Тема урока: Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.
Цель: Закрепить знания об основе слова, об окончании и познакомить
детей с нулевым окончанием.
Задачи: Повторить и обобщить знания об основе слова и об окончании ;
Развивать логическое мышление, внимание, память, умение
действовать по плану, контролировать результаты своей
деятельности, навыки самостоятельной работы, строить
взаимодействие со сверстниками и учителем;
Воспитывать любовь к русскому языку через различные виды
содержания учебного материала.
Материал: Н. А. Чуракова «Русский язык» Учебник для 2 класса, стр. 38-40; Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева «Тетрадь для самостоятельной работы №1», 2 класс, стр. 18-19; А. А. Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку к УМК Н. А. Чураковой» 2 класс, стр. 36-38; Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку», 2 класс, стр. 52.
Оборудование: Картинки для разговорной минуты, магнитные карточки, индивидуальные карточки, интерактивные средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, игра-тренажёр «Допиши окончания», нетбуки, музыка «Танец утят»
Тип урока: Комбинированный.
Формы и методы: Беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.Приветствие.
- Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелав своей улыбкой друг другу удачу на сегодняшний урок.
2. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня мы продолжим наше путешествие с Анишит Йокоповной, Машей и Мишей. Закрепим знания об основе слова и его окончании. И узнаем один секрет об окончании. Наша добрая волшебница желает вам успехов. (сл. №1)
II. Актуализация. Повторение об основе и окончании.
- Ребята, давайте вспомним, что такое основа слова?
- Основа слова – это часть слова без окончания.
- А что такое окончание?
- Окончание – это часть слова, которая изменяется.
- А теперь мы вместе, с Машей и Мишей спустимся в подводный мир. (сл. №2,3) На уроках «Окружающий мир» мы изучали то, кто живёт в воде. Вспомните этих животных и покажите окончания слов. Кто-нибудь из вас покажет окончание слова, а кто-то запишет это слово на доске, выделит основу слова и окончание. А остальные внимательно следите за правильностью выполнения задания. (Дети упражняются на тренажёре сл. №4-12 и на доске)
- Молодцы, вы хорошо справились.
III. Работа по теме.
- Чистописание в тетрадях.
- Ребята, а теперь откройте тетради. Сядьте все правильно. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Задание по чистописанию - записать слова «краб», «судак» по одной строчке каждое слово. Вспомните, где они живут? (сл. №13-14)
- Какая орфограмма в слове «краб»?
- В конце слова слышится «п», но пишется «б» (Дети списывают с доски)
- А теперь обратите внимание на эти слова. Что вы можете сказать об окончаниях этих слов? (- Мы не видим окончания.)
- Правильно. Анишит Йокоповна предлагает Маше и Мише изменить слово «краб» в разных словосочетаниях. Она дает слова «нет», «дам», «любуюсь». Помогите нашим друзьям изменить слово: Нет (кого?) краба, дам (кому?) крабу, любуюсь (кем?) крабом.
- Теперь вы видите окончания? Кто покажет окончание и основу в этих словах? (Один ученик выделяет окончания и основу слов)
- Значит, у слова «краб» есть окончание, но мы его не видим. Вспомните, как в математике обозначается то, чего нет. (- Ноль.)
- Значит, как можно назвать окончание в слове «краб»? (- Нулевым окончанием.)
- Правильно. Действительно, называется оно нулевым окончанием. Раньше как мы обозначали окончание в словах? (- Клеткой.)
- Ребята, как вы думаете, как обозначается нулевое окончание? (-Пустой клеткой)
- А что можете сказать о слове «судак»? (- У слова «судак» тоже нулевое окончание)
2. Работа по учебнику:
- Ребята, откройте учебники на странице 39ой и вместе прочитайте плакат Летучей Мыши. (Хоровое чтение)
- Значит, вы правильно сказали о нулевом окончании? Кто ещё раз скажет правило? (- Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием. Обозначаем его пустой клеткой.)
3. Выполнение упражнения в тетрадях:
- Теперь откройте следующую страницу учебника, найдите упражнение 16. Прочитайте задание. ( Один ученик читает задание)
- Давайте, выполним это упражнение вместе. В тетрадях запишите упражнение 16. Просклоняем слова «морж» и «сом». (Дети записывают с комментированием: нет моржа, дам моржу, любуюсь моржом; нет сома, дам сому, любуюсь сомом.)
- Отметьте окончания клеткой.
- Итак, что вы можете сказать об окончаниях слов «морж» и «сом»? ( - У них окончание нулевое. Когда они склоняются, окончания появляются.)
Физкультминутка (под музыкой «Танец утят»)
IV. Закрепление изученного материала.
- Работа в группах по картинкам.
- На ваших партах находятся картинки. Обратите внимание: что делают дети? (- Дети играют)
- Как они играют? (- Они играют дружно.)
- Вы тоже так дружно играете? ( - Да!)
- Теперь внимательно рассмотрите картинку. Вам надо найти слова-предметы. Дружно распределитесь между собой: кто какое слово запишет, помогите своей второй половинке, если она затрудняется. Запишите слова в тетради, выделите окончания и основу. ( Дети пишут слова-предметы, согласуясь с напарником.)
- Кто выполнил задание, устно составьте предложения по картинке.
- Если все закончили, поменяйтесь тетрадками и проверьте работы друг друга. Помните: ошибки исправляем только карандашами. (Работа в парах.)
- Кто-нибудь составил предложение по картинке? ( Дети предлагают свои предложения.)
2. Работа в тетрадях №1 для самостоятельной работы:
- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради для самостоятельной работы на странице 18. Найдите упражнение 23. (Один учащийся читает задание.)
- Нам опять понадобятся знания, полученные на уроках окружающего мира. Что изображено на рисунках? (- Небо, вода, земля.)
- Прочитайте данные слова. (Читают все вместе.)
- Где можно увидеть кенгуру? ( - На земле.) Галку? (- В небе.) Сома? (- В воде.) Ласточку? ( - В небе.) Налима? ( - В воде.) Зебу? (- На земле.)
- Прочитайте следующее задание.
- Назовите слова с ненулевым окончанием. (- Сорока, галка, ласточка.)
- Слова с нулевым окончанием. (- Карп, сом, налим.)
- Неизменяемые слова. (- Пони, кенгуру, зебу.)
- Кто прочитает следующее задание?
- Как можно назвать слова первого столбика одним словом? ( Ученики называют первую группу – птицами, вторую группу – рыбами, третью группу – животными.)
- Молодцы, ребята! А теперь самостоятельно выполните все эти задания. Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненные работы.
- Ребята, назовите ещё раз слова с нулевым окончанием. ( - Карп, сом, налим.)
- А почему вы думаете, что у них нулевое окончание? (- Мы не видим окончания, но оно есть.)
- Как можно проверить? (- Нет карпа, нет сома, нет налима.)
V. Итог урока.
1. Подведение итогов.
- А теперь, ребята, вернёмся в наш класс. Скажите мне, пожалуйста, какую проблему мы решали на уроке? ( - Мы узнали о нулевом окончании.)
- Как обозначается нулевое окончание? (- Нулевое окончание обозначается пустой клеткой.)
- А как можно узнать, есть ли у слова окончание или нет? ( - Склоняем со словами нет, дам, любуюсь.)
2. Проверка усвоенных знаний:
- В конце урока я хотела бы проверить, как вы усвоили эту тему. Откройте, пожалуйста, нетбуки. Подключите программу «Classroоm». Я отправлю вам мини-тест по сегодняшней теме, а вы внимательно выполняйте задания.
(Дети самостоятельно выполняют тест и отправляют свои ответы учителю. Учитель на экране показывает результаты выполненных работ, оценивает и обратно отсылает детям, чтобы они смогли исправить ошибки.)
3. Домашнее задание: Подобрать из Обратного словаря десять слов, записать их, выделить окончание и основу. А I группе дополнительно составить и записать три предложения с этими словами.
- Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз улыбнемся друг другу.
- Урок окончен. Можете идти.