kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

Цель: Закрепить знания об основе слова, об окончании и познакомить

            детей с нулевым окончанием.

Задачи: Повторить и обобщить знания об основе слова и об окончании ;

              Развивать логическое мышление, внимание, память, умение

                 действовать по плану, контролировать результаты своей

              деятельности, навыки самостоятельной работы, строить

              взаимодействие со сверстниками и учителем;

              Воспитывать любовь к русскому языку через различные виды

              содержания учебного материала.

Материал: Н. А. Чуракова «Русский язык» Учебник для 2 класса, стр. 38-40; Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева «Тетрадь для самостоятельной работы №1», 2 класс, стр. 18-19; А. А. Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку к УМК Н. А. Чураковой» 2 класс, стр. 36-38; Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку», 2 класс, стр. 52.

Оборудование: Картинки для разговорной минуты, магнитные карточки, индивидуальные карточки, интерактивные средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, игра-тренажёр «Допиши окончания», нетбуки, музыка «Танец утят»

Тип урока: Комбинированный.

Формы и методы: Беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.

Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

- Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелав своей улыбкой друг другу удачу на сегодняшний урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие с Анишит Йокоповной,  Машей и Мишей. Закрепим знания об основе слова и его окончании. И узнаем один секрет об окончании. Наша добрая волшебница желает вам успехов. (сл. №1)

II. Актуализация. Повторение об основе и окончании.

- Ребята, давайте вспомним, что такое основа слова?

- Основа слова – это часть слова без окончания.

- А что такое окончание?

- Окончание – это часть слова, которая изменяется.

- А теперь мы вместе, с Машей и Мишей спустимся в подводный мир. (сл. №2,3) На уроках «Окружающий мир» мы изучали то, кто живёт в воде. Вспомните этих животных и покажите окончания слов.  Кто-нибудь из вас покажет окончание слова, а кто-то запишет это слово на доске, выделит основу слова и окончание. А остальные внимательно следите за правильностью выполнения задания. (Дети упражняются на тренажёре сл. №4-12 и на доске)

- Молодцы, вы хорошо справились.

III. Работа по теме.

  1. Чистописание в тетрадях.

- Ребята, а теперь откройте тетради. Сядьте все правильно. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Задание по чистописанию - записать слова «краб», «судак» по одной строчке каждое слово. Вспомните, где они живут? (сл. №13-14)

- Какая орфограмма в слове «краб»?

- В конце слова слышится «п», но пишется «б» (Дети списывают с доски)

- А теперь обратите внимание на эти слова. Что вы можете сказать об окончаниях этих слов? (- Мы не видим окончания.)

- Правильно. Анишит Йокоповна предлагает Маше и Мише изменить слово «краб» в разных словосочетаниях. Она дает слова «нет», «дам», «любуюсь». Помогите нашим друзьям  изменить слово: Нет (кого?) краба, дам (кому?) крабу, любуюсь (кем?) крабом.

- Теперь вы видите окончания? Кто покажет окончание и основу в этих словах? (Один ученик выделяет окончания и основу слов)

- Значит, у слова «краб» есть окончание, но мы его не видим. Вспомните, как в математике обозначается то, чего нет. (- Ноль.)

-  Значит, как можно назвать окончание в слове «краб»? (- Нулевым окончанием.)

- Правильно. Действительно, называется оно нулевым окончанием. Раньше как мы обозначали окончание в словах? (- Клеткой.)

- Ребята, как вы думаете, как обозначается нулевое окончание? (-Пустой клеткой)

- А что можете сказать о слове «судак»? (- У слова «судак» тоже нулевое окончание)

2. Работа по учебнику:

- Ребята, откройте учебники на странице 39ой и вместе прочитайте плакат Летучей Мыши. (Хоровое чтение)

- Значит, вы правильно сказали о нулевом окончании? Кто ещё раз скажет правило? (- Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием. Обозначаем его пустой клеткой.)

3. Выполнение упражнения в тетрадях:

- Теперь откройте следующую страницу учебника, найдите упражнение 16. Прочитайте задание. ( Один ученик читает задание)

- Давайте, выполним это упражнение вместе. В тетрадях запишите упражнение 16. Просклоняем слова «морж» и «сом». (Дети записывают с комментированием: нет моржа, дам моржу, любуюсь моржом; нет сома, дам сому, любуюсь сомом.)

- Отметьте окончания клеткой.

- Итак, что вы можете сказать об окончаниях слов «морж» и «сом»? ( - У них окончание нулевое. Когда они склоняются, окончания появляются.)

  Физкультминутка (под музыкой «Танец утят»)

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в группах по картинкам.

- На ваших партах находятся картинки. Обратите внимание: что делают дети? (- Дети играют)

- Как они играют? (- Они играют дружно.)

- Вы тоже так дружно играете? ( - Да!)

- Теперь внимательно рассмотрите картинку. Вам надо найти слова-предметы. Дружно распределитесь между собой: кто какое слово запишет, помогите своей второй половинке, если она затрудняется. Запишите слова в тетради, выделите окончания и основу. ( Дети пишут слова-предметы, согласуясь с напарником.)

- Кто выполнил задание, устно составьте предложения по картинке.

- Если все закончили, поменяйтесь тетрадками и проверьте работы друг друга. Помните: ошибки исправляем только карандашами. (Работа в парах.)

- Кто-нибудь составил предложение по картинке? ( Дети предлагают свои предложения.)

2. Работа в тетрадях №1 для самостоятельной работы:

- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради для самостоятельной работы на странице 18. Найдите упражнение 23. (Один учащийся читает задание.)

- Нам опять понадобятся знания, полученные на уроках окружающего мира. Что изображено на рисунках? (- Небо, вода, земля.)

- Прочитайте данные слова. (Читают все вместе.)

- Где можно увидеть кенгуру? ( - На земле.) Галку? (- В небе.) Сома? (- В воде.) Ласточку? ( - В небе.) Налима? ( - В воде.) Зебу? (- На земле.)

- Прочитайте следующее задание.

- Назовите слова с ненулевым окончанием. (- Сорока, галка, ласточка.)

- Слова с нулевым окончанием. (- Карп, сом, налим.)

- Неизменяемые слова. (- Пони, кенгуру, зебу.)

- Кто прочитает следующее задание?

- Как можно назвать слова первого столбика одним словом? ( Ученики называют первую группу – птицами, вторую группу – рыбами, третью группу – животными.)

- Молодцы, ребята! А теперь самостоятельно выполните все эти задания. Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненные работы.

 - Ребята, назовите ещё раз слова с нулевым окончанием. ( - Карп, сом, налим.)

- А почему вы думаете, что у них нулевое окончание? (- Мы не видим окончания, но оно есть.)

- Как можно проверить? (- Нет карпа, нет сома, нет налима.)

V. Итог урока.

1. Подведение итогов.

- А теперь, ребята, вернёмся в наш класс. Скажите мне, пожалуйста, какую проблему мы решали на уроке? ( - Мы узнали о нулевом окончании.)

- Как обозначается нулевое окончание? (- Нулевое окончание обозначается пустой клеткой.)

- А как можно узнать, есть ли у слова окончание или нет? ( - Склоняем со словами нет, дам, любуюсь.)

2. Проверка усвоенных знаний:

- В конце урока я хотела бы проверить, как вы усвоили эту тему. Откройте, пожалуйста, нетбуки. Подключите программу «Classroоm». Я отправлю вам мини-тест по сегодняшней теме, а вы внимательно выполняйте задания.

(Дети самостоятельно выполняют тест и отправляют свои ответы учителю. Учитель на экране показывает результаты выполненных работ, оценивает и обратно отсылает детям, чтобы они смогли исправить ошибки.)

3. Домашнее задание: Подобрать из Обратного словаря десять слов, записать их, выделить окончание и основу. А I группе дополнительно составить и записать три предложения с этими словами.

    - Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз улыбнемся друг другу.

    - Урок окончен. Можете идти.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание" »

4


Тема урока: Основа слова и его окончание. Нулевое окончание.

Цель: Закрепить знания об основе слова, об окончании и познакомить

детей с нулевым окончанием.

Задачи: Повторить и обобщить знания об основе слова и об окончании ;

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение

действовать по плану, контролировать результаты своей

деятельности, навыки самостоятельной работы, строить

взаимодействие со сверстниками и учителем;

Воспитывать любовь к русскому языку через различные виды

содержания учебного материала.

Материал: Н. А. Чуракова «Русский язык» Учебник для 2 класса, стр. 38-40; Т. А. Байкова, О. В. Малаховская, Е. Р. Ерышева «Тетрадь для самостоятельной работы №1», 2 класс, стр. 18-19; А. А. Коржукова «Поурочные разработки по русскому языку к УМК Н. А. Чураковой» 2 класс, стр. 36-38; Ш. В. Журжина, Н. В. Костромина «Дидактический материал по русскому языку», 2 класс, стр. 52.

Оборудование: Картинки для разговорной минуты, магнитные карточки, индивидуальные карточки, интерактивные средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, игра-тренажёр «Допиши окончания», нетбуки, музыка «Танец утят»

Тип урока: Комбинированный.

Формы и методы: Беседа, фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, самопроверка, взаимопроверка.








Ход урока

I. Организационный момент.

1.Приветствие.

- Доброе утро, ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелав своей улыбкой друг другу удачу на сегодняшний урок.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим наше путешествие с Анишит Йокоповной, Машей и Мишей. Закрепим знания об основе слова и его окончании. И узнаем один секрет об окончании. Наша добрая волшебница желает вам успехов. (сл. №1)

II. Актуализация. Повторение об основе и окончании.

- Ребята, давайте вспомним, что такое основа слова?

- Основа слова – это часть слова без окончания.

- А что такое окончание?

- Окончание – это часть слова, которая изменяется.

- А теперь мы вместе, с Машей и Мишей спустимся в подводный мир. (сл. №2,3) На уроках «Окружающий мир» мы изучали то, кто живёт в воде. Вспомните этих животных и покажите окончания слов. Кто-нибудь из вас покажет окончание слова, а кто-то запишет это слово на доске, выделит основу слова и окончание. А остальные внимательно следите за правильностью выполнения задания. (Дети упражняются на тренажёре сл. №4-12 и на доске)

- Молодцы, вы хорошо справились.

III. Работа по теме.

  1. Чистописание в тетрадях.

- Ребята, а теперь откройте тетради. Сядьте все правильно. Запишите сегодняшнее число, «Классная работа». Задание по чистописанию - записать слова «краб», «судак» по одной строчке каждое слово. Вспомните, где они живут? (сл. №13-14)

- Какая орфограмма в слове «краб»?

- В конце слова слышится «п», но пишется «б» (Дети списывают с доски)

- А теперь обратите внимание на эти слова. Что вы можете сказать об окончаниях этих слов? (- Мы не видим окончания.)

- Правильно. Анишит Йокоповна предлагает Маше и Мише изменить слово «краб» в разных словосочетаниях. Она дает слова «нет», «дам», «любуюсь». Помогите нашим друзьям изменить слово: Нет (кого?) краба, дам (кому?) крабу, любуюсь (кем?) крабом.

- Теперь вы видите окончания? Кто покажет окончание и основу в этих словах? (Один ученик выделяет окончания и основу слов)

- Значит, у слова «краб» есть окончание, но мы его не видим. Вспомните, как в математике обозначается то, чего нет. (- Ноль.)

- Значит, как можно назвать окончание в слове «краб»? (- Нулевым окончанием.)

- Правильно. Действительно, называется оно нулевым окончанием. Раньше как мы обозначали окончание в словах? (- Клеткой.)

- Ребята, как вы думаете, как обозначается нулевое окончание? (-Пустой клеткой)

- А что можете сказать о слове «судак»? (- У слова «судак» тоже нулевое окончание)

2. Работа по учебнику:

- Ребята, откройте учебники на странице 39ой и вместе прочитайте плакат Летучей Мыши. (Хоровое чтение)

- Значит, вы правильно сказали о нулевом окончании? Кто ещё раз скажет правило? (- Окончание, которого мы не видим, называется нулевым окончанием. Обозначаем его пустой клеткой.)

3. Выполнение упражнения в тетрадях:

- Теперь откройте следующую страницу учебника, найдите упражнение 16. Прочитайте задание. ( Один ученик читает задание)

- Давайте, выполним это упражнение вместе. В тетрадях запишите упражнение 16. Просклоняем слова «морж» и «сом». (Дети записывают с комментированием: нет моржа, дам моржу, любуюсь моржом; нет сома, дам сому, любуюсь сомом.)

- Отметьте окончания клеткой.

- Итак, что вы можете сказать об окончаниях слов «морж» и «сом»? ( - У них окончание нулевое. Когда они склоняются, окончания появляются.)

Физкультминутка (под музыкой «Танец утят»)

IV. Закрепление изученного материала.

  1. Работа в группах по картинкам.

- На ваших партах находятся картинки. Обратите внимание: что делают дети? (- Дети играют)

- Как они играют? (- Они играют дружно.)

- Вы тоже так дружно играете? ( - Да!)

