Русский язык 4 класс
Тема: Окончания – и, - е в именах существительных 1,2,3 склонения
Цели: систематизация изученного материала «Правописание падежных безударных окончаний имен существительных»;
Оборудование:
алгоритм проверки безударных падежных окончаний имён существительных;
карточки с заданием;
Ход урока:
Ι. Орг. момент.
ΙΙ. Актуализация знаний и создание проблемной ситуации.
- Ко мне в руки попал текст, но я не смогла его прочесть, т.к часть букв стёрлись со временем.
В глубокой древност… у людей не было часов. Они не умели
делить сутки на часы, минуты. Сегодня часы повсюду с нами. Они висят на улиц…, в школ…, в метро, на вокзал…. Часы у нас на рук…, в карман… на длинной цепочк…. По своей форм… часы бывают круглые, квадратные. Вы видали часы размером с горошину? А вот огромные башенные часы с бо…м называются куранты. Куранты на Кремлёвской башн… бьют двенадцать раз в полдень, в полночь.
- Поможете ли вы мне прочитать это письмо?
- Как вы предлагаете узнать, какие буквы «исчезли»? Что нужно для этого сделать?
( определить – в слабой или в сильной позиции находится звук, определить в какой части речи и в какой части слова пропущены буквы)
- У вас на столе лежит копия данного письма. Под текстом находится таблица. Рассмотрите её внимательно.
- Что ещё нужно знать, чтобы правильно написать пропущенную букву? (склонение, падеж )
- Работая в паре, восстановите текст письма. В помощь вам дана таблица.
Слово
Часть речи
Род
Склонение
Падежи
Буква в окончании
слова
Проверка
ΙΙΙ. Сообщение темы и цели урока.
- Какой частью речи были все слова с пропущенной буквой?
- Назовите тему урока. Определите для себя цель на урок (обобщая ответы учащихся, учитель называет цель урока)
IV. Повторение
1) алгоритм определения безударного падежного окончания у существительных
- Вспомните и расскажите, как правильно писать безударные падежные окончания существительного?
1 шаг - определяем падеж
2 шаг - определяем склонение
3 шаг – определяем падеж
4 шаг – вспоминаем таблицу «Правописание безударных падежных окончаний существительного»
5 шаг - или подставляем слово – ключ, вспоминаем окончание.
2) умение определять падеж существительного
- Давайте проверим. Как вы умеем определять падежи.
- Перед вами словосочетания. Определите падеж существительного
1. Едет по дороге;
2. перепрыгнул через ручей;
3. вышел из дома;
4. идет по полянке;
5. говорит о сыне;
6. гостил у дяди;
7. подошли к сирени.
3) умение верно определять безударное падежное окончание существительного
- На группу вам дана 1 карточка,
Слово
Часть речи
Род
Склонение
Падежи
Буква в окончании
слова
На дерев.
к бабушк…
около опушк…
к молодёж…
на озер….
к земл…
по математике…
- Консультанты, обменяйтесь карточками, проверьте правильность её заполнения. Сделайте вывод о работе группы.
- А вам, ребята, пока проверяется результат вашей совместной работы, я предлагаю поиграть. ( по рядам)
На доске записаны слова. Определите верное безударное падежное окончание данных слов.
Вам в помощь карточки с буквами «И», «Е»
Та команда, где будет больше верных ответов, станет победителем.
1ряд 2 ряд 3 ряд
О медвед… в шиповник… на осин….
к деревн… для дочер… по привычк…
в город… в прохлад… к печк….
по речк… около Серёж… на верёвк….
на озер… на опушк…. к дич….
- Взаимопроверка.( по рядам)
- Отчёт консультантов о выполненной работе в группе
Физкультминутка.
V Контроль и самопроверка знаний.
- Заключительное задание поможет вам понять, насколько качественно вы изучили данную тему и выполнили задачи, поставленные на урок.
- Запишите в тетради под диктовку предложения.
В утренней прохладе разлит свежий запах полыни (А.Куприн)
Ночной туман застал меня в дороге (А. Блок)
Высоко в воздухе звенят жаворонки
В школе мы узнаём много нового.
В шиповник по берегам реки Старицы уже притаилась ночь (К. Паустовский)
- Выделите безударное окончание существительного.
- Сделайте вывод.
VΙ. Итог урока. Рефлексия.
- над какой темой работали в течение урока?
- Все ли задания удалось выполнить правильно? Почему?
- Как чувствовали себя на уроке?
- Какое задание ( задания) предлагаете ещё раз выполнить на последующих уроках?
VΙΙ. Домашнее задание.