- Развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного.
- Совершенствовать орфографические навыки.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку
- Воспитывать внимание, усидчивость.
- Приучать к аккуратности и самостоятельности в работе.
Формы работы: фронтальная, парная.
Оборудование: учебник по русскому языку, ТСО, карточки, наглядности
Ход урока.
1.Орг. момент.
-Мы продолжаем изучать, открывать тайны нашего великого могучего русского языка.
Итак, Друзья, начнём урок!
Затей у нас большой мешок.
А для кого они?
Для нас!
Скажем друг другу:
- В добрый час!
Мотивация.
- Как вы думаете, можно знать всё на свете?
-А если нельзя знать, может быть не стоит и учиться?
- Чтобы много знать, нужно каждый день узнавать что-то новое.
2.Актуализация знаний.
- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол).
- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.
«Подснежники »
Глагол – это……..
Какие виды глаголов вы знаете?
Что такое спряжение?
Окончания глаголов I спряжения?
Окончания глаголов II спряжения?
Семь глаголов на – еть-
Четыре глагола на – ать-
3 глагола на – ить-
Как изменяются глаголы?
Назовите времена глаголов?
Игра «Третий лишний».
- Прочитайте слова: рисует, рисую, рисовал.
— Что общего и чем различаются эти слова? ( Все слова – глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол – в форме прошедшего времени.)
- Какое лишнее слово?
- Как вы думаете о чем пойдет речь? (Глаголы прошедшего времени).
- Чему будем учиться на уроке?
( Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени и определять в них окончания.)
Открываем тетради, записываем число.
Минутка чистописания.
- Определите букву, которую мы будем писать на минутке чистописания. Она находится в лишнем глаголе и обозначает в нем непарный звонкий твёрдый согласный звук.
- Чтобы подготовить наши руки к дальнейшему письму, на минутке чистописания мы пропишем эту букву.
3.Постановка проблемы.
— Можете ли вы представить нашу речь без глаголов? Почему?
Смогли бы поэты и писатели создать свои произведения?
4.«Открытие» нового знания. Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стих.
По опушке шла весна,
Вёдра с дождиком несла.
Оступилась на пригорке-
Опрокинулись ведёрки.
Зазвенели капли-
Загалдели цапли.
Испугались муравьи-
Двери заперли свои.
Вёдра с дождиком Весна
До села не донесла.
А цветное коромысло
Убежало в небеса
И над озером повисло-
Чу-де-са!
- Какое задание можно предложить к тексту ? ( Выделить окончания в глаголах прошедшего времени.)
Проверка.
( Ставим вопросы и доказываем окончания глаголов прошедшего времени.
- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.( суффикс Л)
Это суффикс прошедшего времени глагола.
- Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? (Образует форму прошедшего времени. Если в глаголе есть –л-,то глагол стоит в форме прошедшего времени. Такой суффикс называется формообразующий суффикс, т. к. образует форму глагола и в основу слова не входит.
Ассоциация к глаголу прошедшего времени
Изменяются по числам
По числам - единственное, множественное;
В единственном числе –по родам –(мужской, средний, женский);
Формообразующий суффикс Л
Отвечает на вопросы что делал? Что сделал?
Имеют окончания:в мужском роде нулевое окончание,в женском роде – а, в среднем роде – о.
5.Работа по учебнику.
Упр 383.Поставить глаголы в форму прошедшего времени. Обозначить в них суффиксы и окончания. Указать род глаголов.
Какое задание можно предложить к данным словам
время, дождь, весна, дни.
Шёл … . Шла … . Шло … . Шли … .
Собрать предложения.
Выделить окончания.
- Проверим, что получилось. (Шёл дождь. Шла весна. Шло время. Шли дни.)
Шел весна
Шла дождь
Шло дни
Шли время
6.Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
Проверим прочность наших знаний.
А теперь вы можете поработать самостоятельно.
Упр 384. Изменить глаголы. Дописать суффиксы и родовые окончания прошедшего времени, в скобках указать род.
1 ряд. Фонарь светил, дерево стояло, лодка плыла, отец объяснял.
2 ряд. Яблоки созрели, вода закипела, урок начался, зеркало разбилось.
3 ряд. Девочки читали, человек плыл, подруга пришла, пальто порвалось.
7. Закрепление.
На скворечниках сочетания слов. Правильно подобрать окончания.