- Теперь внимательно рассмотрите картинку. Вам надо найти слова-предметы. Дружно распределитесь между собой: кто какое слово запишет, помогите своей второй половинке, если она затрудняется. Запишите слова в тетради, выделите окончания и основу. ( Дети пишут слова-предметы, согласуясь с напарником.)

- Кто выполнил задание, устно составьте предложения по картинке.

- Если все закончили, поменяйтесь тетрадками и проверьте работы друг друга. Помните: ошибки исправляем только карандашами. (Работа в парах.)

- Кто-нибудь составил предложение по картинке? ( Дети предлагают свои предложения.)

2. Работа в тетрадях №1 для самостоятельной работы:

- Ребята, откройте, пожалуйста, тетради для самостоятельной работы на странице 18. Найдите упражнение 23. (Один учащийся читает задание.)

- Нам опять понадобятся знания, полученные на уроках окружающего мира. Что изображено на рисунках? (- Небо, вода, земля.)

- Прочитайте данные слова. (Читают все вместе.)

- Где можно увидеть кенгуру? ( - На земле.) Галку? (- В небе.) Сома? (- В воде.) Ласточку? ( - В небе.) Налима? ( - В воде.) Зебу? (- На земле.)

- Прочитайте следующее задание.

- Назовите слова с ненулевым окончанием. (- Сорока, галка, ласточка.)

- Слова с нулевым окончанием. (- Карп, сом, налим.)

- Неизменяемые слова. (- Пони, кенгуру, зебу.)

- Кто прочитает следующее задание?

- Как можно назвать слова первого столбика одним словом? ( Ученики называют первую группу – птицами, вторую группу – рыбами, третью группу – животными.)

- Молодцы, ребята! А теперь самостоятельно выполните все эти задания. Потом поменяйтесь тетрадями и проверьте выполненные работы.

- Ребята, назовите ещё раз слова с нулевым окончанием. ( - Карп, сом, налим.)

- А почему вы думаете, что у них нулевое окончание? (- Мы не видим окончания, но оно есть.)

- Как можно проверить? (- Нет карпа, нет сома, нет налима.)

V. Итог урока.

1. Подведение итогов.

- А теперь, ребята, вернёмся в наш класс. Скажите мне, пожалуйста, какую проблему мы решали на уроке? ( - Мы узнали о нулевом окончании.)

- Как обозначается нулевое окончание? (- Нулевое окончание обозначается пустой клеткой.)

- А как можно узнать, есть ли у слова окончание или нет? ( - Склоняем со словами нет, дам, любуюсь.)

2. Проверка усвоенных знаний:

- В конце урока я хотела бы проверить, как вы усвоили эту тему. Откройте, пожалуйста, нетбуки. Подключите программу «Classroоm». Я отправлю вам мини-тест по сегодняшней теме, а вы внимательно выполняйте задания.

(Дети самостоятельно выполняют тест и отправляют свои ответы учителю. Учитель на экране показывает результаты выполненных работ, оценивает и обратно отсылает детям, чтобы они смогли исправить ошибки.)

3. Домашнее задание: Подобрать из Обратного словаря десять слов, записать их, выделить окончание и основу. А I группе дополнительно составить и записать три предложения с этими словами.

- Я всем благодарна за замечательную работу. Давайте еще раз улыбнемся друг другу.

- Урок окончен. Можете идти.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока русского языка по теме "Основа слова и его окончание"

Автор: Файзрахманова Гульназ Ильсуровна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104351

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "конспект урока русского, презентация "
    ["seo_title"] => string(41) "konspiekt-uroka-russkogho-priezientatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "176037"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424352989"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "Конспект урока русского языка тему "Обобщение знаний об имени прилагательном как часть речи"
    ["seo_title"] => string(104) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-tiemu-obobshchieniie-znanii-ob-imieni-prilaghatiel-nom-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "309670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458837237"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока русского языка по теме: « Буквы е и ё после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени» "
    ["seo_title"] => string(143) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-bukvy-ie-i-io-poslie-shipiashchikh-v-suffiksakh-stradatiel-nykh-prichastii-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "174288"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424105738"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока русского языка "Основа слова" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-osnova-slova"
    ["file_id"] => string(6) "148903"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419873792"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "план-конспект урока русского языка по теме: "Разбор слова по составу" "
    ["seo_title"] => string(71) "plan-konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-razbor-slova-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "123871"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414591101"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства