kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять

Образовательные задачи:

развивать умение правильно писать окончания глаголов в  прошедшем времени в зависимости от рода и числа;

совершенствовать умения делать синтаксический разбор

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, мышление обучающихся;

развивать умения и способности обучающихся работать самостоятельно, в парах, с карточками;

Воспитательные задачи:

воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей;

воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие

Оборудование:

компьютер, мультимедиа-проектор, презентация PоwerPoint, карточки

Ход урока.

I.Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так, что время не теряем

И работать начинаем.

 

- Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня  ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное дружно! Нас ждёт страна Глаголия ( Слайд1)

II. Орфографическая минутка.

Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото.

- Объясните написания  орфограмм.

 - Ребята, что объединяет эти слова?

-Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?

- Лл · Лл ·

-Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

(чтение обучающимися) (Слайд2)

                           Ревела  буря, дождь  шумел;
                          Во  мраке  молнии  летали;
                          Бесперерывно  гром  гремел,
                          И ветры в дебрях бушевали.

 - Какие образные средства использует автор?

 - Какими словами  автор передает  состояние природы?

-Ребята, что объединяет эти слова?

- Докажите.

-А чем они различаются?

- Докажите.

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока?

-Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего времени.

III. Языковая разминка (Запись под диктовку и обозначение орфограмм.)  

        (Слайд 3)

Ревела буря, дождь шумел.

-Сделайте  синтаксический разбор предложения.

-Дайте характеристику предложению.

-Как соединяются простые предложения в сложном?

-А как ещё могут соединяться?

.- В каком времени употребляются глаголы? Почему?

-Какие признаки глаголов можно определить?

- Ребята, а теперь прочитаем строки из стихотворения А.С.Пушкина.

 Уж небо осенью дышало

  Уж реже солнышко блистало

-Расскажи о глаголах в этих строчках.

- Почему? Докажите.

 -Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени.

Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском –а, в среднем –о.

IV. Наблюдение за глаголами во множественном числе.

Во  мраке  молнии  летали

 И  ветры  в  дебрях  бушевали.

- Найдите и дайте характеристику глаголам в предложениях.

.- Выделите и назовите окончание глаголов.

-Дополните  вывод о глаголах прошедшего времени.

Вывод:  Во множественном числе все глаголы имеют окончание  -и, род глагола не определятся.

V.Физкультминутка.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопай перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим!

VI. Закрепление.

         1.  Работа с учебником, стр. 63, упражнение 83.

- Прочитайте  шуточные стихотворения. Как будете выполнять?

.-Выпишите глаголы, выделите окончания.

.- Объясните смысл фразеологизмов (Слайд5)

 -Какой фразеологизм подходит к одному из этих отрывков.

Сложа руки.

Палец о палец не ударить.

По щучьему веленью.

Гнаться за двумя зайцами.

  2.  Работа с учебником, стр. 64, упражнение 84.

-Прочитайте. Как будете выполнять?

         Стоит ясная погода. (Стояла ясная погода.) Автобус отъезжает от остановки. (Автобус отъезжал от остановки). Дорога сворачивает направо. (Дорога сворачивала направо).  Кругом сияет осенняя красота. (Кругом сияла осенняя красота). В лесу поблёскивает паутина. (В лесу поблёскивала паутина). Время подходит к полудню. (Время подходило к полудню)

 3. Самостоятельная работа (в парах)

-Ребята, а сейчас работаем с текстом. Первый ряд –находит предложения с глаголами  прошедшего времени среднего рода, второй ряд- с глаголами прошедшего времени женского рода, третий ряд-с глаголами прошедшего времени множественного числа. Подчеркните предложения. Выделите окончания.

       Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.

VII. Итог урока. Рефлексия

         - О чём расскажете своим родителям?

Домашнее задание: написать несколько предложений на тему

                                 «Осень во дворах»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. »

Тема урока:»Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.»



Цель урока: развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять

Образовательные задачи:

развивать умение правильно писать окончания глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа;

совершенствовать умения делать синтаксический разбор

предложения

Развивающие задачи:

развивать познавательный интерес, мышление обучающихся;

развивать умения и способности обучающихся работать самостоятельно, в парах, с карточками;

Воспитательные задачи:

воспитывать толерантность – терпимость к чужому мнению, внимательное отношение к ответам своих товарищей;

воспитывать нравственные качества личности: ответственность, трудолюбие



Оборудование:

компьютер, мультимедиа-проектор, презентация PоwerPoint, карточки



Ход урока

I.Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал

Так, что время не теряем

И работать начинаем.


Учитель:. Ребята, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, ведь удача нам сегодня ой, как пригодится! Вы постарайтесь работать быстро, а самое главное дружно! Нас ждёт страна Глаголия ( Слайд1)


II. Орфографическая минутка.


Б…седа, б…ография, бле…ть, б…лото.

. Объясните написания орфограмм.

- Ребята, что объединяет эти слова?

-Определите букву, которую будем писать на минутке чистописания. Она находится в корне глагола и обозначает в нём непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая это буква?

- Лл · Лл ·

-Ребята, перед нами отрывок К.Ф.Рылеева «Смерть Ермака»

(чтение обучающимися) (Слайд2)

Ревела буря, дождь шумел;
Во мраке молнии
летали;
Бесперерывно гром
гремел,
И ветры в дебрях
бушевали.

- Какие образные средства использует автор?


- Какими словами автор передает состояние природы?

.

-Ребята, что объединяет эти слова?

- Докажите.

-А чем они различаются?

- Докажите.

- Ребята, сформулируйте тему нашего урока?

-Молодцы, мы продолжим сегодня работу над глаголами прошедшего времени .


III. Языковая разминка (Запись под диктовку и обозначение орфограмм.)

(Слайд 3)

Ревела буря, дождь шумел.


-Сделайте синтаксический разбор предложения.

Дайте характеристику предложению.

-Как соединяются простые предложения в сложном?

-А как ещё могут соединяться?

.- В каком времени употребляются глаголы? Почему?

-Какие признаки глаголов можно определить?

.

Учитель Ребята, а теперь прочитаем строки из стихотворения А.С.Пушкина. (Слайд 4)


Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало


-Расскажи о глаголах в этих строчках.

Учитель Почему? Докажите.

Сделайте вывод о глаголах прошедшего времени.

Вывод: Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание, в женском –а, в среднем –о.


IV. Наблюдение за глаголами во множественном числе.


Во мраке молнии летали,

И ветры в дебрях бушевали.


- Найдите и дайте характеристику глаголам в предложениях.

.

- Выделите и назовите окончание глаголов.

-Дополните вывод о глаголах прошедшего времени.

Вывод: Во множественном числе все глаголы имеют окончание -и, род глагола не определятся.

V.Физкультминутка.

Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп! Хлоп!
По коленкам – шлёп, шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Можем хлопнуть за спиной!
Хлопай перед собой!
Вправо можем! Влево можем!
И крест – накрест руки сложим!

VI. Закрепление.

1. Работа с учебником, стр. 63, упражнение 83.

- Прочитайте шуточные стихотворения. Как будете выполнять?

.-Выпишите глаголы, выделите окончания.

.- Объясните смысл фразеологизмов (Слайд5)

-Какой фразеологизм подходит к одному из этих отрывков.


Сложа руки.

Палец о палец не ударить.

По щучьему веленью.

Гнаться за двумя зайцами.


2. Работа с учебником, стр. 64, упражнение 84.

-Прочитайте . Как будете выполнять?

Стоит ясная погода. (Стояла ясная погода.) Автобус отъезжает от остановки. (Автобус отъезжал от остановки). Дорога сворачивает направо. (Дорога сворачивала направо). Кругом сияет осенняя красота. (Кругом сияла осенняя красота). В лесу поблёскивает паутина. (В лесу поблёскивала паутина). Время подходит к полудню. (Время подходило к полудню)

3. Самостоятельная работа (в парах)

-Ребята, а сейчас работаем с текстом. Первый ряд –находит предложения с глаголами прошедшего времени среднего рода, второй ряд- с глаголами прошедшего времени женского рода, третий ряд-с глаголами прошедшего времени множественного числа. Подчеркните предложения. Выделите окончания.

Стоял… раннее утро. Солнце освещал… верхушки высоких сосен. Длинные тени лежал… на песке. Лёгкая волна набегал… на берег. Море сверкал… в лучах солнца. На берегу сидел… белая чайка.

VII. Итог урока. Рефлексия

- О чём расскажете своим родителям?

Домашнее задание: написать несколько предложений на тему

«Осень во дворах»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Автор: Скворцова Елена Петровна

Дата: 02.10.2015

Номер свидетельства: 235746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "План урока русского языка по теме "Изменение глаголов прошедшего времени по родам""
    ["seo_title"] => string(96) "plan-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "256616"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448189834"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов прошедшего времени по родам" "
    ["seo_title"] => string(93) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "191925"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427384368"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Конспект урока по русскому языку по теме "Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam-i-chislam"
    ["file_id"] => string(6) "178785"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424879755"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока по русскому языку 3 класс. "Изменение глаголов прошедшего времени..." "
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-3-klass-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni"
    ["file_id"] => string(6) "141523"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418135848"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок русского языка "Изменение глаголов прошедшего времени по родам""
    ["seo_title"] => string(80) "urok-russkogho-iazyka-izmienieniie-ghlagholov-proshiedshiegho-vriemieni-po-rodam"
    ["file_id"] => string(6) "327669"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463477312"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства