не трогаете, мы будем работать с ними позже.

Приветствуют учителя. Садятся.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Начнём урок с повторения. Давайте вспомним, что такое склонение?


На что мы обращаем внимание при склонении существительных? (Что изменяется в слове при склонении?)


Ребята, до этого мы склоняли существительные в ед.числе и определяли безударные падежные окончания. А сегодня мы будем рассматривать склонение существительных во мн.числе. Откройте учебники на с.69. Рассмотрим таблицу «Склонение существительных во мн.числе

Давайте посмотрим, какие существительные предложены нам для склонения в первой колонке.

Назовите начальную форму этих слов (ед.ч. им.п.).

А во второй какое слово? Начальная форма?

Какое склонение у этих слов? (Как мы определяем склонение? Какой род и окончание у этих слов?)


Какие существительные написаны в третьей и четвёртой колонках?

Ребята, вы знаете, кто такие волы?


Назовите начальную форму этих слов.


А какое склонение у этих слов?


Рассмотрим последнюю колонку. Какие здесь слова? Начальная форма? Склонение?


Назовите из всех этих существительных одушевлённые и неодушевлённые?



Рассмотрим изменение этих существительных по падежам.


В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям?

В каком падеже – окончания –ами, -ями?

А окончания –ах, -ях?


Можно ли по окончаниям в этих падежах определить склонение существительных?


Склонение – это изменение слов по падежам.


На род существительного, число, склонение и окончание. (Форма слова – окончание).





Открывают учебники.




Стены, лисы.



Стена, лиса.


Земли.

Земля.

Первое склонение.

Ж. и м. род, окончания –а, - я.



Волы, сёла, соловьи, поля, лучи.

Вол - Сельскохозяйственное животное - разновидность быка.

Вол, село, соловей, поле, луч.

Второе склонение (м.р., нулевое окончание и ср.род с окончаниями –о, -е.).

Степи, мыши. Степь, мышь.

Третье (ж.р., нулевое окончание).

Одушевлённые: лисы, волы, соловьи, мыши. Неодушевлённые: стены, земли, сёла, поля, лучи, степи.


Читают таблицу, называя падеж, слово и окончание.


В дательном падеже.

В творительном падеже.

В предложном падеже.


Нет, окончания не различаются по склонениям, т.к. во мн.числе окончания одинаковые.

3. Этап усвоения новых знаний

А сейчас мы будем склонять существительные. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Кто хочет пойти к доске?

Изменяем по падежам следующие слова: руки, дела, ели. Пишите падежи и изменяете слово, выделяя окончания. Все остальные работают в тетрадях, пишите слева падеж, справа – слова. У вас должно получится три колонки слов.

Назовите начальную форму этих слов и склонение.

Работаете самостоятельно, потом проверяем, что у нас получилось.

И.п. (кто, что?) руки дела ели

Р.п. (кого, чего?) рук дел елей

Д.п. (кому, чему?) рукам делам елям

В.п. (кого, что?) руки дела ели

Т.п. (кем, чем?) руками делами елями

П.п. (о ком, о чём?) руках делах елях

Открываем с.70. Читаем первый вопрос.

У каких существительных (одушевлённых или неодушевлённых) одинаковые окончания в Им.п. и В.п.? Назовите эти окончания.


А у каких (одушевлённых или неодушевлённых) одинаковые окончания в Р.п. и В.п.? Назовите окончания.


Дополним вывод Летучей Мыши. Возьмите свои таблицы.


Эту таблицу вы вклеите в свой «Банк знаний» и выучите.

Работают письменно в тетрадях и у доски.

Выходят трое учащихся.








Рука – 1 скл, дело – 2 скл, ель – 3 склонение.










Учащиеся читают вопросы.

У неодушевлённых.

- и, -ы, - я, нулевое окончание.



У одушевлённых.

-ов, -ёв, -ей, нулевое окончание.


Учащийся читает таблицу и заполняет её.

4. Развитие умений и навыков на основе полученных знаний

Выполняем упражнение 79 с.70. Прочитай название темы. Читаем стихотворение Сергея Михалкова. Посмотрите на портрет автора.

Ребята, что такое губные гармошки?

Давайте прочитаем задание.

Выполняем упражнение в тетрадях и у доски, пишем по одной строчке.

Окончания существительных во мн.ч. в И.п.



Это музыкальный инструмент.

5. Обобщение

Ребята, о склонении каких существительных мы сегодня говорили?

Хорошо. Какой месяц сейчас заканчивается? Правильно. В словаре Владимира Ивановича Даля есть пословица про февраль. Давайте её прочитаем.

Вьюги, метели под февраль полетели!

Какие существительные вам встретились? Какое число и падеж у этих существительных? Какие окончания у этих существительных?

Имён существительных мн.числа.

Февраль.




Вьюги, метели – мн.ч. Им.п.

Февраль – ед.ч. В.п.

6. Подведение итогов урока

Ребята, вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового. Скажи, что нового ты сегодня узнал?

Молодцы. Урок окончен.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дворецкая Яна Павловна

Дата: 17.08.2014

Номер свидетельства: 112064


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства